Ну, вот появилось немного времени можно написать и про 12322.
Прототипом его с точки зрения гидродинамики подушки был "Омар" 1209. Главный Конструктор обоих проектов Мохов Ю.М. Надо понимать, что должность Главного это в большей части административные функции так было и с "Зубром", создавал "Зубр" Коронатов Г.Д. талантливейший человек и гениальный конструктор. Отвлекаясь немного от темы, скажу, что общее расположения 1209 чертил нынешний Генеральный директор ЦМКБ Шляхтенко А.В. Проект во многом, кстати тоже интересный. На нём в качестве нагнетателей были установлены рабочие колёса SR85 от английского SRN4, купили две штуки. Так вот, вернёмся к Зубру. В отличии от 1209 ГО 12322 было без "заклинки", те его высота в носу и в корме была одинаковой. "Заклинка" давала прирост скорости и мореходности. Но технологически изготовить такое гибкое было сложнее и ресивер корпуса был в изготовлении тоже сложнее. В конце 70-х было принято решение построить и самоходную модель "Зубра" для отработки ГО и нового движителя, который считали перспективным для установки на малые СВП гражданского назначения. Так появился "СОМ". Создавал его так же Герман Дмитриевич Коронатов. К сожалению, из-за тяжёлого и ненадёжного двигателя ЗМЗ13, да и спорной аэродинамической схемы винто-кольцевого комплекса работы на катере продолжения не получили. Хотя кое-какие работы с вариантами брызгоотбойников провести успели. А потом начался развал.