В России надо сделать пяток танков на электроприводе , засекретить что их только пять , и что проезжают на одной зарядке только 50 км , прогнать их по красной площади прокричав на весь мир что у нас есть танки не захватываемые ИК головками самонаведения , и с метровой броней состоящей из АКБ , И НАТО придется потратить куда как больше денег на изобретение новых птурсов , чем нам на эти пять танков см статью
Еще во время второй мировой войны , немецкие конструкторы создали несколько моделей танков для привода гусениц на которых использовались электродвигатели . Наиболее известные это самоходные установки Фердинанд , Элефант . Основным достоинством электрического привода , была простота управления , отсутствие коробки перемены передач , сцепления , тяг и рычагов требующих немалых усилий от механика водителя .
При сегодняшнем развитии техники выглядит заманчивым создание полностью электрического танка .
Первое что необходимо - емкие аккумуляторы и мощные компактные электродвигатели
Аккумуляторы, : наиболее подходящие сегодня -Литий Ионные ,появились на рынке около 10 лет назад . Ряд выдающихся свойств- высокая емкость ( в среднем в 4 раза выше чем у свинцовых ) , низкий саморазряд, ресурс более 1000 циклов заряд-разряд .
Высокая цена и ряд технологических ограничений не позволяющих делать ячейку размером более 100 грамм ,ограничивают области применения . Основные - сотовые телефоны , видеокамеры ,ноутбуки . Благодаря ежегодному удвоению обьемов производства ,наметилась тенденция - в год цена снижается на %20 , емкость увеличивается на %10 .
Сейчас благодаря использованию нанотехнологий заявлено о увеличении емкости в ближайшее время на 70%, циклов разряд-заряд до 500 000 и возможности быстрого заряда (2-5 минут )
В России производством и разработкой литий ионных аккумуляторов , занимается концерн «Ригель»
АККУМУЛЯТОРНАЯ КОМПАНИЯ "РИГЕЛЬ" Производство аккумуляторов
Электродвигатели -Высокомоментные вентильные ( бесколлекторные электромоторы ) с датчиками положения ротора имеют КПД свыше 95% , при огромных пусковых моментах позволяющих отказаться от редукторов ,в электромобилях реализуют прямой привод - мотор-колесо , на танке по видимому останется только бортовая передача .
Хорошо освоены процессорные системы управления вентильными моторами , с широчайшими возможностями подстроек и регулировок момента и оборотов ( 1:100 000) В России производятся несколькими заводами наиболее известные –ЧЕАЗ
http://www.cheaz.ru/page.asp?page=./5505/5507/6823/9314
Для примера рассмотрим установку электропривода на танк Т-72 . из танка удаляется двигатель , коробка передач , планетарные механизмы поворота , главный фрикцион , масляные ,топливные баки , система охлаждения , тормоза.
Непосредственно к бортовым передачам подсоединяются два ( на левую и правую стороны ) вентильных двигателя мощностью по 200 киловатт .
Аккумулятор литий ионный - обьемом замещаем топливные баки , 1 метр кубический вес 2 тонны , запасаемая энергия 360 киловатт час . С таким АКБ танк может проехать по шоссе около 100 км , или стоять с полностью включенными системами вооружения и жизнеобеспечения ( среднее потребление 5 квт ) более трех суток . Стартовые и тяговые моменты двух 200 квт электродвигателей , превышают таковые дизельного мотора . Кратковременно , в течении 30-50 секунд электромоторы допускают трех-четырех кратное превышение мощности ( до 800 квт на одну гусеницу ), что позволят танку делать бросок на очень высокой скорости ( сколько выдержит ходовая часть )по полю боя на 1-2 км .
Другие преимущества перехода от дизельного на полностью электрический привод :
1.Отсутствие теплового излучения от выхлопа и двигателя , что резко осложнит наблюдение за танком через тепловизоры , и захват инфракрасными головками самонаведения птурсов и ракет
2 Минимальный уровень шума ( нет звука работы двигателя )
3.Чрезвычайно простая и потому надежная , с минимальным уровнем обслуживания , и большим ресурсом система привода танка
4.Простота управления : руль , педаль газа , тормоз ( торможение моторами ) , переключатель вперед назад , с широким диапазоном возможностей ( в принципе для управления можно использовать простой джойстик , передавая управление любому члену экипажа ) , неограниченная минимальная скорость при сохранении момента ( не проблема вращения ведущего колеса со скоростью секундной или даже минутной стрелки часов ), плавная регулировка поворота , от минимального до вращения гусениц в разные стороны
4.Отсутствуют запуск и прогрев мотора , танк готов к бою практически сразу после посадки экипажа и включения выключателя массы , при любых ( -55 +55 ) температурах окружающего воздуха
5. Нет необходимости запускать мотор или генераторы для работы систем вооружения
6. Практически не ограниченная мощность которую кратковременно может выдать АКБ , что позволяет использовать иные экзотические системы вооружения требующие высокого мгновенного расхода энергии- лазер , орудие с электромагнитным метанием и пр .
7.Новые возможности по преодолению водных преград – не нужна воздухозаборная труба , отсутствует выхлоп .
8. Легкость установки на танк дистанционного управления , трудно без члена экипажа установить механизмы производящие запуск мотора , переключение скоростей , выжим сцепления …. Для электропривода все просто ,достаточно подключиться к процессору управления моторами , и можно управлять танком извне , не подвергая опасности экипаж при преодолении брода или минных полей .
9.Отсутствие на танке легковоспламеняемых жидкостей – топлива , масла
Недостатки – цена описанного аккумулятора на сегодня составляет около 300 000 долларов , а по хорошему в танк надо устанавливать 3-4 таких батареи
Батарея набирается из 42 000 отдельных элементов с большим количеством коммутирующих шин , что снижает надежность . Потеря 50% емкости при температурах -40 . Сильное тепловыделение с взрывным выкипанием электролита из элементов при повреждении АКБ . После 500 циклов заряд разряд емкость падает на %20 .
Но , благодаря все более массовому использованию АКБ , сейчас в мире проводится огромная работа , по улучшению ( самое главное снижению цены ) литий ионных батарей . В течении 10 ближайших лет параметры емкость , надежность . долговечность несомненно вырастут в несколько раз , при снижении цены . Что делает абсолютно реальным создание полноценного ( с сопоставимым пробегом на одной зарядке ) электрического танка . Конечно компоновка его должна быть другой
АКБ следует располагать вне забронированного пространства укладывая вокруг боевого отделения , и башни слоем 0,5-1 метра , что создаст дополнительную защиту , сами АКБ достаточно защитить противопульной броней , при грамотной коммутации ( автоматическое отключение поврежденных в результате обстрела элементов ) выход из строя до %90 АКБ не приведет к потере боеспособности танка.На электрическом танке нужно будет испытать и ряд новых устройств – дистанционное управление ,Легко реализуется «круиз контроль»- поддержание постоянной заданной скорости , автоматическое руление по гирокомпасу ( при преодолении водных преград) , передача управления движением другим членам экипажа , в варианте Самоходки возможно прицеливание по горизонтали производить поворотом машины , передавая в этот момент управление наводчику и пр