"Как и обещал, делюсь более подробной информацией, полученной непосредственно от участника событий, а также от представителей НПО «Аврора», завода-изготовителя системы управления ЛОХ, установленной на этом проекте АПЛ.
По порядку.
1. АПЛ К-152 проекта 971И (И – импорт), заводской номер №518. Лодка была предназначена для аренды в ВМС Индии через «РосОборонЭкспорт», цена контракта около 670 млрд. долларов. Лодка возвращалась с ходовых испытаний на перископной глубине, имея на борту заводской управляющий экипаж, штатный экипаж и большое количество контрагентов. Были представители и НПО «Аврора».
2. Около 20.30 было зарегистрировано несанкционированное срабатывание системы пожаротушения ЛОХ, в результате чего во второй отсек (там же располагается ЦП – центральный пост) был подан фреон, и сработала система оповещения. По словам очевидца, который воспользовался ИДА (второй, представитель «Авроры», успел покинуть отсек) – сигнал был очень тихим по сравнению с обычным «ревуном», что видимо сыграло свою неприятную роль для спящих в каютах людей.
3. Прежде чем перейти к возможным причинам, стоит подробно остановиться на системе управления ЛОХ, которая была установлена на АПЛ «Нерпа» проекта 971И.
Система управления «Молибден-БС» (производства НПО «Аврора») имеет следующую структуру (см. рисунок):
В каждом отсеке (условно обозначены римскими цифрами) находится баллон (С) примерно на 200 литров заполненный фреоном, каждый баллон имеет три выхода, контролируемые электромагнитными заслонками и снабженные на конце распылителями. Один выход ведет в отсек, где расположен сам баллон, а два других в соседние. Тем самым, например второй отсек может снабжаться фреоном из трех баллонов, что собственно и произошло в данном случае (по словам очевидца, концентрация фреона была такой, что он стекал каплями по стенам и приборам!).
Баллоны могут контролироваться тремя способами (подчеркну, что все способы не автоматические):
Во-первых, существует центральный пульт системы «Молибден» (А), расположенный во втором отсеке, где оператор или вахтенный принимает решение, о том из каких баллонов и в какие отсеки будет идти фреон, составляет комбинацию и завершает выбор поворотом тумблера. Во-вторых, в каждом отсеке существует пульт управления «Молибден» для данного отсека (В), который управляет потоками фреона из трех баллонов в данный отсек. Командир отсека или вахтенный принимает решение, вводит комбинацию клавиш, сверяет по ЖК-дисплею выбор и завершает его контрольным рычагом. И в-третьих, как я уже сказал, каждый выход баллона снабжен клапаном, которые может быть открыт вручную, при помощи грубо говоря «поворота вентиля».
4. Теперь самое интересное:
Фреон был подан только во второй отсек сразу из трех баллонов (первого, второго и третьего отсеков). Поскольку вероятность одновременного поворота трех вентилей тремя людьми в трех отсеках практически исключается, а пульт управления А на ЦП находился под контролем оператора, наиболее правдивыми выглядят две версии.
Версия первая: Набор клавиш для подачи фреона из трех баллонов во второй отсек со спящими людьми был осуществлен на пульте управления B второго отсека. Поскольку было подано изначально избыточное количество фреона, встает вопрос о диверсии. Этот вопрос возможно прояснить, поскольку в состав системы «Молибден» входит блок «Ротор» (D), который как «черный ящик» самолета регистрирует все параметры системы и их временные зависимости. Данный блок, как мне пояснили, уже изъят сотрудниками следственного комитета ФСБ и с ним ведется работа.
Версия вторая: В системе «Молибден» произошла техническая неисправность цепи управления, что привело к «ошибочному» срабатыванию и подачи ЛОХ во второй отсек.
Сотрудники НПО «Аврора» исключают возможность такой ошибки. Мне тоже, честно говоря, такая «удачная» ошибка, когда в один отсек подана изначально избыточная концентрация фреона из трех баллонов кажется пока сомнительной.
Вообщем, ждем экспертизы «Ротора». Учитывая сколько сейчас там прокурорских и штатских (полпред президента сам взял дело под контроль), еще не скоро. Буду держать вас в курсе, если что еще узнаю". (с)
Как и обещал, делюсь более подробной информацией, полученной непосредственно от участника событий, а также от представителей НПО «Аврора»,…
// sklyankin.livejournal.com
" "Нерпа": картина трагедии Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости. Инцидент на АПЛ «Нерпа», унесший 20 человеческих жизней, стал самым крупным…
// u-96.livejournal.com
Было у еврея всё плохо. Пришел за советом к равину. Тот - напиши над дверью -
"Так будет не всегда". Стало всё ок. Пошел он благодарить. А тот ему - надпись не стирай.
Злой чечен ползет на берег. ©Лермонтов