[image]

"Водородная" авиация - летающие стенды и нереализованные проекты

Теги:авиация
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Экспериментальный Ту-155 (для отработки ТРД на водороде и метане) довольно широко известен.
А было ли - у нас и за рубежом - еще что-то на эту тему?

В статье о Ту-160 в Попмехе с удивлением вижу:

"Ту-160В должен был работать на уникальной силовой установке с реактивными двигателями на жидком водороде."

- это что за прожект? Когда, где, до какой степени реалистичен/утопичен?
   2.0.0.82.0.0.8
+
-
edit
 

bashmak

аксакал

Может это журналистский микс? На 160 стоят движки НК. И НК работает над движком на водороде - смешали и получили %)
   

Vale

Сальсолёт
★☆
У водорода слишком низкая плотность для использования в роли авиатоплива. Кроме разве специально спроектированных сильно дозвуковых машин.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
bashmak> Может это журналистский микс? На 160 стоят движки НК. И НК работает над движком на водороде - смешали и получили %)

Не, не похоже на микс... вот чего нагуглилось:



Вслед за экспериментальным самолетом Ту-155 в работах ОКБ А.Н. Туполева появилась тема Ту-156, предусматривавшая создание на базе Ту-154Б и Ту-154М грузовых и пассажирских самолетов с силовой установкой на СПГ. Аналогичные проекты были подготовлены на основе новых туполевских самолетов: Ту-204/214 (Ту-204К), Ту-334 (Ту-334К), Ту-204-330 (Ту-330К), Ту-130 (Ту-130СПГ).

В ОКБ А.Н. Туполева в 70-е и 80-е годы прорабатывались и другие проекты летательных аппаратов на альтернативных видах топлива. Существовало несколько проектов Ту-160 и Ту-144 на жидком водороде - Ту-160В и Ту-144В. Жидкий водород предполагалось использовать в качестве топлива в двигателях гиперзвукового ударного самолета "360", работы над которыми велись в ОКБ А.Н. Туполева в 80-е годы. Жидкий водород использовался как основной вид топлива в проекте воздушно-космического самолета Ту-2000, старт и посадка которого должны были производиться по-самолетному.
 


Даже 144-й хотели пытать, о как :)
Интересно, что за сверхзвуковые водородные движки думались (если думались)?
   2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Vale> У водорода слишком низкая плотность для использования в роли авиатоплива.

А я всё гадал - кто первым придёт сказать банальность? :F

Не в обиду будь сказано, но вряд ли это кому-то непонятно :) По крайней мере, когда речь идёт об "обычных" самолётах.

Vale> Кроме разве специально спроектированных сильно дозвуковых машин.

C точностью до наоборот :)
   2.0.0.82.0.0.8
Это сообщение редактировалось 23.09.2008 в 01:25
CZ D.Vinitski #23.09.2008 01:21
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
☠☠☠
Это - реальность

First Flight of Manned Hydrogen-Powered Airplane in History

First Flight of Manned Hydrogen-Powered Airplane in History

Today Boeing has announced the first hydrogen-powered manned flight in aviation history. The aircraft climbed to 3,300 feet over Madrid, Spain, using only electricity and probably several bottles of yummylicious Ribera del Duero wine and Iberian Pata Negra ham rations. We talked briefly with Francisco Escartí, Managing Director of Boeing Research & Technology Europe in Madrid: // gizmodo.com
 


А это - мЯчты :)

US Patent 7117663 - Air breathing, hydrogen fueled jet engine for high speed aircraft

Liquid hydrogen fueled aircraft - The Boeing Company

Complete Patent Searching Database and Patent Data Analytics Services. // www.freepatentsonline.com
 


http://www.triplepundit.com/a2 takeoff.jpg [not image]
   

Tico

модератор
★★☆
А экономичность? Под всеми этими водородными лайнерами неявно подразумевается, что стоить билет на них будет так же дёшево, как сегодня. Пока что основы водородной экономики не заложены, нефть слишком дёшева а водород слишком дорог. Кроме того, производство, эксплуатация, обслуживание - всё это ТОЖЕ требует энергии, дешёвой и доступной.

Кстати, открыл общую тему: Авиация и воздушный транспорт в постнефтяную эпоху
   6.06.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Цена самого водорода - полная фигня по сравнению с проблемами хранения, особенно для авиации.
Как там у Переслегина - "При полном господстве противника в воздухе для флота мины проходят по категории <<Прочие проблемы>>"

В Губанове, что ли, приводится цифирь, что в начале 80-х в Штатах цена водорода была сравнима с бензином.
   2.0.0.82.0.0.8

au

   
★★☆
В целом непонятен смысл водорода. Понятен был бы метан, если по рыночной цене выгоднее керосина, или если метан свой. Производство водорода требует энергии, поэтому все экологические плюсы становятся минусами. Вся гидро и атомная уже используется и без водорода. А ради экологии жечь лишний уголь чтобы водород доставать — бессмысленно. По затратам на конструктив машины и логистику жидкое топливо несравненно лучше, вся инфраструктура уже построена и отработана. На нынешние и будущие штучные скрэмджеты хватит и побочного водорода из химических производств. Зачем же оно надо?
   6.06.0

Balancer

администратор
★★★★★
Vale> Кроме разве специально спроектированных сильно дозвуковых машин.

Водород - единственное, вроде бы, топливо, для которого добились сверхзвукового горения :) Т.е. ГПВРД планировали делать именно на водороде.
   
RU Balancer #23.09.2008 11:39  @D.Vinitski#23.09.2008 01:21
+
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
D.Vinitski> First Flight of Manned Hydrogen-Powered Airplane in History

Врут и не покраснеют :) Уточнять надо, что не first hydrogen-powered, а first fuel cell powered :)
   

Balancer

администратор
★★★★★
au> В целом непонятен смысл водорода. Понятен был бы метан

На перспективу. Метан тоже может кончиться. А вот водорода у нас - весь мировой океан :)

...

Ну и, как я уже упоминал, у водорода и свои бонусы есть. Типа сверхзвукового горения.
   

Tico

модератор
★★☆
Всё упирается в цену и эффективность. Пока что на том бензиновом эквиваленте, который требуется для выработки водорода для километра пробега, можно проехать три километра. Пока это не будет сломлено водородная индустрия не поднимется.
   6.06.0
+
-
edit
 

digger

аксакал

Углерод кончится не может, его обратно возвращают растения. В теме про ядерную энергетику есть французский проект на 10000 лет вперед, они утверждают что уран кончится через 40 лет после нефти, а термояда не будет. При таком раскладе проще вывести траву, которая качает через себя воздух вентилятором и выдает нефть, чем обеспечить достаточно энергии от Солнца.
   6.06.0

Tico

модератор
★★☆
digger> В теме про ядерную энергетику есть французский проект на 10000 лет вперед.

Где именно, ссылку можно? Что-то я сомневаюсь в эффективности этого процесса.
   6.06.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Tico> Всё упирается в цену и эффективность. Пока что на том бензиновом эквиваленте, который требуется для выработки водорода для километра пробега, можно проехать три километра. Пока это не будет сломлено водородная индустрия не поднимется.

Самая большая проблема - это хранение. Это проблема даже для авто, куды там самолётам. Хотя у водорода есть маленькие приятности, типа удельного энергосодержания/стехиометрии - но плотность всё сильно портит.
Но для гиперзвука придётся мириться и с этим :)
Хотя, конечно, амы там мудрят с конверсией керосина на лету...
   2.0.0.82.0.0.8

au

   
★★☆
au>> В целом непонятен смысл водорода. Понятен был бы метан
Balancer> На перспективу. Метан тоже может кончиться. А вот водорода у нас - весь мировой океан :)

Вспомнился Плюк %)
Метан кончиться не может — он продукт распада органики. А вот океан — это не водород, а вода, и где-то надо брать энергию чтобы получился водород, который потом можно обратно в воду сжечь. Водород — это не источник (химической) энергии, а энергоноситель. И далеко не идеальный для мобильного объекта.
   6.06.0
RU Владимир Малюх #23.09.2008 14:26  @Balancer#23.09.2008 11:39
+
-
edit
 
D.Vinitski>> First Flight of Manned Hydrogen-Powered Airplane in History
Balancer> Врут и не покраснеют :) Уточнять надо, что не first hydrogen-powered, а first fuel cell powered :)

Ты еще скажи electromotor-powere :) Раз заправляется лишь водородом - им он и powered. А уж как оно там внутри в тягу преобразуется не суть важно.
   7.07.0
EE Татарин #23.09.2008 15:24  @Владимир Малюх#23.09.2008 14:26
+
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
D.Vinitski>>> First Flight of Manned Hydrogen-Powered Airplane in History
Balancer>> Врут и не покраснеют :) Уточнять надо, что не first hydrogen-powered, а first fuel cell powered :)
В.М.> Ты еще скажи electromotor-powere :) Раз заправляется лишь водородом - им он и powered. А уж как оно там внутри в тягу преобразуется не суть важно.
Тогда не first. :
   3.0.13.0.1
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Владимир Малюх #23.09.2008 15:48  @Татарин#23.09.2008 15:24
+
-
edit
 
В.М.>> Ты еще скажи electromotor-powered :) Раз заправляется лишь водородом - им он и powered. А уж как оно там внутри в тягу преобразуется не суть важно.
Татарин> Тогда не first. :

И first - вполне тоже. Во всяком случае я не припомню самолета, летавшего только на водороде. Все эти "стенды" имели вдобавок еще и обычные керосиновые движки. Вернее водордный был "вдобавок".
   7.07.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru