КАПИТАН ВАВИЛОВ
В мае 1940 года закончил Архангельский мортехникум и получил диплом штурмана дальнего плавания. Затем работал в Мурманске, в Главвоенпорту вторым штурманом на морском буксире No 1. В октябре 1940 года призван в Военно-морской флот и направлен в Ленинград, в Краснознаменный учебный отряд подводного плавания имени С. М. Кирова.
С конца августа 1941 года - 2-й штурман на подводных лодках Северного флота. За период с августа 1941 года по февраль 1942 года на Гвардейской подлодке "М-174" участвовал в 6-ти боевых походах, во время которых потоплено три вражеских судна. На Краснознаменной лодке "Щ-403" с февраля 1942 года по октябрь 1943 года участвовал в 9-ти боевых походах, в которых уничтожено 8 и повреждено 1 судно противника. На Краснознаменной лодке "К-21" участвовал в 2-х боевых походах, постановке мин, на которых подорвалось одно фашистское судно. В августе 1942 года награжден медалью "За отвагу" и значком "Отличный подводник", а в августе 1943 года — орденом Красного Знамени. Участник северных конвоев.
В июне--июле 1944 года сдал экзамены на офицерский чин и вахтенным офицером на
вспомогательном судне "Умба" сходил в Архангельск. По возвращении в Полярный приказом командующего Северным флотом ему присвоено офицерское звание и он был переведен в бригаду сторожевых кораблей Северного флота на должность помощника командира катера "МО". В это время началась непосредственная подготовка к проведению Петсамо-Киркинесской операции и он был назначен в десант командиром взвода связи.
Однако, в сентябре 1944 года его отправили на 8 месяцев в город Баку, в Каспийское Высшее военно-морское училище, слушателем курсов командиров катеров. В апреле 1945 года проходил практику на
кораблях Каспийской военной флотилии, посетил иранские порты Пехлеви и Ноушехар.
В июле 1945 года был направлен в город Кронштадт, в спецкоманду Краснознаменного Балтийского флота, которая готовилась к отправке в Германию для приемки трофейных кораблей немецких военно-морских сил. Осенью 1945 года их перевезли в город Свинемюнде и разместили в поселках Альбен и Гернигедорф, откуда отправляли в город Травемюнде, в английскую зону оккупации, где получали
немецкие корабли, и по фарватерам, среди минных полей, конвоем возвращались снова в Свинемюнде. Таким образом, он участвовал в перегоне четырех боевых кораблей. Затем , уже с экипажами, их привезли в Вильгельмсхафен, где сразу же получили целую бригаду торпедных катеров, затем в полном составе прибыли в Свинемюнде, где занялись боевой подготовкой. Он был назначен командиром торпедного катера.
В марте 1946 года был демобилизован и приехал в Архангельск в апреле 1946 года. Здесь поступил работать судоводителем в Архангельское арктическое пароходство на американский ледокол, переданный СССР по ленд-лизу, "Northwind" - "Северный ветер" (позже он стал называться "Капитан Белоусов"), на котором бороздил холодные моря советской Арктики до декабря 1951 года, когда ледокол был возвращен США в порту Бремерхафен.
В 1962, 1966-67гг. - капитан ордена Трудового Красного Знамени ледокола "Красин" . Отлично провел ледокол арктическую навигацию 1967 года, в год своего 50-летия. Кузнецов был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.
В арктическую навигацию 1975 года - капитан дизель-электрического линейного ледокола финской постройки "Мурманск" (типа "Москва").
Автор воспоминаний "В суровых военных походах" (газета Мурманского морского пароходства "Арктическая звезда" за 1980г., №№ 37 - 40 и след.) и "В глубинах северных морей" ( в сборнике "Северные конвои", Архангельск, 1991г.) Его имя упоминается в книге И.Н. Чеснокова "От Арктики до Антарктики", Мурманское кн. изд., 1979г.
www.mmflot.com
К морю надо возвращаться не только потому, что его нельзя забыть. Его нельзя запомнить. Рамон Гомес де Ла Серна

Это сообщение редактировалось 16.03.2009 в 15:05