[image]

166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия. Часть 4

 
1 2 3 4 5 6 7 34
GE Александр Леонов #30.06.2008 18:27
+
-
edit
 
ИБА авиация
Товарищи летчики и штурманы, инженеры и техники, ветераны ПВО и ВВС, а также дети и внуки ветеранов полка, любители авиации, откликнитесь!
Здесь расположен уголок памяти славного 166-го Гвардейского Краснознаменного штурмового, истребительного, истребительно-бомбардировочного и опять же истребительного авиационного полка, в/ч 10227!
И этот уголок всегда открыт для всех. Интересуют любые материалы и воспоминания, связанные с историей 166-го полка и его людьми и тех частей и людей, что его обслуживали, с городом Марнеули.


Предыдущие части и собранный материал всегда можно посмотреть здесь:
Часть 1: 166 Гвардейский иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия

Часть 2: 166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия, Часть 2

Часть 3: 166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия. Часть 3
   
Это сообщение редактировалось 01.07.2008 в 04:17
+
-
edit
 
Саша, у нас марнеульцев, можно сказать, здесь уже традиция сложилась, как ветку зачинать.
Ты уж подправь, пожалуйста, свой этот первый открывающий пост Части 4 (а заодно и последний свой пост в Части 3) под эту нашу традицию, коли уж закрыл преддыдущую часть и открыл новую часть ветки. А что там написать надоть, я тебе в личку сбросил
   
GE Александр Леонов #01.07.2008 04:14
+
-
edit
 
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

.Удалите аккаунт Взломан
Прикреплённые файлы:
house-group1.jpg (скачать) [299x400, 24 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 06.03.2017 в 11:06
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

.
   
Это сообщение редактировалось 30.08.2008 в 13:45
ruslans> Как обьяснили знающие люди САРВАН ЭТО МЕСТО ОСТАНОВКИ КАРАВАНА
ruslans> привал Каравана
Интересно, а каков маршрут этого караванного пути?
Насколько я знаю, ответвление от Великого шелкового пути на север было по маршруту вдоль Каспия через самый древний город на территории РФ Дербент в Дагистане
   
Это сообщение редактировалось 01.07.2008 в 16:01
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

.
   
Это сообщение редактировалось 30.08.2008 в 13:45
+
-
edit
 
Ежели мы говорим о Великом шелковом пути, то он шел на Константинополь много южнее Грузии. 1000 лет назад Тбилиси как такового и не было, Мцхета, имхо, не тянет на пункт конечного назначения шелкового пути
   
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

Удалите аккаунт
   
Это сообщение редактировалось 06.03.2017 в 11:25
ruslans> Один из наиболее функционируемых ветвей Великого Шелкового Пути в древние времена проходил через Китай и Индию в Среднюю Азию, затем по реке Узбай в Каспийское море, и дальше по реке Кура через территорию Албании (древнее государство на территории Азербайджанской Республики) в Иберию и Колхиду (территория теперешней Грузии), в область Черного моря и Малую Азию, где находился ряд греческих городов-государств.
Возможно и так, но как то сомнительно. Это лишний крюк, если посмотреть на карту. Не думаю, что это в древности не брали в расчет. Да и по горам на верблюдах как то несподручно шагать, разве что на осликах.
ruslans> Также существовала Степная ветвь Пути, ведущая через Волгу в южные русские степи и дальше - в Крым и Восточную Европу.
Этот маршрут как раз и шел через Дербент
ruslans> Если реально даже ответвления пути могли идти и 4ерез Марнеули но ве же более поздний путь и мог послужить названием из Ирана
Возможно, что когда основной путь стал опасным, были запасные маршруты через перевалы Кавказкого хребта опять же в направлении Тьмутаракани (тамани), Крыма и далее в Европу, но никак не в Колхиду.
   
+
-
edit
 
В эти июльские дни 65 лет назад началась Курско – Белгородская наступательная операция, более известная как Курская дуга. Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943 г. По своему ожесточению и упорству эта битва не имеет себе равных. Сокрушительный разгром гитлеровских войск на Курской дуге и последующий выход советских войск к Днепру завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

В этой битве наш полк, тогда еще 241-й штурмовой авиаполк, как и 291-я штурмовая авиадивизия принял самое активное участие. Полк базировался на аэродроме у села Плоское под Шумаково в шестидесяти километрах от линии фронта почти в центре Курского выступа. Именно отсюда начался боевой путь молодых летчиков, будущих Героев Советского Союза Пестрова, Стародубцева, Захарова и Зинченко. Это были по накалу одни из самых напряженных боев. Полк, как и дивизия, выполняя поставленные командованием задачи, несли большие потери.

Накануне 4 июля 1943 г. командующий 2-й Воздушной армией генерал Красовский отдал командиру 291-й дивизии полковнику Витруку приказ: на рассвете 5 июля нанести удары по неприятельским аэродромам Томаровка и Микояновка, по танковой подвижной группе «Кемпф», провести штурмовку на участке Трефиловка – Белгород, цель – аэродромы Томаровка, Микояновка (Белгородский р-н), Сухо-Солотино.
При нанесении бомбово-штурмового удара по аэродрому Томаровка отличился молодой летчик 241-го штурмового полка лейтенант Стародубцев Георгий Степанович. Он взорвал бомбосклад и поджег бензозаправщики.

291-я шад, 18 экипажей которой действовали по аэродрому Микояновка, серьезно пострадал. После внезапной атаки «мессершмиттов» истребители сопровождения из 737-го иап нарушили строй, оставив Илы из 241-го шап, по сути, на произвол судьбы. Продолжал прикрывать штурмовики только ведущий группы командир полка 737-го полка майор Н. И. Варчук, но его самоотверженные действия не спасли положения: в ожесточенном воздушном бою было сбито семь Ил-2.

Тяжелые испытания выпали на долю второй девятки под командованием капитана Авдеева. Первыми же атаками неприятель подбил все ведущее звено. Ведомые мл. лейтенанты Вавилин и Кондратович отстали и оба молодых пилота на свой аэродром не вернулись. Позднее их следы отыскались во фронтовых госпиталях. Подбитый самолет капитана Авдеева загорелся. Поспешившие на выручку командира лейтенанты Калачев и Сергеев помогли отбить наскоки «мессеров». Воспользовавшись поддержкой, Авдеев смог скольжением сбить пламя. Тогда «мессершмитты» сосредоточили все атаки на машине лейтенанта Сергеева. Вскоре стрелок «ила» был убит, а самолет, расстрелянный с минимальной дистанции, начал падать. Сергеев успел выброситься из обреченной машины на парашюте.
Немецкие истребители вновь атаковали ведущий Ил-2. Уже серьезно поврежденный до этого, он, не выдержав многочисленных попаданий, упал в районе Крапивное. Невероятно, но капитан Авдеев остался жив, вернувшись в полк на следующий день. До своего аэродрома Плоское добралось всего три Ил-2. Сильно поврежденный штурмовик лейтенанта Вазина приземлился на одно колесо.
Эффективно действовала 291-я шад, которой удалось затормозить продвижение 48-го немецкого тк. Успех группы 61-го шап был своевременно поддержан атаками 241-го и 617-го шап, которые не дали противнику развернуться в боевой порядок.
291-я штурмовая авиадивизия группами по 6—9 самолетов непрерывно наносили удары по танкам и мотопехоте противника на Обоянском направлении. Дешифрированием фотоснимков района Зыбино, Казацкое, Черкасское, Томаровка и Бутово было обнаружено до 100 сожженных и поврежденных автомашин и танков противника.

5 июля 1843г под Бутово 241-й и 61-й шап впервые во фронтовых условиях применили новые кумулятивные бомбы ПТАБ-2,5–1,5, разработанных И.А. Ларионовым. Так летчики лишь одной 291-й шад п-ка А.Н.Витрука 2-й ВА, применяя эти бомбы, уничтожили и вывели из строя в течение 5 июля до 30 немецких танков.

Используя ПТАБ и все остальное оружие штурмовика, летчики 291-й штурмовой авиационной дивизии только за первые пять дней Курской битвы уничтожили и повредили 422 вражеских танка.

6 июля 1943 штурмовка в районе Обоянь, Прохоровка.

7 июля 1943 г. две восьмерки штурмовиков 241-го шап атаковали колонну противника, движущуюся в составе около 400 танков, САУ и другой механизированной техники по дороге от Томаровка на Черкасское. Каждая группа штурмовиков сделала по два захода на цель, сбросив противотанковые бомбы с высоты 300-200 м. В результате удара было сожжено до 20 танков; движение колонны было нарушено, так как противник свернул с дороги и поспешил рассредоточиться в окружающих лесах и лощинах.

Летчики 241-го полка в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками массово проявляли героизм и отвагу. Так 10 июля 1943 младший лейтенант Вавилин А.М. повторил подвиг Гастелло, в районе Томаровки направил горящий штурмовик на механизированную колонну врага.

12 июля полкам 291-й штурмовой авиационной дивизии была поставлена задача: нанести сосредоточенный удар в районе Верхопенье, Березовка, Сырцево, Коровино. Утром штурмовики 291-й шад нанесли массированный удар, сбросили тысячи противотанковых бомб на боевые порядки танковых войск противника.
Затем на врага обрушился огонь советской артиллерии, после чего в атаку пошли наши танки. Началось знаменитое Прохоровское танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало до полутора тысяч танков и самоходных орудий. Штурмовики эшелонированными действиями поддерживали наземные войска, нанося удары по скоплению танков противника в районе Прохоровка, Грезное, совхоз Октябрьский, Мал. Маячки, Покровка, Яковлево.
В результате проведенного 241-м полком удара в районе Малые Маячки уничтожено было уничтожено четыре дзота, 8 вражеских танков, рассеяна группа до 40 машин, до 60 солдат противника и подавлен огонь двух артиллерийских батарей.

13 июля штурмовка в районе Казачье.

15 июля штурмовка в районе Зап. Сырцево.

18-19 июля штурмовка отступающей техники на дороге Дубрава – Бутово.

С 17 по 23 июля наши войска полностью восстановили положение, которое они занимали к 5 июля.

18 июля в 15.15 девятка илов 291 шап атаковала и уничтожила отходящую колонну машин с прицепами (всего 200-250 машин) в районе Меловое на дороге Дубрава - Бутово. Группа командиров 6-го тк 1-й танковой армии выразила восхищение результатами атаки специальной телеграммой в адрес авиаторов.

Летчики Ил-2 не ограничивались только лишь штурмовкой, нередко и сами контратаковали немецкие самолеты. Были зафиксированы многочисленные случаи, когда штурмовики не только уничтожали живую силу и технику противника, но и вступали в бой с истребителями.
В сводке командования 2-й Воздушной армии за 8 июля отмечалось, что, по докладам авиаторов, неприятель недосчитался до 25 «мессершмиттов», причем 10–12 машин сбили воздушные стрелки «ильюшиных».
Но и 291-я дивизия несла большие потери. Так к 11 июля безвозвратные потери матчасти трех штурмовых авиадивизий 2-й воздушной армии достигли 107 самолетов, а к 18 июля -138 Ил-2. Средний налет на одну боевую потерю Ил-2 составил 16-17 боевых вылетов.

В тяжелых боях под Курском 291-я дивизия выступила новатором развития тактики применения штурмовой авиации в массированных ударах, и которая была отработана на практике ценой больших потерь.
По предложению командира 291-й шад полковника Витрука часть истребителей сопровождения - группа непосредственного прикрытия стала летать в одном строю со штурмовиками, располагаясь, как правило, сзади (на 200-400 м) сбоку на одной высоте с Ил-2. Эта группа истребителей предназначалась для отражения атак немецких истребителей, направленных непосредственно против сопровождаемых "Илов" в течение всего времени полета и атаки целей последними.
Для более надежного обеспечения прикрываемых штурмовиков группа непосредственного прикрытия следовала отдельными парами и звеньями, расположенными вокруг прикрываемых самолетов. Именно эта группа истребителей прикрытия и вступала в схватку с немецкими "фоккерами" в момент, когда "ильюшины" выходили из атаки. Некоторые из них, наиболее опытные летчики-истребители, снижались даже ниже штурмовиков.
На фоне неба им было лучше видны "фоккеры". Это был опасный маневр, учитывая насыщенность боевых порядков немецких войск огневыми средствами ПВО, но его пришлось применять ввиду высокой эффективности.

Другая часть истребителей прикрытия - ударная группа - следовала над штурмовиками с превышением, обычно на 800-1000 м, сзади сбоку с сохранением зрительной связи с ними, имея задачей в любой момент вступить в бой с "мессершмиттами" и не допустить их к прикрываемой группе "Илов".
При приближении к району нанесения бомбоштурмового удара ударная группа истребителей прикрытия должна была выходить вперед, окаймлять район действий или выдвигаться в сторону вероятного появления противника, не теряя при этом из виду Ил-2 и группу непосредственного прикрытия.

Если позволяли наличные силы истребителей прикрытия, то формировалась группа резерва, которая, находясь по отношению к ударной группе и группе непосредственного прикрытия в стороне или сзади с превышением над ударной группой в 600-800 м, должна была при завязке боя ударной группой или группой непосредственного прикрытия своими внезапными атаками влиять на его исход. В состав этой группы включались только летчики с большим опытом - мастера воздушного боя.

Кроме этого, из состава группы штурмовиков выделялась пара Ил-2, которая шла с превышением над основной группой и в случае сковывания наших истребителей брала прикрытие всей группы на себя, ведя активный бой с истребителями противника. Естественно, что такая задача поручалась лишь летчикам-штурмовикам с отличной летной и стрелковой подготовкой.
С целью обеспечения свободы действий истребительных групп прикрытия, считалось целесообразным в каждой группе назначать своего командира с самостоятельными правами.

При таком построении группы истребителей сопровождения и штурмовиков немецким летчикам стало практически сложно добиться сколько-нибудь заметного успеха. Потери в 291-й шад пошли на убыль, а предложенная тактика взаимодействия Ил-2 и истребителей получила широкое распространение и в других воздушных армиях.
Как следует из документов, наиболее успешно и с большой нагрузкой выполняла задания 291-я шад, возглавляемая полковником А. Н. Витруком.
Штаб 2-й воздушной армии отмечал: «Эффективность бомбоштурмовых ударов также значительно выше других соединений. Достоинства этой дивизии нужно отнести за счет лучшей организации, подготовки к боевым вылетам и более высокой боевой выучки летного состава»

21 июля в сообщении Совинформбюро о действиях наших войск на белгородском направлении было отмечено, что «группа летчиков-штурмовиков под командованием тов. Витрука нанесла сильный удар по скоплению войск противника. Наши летчики уничтожили до 200 немецких автомашин с войсками и грузами.
 
   
Это сообщение редактировалось 06.07.2008 в 02:32
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

.
   
Это сообщение редактировалось 17.08.2008 в 02:16

Roma

новичок
Здраствуйте, по поводу "Сарван" честно говоря там в Грузии каждое место называють по разному, Кизладжило как то называють по другому, вообшем думаю что без полезно это рассуждать, потому что точно не кто не знаеть я у многих спрашивал и у всех разные версии.
Предлагаю продолжить тему на счет поездки в Грузии.А по поводу товариша из Грузии который так сердился (имя боюсь не правильно написать поэтому не пишу, а то еше снова проблемы начнутся), думаю что уже прошло, Грузинский народ гостепреимный народ, по крайней мере мы там жили и знаем это. А по поводу армии, думаю что все те кто участвуют в этом форуме уже свое отслужили, им теперь воспоминания об этой службе и с этой целью хотим туда поехать.
   

Roma

новичок
Участникам этого форума!!! одна просьба.
Я давно ищу семью Карповых. Кому что известно об этой семье прошу меня проинформировать.
   
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

.
   
Это сообщение редактировалось 17.08.2008 в 02:17
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

.
   
Это сообщение редактировалось 17.08.2008 в 02:17
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

.
   
Это сообщение редактировалось 17.08.2008 в 02:17
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

Продукция Завода в Тбилиси
но Су 17 нет в рекламке
Прикреплённые файлы:
 
   
+
-
edit
 
А почему на некоторых типах советского периода не стоят звезды?
   
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

.
   
Это сообщение редактировалось 30.08.2008 в 13:46
+
-
edit
 

AS-1958

новичок
Су-17 делал КНААПО г. Комсомольск на Амуре. Мы там переучивались в 1983 г. май-июнь.
   
+
-
edit
 
Владимир Садовенко прислал еще пакет интересных фотографий!
Огромное спасибо, Володя, и наша общая признательность!

1. Техники двухгодичники с командованием полка, в центре полковник Журавлев, слева - инженер полка подполковник Гусев, справа комэск 3 - подполковник Михно

2. Третья зона, СУ17 уже готовятся к передаче
Прикреплённые файлы:
 
   
Это сообщение редактировалось 10.07.2008 в 01:58
+
-
edit
 
3. 3-я зона и залетный СУ-27 на переднем плане
4. Домик ПДС и хребет Лалвар на заднем плане
Прикреплённые файлы:
 
   
Это сообщение редактировалось 10.07.2008 в 02:02
+
-
edit
 
5. Су-27 залетный и на заднем плане городок, вид со стоянки третьей зоны

6. Первые по второму кругу СУ-15ТМ в третьей эскадрилье, сзади №27. На самолете Виктор Радакин, Андрей Сахаров, Олег Кокаев, Олег Руденко. Сзади еще стоят СУ17
Прикреплённые файлы:
 
   
Это сообщение редактировалось 10.07.2008 в 02:05
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 
7 и 8. Лейтенанты 3-й эскадрильи, в основном техники
Прикреплённые файлы:
 
   
1 2 3 4 5 6 7 34

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru