По севастопольским буксирам типа "СП" постройки Морзавода
Морской буксир "СП-7"
ТТД:
Водоизмещение: 680 т.
Размеры: длина - 39 м, ширина - 8,2 м, осадка - 3,5 м.
Скорость хода полная: 12 узлов.
Дальность плавания: 2600 миль.
Силовая установка: 800 л.с., 1 винт.
Экипаж: 31 чел.
Заложен в Севастополе в 1932 г., спущен на воду 28.04.1933 г., вступил в строй в 1935 г.
Входил в состав судов обепечения Черноморского флота.
С первых дней Великой Отечественной войны буксировал в Одессу баржи с боеприпасами и топливом, а оттуда вывозил раненых и население. Буксир "СП-7" оставался в Севастополе до последнего дня обороны. Сильно поврежденное судно своим ходом добралось до Поти.
Прошел ремонт и продолжал обеспечивать боевую деятельность кораблей Черноморского флота. Во время войны имел вооружение: 2 45-мм орудия, 2 7,62-мм пулемета.
Буксиром в разное время командовали:
- Г. Е. Фалько.
Морской буксир "СП-8"
Заложен в Севастополе в 1933 г., спущен на воду в 1936 г., вступил в строй в том же году.
Работал в Одесском порту и Бугском лимане под номером "ОП-8". Во время войны был вооружен 2 пулеметами.
21.09.1941 г. принял участие в спасении канонерсокй лодки "Красная Армения", а затем эсминца "Фрунзе", поврежденных немецкой авиацией в районе косы Тендра. Во время спасательной операции около 16.00 подвергся авиационному налету противника, получил попадание бомбы в машинное отделение.
Буксир затонул в 300 метрах от берега в точке 46°17’03”N 31°30’05”E (приказ командующего ЧФ №00287 от 22.12.1941) на глубине 8-8,5 метров с креном 90° на левый борт. Подошедший торпедный катер снял с борта буксира 8 человек.
Буксиром в разное время командовали:
- С. И. Яник.
Морской буксир "СП-9"
Заложен в Севастополе в 1937 г., спущен на воду в 1939 г., вступил в строй в том же году.
Работал в Одесском порту под номером "ОП-9". Обеспечивал боевую деятельность в Николаеве. 16.08.1941 г. при оставлении г.Николаева был затоплен командой.
В 1950 г. поднят, отремонтирован и под бортовым номером "МБ-36" работал в Николаевском порту.
В 1960 г. был разобран.
Морской буксир "СП-10"
Заложен в Севастополе в 1939 г., спущен на воду в 1940 г., вступил в строй в том же году.
Входил в состав судов обеспечения Черноморского флота. В период обороны Севастополя в 1941-42 гг. обеспечивал боевую деятельность кораблей флота. В 1942 г. перешел на Кавказ, в 1943 г. получил бортовой номер "ЧФ-4".
В 1945 г. вернулся в Севастополь. В 1948 г. получил бортовой номер "МБ-40". В 1978 г. исключен из списков флота, переклассифицирован в отопитель и под бортовоым названием "ОТ-463" обеспечивал паром корабли флота в зимнее время.
По состоянию на начало 2009 г. находился на территории Севморзавода в Севастополе, пройдя в 2008 г. доковый ремонт.
Морской буксир "СП-11"
Заложен в Севастополе в 1938 г., спущен на воду в 1940 г., вступил в строй в том же году.
Входил в состав судов обеспечения Черноморского флота. Работал в Севастопольском порту.
10.08.1941 г. потоплен немецкой фугасной бомобой у Очакова при буксировке из Николаева в Севастополь недостроенного крейсера "Фрунзе".
В 1949 г. буксир был поднят, отремонтирован и под бортовым номером "МБ-41" работал в Севастопольском и Николаевском портах.
Буксир был разобран в 1970 г.
Морской буксир "СП-12"
Заложен в Севастополе в 1939 г., спущен на воду в начале 1940 г., вступил в строй в 01.08.1940 г.
Входил в состав судов обепечения Черноморского флота. Работал в Севастопольском порту.
22.06.1941 г. морской буксир "СП-12" флота возвращался после участия в маневрах с Тендровского рейда. В районе Карантинной бухты, подходя уже протраленной полосой к боновым воротам, буксир в 20 ч. 30 м. подорвался на германской неконтактной донной мине и мгновенно затонул. Вышедший к месту гибели торпедный катер подобрал из воды 5 раненых. Погибло 26 человек.
Морской буксир "СП-13"
Заложен в Севастополе в 1939 г., спущен на воду в начале 1940 г., вступил в строй в том же году.
Входил в состав судов обепечения Черноморского флота. Работал в Севастопольском порту.
В конце конце июля 1941 г. совместно с буксиром "Макаров" и ледоколом "Ленин" отбуксировал 5000-тонный плавдок из Одессы в Севастополь. В августе 1941 г. неоднократно водил в Одессу баржи с боеприпасами и топливом, а оттуда вывозил раненных бойцов и население.
16.10.1941 г. в числе последних кораблей покинул Одесский порт, увозя с собой бойцов отряда заграждения. С 28.10 по 05.11.1941 г. участвовал в эвакуации гарнизона Тендровского боевого отряда, подвергаясь неоднократно авианалетам противника. В начале 1942 г. перешел на Кавказ и под бортовым номером "ЧФ-1" обеспечивал боевую деятельность кораблей Черноморского флота.
После войны возвратился в Севастопольский порт. В 1951 г. был переименован в "МБ-31" и передан в Одесскую базу.
Морской буксир "СП-14"
Заложен в Севастополе в 1939 г., спущен на воду в конце 1940 г., вступил в строй в начале 1941 г.
Входил в состав судов обепечения Черноморского флота. Работал в Севастопольском порту.
В начале Великой Отечественной войны транспортировал баржи с боеприпасами и топливом в Одессу. В начале января 1942 г. вошел в состав кораблей десантной операции в Евпаторию, доставив туда три танкетки и три противотанковых орудия.
В июле 1942 г. был затоплен командой в Севастопольской бухте.
В 1947 г. буксир "СП-14" был поднят, отремонтирован и под бортовым номером "МБ-39" работал в Севастопольском порту. Разобран в 70-х годах ХХ в.
Морской буксир "СП-15"
Заложен в Севастополе в апреле 1939 г., спущен на воду в августе 1940 г., вступил в строй в июне 1941 г.
Входил в состав судов обепечения Черноморского флота.
В первые дни Великой Отечественной войны участвовал в защите Одессы. 16.10.1941 г. в числе последних кораблей покинул Одесский порт, вывозя защитников города. В ноябре 1941 г. участвовал в эвакуации войск с Керченского полуострова на Кавказ. В 1942-1943 гг. работал в портах Кавказа.
14.04.1943 г. затонул во время шторма в бухте Геленджик.
В 1945 г. буксир "СП-15" был поднят, отремонтирован и под бортовым номером "МБ-30" находился в составе судов обеспечения флота. Разобран в 70-х годах ХХ в.
Морской буксир "СП-16"
Заложен в Севастополе в апреле 1939 г., спущен на воду в августе 1940 г., вступил в строй в октябре 1941 г.
Принял участие в эвакуации оборудования Морского завода из Севастополя на Кавказ. В период войны обеспечивал боевую деятельность кораблей Черноморского флота.
В 1945-1946 гг. находился в ремонте, после чего под бортовым номером "МБ-32" работал в Севастопольском порту. Разобран в 70-х годах ХХ в.
И еще один из этой серии - Морской буксир "Юпитер".
Данные выложу чуть позже.