Для затравки. Интересная статья.
Перевод авторский. Т.е. мой на скорую руку.
Дальний выстрел.
Морская артиллерия возвращается на надводные корабли для повышения боевой эффективности.
Билл Свитман, Миннеаполис.
Defense Technology International, сентябрь,2007.
Корабельные пушки похожи на авиационные тем, что их часто хоронили преждевременно. Когда гигантские линкоры класса Iowa ВМС США были списаны в 1992 году, казалось что эпоха 16-ти дюймовых пушек с их снарядами массой 1224кг закончилась навсегда.
Вероятно, успехи в корабельной артиллерии прекратились задолго до того, как на крейсер Des Moines установили 203мм АУ с высокой скорострельностью. 114-, 127- и 130-мм артустановки на многих современных боевых кораблях – все в той же общей категории – являются вторичным вооружением, основное наступательное и оборонительное вооружение – ракеты.
Но артиллерия вновь возвращается, поскольку роль надводного корабля вновь меняется. Одна из основных функций на неавиационных (так в источнике) НК заключается в поддержке десантовысадочных операций и сухопутных войск в прибрежных районах, в частности в начальных фазах операции до захвата аэродромов и портов. Морская пехота и воздушно-десантные войска могут использовать огневую поддержку НК, что позволит им оставить тяжелую артиллерию вне первой волны высадки.
Однако, современные корабельные АУ не стреляют достаточно далеко, чтобы обеспечить серьезную поддержку сухопутных войск. Одним из недавних примеров военно-морской операции, широко освещенной в первых заголовках газет, является обстрел эсминцем УРО USS Chafee (DDG-90) "более чем десятком" неуправляемых снарядов из 127мм АУ Мк 45 мод 2 позиций "Аль-Каиды" на севере Сомали в июне. Но это было почти незаметно – на предельной для Мк 45 дальности до 24км такая огневая поддержка практически бесполезна.
Теперь, ВМС США имеет две основные программы АУ. Идущая в течение многих лет, и не без проблем, разработка компанией Raytheon УАС EX171 ERGM, которая предназначена значительно расширить диапазон боевого применения Мк 45, устанавливенных на ЭМ УРО типа Arleigh Burke. Модифицированная АУ и вспомогательный РДТТ снаряда позволят достичь дальности более 117км, что позволяет им обстреливать цели на удалении на 70 км от береговой черты.
155-мм комплекс Advanced Gun System (AGS), создаваемый в рамках разработки эсминцев DDG - 1000, еще более амбициозен. Крупнейшие новые корабельные АУ, разрабатываемые после 2МВ, предназначены для обстрела УАСом long Range Land Attack Projectile (LRLAP) на дальностях до 150 км. Это почти в четыре раза дальше чем стреляли пушки линкора Айова и превосходит дальности, достигнутые немецкой "Парижской пушкой" в 1МВ.
ERGM началась как программа Texas Instruments в 1996 году с выходом на стадию опытного производства (СОП) в 2001. Программа в настоящее время выполняется по контракту с Raytheon, которые приобрел TI в 1997 году, с началом СОП не ранее 2011г. "Если это было бы так просто, все давно было бы сделано", – комментирует ситуацию руководитель программы от ВМС капитан Lee Bond.
ERGM это УАС с GPS/ИНС системой управления (СУ), ракетным двигателем, хвостовым стабилизатором и рулями в носовой части снаряда. Если первоначально предусматривалось использовать различные типы полезной нагрузки, в том числе кассетная БЧ и СПБЭ, то начиная с 2002 года и по настоящее время единственный вариант БЧ УАС – унитарный. Только две испытательные стрельбы из семи в 2005 г. рассматриваются как успешные. "Основная техническая проблема – разработка электронных компонентов, успешно выдерживающих ствольную перегрузку", – говорит капитан Lee Bond.
В 2004-06гг. ВМС изучали возможность альтернативного подхода – Ballistic Trajectory Extended Range Munition (BTERM – снаряд с баллистической траекторией повышенной дальности) от компании ATK. Но слишком большое количество неудач на опытных стрельбах послужило причиной для ВМС к отмене дальнейших работ по проекту, хотя работа еще продолжалась в 2006 году в рамках финансирования конгрессом. К тому же, корпорация Raytheon подготовила измененный проект ERGM, который предусматривал как технические так и идеологические изменения, а корпорация BAE Systems и НИИ ВМС проделали большую работу работали по достижению стабильности ствольной перегрузки пушки Мк45.
ВМС США также сократили количество НК – носителей ERGM, отказавшись от планов по оснащению ими 22-х КР УРО Ticonderoga. Теперь они будут использоваться только на последних 32-х ЭМ УРО класса Burke, начиная с DDG - 81 Winston S. Churchill, которые имеют новые пушки Мк 45 мод 4 с длиной ствола 62 калибра.
Усовершенствованный, хочется надеяться окончательно, УАС ERGM пройдет четыре серии демонстрационных испытательных стрельб (по нашему – МВПИ) в декабре 2007г. Каждая серии состоит из 20 выстрелов и закончится в сентябре 2008 г., открывая дорогу для опытного мелкосерийного производства. Последний этап испытаний – в составе арткомплекса с АУ Мк 45 мод 4 и СУ Мк 160 – включая корабельные стрельбы, начнется в 2010.
После чрезвычайных проблем с ERGM разработка УАС большего калибра для АУ AGS может показаться безрассудством. Однако капитан Lee Bond считает, что разработка снаряда для новой пушки в некоторых отношениях менее рискованна. СУ УАС имеет тот же размер, оставляя больше места для компоновки и защиты, к тому же новая 155мм пушка разрабатывалась главным подрядчиком BAE Systems с обеспечением плавного ускорения. Lockheed Martin отвечает за разработку LRLAP и первые стрельбы прототипом снаряда летом 2003 года были в значительной степени успешны с достижением дальности до 63 морских миль.
АУ AGS является радикально новой артсистемой, полностью цифровой, необитаемой, включающей роботизированный магазин на 300 УАС. Система предназначена для обеспечения скорострельности 10 выстрелов в минуту, с заряжанием АУ в вертикальном положении стрельбового модуля. Дизайн башни соответствует стилю стелс всего ЭМ DDG - 1000. Пока что LRLAP является единственным типом снаряда, который будет использоваться в AGS: для обеспечения УАСу меньшего времени на поиск спутникового сигнала GPS, ствол пушки имеет меньшую крутизну и глубину нарезов, чтобы обеспечить меньшую скорость вращения снаряда, поэтому способность стрелять неуправляемыми баллистическим снарядами из AGS была утрачена.
AGS и LRLAP прошли ряд успешных испытаний и первые АУ и УАС находятся в настоящее время в производстве. Следующие стрельбы должны быть проведены до середины 2009г. Программа разработке построена с учетом установки систем АУ на корабль в 2011г. В настоящее время два заложенных ЭМ DDG-1000 планируется спустить на воду в 2012 году с передачей флоту в 2013.
Главной особенностью обеих УАС – ERGM, LRLAP и AGS является MRSI (multiple rounds, simultaneous impact – «мультиудар» – одновременный подход к цели нескольких снарядов). С помощью перманентной корректировки высоты и угла траектории полета снарядов, время полета для каждого снаряда изменяется, что позволяет сформировать залп из 12 УАС на две АУ DDG - 1000 (по шесть снарядов на каждую установку), которые практически одновременно окажутся в районе цели. Вот почему капитан Бонд может сравнить эффективность одного DDG - 1000 с дивизионом КМП из 18 пушек. Как правило, одна из трех батарей батальона в любое время находится в движении, оставив 12 орудий на позиции стрельбы, но эти орудия не могут обеспечить мультиудара, эквивалентного двум АУ эсминца. На большем временном интервале, AGS имеет более высокий и устойчивый уровень воздействия на цель, чем сухопутная артиллерия.
Однако этот потенциал имеет существенно большую стоимость, что делает концепцию AGS и DDG - 1000 достаточно спорной. В долгосрочной эволюции проектирования корабля с DD - 21, через DD(X) и теперь уже DDG - 1000, водоизмещение было сокращено и возможности корабля урезаны для экономии средств. Изначально конструкция предусматривала магазин на 1200-1500 выстрелов, затем объем был первый раз сокращен до 920 единиц, а затем до нынешнего числа в 600 (то есть по 300 выстрелов на установку). С одной стороны, 600 снарядов это очень много, а с другой стороны, это только 30 мин. обстрела. По мнению аналитика Роберта Ворка (Robert Work) из базирующегося в Вашингтоне Центра стратегических и бюджетных оценок, ВМС разработала концепцию "бесконечного погреба", согласно которой артбоезапас DDG–1000s может пополняться поддонами с вертолетов, не оставляя боевого курса и не прекращая обстрела.
Даже с сокращением водоизмещения, DDG-1000 является крупнейшим надводным кораблем ВМС США с момента списания самого большого НК 1950-х годов – атомного крейсера USS Лонг Бич. И, как показывает практика, имеется противоречие между stealthy дизайн DDG-1000s и концепцией операций, связанной с использованием обычных, далеко не stealthy вертолетов. Кроме того, загрузка боеприпасами представляет собой опасность и сложность для любого вертолетов. Даже не учитывая массу поддонов и зарядов, перевозка полного боекомплекта LRLAP для эсминца составит 16 рейсов современного CH-53E, наибольшего морского вертолета США, или восемь рейсов на будущем CH-53K. Кроме того, парк CH-53E значительно перегружен, а CH-53K не вступит в строй до 2015г.
Ситуация осложняется еще и тем фактом, что на основе текущих планов DDG-1000 останутся относительно малочисленным классом. ВМС намерен адаптировать дизайн эсминца для крейсера CG-21, оптимизированного для ПВО/ПРО, с заменой двух АГС установками вертикального пуска ЗУР. В результате, вся программа AGS/LRLAP, вероятно, в конечном итоге составит максимум семь платформ (14 АУ).
В Европе основной упор делается на разработки усовершенствованных выстрелов для находящихся на вооружении 127-мм артсистем, поскольку Германия отказалась от планов по установке 155-мм калибра на своих новых фрегатах. Наиболее перспективные технологии в области военно-морских систем артподдержки реализуются в Италии фирмой Oto Melara, в программе разработки семейства управляемого артиллерийского вооружения Vulcano – подкалиберных боеприпасов большой дальности – как для артустановок собственной разработки, так и для систем семейства Мк-45. Подкалиберные УАС совершенной аэродинамической формы не несут столько же ВВ, как ERGM, но имеют большую дальность без дополнительного ракетного двигателя.
Фаза 1 программы Vulcano поддерживается ВМС Италии и Нидерландов, и, возможно, третьим покупателем – немецким военно-морским флотом.
Италия имеет 14 НК, оснащенных 127-мм 54-калиберными орудиями в составе двух эсминцев класса Durand de la Penne, фрегатов – восьми класса Maestrale и четырех класса Lupo. Десять новых итало/французских фрегатов типа Fremm получат новейшую 127мм АУ с длиной ствола 64-калибра повышенной дальности, которая имеет скорострельность 35 выстрелов/ мин.
Германия в последний момент также выбрала АУ 127/64 для ее четырех новых фрегатов F125 (плюс пятая артсистема для проведения наземных испытаний). Это решение было признано весьма значительным, поскольку означает конец амбициозным планам оснащения проекта F125 артиллерийскими системами «сухопутного» происхождения, в частности 155/52 гаубицей PzH 2000 разработки корпорации Krauss-Maffei Wegmann/ Rheinmetall или РСЗО типа GMLRS. В соответствии с источниками в германской промышленности, была недооценена сложность изменения и портирования этих систем наземного базирования с целью сделать их пригодными для морской среды.
В Нидерландах основой артподдержки с моря для Королевских ВМС Нидерландов являются 127/54 АУ разработки Ото Мелара, которые установлены на четырех новых фрегатах воздушного обороны и командования типа LCF. Согласно мнению государственного секретаря по оборонным закупкам, Cees van der Knaap, эти пушки сейчас приобретают такие дополнительные качества, что новое голландское правительство отменило запланированную покупку КР Tomahawk корпорации Raytheon для проекта LCF.
"Нидерланды совместно с Италией совершенствуют боеприпасы для этих пушек", - говорит ван дер Кнаап. "На первом этапе проекта Vulcano предполагает разработку неуправляемых снарядов с дальностью до 70 км. Эти боеприпасы будут готовы в следующем (2008) году". Разработка и закупка будет стоить Нидерландам 19 миллионов evro ($ 25 млн.), - говорит он.
Фаза 2 предполагает разработку боеприпасов с радиусом действия более 100 км, - говорит ван дер Кнаап, но примут ли участие в этом этапе разработки Голландия или Германия, или приобретут уже готовые УАС Vulcano, еще не решено.
Согласно источникам в Oto Melara, программа Vulcano нацелена на предоставление кораблям возможности с большой точностью поражать:
площадные цели с радиусом более 250 м (например, танковая рота или пункт управления);
точечные цели с радиусом около 100 метров (командный пункт бригады)
малоразмерные цели (радиус 10 метров и менее), например, бункеры или транспортные средства.
В этом режиме УАС Vulcano управляется СУ GPS/ИНС, контролирующей планирование через 60 с после выстрела, по достижении дальности 50 км и высоты в апогее 18 км. Система управления GPS/ИНС выводит снаряд на траекторию атаки цели из зенитных улов. Этап планирования длится, как правило, 140-230 с, непосредственно атака цели – 10с.
Oto Melara также планирует вариант Vulcano с инфракрасной ГСН для высокоточного поражения приоритетных береговых целей, а также борьбы с МЦ, включая высокоскоростные глиссирующие цели. В этой версии ГСН Vulcano начинает искать цель на высоте в 2500 метров. В обоих вариантах снаряд может нести боевую часть с ГПЭ.
ТТЗ на систему включает максимальную эффективную дальность 70 км для неуправляемых боеприпасов, 100 км для стрельбы из АУ 54 калибра и 120 км. – из пушки 64 калибра. Гарантируется КВО лучше, чем 20 метров. Полезная нагрузка рассчитана на доставку к цели 100 кг/мин в течение 1 - час. длительного периода, 200кг/мин в течение 3 - мин. период и 300кг/мин. за 10 с залп.
Идея Vulcano основывается на высоком аэродинамическом качестве без помощи ракетных двигателей. Дальность достигается за счет лучшей аэродинамики по сравнению с калиберным снарядом. УАС Vulcano будут совместимы с существующими системами подачи (хотя 127/54 Compatto установленная на голландских и итальянских НК потребует незначительных изменений).
Пока стрельбы показывают, что аэродинамическая форма снаряда и развитые крылья и рули Vulcano не создают аномальных волн давления и показывают "хорошую начальную скорость" в 1070 м/с. Дальность более 48 км, апогей на высоте 10500 метров на дальности 27,5 км были достигнуты с помощью УВН ствола 33,5 градуса. Во время продувки в аэродинамической трубе в Германии в 2006 показана оптимальность двух вариантов рулей, которые используются для контроля за снарядом на его конечном участке и проведен контроль срабатывания систем в реальных условиях.
Преимущество европейского подхода состоит в менее амбициозных целях, что дает больше шансов на успех, а также в том, что образец совместим с целым рядом будущих пушек, а ERGM ограничивается подгруппой одного класса НК.
В целом проектирование корабельных АУ остается эксклюзивной отраслью оборонной промышленности, доступной малому количеству развитых стран. Поддержание высоких технологий для корабельных пушек, вероятно, и впредь будет серьезно уменьшать национальные бюджеты.