Для оправления малой нужды и согласования дальнейших действий скатываюсь на обочину. Ведущий блестяще повторяет мой манёвр. Совет в Филях, совмещённый с омыванием колес длится недолго. Решаем съехать с трассы возле следующего по ходу движения шлагбаума. Явно наши – русские. Помечают въезды на полигон. До очередного шедевра советского военного зодчества оказалось до смешного близко, километра два. К нашей немеренной радости мы напоролись на один из постов регулирования движения на полигоне, отвечающий за пропуск прибывающих колонн и поимели тихое счастье не только лицезреть шлагбаум, но и побеседовать с рядовым от инфантерии. Других чинов обнаружено не было, поскольку господа офицеры изволили ещё с вечера убыть для приёма пищи, а может быть и чего покрепче и до се не вернулись. Боец был голоден и словоохотлив. За банку рыбных консервов и пачку галет он без лишних колебаний продал Родину, а именно: рассказал, что мы попали в искомое место, на полигон Хаймашкер; что учения уже начались и вроде бы была команда больше на территорию никого не впускать; что последняя колонна через его шлагбаум прошла вчера поздно вечером. Большего рассказать он не мог вследствие отсутствия пользующейся спросом информации. Никакие посулы не смогли подвигнуть воина на открытие страшной военной тайны – местоположения горы Юта. «Слышал, - говорит, - есть где-то тута, но точно не знаю. Езжайте дальше – может, кто подскажет». Впустить колонну через вверенный ему стратегический объект, несмотря на предлагаемую взятку в виде двух банок мясных консервов, боец категорически отказался. Мотивацию предъявил неубиенную: «Я слышал у вас, у лётчиков солдаты с офицерами почти, что «на ты». Не верится, конечно…Но то, что у нас в пехтуре офицеры с нами «на вы» - это сто процентов. Вызовут. Выпорют. Выкинут. За ваш проезд бить будут до демобы. Поэтому, не просите. Не пущу даже под пистолетом».
До пистолетов дело не дошло. К неописуемой радости гвардейца закрытую на замок преграду приступом брать не стали - объехали справа. Он для понта делал строгий вид, проявлял горячность и демонстративно записывал сломанным карандашом наши номера в рваную тетрадку. Но - мы ушли от погони!
Метров через пятьсот дорога, как таковая закончилась, дав начало тому, что называется танковой директрисой. Следы от гусениц сходились и расходились во всех мыслимых и не- направлениях, ныряли в овражки и овражищи, лезли через канавы и рытвины, лужи и маленькие озерки. Стоп, машина! Приплыли! Вылезли из кабин, разминаем члены, крутим головами, строим планы. В небе разрастается рёв авиационного двигателя. Военная самолетина проскакивает нас на бреющем и закручивает виражи над полигонными горушками. Гляжу на часы. Ровно восемь. Время нашей готовности. Скорее всего, это – разведчик погоды. Его появление подтверждает правильность выбранного нами вектора движения к горе Юта. Повеяло до боли родным, аэродромным. Колька говорит: «Если прилетел самолёт, значит, недалече есть группа руководства полётами. У группы есть связь, а следовательно и связисты. А уж с них мы не слезем, пока не узнаем, что делать дальше. Сейчас кого-нибудь найдём и спросим, где базируются представители летунов. Во! И искать не нужно. Сам скачет». Все взглянули в сторону указующего перста начальника колонны.
Из растущих слева вдоль дороги кустов, до которых – не более ста метров, нёсся в нашу сторону странный военный в чёрном комбезе, жестикулировал руками и что-то истошно орал. За тихим рокотом КрАЗов мы не расслышали начало монолога, но, когда задыхающийся от перенапряга офицер достиг расстояния, после которого смысл его воплей стал осознаваем – ужаснулись тяжести совершённого нами. С удаления в тридцать метров, пластаясь над местностью, он довёл до сведения стоящих перед ним педерастов, что он – командир танковой роты, расположенной на исходном рубеже атаки в уже упомянутых кустах. По мере приближения этого черного вестника мы узнали, что он нас ледей уроет гусеницами, если не освободим через две минуты направление главного удара, перекрытое шкрёбанными сараями, т. е. – нашей колонной. На дистанции в пять метров ротный всё ещё орал о десятиминутной готовности к атаке, но, внезапно, опознав в нас представителей ВВС, прозрел и понял полную бесперспективность своих аккустических потуг. В итоге, затормозив сапогами возле нас, горемычных, он уже почти миролюбиво попросил поскорее освободить ему дорогу к орденам, а заодно, и показал путь к руководству учениями, где встречал вчера таких же голубопогонных раздолбаев, как мы, только с большими звёздами. Одного пристального взгляда в сторону кустов было достаточно, чтобы понять – брат по оружию краски не сгущает. Десяток стволов танковых пушек стимулировал нас на немедленное отступление с чужого поля боя. Через три минуты единственным напоминанием о нашем пребывании здесь было медленно рассасывающееся облако солярной копоти.
Путь до места встречи с авиапредставителем был тернист и многотруден. Впервые в своей военной судьбе мне пришлось преодолевать сложности рельефа танковых путей на колесной технике, да ещё с многотонным прицепом. За час пути не раз зажмуркой съезжали, без надежды выбраться наверх, в наполненные грязной жижей овражки. Зажав в кулак свои первичные половые признаки, не видя ни чего, кроме кусочка неба над капотом, лезли в гору, почти физически ощущая остроту лезвия ножа, по которому брели босыми пятками. Но… И это прошло.
Спасибо танкисту – на случай непредвиденной задержки атаки, для прикрытия личного анального отверстия радировал своему руководству о мечущейся по полигону неопознанной колонне. Сообщение по цепочке достигло ПУ авиации, где о нас уже знали из информации ЦБУ ЮГВ и с изрядной долей тревоги ждали. Навстречу летучим голландцам, т.е. нам, был послан «эй, полковник», который, не допустив нашей погибели в аду полигонных директрис, осуществил перехват из передней полусферы.
Подскакав на зачуханном ГАЗ-69, раскалённый от праведного гнева полкан энергичным взмахом правой длани остановил колонну, жестом подозвал офицеров и, ни мало не сумняшеся, долго и со смаком испражнялся матерщиной на наши, слава Богу, уже не воспринимавшие негатива мозги. Остыв до состояния теплого назьма, он неожиданно членораздельно довёл до начальника колонны, что информация об имевшей место ночью при совершении марша аварии по двум независимым каналам (по моим догадкам – Борькиному и ВАИшному) стала доподлинно известна командованию ЮГВ и 36 ВА. Что по их прямому указанию нас с утра разыскивают вертолётчики. Что нас уже давно ожидает внушительных размеров мешок с деньдюлями. Но перед тем, как его развязать и распределить содержимое среди того заслуживающих, нам всё-таки придётся выполнить поставленную задачу. Затем вседержитель с нескрываемым ехидством поинтересовался, какой хрен занёс нас так далеко от места развёртывания. Наши пояснения и оправдания были встречены презрительным хмыканьем и полными недоверия репликами. Но, по мере ознакомления с представленным нами распоряжением по связи тон похрюкиваний и содержание реплик стали меняться в сторону тёплого спектра и, в конце концов, полкан выказал страшное удивление картографической безграмотностью операторов, отработавших документ, связавший в одно целое п. Хаймашкер и г. Юта. «Конечно, гора находится в районе полигона, - засвидетельствовал он, - но – несколько в стороне». На мой вопрос: «Насколько в стороне?», - стратег сколь ни будь конкретно не ответил. Кроме того, к нашей немалой, к тому же плохо скрываемой радости, не смотря на немалые потуги, полковник так и не смог найти пресловутую гору и показать её младшим офицерам–дурошлёпам на карте. На что его хватило, так это - передать на словах изменения, вернее уточнения к распоряжению. Вот они, слова вещуна, облажавшегося перед пацанами на ровном месте, высокопарные, но уже без опломба: «В общем, хрен с ней – этой горой Ютой! Выезжайте назад на восьмой маршрут, поворачивайте направо и выдвигайтесь в сторону Веспрема. На въезде в город вас будут ожидать наши представители. Вопрос согласован. Срыв встречи исключён. Но, паче чаяния, если ситуация выйдет из-под контроля, на въезде в город сворачивайте вправо и двигайте в гору. На ней и развернётесь. Если вопросов нет – свободны!»
Окрылённые относительной определённостью и надеждой на скорый и благополучный исход дела выскакиваем на «Восьмёрку» и жмём на все педали. Десять дня. Машин на трассе – сплошной поток. На водителях гимнастёрки, вкупе со штанами, взмокли от пота через четверть часа. Напряжёнка неимоверная. Не дай Бог кого задеть! Стараюсь держать минимальную дистанцию до Буха, чтобы мадьяры не вклинивались. Опасаюсь отстать. Незаметно въехали в Веспрем. В надежде лицезреть обещанных встречающих пялюсь во все глаза на правую обочину. Хрен угадал! Ни кого! Рандеву, по всей видимости, накрылось медным тазом. Настала, наконец, и наша пора всласть, правда заочно, оттянуться по поводу тупости главковерхов. Остается одно – самостоятельно искать правый поворот с крутым потягом в гору.
Ощупкой крадёмся по Веспрему. От неласковых взоров окружающего нас разноплемённого водительского народа, прибывшего в столицу курортного балатонского края с единой и неделимой целью - отдыхать, отдыхать и еще раз отдыхать, становится не по себе. В каждом из них немой вопрос: « Какого уха вы сюда припёрлись?» - и вполне улавливаемая насмешка. Ничего, всё стойко перенесём. И тяготы, и невзгоды. Но, нервы – на взводе. Что-то вправо – ни одного поворота. Пора бы, блин… Обстановка вокруг накаляется. Чуть зазеваешься под зелёный – забибикивают. Достать бы ПМ да садануть в воздух! Вот бы ближние поналожили в штаны! Да и дальние, тоже... Под впечатлением этого сколь сладостного, столь и пахучего миража следом за ведущим въезжаем на, судя по всему, центральную площадь с кольцевым движением. Машин – тьма, сплошной коровник. Одни мы на быках. Усталым, но зорким взглядом фиксирую, что на всех выездах с майдана висят «кирпичи» и только на первом повороте вправо – знак «Сквозное движение запрещено». И дорога - в гору. Самое то, что полкан прописал. Единственное сомнение, почему он говорил про въезд в город, а, на самом деле, поворот - в центре? Все сомнения отмёл решительный манёвр Буха. Он без сомнения энергично влетел на облюбованную мною улочку. Не раздумывая, я последовал за ним. Первые метры, пройденные за поворотом вернули мне способность сомневаться, а через несколько мгновений повергли в состояние близкое к нервному срыву. Мы въехали в старинную часть города и медленно поползли по вымощенной брусчаткой мостовой шириною не более габаритов КрАЗа! По бокам – полуметровые тротуары, а за ними – беспрерывные закоулки извивающихся домов-крепостей и всё это уползает вверх под углом в тридцать, как минимум, градусов! Чтобы не покатиться назад, на пару с татарчёнком врубаем первую пониженную и отдаёмся в руки фортуны. Движок надсадно ревёт, живьём выплёвывая соляру. Спереди – Колькин прицеп. Только бы не пошел в обратную. С отвращением нюхаем настобульбенивший за сутки выхлоп ведущего. Какая завеса за нами – смотреть некогда. Мысль уже не в башке, а в оставшемся от неё чугунке – одна, если по пути не будет места для разворота, то снимать с этой горы нас будут вертолётами или вывозить по частям. За такой подвиг – в Союз, за 24 часа… Тянем на последнем издыхании. Этот ад не может продолжаться бесконечно. Господи! Будь милостив! Помоги!
Как ни странно Он услышал! Нас – нигилистов и слегка циников, матерщинников и пофигистов, но никогда - богохульников! И бросил из преисподней прямо в рай. Спустя минуту мы через крепостные ворота въехали на площадь, равную которой по красоте я не встречал. Приведшая сюда дорога заканчивалась ста пятидесяти метровым обрывом, на урезе которого надменно стоял, переливаясь на солнце радугами своих старинных витражей, прекрасный Храм. Его островерхие крыши, увенчанные католическими крестами, бросали густые тени на роскошный парк, лежащий на вершине горы. Причудливые южные дерева в сочетании с аккуратно постриженным кустарником и затейливыми цветниками и клумбами довершали картину рая на Земле. Средневековые защитные стены и приспособленные под общепит казематы окаймляли восьмое чудо Света. В Храме и вокруг него кишел интернациональный людской муравейник, почему-то поверх обуви наряженный в бахилы. Эта несуразица невольно навеяла мысль о музейном статусе объекта нашего пребывания. Солидные депутации разноязычного племени туристов в сопровождении чревовещающих экскурсоводов основательно и без спешки похаживали туда - сюда под сводами костёла, с высоты птичьего полёта наслаждались пейзажами лежащего под горой Балатона, позировали и фотографировали себя, любимых, на фоне неописуемых красот. Казалось, ни какая сила, даже нечистая, не могла отвлечь их от созерцания древних свидетельств угрского бытия. Ой, ли…
Явление красной свитки на Сорочинской ярмарке не вызвало у простодушных малороссов такой живой реакции, которой удостоилось среди присутствующих на площади прибытие в музейный комплекс доблестных посланников Советской армии. Едва раздался призывный рык головного КрАЗа и в напоённом ароматом роз воздухе повисло дурно пахнущее сивое облако солярного смога, весь наличный народ, мал и велик, по неслышной команде невидимого режиссера повернулся в сторону прибывших и застыл с широко разинутыми от удивления ртами. Безмолвная толпа с неподдельным интересом внимала разыгрывающееся в райских кущах фантастическое действо и, судя по нейтральной реакции, не могла найти объяснения происходящему. Какие мысли витали под крышками черепных коробок добропорядочных граждан восточной и, даже, западной Европы при виде огне- или нет, скорее, дымо-дышащих монстров советской радиолокации о десяти колесах каждый, в считанные минуты наполнивших собой всё свободное пространство прекрасного, но, к несчастью, слишком маленького парка? Какие чувства раздирали их потрясённые действиями вероломных захватчиков души? Что представилось этим, вдруг брошенным из тишины и покоя в грохот и дым людям, когда из кабин громадных автомобилей на брусчатку площади, на которую веками не только не въезжала ни одна машина, но не ступал копытом и благородный скакун, попрыгали зачуханные, поросшие суточной щетиной вооруженные русские? Николай Васильевич Гоголь подобную картину изобразил в бессмертном «Ревизоре» под названием: «Немая сцена».
Временное замешательство застывшей поодаль настороженной толпы было нам донельзя кстати. Пока не прошел связанный с неопределённостью ситуации ступор народных масс, мы с Бухом быстренько обежали вокруг остатков колонны и с прискорбием пришли к неутешительному выводу: дорога закончилась – спереди обрыв, без ущерба окружающей среде развернуться невозможно, а ущерб может потянуть на дорого. Особенно, если не получить индульгенцию от местных властей на очевидную, но неизбежную потраву райских угодий.
По мере наполнения территории музея выхлопными дымами работающих дизелей окруживший нас народ стал оживляться и проявлять элементы любопытства. Наконец-то, до вояжёров дошло, что ни каких реальных угроз для них лично мы не привезли, что здесь, в сердце мадьярского курортного края оказались случайно, т.е. элементарно заблудились. С этого мгновения наш незапланированный визит воспринимался ими с радостью, как дополнительное, к тому же бесплатное приключение, возможность «на халяву» получить сверхплановые пикантные кадры в фотоотчет о круизе. Каждый отдыхающий считал за честь сфотографироваться на фоне колонны. Особый шик – сняться, сидя на машине. Рядом с бойцом – супер! Ко мне подойти опасаются, авторитет офицера - чрезвычайно высок. Фотографируют издалека. Пока Колька искал власть, я отбивался от нашествия фотофанов. В течении пятнадцати минут грозная боевая техника была похожа на пчелиный рой. Народ наседал, он был на, под и возле машин. Хорошо – не в! Натиск закончился внезапно. Хорошо жить в цивилизованном мире! Всего один полицай – и полный порядок! Два раза квакнул – отошли на нужную дистанцию. Сказал ещё пару ласковых – все разом занимаются осмотром достопримечательностей и поправляют бахилы, мы для них почти не существуем. Если, кто и косит глаза в нашу сторону, так это не мадьяр – иностранец. Наконец, Бух привел администрацию. Не очень ласковую, но разрешившую примять кустики-травку. Жаль, конечно, портить красоту, но пора и честь знать. Загостились мы у вас, однако. Прикинули к носу, как развернуться с минимальным ущербом – и за дело. Первым пошёл раскачивать «туды – сюды» маятник ведущий. Стою - гляжу, набираюсь опыта, подсказываю. Заодно жалею загубленную красоту. Аборигены и гости тоже жалеют. Только я про себя, молчком, а они – вслух, и, глядя на меня с концентрированным осуждением. Впервые порадовался тому, что в российских школах плохо учат иностранному. Сколько ранящей душу информации пролетело мимо! И, если в перспективе, возможно, красота спасёт Мир, то незнание уже спасает от излишних эмоциональных потрясений. Минут за десять повернули вспять первое тягло вкупе с прицепом. В процессе манёвра отломали глушитель на агрегате питания, ничего – отработаем на втором. Колька готов стартовать, стоит капотом под бугор, не вылезая из кабины, ждет отмашки. Теперь наша очередь покрутиться. Бедный татарчёнок! Не привычный к бенефисам, он на глазах у широкой международной общественности взмок до неприличия. Под явное неодобрение толпы катает КрАЗом по газону двенадцатитонную ППК. От страстного желания поскорее смыться, избегая вселенского позора, умудряется вписать разворот в семь минут. Ни чего не поломал. У себя, конечно. На раздавленные клумбы и помятые кусты смотреть больно, потому не смотрим. Дожидаться трогательных проводов с длинными речами – никакого резона. Дополнительный плевок в, и без того захарканную, душу. Рубикон перейдён, даю отмашку. Бух резво газанул с места, по-английски, не прощаясь. Следом – я. С не меньшей прытью и облегчением. Потом сочтёмся. Прощай безымянная гора.
Опять первая пониженная, но теперь включенная заранее, авансом. Если под уклон не удержат тормоза и кони понесут, то выход один – пока не раскатились, поскорее упереться бампером в стену ближайшего дома. Тьфу-тьфу, как бы не накаркать. Крутой спуск ограничивает обзор дороги за капотом. Головная машина идёт пошустрей, у них и прицеп полегче, и тормоза на нем – исправные. Дистанция растёт. Как бы не отстать. Бух скрывается за очередным поворотом. Совершенно не кстати, слева, из под арки дома, прямо под наши колеса выскакивает нареченная народом «Жучком» миниатюрная красная машинка и с испугу останавливается посреди дороги. Бьём по тормозам. Слава богу, встали! Нет, все-таки ползем. Растерявшийся водитель малолитражки, мужчина средних лет от неожиданности ни как не может адекватно оценить ситуацию. Он стоит, мы ползем. Он глядит, мы смотрим. Глаза аборигена медленно, по мере осознания текущего момента начинают вылезать из орбит. Кажется, что сейчас они выдавят лобовое стекло. И всё же вид нависшего над ним утёса, наконец, заставляет водителя консервной банки убраться восвояси, задним ходом юркнув под защиту древних стен. Отпускаем тормоза, покатились. Где ты капитан Бухов? Ау-у-у! Помятуя о «кирпичах», развешанных на выездах с площади, аккуратно выползаем из плена каменного лабиринта на простор. Притормаживаем. Вокруг гудки недовольных нашей медлительностью ассов автомобильного сообщества. Гуляйте ребята! Дайте оглядеться и решить, куда податься. Кольки поблизости нет, все-таки отстали, едрёна вошь. Из родного, близкого и хоть чуть-чуть знакомого на площади – указатель выезда на милый сердцу маршрут номер восемь, ведущий к дому. Решительно поворачиваем направо и, почихивая на всё, направляемся в обратный путь.
Солнце бьёт в затылок, жара угнетает, усталость трансформируется в остекленение, сознание нисходит до режима автопилота. Расслабуха уже не приходит, не в состоянии. Два полуживых существа в военной форме неспешно выкатываются из города. Одно из них – я. Пайка эмоций, схаванных за сутки с лишним, грозит психическим несварением. Утрата ведущего отнюдь не бодрит. Остались тет-а-тет с татарчёнком. Самое время узнать как его зовут. Назвался Наилем. «Давай, Наильчик, крути направо. На обочине полежим, покушаем, соснём». А там – видно будет. Или ишак подохнет, или Бух найдётся. Съехали, стоим. Достал из пайка по «братской могиле» и пачке галет. Пришло чувство голода - не ели со вчерашнего вечера. Мне хватило банки. Наилю такой рацион, что мёртвому припарка. Выдал ему добавку. После перловой каши с говядиной водила долго пил из фляжки, и как-то сразу, уронив голову на грудь, затих в тени автомобиля. Я прикорнул невдалеке. Провалился куда-то в полуобморок, полусон или полусмерть. Сколько и где носилась моя душа - не ведаю. Очнулся от нарастающего, знакомого до боли звука. Ещё не открыв глаз, понял, что на подъезде - ГАЗ-69, легковой «Козёл» для командиров Красной армии. В полусне выскочил на дорогу и увидел подъезжающий по встречной полосе заветный агрегат. «Братцы, стойте!» Старший машины, прапорщик, инспектор ВАИ, с нескрываемым интересом выслушал сокращённый вариант нашей саги и доложил, что ни кого из фигурантов рассказа на трассе не встречал. На вопрос о горе Юте пожал плечами и проинформировал о наличии километрах в семи отсюда почти одноимённой деревни Юташ, по проезде которой находится Центр боевой подготовки ЮГВ. В качестве личных соображений доверительно добавил, что за деревней, слева от дороги по пути к ЦБП, есть небольшой холм, на котором часто развёртывают локаторы, причём, всё больше мужики в авиационной форме. По мере осознания услышанного в душе утвердилась уверенность в том, что нам в аккурат туда и надо. Прошу показать дорогу. «Разворачивайтесь, мы – в Юташ». Развернулись на сто восемьдесят. Коптим за «Козлом». Впереди, во второй раз за день, манит греховными искусами беззаботный сибарит Веспрем. Но, нас дважды на кукиш не купишь. С пути не собьёшь. На въезде, следом за ВАИшкой уходим вправо. Не брехал хаймашкерский эй-полковник! Есть поворот. Но, насчёт встречающих обмишурился. Нет эскорта. Катим без. Справа – деревня Юташ. Прапор встаёт на обочину и сигналит нам: «Рулите дальше, не останавливаясь! Уже не заблудитесь!» Кричу в окно: «Спасибо, земляк!»
До КПМ – подать рукой. На ходу с пристальным интересом разглядываю территорию, прилегающую к дороге слева. Уж очень велика охота лицезреть легендарную гору. В моём воспалённом сознании Юта рисуется этаким заоблачным Монбланом или, по крайности, пиком Ленина. Жмём на всю железку. Время бежит вперегонки с километровыми столбами, а возвышенности, достойной нашей чрезвычайной миссии нет ни слева, ни справа. До самого горизонта. Гор–то вокруг - великое множество, но до них – не менее пятнадцати–двадцати верст. «Опять, - думаю, - напутали!»
Неожиданно дорога, как-то помельчала. И асфальт не тот, и разметка пожиже и ширина полотна поуже. Непрошенная, втихую, в голову закралась постыдная мысль о смене национальной принадлежности окружающего ландшафта. Неожиданным подтверждением правомерности такого умозаключения стало появление перед капотом шикарных раздвижных ворот с красными пятиконечными звёздами на полотнах и кованными вензелями – ЦБП ЮГВ. Слава тебе, Господи! Довёл до своих! Жаль только – всего двоих.
Отогнали боевую технику в сторонку, подальше от въездных красот. Не успел Наиль заглушить движок, глядь – в нашу сторону вприпрыжку скачет боец. «Приказано,- говорит,- не трогаясь с места, стоять и ждать представителя штаба ВА». И унёсся в обратную - наверное, доложить о прибытии высоких гостей. В ожидании руководства подкармливаю сухпайком водилу. Молодец, хороший аппетит нагулял. Поел? Ляг, придави на массу. Ещё не известно, что впереди светит. Явно не ордена.
А вот и очередной контролирующий и указующий перст из штаба. Интересно, почему их так не любит строевой народ? Так же, как рабочие конторских. Ментальность что ли иная? Или курвятся по мере профессионального роста? Бес их знает. Подошёл – ни здрасьте тебе, ни как здоровьице. Представился сразу матом. Не вслух, про себя отвечаю: «Очень приятно. А моя фамилия – Дырёв». Мужик минут пять говорил такое, что даже я, со своим не малым опытом общения на языке тамбовских дворов и улиц, половину не понял, но лейтмотив монолога уяснил. Оказывается из-за меня и таких, как я однопросветных ошманделков он, старший офицер, представитель штаба армии, целый подполковник вместо того, чтобы ещё в десять ноль-ноль вместе со всеми порядочными людьми вертолётом убыть на зимние квартиры в стольный град Будапешт, сидит здесь на вонючем полигоне, нас говнюков ожидаючи, и, теперь, опять же по нашей милости, ему придётся добираться своим ходом, тратя при этом драгоценную валюту, которую потом неизвестно вернут или нет, и нет нам ублюдкам прощенья. Мне думается, анекдот об офицере, владеющем тремя языками: русским – со словарём, командным – удовлетворительно и матерным – в совершенстве, - был списан с этого полиглота в лётном комбезе без знаков различия. В конце концов, на русско – командном (основы армейской субординации не допускают применение матерного снизу вверх) удалось довести до его высочества почему станция до сих пор не развёрнута, где остальная техника, куда мы прятались, когда нас искали вертолётчики и много ещё чего. По мере снятия напряжённости диалог перешел в стадию почти непринужденной беседы с возможностью задавать встречные вопросы. На первый из них: «Где располагается гора Юта?», - ответ был лёгок и элегантен: «Вы, что её не видели, когда проезжали мимо? Она – в трёх километрах отсюда, прямо у дороги». Моему удивлению не было границ.
Начерпав информации из нашего обильного и глубокого первоисточника и повторно наказав мне ни куда без него двигаться, старший офицер отбыл на консультацию с главковерхами. Наше ожидание было недолгим, и вскоре он вернулся в готовности от имени и по поручению начальника войск связи и РТО 36 ВА поставить задачу на продолжение трагикомедии. Нам вменялось при любых обстоятельствах, живым или мёртвым, с боем или без оного, занять гору! Юта и развернуть на ней дальномер П-35. В дальнейшем предписывалось поступить в распоряжение представителя штаба армии (уже знакомого нам лингвиста и полиглота) и по его указанию выполнить ответственное задание партии и правительства. Для оказания помощи в решении поставленной задачи вместо покоящегося в обрыве «Гуся» нам придаётся грузоподъёмный механизм, который ускоренным маршем выдвигается на гору Юта и уже находится в непосредственной близости от неё.
Не знаю, где на самом деле находился тот механизм, а вот Бух действительно внезапно во всей красе показался из-за близлежащей лесополосы, причём со стороны прямо противоположной направлению нашего с татарчёнком прибытия. История умалчивает, какой крюк довелось намотать на спидометр капитану. Не в том соль. Главное - рокот его мотора и радостный рёв воздушного сигнала возвестили, что в нашем полку прибыло и дела пошли на поправку. Своим появлением начальник колонны возродил, утраченную было, надежду на благоприятный исход экспедиции. Целоваться некогда. Колонна – вперёд! Во главе – подполковник, на руководящем «Козле». Теперь не блуданём.
И опять побежали навстречу километровые столбики. Смотрю внимательно, теперь уже направо. Два километра проехали. Где же ты, Юта? Всякая порядочная гора с дистанции в один километр обязана быть видна. Но, как поётся в популярной детской песенке, нет кита, нет кита, нет кита, не видно. Ох до чего ж, до чего ж, до чего ж обидно.
«Козёл» внезапно притормозил и съехал в колею, взбирающуюся на пригорок метров пятнадцати высотой. Так себе, от горшка – два вершка и не более того. На верху (не поворачивается язык произнести «на вершине») – два булыгана, тонн под двадцать каждый, да помельче до десятка. И всё… Неужели вот это - вожделенная Юта? Обидно, понимаешь. Чуть ли не до слёз. Разве это – гора? Но, судя по хозяйскому поведению красвоенлета, я понял, что мои предположения, увы, оправдались - мы на месте. А он, орёл, соколом взлетел на холм и, входя в роль Суворова, в распахнутом комбезе, с развевающимися на ветру остатками волос, сиплым гласом иерихонских труб призвал нас с Коляном под свои знамёна. Под знамёнами – хорошо, не загреметь бы «под панфары»!
Занимаем места на командной высоте. Я – леворучь, Бух – праворучь Верховного. Внимаем. «Ты, - говорит, - капитан, проведи-ка, пока не начали развёртывание станции, необходимые инструментальные промеры позиции, углы закрытия, там, ну и всё остальное прочее». Колька – колонновожатый, в локации – ни бум-бум. Кивает в мою сторону, как на технического директора проекта.
Эх, раззудись плечо, размахнись рука! Пришла пора блеснуть талантом! С бугра видимость на округу – мильён на мильён. Горизонт - как на ладони, прекрасно просматривается на все триста шестьдесят по часовой стрелке и на столько же – против. Сплошь по кругу загроможден горами. И не занюханными Ютами, а что ни на есть всамделишными! Расстояние до них, родимых, в аккурат – километров двадцать. Есть, правда, промеж гор разрывчик малый, но, так себе – градусов двадцать-двадцать пять. В этом секторочке самолётики увидим. А в остальном - углы закрытия не менее пяти градусов. А по ТТД максимально допустимые – сорок секунд. Пять помножим на шестьдесят и разделим на сорок, аккурат в семь с половиной раз реалии не соответствуют потребностям. Значит, за горами на малых высотах увидим большую фигу, в смысле ничего, а на средних – кое-что и ещё маленько. Позиция – явно ни в таранду, ни в красную армию. Выбрать такую даже по карте мог только идиот наподобие нашего, в лётном комбезе.
Делюсь своими скорбями с Верховным: «Товарищ подполковник! Разрешите доложить предварительные результаты анализа характеристик боевой позиции?» С высоты величия, сквозь зубы: «Шаю». «Товарищ подполковник! В результате визуального, без применения технических средств, осмотра местности можно с высокой степенью вероятности утверждать, что выбранная боевая позиция не соответствует предъявляемым требованиям и не позволит управлять летательными аппаратами на малых и средних высотах». «Эт-то почему?» «Из-за положительных углов закрытия, ориентировочно составляющих не менее пяти градусов». «И чем же они образуются, старлейт, когда до самых гор нет ни одного бугорка?» «Горами, товарищ подполковник, именно за ними мы ни чего и не увидим». Через мгновение я поперхнулся текстом своего доклада. Горло сдавил удушающий спазм, окружающее Мирозданье калейдоскопом замельтешило перед глазами. От фразы, услышанной мною из уст представителя! верхнего штаба картина происходящего в последние полтора суток стала приобретать признаки ирреальности. Вот она – фраза, в оригинале: «А кто тебе сказал, старлейт, что нам нужно видеть картинку за горами? Вся учебно-боевая работа ведётся в предгорье, до гор. Над ним и обеспечь устойчивое и непрерывное управление. И, вообще, твоё дело – развернуть РЛС и зафиксировать розу местных предметов, а что увидим – решать не тебе. Умник».
От обилия слов, которые захотелось донести до сознания старшего товарища в зобу дыханье спёрло. Не озвученные, готовые сорваться с кончика языка, слова хрипели и пенились на губах, щекотали нёбо и порождали раскаты внутреннего гомерического хохота, которые заполонили всё нутро до мозга костей и, прорываясь на волю через верхние дыхательные пути, колотились в подребёрье. Остолбеневший, я молча стоял, глядел на подполковника и последним усилием остатков воли не давал эмоциям выплеснуться наружу. И всё же, сказалось внутреннее напряжение последних суток. Мудры древние – в попе воду не удержишь. Смех прорвал оборону, причем, основательно и надолго. Он, как проточивший плотину тонкий ручеёк протиснулся на свободу и, размывая преграду, ломая и круша всё на своем пути, превратился в бурный поток. Пропустив сквозь стиснутые зубы первые смешинки, через несколько мгновений я громко хохотал, не замечая вокруг ни кого, кроме штабного, хохотал до боли в селезёнке, до икоты. Хохотал оттого, что единственный из присутствующих, понимал абсурдность сказанного им невзначай: «А кто тебе сказал, старлейт, что нам нужно видеть картинку за горами?» Вы, воеводы окаянные! Что же, не поглядев в святцы, бухнули в колокола! Погнали нас не подготовленных, не жравших, не пивших, не спавших, в ночь за полночь, не зная куда. Зачем рисковали нашими жизнями, здоровьем, благополучием близких? Зачем?
От того, что подпол мыслей читать не умел и не мог понимать причины моего дикого ржания, его вид становился всё более растерянным и, похоже, испуганным, что в свою очередь почему-то вызывало новые волны граничащего с истерикой смеха. В итоге - насмеялся вдоволь и от души. Минут через пять вместе с прекращением смехоизвержения внезапно пришло чувство очищения от физической и моральной скверны, которой с избытком вкусил со вчерашнего утра. Отошёл в сторонку. Посидел на набольшем камушке. Поостыл. Попил водички и, вполне успокоившись, вернулся к докладу. Ещё не отошедший от испуга и обескураженный подполковник, нутром чуя, что беспричинно люди так смеются только после сдвига по фазе, с безопасного расстояния осведомился о состоянии моей крыши, в смысле – не поехала ли? И - Остапа понесло. «Нет, - говорю, - моя – на месте, а вот у того, кто нас сюда прислал на месте головы – макитра. Иначе, как он мог послать на этот пригорок РЛС с дальностью обнаружения самолета-истребителя в триста семьдесят километров, станцию в технической документации которой чёрным по белому, для умных и дураков пропечатано, что она до двадцати километров ни чего видеть не должна? Послать с единственной целью - проверить, как она будет работать в местных предгориях т.е. в зафиксированной формуляром «мёртвой» зоне? Какую он должен окончить академию, чтобы удосужиться провести на карте окружность радиусом в двадцать километров и убедиться в абсолютной бесперспективности своей затеи. Как он мог послать в часть вместо боевого документа филькину грамоту в которой перепутан Божий дар с яичницей, а гора – с бугорком? Я или он эту «гору» передвинул на двадцать километров в сторону, не указав при этом её географических координат, а на выполнение задачи отвел двадцать два часа?» Риторические вопросы сыпались из меня, как из рога изобилия и, безответные, повисали в воздухе, накаляя и без того перегретую атмосферу. Бух из-за спины потерявшего грозный вид и совершенно не похожего на прежнего асса матерного слова подполковника, делал мне страшное лицо и жестами призывал не переходить грань, отделяющую профессиональные разногласия от откровенного скандала. Его усилия не остались втуне. Всевышний заметил капитанские эволюции и, в аккурат за мгновение до предполагаемого эмоционального взрыва, открыл перепускной клапан. К всеобщему и полному удовлетворению уставших от участия в локальном невооруженном конфликте сторон их внимание было переконцентрировано на показавшуюся со стороны посёлка Юташ автомобильную мини-колонну, что естественным путём привело к ослаблению напряженности на горе Юта.
Во главе колонны на лихом коне – индикаторной машине с такелажем на хвосте в полном соответствии с ночной договоренностью подгребал к боевой позиции белолицый и розовощекий Борька Колов. За ним следом пыхал солярным чадом приданный грузоподъёмный механизм - полный аналог утраченного нами «Гуся». За рулём – прапор из соседнего тёкёльского полкового уасу. Старший машины – целый помощник начальника узла по МТО. С учётом нашего горького опыта перестраховываются. Мы обожглись на молоке – они дуют на воду. Видно, велик по войскам связи резонанс от наших подвигов. По завершении кампании получим на всю катушку. Прибывающих встречаем, как родных, с распростёртыми объятиями. Хочется расспросить, как там – в части восприняли происшедшее, но – время в дефиците, да и посторонние уши ходят рядом.
Штабной не дремлет. Погоняет через уточнение задачи. «Вот, - говорит, - всё у вас теперь есть, давайте развертывать станцию. Снимем на кальку розу местных предметов и, с Богом, - по домам!» Предлагаю ему для существенного приближения благословенного времени старта в обратную сторону не навешивать верхнюю антенну, т.к. розу формирует только нижняя