С waronline:
ПВО Сирии в Ливане на 1982 г и её уничтожение.
Подробную информацию о составе сил и средств ПВО Сирии мы находим в книге «СССР в локальных войнах» (стр. 249-250). Российское издание.
Цитата:
«На наш взгляд, для всестороннего системного анализа применения отечественных сил и средств ПВО в локальных войнах и вооружённых конфликтах необходимо рассмотреть отдельные, наиболее характерные эпизоды пятой арабо-израильской войны. Актуальность такого подхода состоит в том, что в этом арабо-израильском конфликте непосредственно присутствовал советский военный компонент. Именно советские специалисты (на советской боевой технике) приняли непосредственное участие в разработке и планировании операции «Феда», направленной против израильской авиации.
... Передовая группировка (т.е. находившаяся в Ливане – О.Г.) ЗРВ по замыслу операции «Феда» состояла из трёх бригад однотипного состава, оснащённых ЗРК «Квадрат» (всего 15 дивизионов) и одной бригады смешанного состава (два дивизиона С-75М «Волга» и два дивизиона С-125М «Печора»). Дислокация группировки характеризовалась «плотным боевым порядком» протяжённостью 30 км по фронту и 28 км в глубину. Плотность огня на МВ (малых высотах – О.Г.) составляла от 3 до 5 стрельб в минуту. Радиолокационное обеспечение группировки осуществлялось в основном от автономных средств разведки дивизионов. Информация оповещения от вышестоящих КП ПВО запаздывала на 6-8 минут. Боевое управление огнём было организовано с командных пунктов бригад по радио- и радиорелейным каналам связи. При этом связь между зрдн (зенитно-ракетными дивизионами – О.Г.) отсутствовала.
В июне 1982 г. в сосав группировки дополнительно была включена зенитная ракетная бригада «Квадрат» в составе 5 дивизионов. Всего же в группировке на данный период насчитывалось 20 дивизионов с ЗРК «Квадрат», 2 дивизиона с ЗРК С-75М («Волга») и 2 дивизиона с ЗРК С-125М («Печора»).
Однако и такие внушительные силы не смогли противостоять израильской авиации. Подавляющее большинство зенитно-ракетных бригад было заранее «вскрыто» израильской разведкой и уничтожено уже в первые часы войны (точнее, в первые часы операции, начавшейся 09.06.82 – О.Г.). Остальные оказались неспособными вести эффективную стрельбу на уничтожение воздушных целей. У личного состава не было необходимого опыта, почти полностью отсутствовали знания о тактике авиации противника, не всегда в полной мере учитывались рекомендации советских военных специалистов, что, впрочем, было характерным для сирийской стороны в течении всего советско-сирийского сотрудничества.»
-- Ни слова о каких-либо израильских потерях от огня этих ЗРК ( для сравнения, далее в этой книге говорится о ЗРВ в Ливии и Ираке, и там есть данные о их победах). Плюс общий достаточно пессимистичный тон. Всё это говорит о том, что во-первых полный разгром системы ПВО имел место, а во-вторых заявленные победы сирийского ПВО (27-35 израильских ЛА) – не что иное как «липа».
К вышеприведенным данным можно добавить следующее:
• На 09.06.82 в Ливане было 19 ЗРК: 15 «Квадрат» (SA-6 Gainful), 2 С-75М (SA-2 Guideline) и 2 С-125М (SA-3 Goa). Ещё 5 «Квадрат», о которых сказано выше, на 09.06.82 не успели присоединиться к передовой группировке.
• Кроме группировки ЗРВ ПВО, войска Сирии располагали армейской ПВО, в т.ч. ЗРК «Стрела-1» (SA-9 Gaskin). ЗРК «Оса-АК» (SA-8 Gecko) были введены в Ливан в июле 1982г., а «Стрела-10» (SA-13 Gopher) - по-видимому только в 1983г.
Первые 3 ЗРК «Квадрат» Сирия ввела в Ливан 29.04.81, в ответ на уничтожение в предыдущий день двух своих Ми-8. Уже 30.04.81 ВВС Израиля были готовы ликвидировать их, но операцию отложили из-за плохой погоды. Затем операцию откладывали ещё и ещё – по политическим причинам (встреча Бегина с Садатом), затем из-за подготовки удара по реактору в Ираке (07.06.81). В июле 1981г. Израиль при посредничестве США заключил перемирие с палестинцами и удар по ЗРК мог его нарушить. Так что до июня 1982г. операция так и не была проведена.
Сирийцы тем временем усиливали группировку своих ЗРВ в Ливане. Как уже было сказано, к июню 1982г. группировка включала 19 ЗРК.
Операция по уничтожению крупной группировки ЗРВ, в ходе общего конфликта с Сирией (такую операцию ВВС планировали с момента окончания войны 1973г.), носила название «Арцав» («Журнал ВВС Израиля», №246, июнь 2002г., стр. 38-41).
Хронология «Арцав-19»:
• 08.06.82, в 13:30 - 4 вертолёта «Дефендер» уничтожили 2 сирийские РЛС П-15 в районе Дамур. Затем по остаткам РЛС нанесли удар штурмовики «Скайхок». («Журнал ВВС Израиля», №246, июнь 2002г., стр. 43).
• 09.06.82, 04:00 – завершилось совещание в штабе СВО, с участием министра обороны Ариэля Шарона и НГШ Рафаэля Эйтана. Принято решение нанести удар по всей системе ПВО Сирии в Ливане. Вариант ограничиться нанесением удара по 1-2 ЗРК, с целью оказать лишь психологическое давление на Сирию, был отвергнут («Огонь в небесах», стр. 257-258).
• 09.06.82, 13:30 – получено окончательное разрешение правительства на проведение операции.
• 09.06.82, 14:00 – начало операции.
• 09.06.82, 16:00 – прекращение операции. За 2 часа уничтожены 14 сирийских ЗРК (в т.ч. 11 «Квадрат»), ещё 3 повреждены (по «Огонь в небесах», стр. 259, из 19 атакованных ЗРК 15 полностью уничтожены, 3 повреждены).
• Ночь 09/10.06.82 – сирийцы вводят в Ливан дополнительные ЗРК (возможно, речь идёт о тех самых 5 дивизионах «Квадрат»).
• 10.06.82 – операция возобновляется. Удары наносятся как по ЗРК, не уничтоженным в прошлый день, так и по введённым ночью. 4 ЗРК уничтожены. Оставшиеся отведены сирийцами вглубь Ливана.
Официальная картина операции до сих пор не опубликована. Публикуются данные сирийской стороны, неподтверждённые данные западной прессы и лишь отдельные факты по израильским источникам ( «Крылья войны, крылья мира», стр. 362; «Небеса не граница», стр. 609-620; «Противоперегрузочный костюм», стр. 283-287; «50 лет превосходства в воздухе», стр. 148, 219-220):
• в начале операции Израиль использовал ложные цели «Шимшон» («Самсон»; в США - ADM-141 TALD - Tactical Air-Launched Decoy). 9 июня были сброшены десятки таких ложных целей. На экране РЛС они создают отметку полноразмерного самолёта. Сбивая эти ловушки, сирийцы вполне могли думать, что они сбивают реальные самолёты, поэтому их победные реляции в отношении ПВО могут быть не чистой ложью, а результатом этой ошибки (чего не скажешь о воздушных боях).
• Далее следовал удар по РЛС ЗРК противорадиолокационными ракетами (ПРЛР) AGM-78 «Стандард-АРМ» («Эгроф Саголь»). Около 20 «Фантомов» выпустили более 30 таких ракет («Журнал ВВС Израиля», №192, июнь 1993г., стр. 5).
• По РЛС были выпущены и несколько десятков ракет «Кахлилит» и «Керес» - ПРЛР наземного базирования, созданные на базе «Шрайк» и «Стандард» соответственно . В печати эти ракеты называли «Зеев» («Волк» на иврите), хотя «Зеев» - неуправляемая ракета малой дальности, использовавшаяся инженерными войсками АОИ («Журнал ВВС Израиля», №197, апрель 1994г., стр. 18-21).
• «Скайхоки», «Кфиры», «Фантомы» и F-16 наносили удары по «ослеплённым» ЗРК с использованием кассетных и обычных осколочно-фугасных бомб. Сброс бомб осуществлялся со средних высот, чтобы избежать потерь от огня ЗА и ПЗРК.
• Некоторые источники сообщают о применении авиацией более старых ПРЛР AGM-45 «Шрайк». В принципе это возможно, но может быть и так, что «Шрайк» спутаны с «Кахлилит», созданными на их базе.
• Не исключено использование УР AGM-65 «Маверик» и УАБ с ТВ наведением (GBU-8 HOBOS и AGM-62 «Вали»). Информация на этот счёт в израильских источниках отсутствует.
• По позициям ЗРК наносила удары и израильская артиллерия, в т.ч. РСЗО «Иври» (MAR-290).
• Широко использовались различные средства РЭБ и РЭП, как наземного, так и воздушного базирования. Кроме контейнеров РЭБ на боевых самолётах, применялись специализированные самолёты РЭП на базе «Боинг-707». По «Уроки современной войны» (стр. 192) аппаратуру РЭП несли и другие типы ЛА – вертолёты CH-53, самолёты IAI-202 «Арава».
• Перемещение мобильных ЗРК отслеживалось с помощью БПЛА.
После войны 1973г. вопросы борьбы с ЗРК, в первую очередь мобильными, занимали центральное место в подготовке ВВС Израиля. К тому же, все зенитные средства сирийской группировки были хорошо знакомы в Израиле, не только по противостоянию с ними в прошлом, но и по трофеям: С-75 захватывался в 1967г. и 1973г., С-125 и ПЗРК «Стрела-2» – в 1973г. (последний был даже поставлен на вооружение). ЗРК «Квадрат» в 1973г. по-видимому целиком захвачен не был, однако отдельные элементы комплекса попали в руки АОИ. В 1974г. в рамках ВВС было создано подразделение имитации систем ПВО противника с РЛС-наведением («Йехидат биюм ойев корен»), в распоряжении которого, в частности, имелся симулятор ЗРК С-75 и С-125 американского производства (построен фирмой «Дженерал Дайнемикс» после изучения захваченных АОИ С-75 и С-125), а также оригинальные советские РЛС П-12, П-18 и П-40 (также трофейные). Эскадрильи ВВС регулярно тренировались в атаках ЗРК противника, используя возможности этого подразделения («Журнал ВВС Израиля», №252, июнь 2003г., стр. 20-25). Другое подразделение, «Эгрофан», созданное в составе войск ПВО, занималось имитацией самоходных ЗРК («Бамахане hа-Шавуа», 27.06.03, стр. 5; сайт isayeret).
Интенсивные тренировки, новые системы и вооружение сделали своё дело. Потерь у Израиля в ходе разгрома сирийской ПВО в июне 1982г. не было.
Вот дополнительные сведения о некоторых потерях тех времен:
6 июня 1982г., 08:50 – в районе города Набатия в центральной части южного Ливана несколькими ракетами ПЗРК «Стрела-2» сбит штурмовик А-4 «Скайхок», бомбивший цели палестинцев в преддверии сухопутного наступления. Лётчик-резервист капитан Аhарон Ахиаз катапультировался и попал в плен к палестинцем. Он был перевезен из Южного Ливана в Бейрут и находился в плену 75 дней. По условиям эвакуации палестинцев из Бейрута Ахиаз был освобождён 20.08.82 («Журнал ВВС Израиля», №130, октябрь 1982г., стр. 7; «Небеса не граница», стр. 607).
-- Этот самолет был сбит в первый день войны при бомбежке палестинских боевиков, но не при атаке сирийской ПВО. В принципе, его можно засчитать как потерю ВВС Израиля в войне.
6 июня 1982г., вечер – в ходе вылета по эвакуации раненных из района Набатия огнём ПВО (по-видимому, зенитного орудия) сбит вертолёт «Анафа» (Белл-212, UH-1N «Ирокез»). 5 членов экипажа погибли: командир вертолёта майор Элиэзер Сион, второй пилот старший лейтенант Исраэль Шехтер, доктор капитан Стефан Ландес и два бойца поисково-спасательного подразделения ВВС 669, прапорщик («РАСАР») Герцль Келаи и сержант Девид-Яаков Торстон («Журнал ВВС Израиля», №246, июнь 2002г., стр. 44).
11 июня 1982г. – в ходе атак целей сирийцев к востоку от деревни Кефар Кук, огнём своих танков был повреждён и совершил вынужденную посадку вертолёт «Кобра» (экипаж - Нисан и Арье Луи). Лётчики были эвакуированы другой «Кобры» (экипаж - Моше Коэн и Таль Равив). При эвакуации лётчики подбитого вертолёта открыли крышки оружейного отсека второй «Кобры» (расположены с двух сторон носовой части фюзеляжа) и в ходе полёта к своим Нисан сидел на крышке с одной стороны, Арье - стоял с другой стороны. За подбитой «Коброй» прилетел транспортный вертолёт «Ясъур» (CH-53D). «Кобру» подцепили к «Ясъур» на внешнюю подвеску и он начал транспортировать её в Израиль на скорости 30 узлов. Над территорией Израиля лётчик «Ясъур» совершил ошибку – увеличил скорость до 50-70 узлов и «Кобра» начала раскачиваться, угрожая транспортному вертолёту. Бортмеханик «Ясъур» был вынужден сбросить «Кобру». Та упала с высоты 500 футов и разбилась («Журнал ВВС Израиля», №130, октябрь 1982г., стр. 23; №169, стр. 54-57; №186, июнь 1992г., стр.18-21; №232, февраль 2000г., стр. 29; «50 лет превосходства в воздухе», стр. 187).
11 июня 1982г. – в ходе атак сирийских танков Т-62 в районе между Эйн-Зхальта и шоссе Бейрут-Дамаск, огнём противника был повреждён и совершил вынужденную посадку (с высоты 50 футов) вертолёт «Дефендер» (экипаж – Х. и Г.). При этом сломалась хвостовая балка вертолёта, второй пилот Г. был ранен в живот и спину (танковый снаряд не попал в вертолёт, а ударил в скалу за ним; в «Дефендер» попало около 30 осколков). Прилетевший в район вертолёт «Сейфан» (Белл-206; экипаж – майор Ш. и старший лейтенант Д.) под тяжёлым огнём сирийцев эвакуировал лётчиков «Дефендера» («Журнал ВВС Израиля», №169, май 1989г., стр. 54-57; «Небеса не граница», стр. 633; «50 лет превосходства в воздухе», стр. 191). Судьба вертолёта неясна. Поскольку в итоговых сводках потерь «Дефендер» не значится, можно предположить, что он был эвакуирован и отремонтирован (например, «Журнал ВВС Израиля» (№146, июнь 1985г., стр. 6) сообщает, что за период 06-16.06.82 потеряно 2 Белл-212, 1 «Кобра» и 1 «Скайхок»).
Теперь о послевоенных потерях:
16 июня 1982г. – в ходе вылета по эвакуации раненных врезался в линию электропередач и разбился вертолёт «Анафа». Все 3 члена экипажа погибли: командир вертолёта майор Ори Бен-Шмуэль, второй пилот старший лейтенант Рон Масрер, бортмеханик сержант Арье Вильдер («Журнал ВВС Израиля», №246, июнь 2002г., стр. 45).
24 июля 1982г., 16:50 – в ходе поиска сирийского ЗРК «Оса» в долине Бекаа «Фантом» сбит двумя ЗУР, выпущенными ЗРК «Квадрат». Оба члена экипажа катапультировались. Штурман майор Аhарон Кац разбился – его парашют не раскрылся полностью и он погиб на месте от удара о землю. Лётчик, капитан Гиль Фогель, попал в плен. Фогель и останки Каца были возвращены в Израиль в 28.06.84г., в рамках договора с Сирией об обмене пленными (всего в Израиль в тот день были возвращены 3 пленных и 6 тел погибших) («Журнал ВВС Израиля», №141, июль 1984г., стр. 10-11, 14; №218, октябрь-ноябрь 1997г., стр. 24-30). По-видимому, сбитый «Фантом» являлся разведчиком F-4E(S) или RF-4E. По данным журнала “Air International” (январь 1999г., стр. 44) все 3 F-4E(S) оставались на вооружении и после 1982г., т.е. сбитый самолёт - RF-4E . Этот журнал также утверждает, что через некоторое время место падения этого самолёта было подвергнуто бомбардировке израильской авиацией и 11 советских специалистов, занимавшихся поиском среди обломков деталей секретной аппаратуры, погибли.
20 ноября 1983г., 14:30 – в ходе атаки самолётов ВВС на цели террористов к северу от шоссе Бейрут-Дамаск прямым попаданием зенитного снаряда сбит «Кфир С.2», пилотируемый командиром эскадрильи, подполковником Мики Лев. Самолёт был повреждён на расстоянии 15 миль от побережья и Мики пытался дотянуть до моря. Однако после отказа всех гидросистем «Кфир» потерял управление и лётчик был вынужден катапультироваться над южным Бейрутом, на высоте 4,500 футов. После приземления он был взят в плен солдатами ливанской армии и вечером того же дня передан Израилю. На вертолёте Мики доставили из Джунии в Израиль, в больницу Тель- h а-Шомер на осмотр, а уже в 2 часа ночи 20/21 ноября он был в своей эскадрилье («Журнал ВВС Израиля», №137, ноябрь 1983г., стр. 7-8; №141, июль 1984г., стр. 12; №225, декабрь 1998г., стр. 36-37; «Противоперегрузочный костюм», стр. 303-307).
21 сентября 1985г., после 14:00 – в ходе погони за террористами из организации «Амаль» к северу от Зоны Безопасности, в районе деревни Шихин, на земле выстрелом из гранатомёта М72 LAW был поражён вертолёт «Анафа». Экипаж, состоявший из командира Раанана Эльрана, второго пилота К. и бортмеханика С. не пострадал и покинул вертолёт. «Анафа» была поражена вновь и вновь, опрокинулась на бок и полностью сгорела. В 19:00 экипаж вертолёта и пехотинцы (в т.ч. генерал-майор Илан Биран), участвовавшие в погоне, вернулся на территорию Израиля. На следующий день с вертолёта были сняты приборы, а его остатки взорваны («Журнал ВВС Израиля», №188, октябрь 1992г., стр. 12-15; «Небеса не граница», стр. 636).
16 октября 1986г., 16:40 - в ходе атаки «Фантомов» 69-й эскадрильи («Молотки») на цели террористов в районе Сайды, один из самолётов потерпел аварию - сброшенные им бомбы взорвались в воздухе, в непосредственной близости от самолёта, из-за неисправности взрывателя одной из бомб. Экипаж катапультировался. Лётчик, майор Авирам, смог спрятаться в вади от разыскивавших его террористов, установить связь с прилетевшими вертолётами «Кобра», а затем и эвакуироваться, ухватившись за «лыжи» одной из «Кобр». Штурман, капитан Рон Арад, попал в плен к шиитской организации «Амаль» (а через два года – к «Хизбалла») и так и не вернулся в Израиль. С 1989г. о его судьбе нет подтверждённых сведений. Предполагается, что он находится в Иране («Журнал ВВС Израиля», №155, ноябрь 1986г., стр. 6-11; №160, сентябрь 1987г., стр. 26; №219, декабрь 1997г. - январь 1998г., стр. 72; «Противоперегрузочный костюм», стр. 315-324).
Это сообщение редактировалось 12.07.2008 в 22:52