Оружие интеллекта обрекают на слом
Остановить сокрушение оборонного щита
Обращение коллектива ученых-профессионалов воздушно-космической обороны к президенту Российской Федерации,
Верховному главнокомандующему ВС РФ
Медведеву Дмитрию Анатольевичу,
к премьер-министру, председателю партии «Единая Россия»
Путину Владимиру Владимировичу,
к руководителям фракций, председателям
комиссий и комитетов, ко всем депутатам
Государственной думы Федерального собрания,
к членам Комитета Совета Федерации
по обороне и безопасности
Уважаемые руководители всех ветвей власти Российской Федерации !
В последние годы вы проявляете обоснованную озабоченность состоянием военной безопасности государства. Среди основных направлений и принципов, на которых она должна строиться, президент В.В.Путин в начале 2001 г. определил создание системы воздушно-космической обороны (ВКО), а 5 апреля 2006 г. утвердил «Концепцию ВКО РФ». Осенью 2008 года президент Д.А.Медведев подтвердил данные приоритеты в оборонном строительстве. В настоящее время готовится проект Федерального закона РФ «О воздушно-космической обороне».
Это хотя и запоздалое, но исключительно важное решение.
Среди военных угроз России наивысшую опасность в ХХI веке представляют угрозы, исходящие из воздушно-космического пространства. Материальную основу для их реализации составляют силы и средства воздушно-космического нападения (ВКН), способные самостоятельно решать не только стратегические военные, но и военно-политические задачи. Зависимость хода и исхода войны от результатов противоборства в воздушно-космическом пространстве превратилась в решающую закономерность вооруженной борьбы.
Достигнутое единство сил воздушного и космического нападения, целостность освоенных ими форм воздушно-космической агрессии требуют организации такой же интегрированной по решаемым задачам, привлекаемым средствам, реализуемым формам, пространству и времени действий воздушно-космической обороны (ВКО) государства.
Особо следует выделить значимость ВКО как фактора сдерживания агрессии. Главную роль в сдерживании войны, конечно же, играют стратегические ядерные силы (СЯС). Это кулак Вооруженных сил. Пока будет существовать возможность получения агрессором ответного ракетно-ядерного удара, вероятность нападения на Россию будет мала. Именно благодаря наличию СЯС Россия не подвергается военным агрессиям уже более 60 лет. Возможность гарантированного уничтожения любого противника удержала недружелюбные к России страны мира и от втягивания в грузино-осетино-российский военный конфликт.
Но СЯС сами нуждаются как в защите от упреждающего разоружающего удара сил ВКН, так и в информационном обеспечении своих действий. Чем больше может быть сохранено и применено ударных сил и средств возмездия, тем эффективнее будет решаться задача сдерживания агрессий. Вывести из-под такого удара и защитить их может только единая информационно-огневая система ВКО, организованная не в одном из видов Вооруженных сил – ВВС, не в двух – ВВС и Космических войсках, а в государстве.
Только она способна решить задачу обеспечения устойчивости средств ответного удара, и прежде всего СЯС, при воздушно-космическом нападении. Сегодня это ясно не только ученым-теоретикам и войсковым практикам, но и просто реально мыслящим гражданам России.
Транстерриториальность задач ВКО (необходимость их решения не на отдельных направлениях, а во всем воздушно-космическом пространстве), оперативность принимаемых решений (полет средств ВКН даже на «дозвуке» составляет 1000 км/час, а разрабатываемые в США гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА) будут летать в 5–6 раз быстрее !), а также высочайшая сложность и технологичность процессов разведки, поражения и управления силами ВКО (аналогичных автоматических систем управления и алгоритмов нет и не может быть в других сферах вооруженной борьбы) превращают функционеров ВКО в офицеров-практиков совершенно нового формата знаний, способностей и ответственности. А теория ВКО уже превратилась в принципиально новую и самостоятельную область военной науки. «Попутно» или «в дополнение к чему-то» ее не освоить и не внедрить.
В связи с этим закономерен ряд вопросов:
1. Откуда в ближайшее время возьмутся такие профессионалы-практики ВКО, способные не за сутки или часы, а в считанные секунды оценить обстановку, принять решение, поставить задачу и ответить за результат действий войск в воздушно-космическом пространстве?
2. Откуда возьмутся профессионалы-ученые, способные разработать новую стратегию, оперативное искусство и тактику применения войск, сил и средств ВКО в такой пространственно-временной динамике борьбы?
3. Откуда возьмутся те, кто обучит первых и выпестует вторых ?
Сейчас всех специалистов ВКО готовит комплексное высшее военно-учебное заведение – Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (ВА ВКО), находящаяся в городе Твери. Она стала вполне сложившимся и самым опытным педагогическим и научным центром по проблематике ВКО, лидерство которого подтверждают руководители более 20 стран, присылающих на учебу в Тверь своих офицеров и курсантов. 16 апреля 2004 года решением Совета глав правительств СНГ академии ВКО придан официальный статус «базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке военных кадров для Объединенной системы противовоздушной обороны (ОС ПВО СНГ)».
Лидерство ученых и педагогов академии в теории и практике организации ВКО признают даже США, приглашавшие и обеспечивавшие совместные с нами работы по «нестратегической» противоракетной обороне.
Но реалии жизни таковы, что это лидерство мы можем утратить. Одной из первых «перемен, которые ждут Российскую армию в ближайшие три года» и «которых она не знала за всю новейшую историю» («Российская газета» 15.10.2008 г.), уже обозначена ликвидация единственной в мире Военной академии ВКО! «Реформаторы», считая ВА ВКО «лишним» вузом в ВВС, предлагают ее ликвидировать, а подготовку специалистов перевести в другие учебные заведения. Некоторые из них даже приводят цифры и делают акцент на «экономической выгоде» от подобного решения.
Отбросив мысль о преднамеренном вредительстве национальной безопасности России, объективно и без эмоций оценим возможные последствия подобной «организационной оптимизации» Вооруженных сил.
Первое. В «Концепции ВКО РФ» указано, что воздушно-космическая безопасность РФ является важнейшей и неотъемлемой частью национальной безопасности страны. Это не попутная задача видов Вооруженных сил. Она обрела ранг общегосударственной задачи. Ее организация в целом должна являться предметом заботы органов государственной власти, а в части военных мер – функцией стратегических органов управления ВС РФ. Отсюда и подготовка специалистов ВКО должна быть «надвидовой», а академия являться необходимым военным вузом в системе вузов Вооруженных сил.
Второе. Идеология подготовки специалиста ВКО требует обучения его комплексу знаний о формах и способах применения всех компонентов ВКО (системы предупреждения о ракетном нападении, противоракетной и противокосмической обороны, контроля космического пространства, зенитного ракетного огня, истребительного авиационного прикрытия, разведки и радиоэлектронной борьбы), о способах управления ими. Подготовка интегрированного специалиста такого рода должна быть организована под единым руководством и в общей образовательной среде.
Только Академия ВКО имени Г.К. Жукова осуществляет подготовку слушателей и курсантов одновременно для систем ПВО и РКО, составляющих основу системы ВКО государства. Только здесь проводятся исследования вопросов строительства и применения системы ВКО в целом. Вся современная теория ВКО разработана в стенах этого вуза. Ни в прошлом, ни в настоящем в России не было и нет другого учреждения, где работали бы специалисты обеих ветвей ВКО – противовоздушной (ПВО) и ракетно-космической (РКО) обороны. В случае ликвидации Академии ВКО либо исключения из ее структуры одного компонента (а подготовку специалистов РКО планируется перенести из Твери в академию Космических войск уже в будущем году) продолжать исследования в области комплексной ВКО будет негде и некому. Всякое расчленение погубит цельное.
Более того, в тех вузах, куда планируется перевести подготовку военных специалистов с высшим военным образованием для систем ПВО и РКО, нет ни соответствующего преподавательского состава, ни необходимой учебной материальной базы. Таким образом, продолжать исследования будет негде и некому не только в области комплексной ВКО, но и в областях ПВО и РКО.
Третье. Все попытки «перенести» подготовку специалистов из одного вуза в другой всегда приносили очевидный вред и неочевидную пользу.
Перевод военных академий из столицы на периферию объясним хотя бы в некотором смысле. По крайней мере освобождается так необходимая состоятельным предпринимателям дорогостоящая столичная недвижимость. Не стране и ее обороне, но хоть им есть
польза. Однако кому потребовалась инфраструктура ВА ВКО, удаленная от Москвы на 200 км?
В настоящее время Академия ВКО располагает научно-педагогическим потенциалом, костяк которого составляют ученые, которых нет в других учебных заведениях. С ликвидацией академии большая часть этого потенциала будет потеряна. Многие ли военные профессионалы уйдут с «насиженных» мест осваивать «новые территории» в свои 40–60 лет (а именно таков диапазон возраста руководителей научных школ, ученых высшей квалификации)?
А сколько средств потребуется на передислокацию учебно-материальной базы, в своей основе стационарной? Аналогов ей нет в России (оборудованные средствами автоматизации и сведенные в единую систему учебные командные пункты всех систем ракетно-космической и противовоздушной обороны, а также реальная материальная часть вооружения). С ликвидацией Академии ВКО демонтаж и передислокация учебно-материальной базы из Твери в другое место просто невозможны.
Реформаторы должны заранее отдавать себе отчет, что не только научные школы, но и просто педагогические коллективы по проблематике ВКО, равно как и уникальная учебно-материальная база, должны будут создаваться заново, «с нуля». Потерю времени на создание новых коллективов, хотя бы равноценных ликвидируемым, можно определить на основе анализа сроков становления в свое время ВА ПВО им. Г.К.Жукова. На это потребовалось 10–15 лет. Только на 11-м году существования академии в ее стенах был подготовлен первый доктор наук. Нет сомнений, что затраты на «экономию» во многие разы превысят «дореформенные» расходы.
Четвертое. Только в ВА ВКО есть специалисты, способные разработать и предъявить требования к системам вооружения, управления и в целом системе ВКО, которые будут реализованы в КБ и на оборонных предприятиях. При ликвидации академии эта необходимая связь науки и производства будет безвозвратно нарушена.
Пятое. Вместо объекта расходов ВА ВКО им. Г.К. Жукова может быть превращена в реальный источник доходов для государства.
Уже сейчас в ее стенах обучаются 300 офицеров и курсантов из более чем 20 стран мира (ни в одной другой академии такого показателя нет). Это реальная валюта стране, которую Россия так «стремится» потерять.
Среди профессорско-преподавательского состава ВА ВКО есть специалисты, способные оказать конкретную помощь любому развивающемуся государству по вопросам создания и рационального построения группировок ПВО, выработки эффективного замысла отражения воздушной агрессии, исходя из конкретно складывающейся там обстановки, и это уже делалось.
Проведение названного комплекса интеллектуальных работ повлечет за собой:
– закупку вооружения государствами на предприятиях ВПК РФ;
– интеллектуальное и материально-техническое сопровождение процесса совершенствования созданной ПВО и ее обслуживания;
– широкое представительство офицерского состава РФ в роли военных советников и инженеров на территориях государства;
– расширение видов, форм и масштабов подготовки специалистов по ПВО для иностранных армий.
И все это – также деньги стране. Поступят ли от иностранных держав заявки на обучение специалистов не в академии, а в непрестижном «учебном центре» или «на курсах», в которые предполагается превратить вуз? Отрицательный ответ очевиден. А будет ли новый вуз признан в СНГ в качестве базовой организации по подготовке военных кадров для Объединенной системы ПВО СНГ, как этого признания заслужила ВА ВКО ?
Борьба за дешевый российский интеллект уже идет. В нее включился ряд государств, и только в России не знают, что с этим интеллектом делать. С 1997 года регулярно проводятся совместные российско-американские учения по организации нестратегической противоракетной обороны. Основными участниками этих учений являются специалисты – преподаватели ВА ВКО. Примечательно, что все расходы на проведение учений берут на себя США. Зачем? А затем, что американцы умеют считать деньги и оценивать выгоду. От нас они получили гораздо больше, чем дали нам, – наш уникальный опыт в одной из областей ВКО.
Ряд азиатских и африканских стран, имея представление (в отличие от нас) о новом главном оружии современной войны сделали приоритетным создание и развитие своих систем ПВО. Они готовы купить не только наше вооружение, но и наши «мозги», понимая, что нигде в мире организация ПВО не освоена так, как в России. США и страны НАТО всегда делали ставку на ударные силы ВВС и действительно имеют опыт в вопросах осуществления воздушных агрессий. А мы с 60–70-х годов занимаемся вопросами отражения этих агрессий во Вьетнаме, в Корее, Лаосе, Сирии, Египте, Ливии и в других странах. И выполняли этот интернациональный долг выпускники Тверской военной академии ПВО (ныне ВКО).
Складывается впечатление, что мы обеспокоены одним: как скорее освободиться от этого опыта и потерять преимущество там, где оно годами создавалось.
Экономическое состояние России 90-х годов могло служить некоторым оправданием сокращения боевого и численного состава группировок войск (сил), отвечающих за ВКО страны. Но это явление временное. Сегодня, когда, по словам президента Д.А.Медведева, отмечается устойчивый прогресс в экономике, возникла ситуация, при которой у нас есть что оборонять. В скором времени будет чем оборонять. А будет ли кому – зависит от того, насколько взвешенно мы подойдем к реформированию системы военного образования.
Объяснимо, когда с целью сокращения числа невостребованных специалистов из 30 юридических институтов и факультетов оставляют 15. Это вузы, выпускающие одинаковую «продукцию» в избытке. А чем оправдать уничтожение единственного учреждения, готовящего уникальных специалистов ВКО ?
В связи с такой обстановкой убедительно просим еще раз взвесить все «за» и непоправимые «против» в принимаемом решении по сокращению единственной в мире Военной академии воздушно-космической обороны. Способность отмены необоснованного решения свидетельствует не о слабости, а о силе и мудрости как отдельного руководителя, так и целого властного института.
Дипломированные ученые высшей квалификации:
АРЕПИН Юрий Иович, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор; БАРВИНЕНКО Владимир Васильевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор; ЕРОХИН Иван Васильевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор; ЛЕЙБОВИЧ Хаим Ицкович, заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор; СИНИКОВ Алексей Алексеевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор; СИРОТИНИН Евгений Сергеевич, лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук, профессор; БОГДАНОВ Александр Викторович, заслуженный изобретатель РФ, доктор технических наук, профессор; АНОШКО Юрий Геннадьевич, доктор военных наук, профессор; БЕРДЫШЕВ Валерий Петрович, доктор технических наук, профессор; БОГДАНОВ Юрий Васильевич, доктор военных наук, профессор; ЖИВИЛОВ Владимир Михайлович, доктор исторических наук, профессор; ЗОЛОТУХИН Валерий Константинович, доктор технических наук, старший научный сотрудник; КОРАБЕЛЬНИКОВ Анатолий Петрович, доктор военных наук, профессор; КОРОЛЕВ Валерий Викторович, доктор военных наук, профессор; ЛЕБЕДЕВ Анатолий Гаврилович, доктор философских наук, профессор; МАНЕРКИН Виктор Павлович, доктор военных наук, доцент; МОЖАЕВ Герман Валентинович, доктор технических наук; ОМЕЛЬЧЕНКО Юрий Иванович, доктор военных наук, профессор; ПОДГОРНЫХ Юрий Дмитриевич, доктор военных наук, профессор; ПОЛЕЩУК Надежда Константиновна, доктор педагогических наук, профессор; САМУСЕНКО Владимир Николаевич, доктор военных наук, профессор; СЕРГЕЕВ Михаил Васильевич, доктор военных наук, профессор; СИРОТЮК Алла Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор; ТИХОМИРОВ Валерий Александрович, доктор технических наук, профессор; ХЮПЕНЕН Анатолий Иванович, доктор военных наук, профессор; ШМАЛЬКО Виктор Александрович, доктор военных наук, профессор; АБРАМОВИЧ Михаил Константинович, профессор, кандидат военных наук; АВДЕЕВ Александр Петрович, профессор, кандидат технических наук; АРТЕМОВ Евгений Михайлович, профессор, кандидат военных наук; БЕРСЕНЕВ Сергей Федорович, профессор, кандидат военных наук; БОКИЙ Николай Гаврилович, профессор, кандидат военных наук; ДАВЫДОВ Василий Николаевич, профессор, кандидат военных наук; КОВАЛЬЧУК Александр Николаевич, профессор, кандидат военных наук; КОЛОМИЙЦЕВ Евгений Георгиевич, профессор, кандидат военных наук; КРИНИЦКИЙ Юрий Владимирович, профессор, кандидат военных наук; ЛАНЧЕВ Василий Михайлович, профессор, кандидат военных наук; МАЛИКОВ Анатолий Андреевич, профессор, кандидат военных наук; МАРЧЕНКО Сергей Дмитриевич, профессор; ПАНАСЮК Ярослав Иванович, профессор, кандидат военных наук; ПОДГОРБУНСКИХ Валентин Иванович, профессор, кандидат военных наук; ПЫРКОВСКИЙ Владимир Феодосьевич, профессор, кандидат военных наук; СИМАНЕНКОВ Николай Егорович, профессор, кандидат военных наук; СИГАЕВ Михаил Александрович, профессор, кандидат военных наук; СОРОКИН Виталий Алексеевич, профессор, кандидат экономических наук; ТАРАСОВ Валентин Петрович, профессор, кандидат военных наук; ТОРГОВАНОВ Юрий Борисович, профессор, кандидат военных наук; ЧЕХОВСКИЙ Владимир Григорьевич, профессор, кандидат военных наук; ШВЕДОВ Станислав Борисович, профессор, кандидат военных наук; ШУВЕРТКОВ Валерий Вениаминович, профессор, кандидат военных наук; ЗИМИН Владимир Николаевич, доктор военных наук, профессор.
[11/11/2008]
Приложения и специальные выпуски
Наш канал на YouTube
Скачать / Читать
Наша кнопка
Информация
Поиск
Другие приложения
Остановить сокрушение оборонного щитаОбращение коллектива ученых-профессионалов воздушно-космической обороны к президенту Российской Федерации, Верховному главнокомандующему ВС РФ Медведеву Дмитрию Анатольевичу,к премьер-министру, председателю партии «Единая Россия» Путину Владимиру Владимировичу,к руководителям фракций, председателям комиссий и комитетов, ко всем депутатам Государственной думы Федерального собрания,к членам Комитета Совета Федерации по обороне и безопасностиУважаемые руководители всех ветвей власти Российской Федерации !В последние годы вы проявляете обоснованную озабоченность состоянием военной безопасности государства.
// Дальше — www.sovross.ru