В переводной книжке Дж. Толла "Подводные лодки и глубоководные аппараты" (эКСМО, 2004) попался такой момент:
"Также были созданы
подводная лодка-броненосец типа М (монитор), вооружённая одним орудием калибра 12 дюймов..."
И чуть далее:
"Подводная лодка М1 стала единственной лодкой этого типа, вышедшей в рейд во время Первой мировой войны. Концепция
"лодки-броненосца", вооружённой одним орудием калибра 305 мм (12 дюймов), была выдвинута коммодором С.С.Холлом, который в 1916 году после долгих наблюдений пришёл к выводу, что торпедная атака на дистанции более 1000 ярдов (914 м) обычно бывает неэффективна. Помимо этого, он выдвинул тот аргумент, что снаряды дешевле торпед, а орудия обладают более высокой дальностью боя."
То есть дважды лодки типа М именуются именно "броненосцами".
Но выгуглить пока удалось только упоминания об артиллерийских лодках-мониторах типа М (переделанных из паровых ПЛ типа К):
На базе лодок типа К построили три лодки типа М (48), не имеющие равных в истории подводного флота. Это были подводные мониторы для обстрела фландрского побережья. Особенность лодок заключалась в том, что они, кроме четырех торпедных аппаратов, были вооружены 305-мм орудием.
Невнятный силуэт:
48. Подводная лодка типа М (Англия, 1918 г.)
Проект, объединяющий музыкальную и прочую информацию о различных проявлениях темной стороны жизни города Екатеринбурга: готика, metal, Dark Art, пирсинг, литература, оккультизм, мистика и т. п.
// www.darkgrot.ru
Последние три подводные лодки типа «К» с бортовыми номерами К-18, К-20, К-21 достраивались уже после окончания войны. В их конструкцию были внесены существенные изменения: конструкторы отказались от использования паротурбинных установок (применение дизелей снизило скорость с 25 до 15 узлов) и вооружили лодки 305-миллиметровыми орудиями.
Еще в ходе постройки этих подводных лодок их бортовые номера были заменены на М-1, М-2, М-3, что не сделало, однако, лодки более «счастливыми». М-1 погибла 12 ноября 1925 года в результате столкновения в Ла-Манше со шведским пароходом «Видер». Глубина моря в районе гибели лодки (150 метров) исключала всякую возможность спасения экипажа (69 человек) и подъема лодки на поверхность.
После этого М-2 была переделана в подводный «авианосец», а М-3 - в минный заградитель. Первая из них, как помнит читатель, закончила свое существование 26 января 1932 года на дне Ла-Манша, а вторую английское адмиралтейство во избежание новых жертв поспешило продать с аукциона как металлолом.
Так и непонятным остаётся - были ли эти подводные мониторы бронированы? Почему Толл упорно именует их не иначе как "броненосцами"?
Или же лодки были в смысле защиты аналогами "водобронных миноносцев" Джевецкого???
Фото из книги Толла: