Купить тайну можно, разгадать нелегко
Как же удалось Ефремову сделать такую систему, да еще и на американские деньги?
Вопрос, конечно, очень интересный.
Понятно, что своих денег у НПО "Антей", как и у сотрудничающего с ним министерства обороны России, достаточно долго не было. Ни на своевременную выплату зарплаты работникам, ни тем более на создание нового оружия. А что делать с научно-техническими идеями? Их, как известно, задушить нельзя. Да и потребности российской армии ХХI века, как понимали на фирме, требуют от военных конструкторов жить не только сегодняшним днем, но и заглядывать далеко вперед от нынешнего уровня развития боевой техники. Предугадывать то, что "временем закрыто". А есть на это в родном отечестве финансовые возможности или нет, никого, в принципе, не волнует.
Придет время, и тебя спросят: почему у них это есть, а у нас нет? Оправдываться, что не было денег, бессмысленно и для серьезных людей неприлично. Никто не мешает тебе их искать и находить. Хоть из-под земли.
Ефремов нашел.
Он предложил родному министерству обороны, госкомпании "Росвооружение" (так тогда назывался «Рособоронэкспорт») и правительству России продать американцам свой зенитно-ракетный комплекс С-300В, за которым уже много лет безуспешно гоняется ЦРУ и без досконального изучения которого американской фирме "Рейтион", модернизирующей систему ПВО "Пэтриот", никогда не добиться тех целей, которые ставит перед ее разработчиками Пентагон.
Что ответили Ефремову на это предложение в высоких генеральских кабинетах, объяснять, думаю, не надо. Характерный жест пальцем у виска был в данной ситуации самой безобидной реакцией.
Наши "мастера дезинформации" в те дни проводили специальную операцию - "втюхивали" американцам через Белоруссию с большой помпой и скандалом, поднятым в печати по поводу "тайной продажи Минском секретов Москвы", очень старый комплекс ПВО страны С-300ПМУ, который создали на конкурирующей тогда с "Антеем" фирме НПО "Алмаз" под руководством академика Бориса Бункина.
С-300ПМУ мог стрелять только по самолетам. Да и то белорусы продавали не весь комплекс, а несколько полуразграбленных кабин управления, привезенных с полигона Эмба, где над ними к тому времени крепок «поработали» казахские скотоводы, пытавшиеся поживиться цветным и драгоценным металлом. Поживились они там на славу, но шум, поднятый в печати, это обстоятельство обходил молчанием.
Четыре дивизиона более современного варианта этой системы С-300ПМУ1 закупил у России Китай. Появилась надежда, что контракт будет продолжен. Пекин начинал разворачивать систему противовоздушной обороны своей страны. Специалистам было понятно, что ему понадобятся еще не один десяток комплексов С-300ПМУ1. Это новые финансовые вливания в оборонную промышленность. И не только в промышленность. А контракт с американцами по С-300В мог надолго отодвинуть такую перспективу.
Сразу возникал непростой вопрос: почему Пентагон покупает одну систему, а Народно-освободительная армия другую? Неужели в Поднебесной обманулись? Эти вопросы были очевидными. Более того, С-300В подстраховывает противовоздушную и противоракетную оборону Москвы, говорили Ефремову генералы. Мы не можем рисковать ее секретами. Предоставлять их для изучения пусть теперь и не противнику, но не внушающему полного доверия, так называемому, "заклятому партнеру", невозможно.
Генеральный конструктор доказывал, что алгоритм управления ракетами С-300В никому не разгадать и за десять лет. А за это время у нас появится уже другая, более мощная и эффективная система. Что без продажи на экспорт его комплекса у нас, в конце концов, не только не будет нового противоракетного оружия, но и погибнет единственная фирма, которая его делает - НПО "Антей", а с ней и екатеринбургский КБ "Новатор", серийные заводы, смежники...
Большие начальники разводили руками:
- Что делать?! У нашего оборонного комплекса еще советские, чрезвычайно избыточные мощности. Выживет то, что выживет. Остальное может и должно умереть. Сейчас или через какое-то время.
У Ефремова не было времени на подобные ожидания. И он решился на неординарный поступок. К примеру, на самый настоящий шантаж.
По его просьбе в кабинет одного ну очень большого начальника пришел ну очень скандальный председатель одного из комитетов Государственной думы (фамилии называть не буду). Разговор получился крайне острым: или подпись на разрешении продать С-300В американцам, или с трибуны Думы ставится вопрос об отставке чиновника по таким-то и таким основаниям...
Подпись на документе появилась.
Потом Ефремова тоже обвиняли в "продаже супостату секретов родины", в "предательстве"... ФСБ даже заводило уголовное дело по этому поводу. В одной из центральных газет появился рассказ, о том, как, оголяя боевые позиции в Подмосковье, тайно вывозили за рубеж ефремовские ракеты...
На самом деле все было достаточно открыто и официально.
Увозили С-300В с серийного завода, где собирают систему. При этом присутствовали, как и положено, представители ФСБ, других режимных органов, специалисты "Росвооружения". Продали американцам не дивизион, а только две батареи (РЛС кругового обзора, командный пост, по две пусковые установки и "Гигантов", и "Гладиаторов". Но не 144 ракеты, как положено по боезапасу, а только 23). Все за 90 миллионов долларов.
Правда, американцы перечислили НПО "Антей" тогда только половину от этой суммы. Между Пентагоном и "Росвооружением" продолжилась какая-то непонятная фирме игра. Не исключено, что опять с участием разведок. Той и другой стороны.
По крайней мере, радиолокационную станцию секторного обзора, а она составляет сердцевину противоракетной системы С-300В, "Росвооружение" американцам не отправило. Но это уже Ефремова не касается.
Ему хватило полученных денег, чтобы довести до ума "Антей-2500". Он уже испытан и находится в полной боевой готовности.
Это сообщение редактировалось 27.08.2008 в 03:33