фланкер> Я знаю,что акой случай был на практике.
фланкер> Он прошел по разбору,как и все,что случались в ВВС той поры.Как обычно-реакция-ВВС страна чудес,поэтому все возможно.
фланкер> Деталей даже не припомню.
Из всех происшествий,связанных с потерей ориентировки мне больше всего запомнился этот именно из-за своей анекдотичности.
Напомню суть. Однако, из-за давности лет могу напутать детали (аэродромы базирования, радиообмен, и пр.)
Итак. Планировались и готовились учения с подъемом по тревоге полков дальней авиации.
Один из полков базировался то ли в Моздоке, то ли в Энгельсе.
Как водится, командиры позаботились о предварительном инструктаже экипажей, поскольку никто не хотел ударить в грязь лицом.
Для этого полка задача была примерно такой.
Взлет по тревоге ночью. Сбор полка с разворотом на заданный курс в районе аэродрома.
Полет в режиме радиомолчания с периодической проверкой (через каждые полчаса?) путем опроса типа «2-й в строю?» -«На месте.» «3-й в строю?» и т.д.
Полет с курсом на Каспий. Далее условные пуски над морем и возврат на другой аэродром дивизии.
И вот ночью тревога. Командиры экипажей и штурманы прибыли на постановку задачи. Но вместо командира полка задачу решил ставить прибывший генерал. И для того чтоб усложнить задачу (внести свое весомое слово) он приказал взлетать не запланированным курсом, а с обратным стартом.
И вот экипажи в самолетах. Запускаются и по порядку взлетают. Штурман замыкающего экипажа то ли опоздал на постановку задачи, то ли спросонья был невнимателен и не ввел изменения по курсу взлета на 180 градусов. А командир то вырулил на измененный старт.
Напомню, ночью в темноте полк развернулся на заданный курс и собрался. А замыкающий экипаж сделал все то же самое, но в зеркальном отражении. Через определенное время проходят по цепочке запросы все ли в строю. Все отвечают как положено в том числе и замыкающий, поскольку они летели параллельно, но в противоположном направлении. Дальность действия радиостанции позволяла. И вот полк отстрелялся над Каспием по кораблям, а замыкающий экипаж отстрелялся по судам над Балтикой.
Легли на обратный курс и через определенное время опять все доложили, что в строю.
Полк сел где-то на Украине, а замыкающий приближался в это время к Ирану. За время полета командир почувствовал что-то неладное (то огни города далеко внизу виднеются там, где его быть не должно, то еще что) но штурман отшучивался, типа да это Ростов мы немного отклонились, а я тут в заводской общаге с девочками куролесил, успокаивал и вносил поправки на курс.
Стало светать. По времени уже должны бы подходить к аэродрому посадки. Командир увидел на горизонте горы. Спросил штурмана. Тот отвечает, что это Карпаты, мы опять немного отклонились. Однако командир увидел, что для Карпат горы высоковаты. Да и сверкающих ледников в Карпатах отродясь вроде бы не было. Поняли, что блуданули. Стали снижаться и увидели большой город, да необычный какой-то. Кругом минареты и прочая экзотика. (Это был Тегеран).
Встали в круг и открытым текстом запросили, кто их слышит. По моему, в Марах, в это время готовились к полетам. Связались, выслали лидера к границе, дали курс на аэродром. Лидер у границы встретил, довел до аэродрома. Сели благополучно.
А в полку по хвостам посчитали аэропланы. А одного то нет. Докладывать наверх генералу страшно. Пытаются пока на месте разобраться, в чем дело. Разобрались, когда из Москвы позвонил Министр Обороны. (Из Маров прошел доклад наверх о нарушителе госграницы). Дальше как водится награждение не участвующих и наказание невиновных.
Интересно было поведение дежурных в зонах ответственности ПВО. По моему в Тбилиси дежурный, когда его разбудил сержант увидев на экране неизвестный борт почесав репу решил, что это рейсовый борт аэрофлота идет с опозданием и выдрав сержанта пошел спать дальше. А в Иране о случившемся узнали спустя несколько дней, когда из Союза, по дипломатическим каналам, пришли извинения за инцидент.
На выездном Военном Совете в Мадараше большинство сидели держась за подбородки особенно когда озвучивали радиообмен и переговоры по СПУ.
Было б здорово, если кто то описал все это в подробностях.