На самом деле спор выродился в религиозный: и так ясно, что по некоторым характеристикам американцы достигли нескольких выдающихся инженерныхо успехов - те же 1.78М и 40dB (над которыми сейчас насмехаются так же, как когда-то, всего несколько лет назад, насмехались над предполагаемой высокой маневренностью Раптора. А это, вообще-то, уже не пеар, а официальные данные производителя, так же как вес и дальность...).
Так же ясно, что этих успехов добились в том числе и за счет провалов в выполнении других поставленных задач - как Ааz и предупреждал. (Кстати, даже и он не во всем оказался прав - скажем, недооценил способность разработчиков "обжать" самолет, в результате чего его прогнозы по миделю Раптора не оправдались)
В результате какая именно получилась машина - можно спорить, но во всяком случае не та, которую ВВС заказывали, а разработчики обещали. Насколько она окажется реально хороша для реальной войны (и какой будет та самая война) - можно будет проверить только на практике. А лучше бы этой проверки и не случилось вовсе...
То, что некоторые тут прыгают и хлопают себя по ляжкам с радостными криками "Не шмогла" - это вообще-то смешно. Они F-14 сделали почти 40 лет назад, блэкбёрд - полвека назад, а F-16, крыло для которого тут недавно шедевром называли - тридцать лет назад. Очевидно, с тех пор самолеты делать там не разучились. Значит, речь о другом - верная или ошибочная идеология была в машину заложена на уровне постановки задачь и принятия базовых технических решений. Ааz, вот, очевидно, считает что ошибочная. Он не одинок - разработчик F-16 (Бойд его фамилия, кажется?) так же считает, и еще многие в Америке.
Мало того, "младший брат" Раптора замышлялся продолжением линии F-16, и даже в ранних пресс-релизах и прочих публикациях сравнивался именно с ним - по скорости, дальности, маневренности, тоннажу доставляемых боеприпасов и времени оборачиваемости...
А видим мы, что самолет получился практически вдвое тяжелее, прожорливее, и в целом эффективнее за счет малозаметности, а в остальном хуже (не беря электронику - я имею в виду, он хуже летает). Да и малозаметность там не на уровне F-22.
Я как-то слышал в разговоре по пьянке от парня, работающего на Боинге, что гнилая корпоративная культура привела к тому, что американцы вообще разучились делать хорошие (в смысле, лучшие в мире) вещи - во всяком случае там, где речь идет об огромных проектах, а не маленьких технологических старт-апах. Но это за перделами обсуждения...
А вопрос такой: а что надо было бы делать ВМЕСТО Раптора (и Лайтнинга, кстати - или это можно было одним самолетом обойтись?). Допустим, "современный F-16" - как он должен был бы выглядеть, каких характеристик было бы реально добиться, применяя уровень технологии, достигнутый в Рапторе? И какие характеристики реально имели бы смысл - скажем, никому не нужна (я полагаю) нагрузка на крыло в четверть таковой у Су-27... Где можно было бы остановиться на достигнутом и сконцентрироваться на снижении цены/увеличении количества?
Давайте об этом поговорим, чем ругаться.
И, кстати, Раптор ведь может носить оружие на внешней подвеске тоже, если я не ошибаюсь? И там ограничения по размерам какого-то специального нету. Так что внутренняя, в Стелс-конфигурации, это просто дополнительный бонус, после того как он наружные потратил на китайскую саранчу... А повесив 12 ракет снаружи, это будет тот же F-15/Су-27... Или я ошибаюсь?