ЯДЕРНЫЙ КОНТРОЛЬ № 2 (72), Том 10
Лето 2004
Михаил Барабанов
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В США
После фактического крушения военной мощи бывшего СССР Военноморские силы США к концу 1990х гг. вышли на первое место в мире по числу находящихся в их составе АПЛ – на конец 2003 г. в их составе имелись 18 ПЛАРБ (включая находящиеся на переоборудовании) и 53 многоцелевых АПЛ, а также лодка специального назначения NR160. Несмотря на кардинальное изменение задач американского флота в период после окончания холодной войны, АПЛ попрежнему рассматриваются американским командованием как один из ключевых элементов современных ВМС. В соответствии с принятой в октябре 2002 г. Стратегической концепцией «Sea Power 21», завершившей начатый еще в 1992 г. Доктриной «...From the Sea» переход ВМС США к ориентации на действия в прибрежных водах потенциального противника и на нанесение находящемуся на суше врагу сокрушительных ударов с приморского направления, американские подводные силы должны ориентироваться, наряду с сохранением прежних основных задач – за воевания господства на море и под водой, – также и на ряд других: нанесение ударов по береговым целям высокоточным оружием, ведение минной войны, обеспечение безопасности коммуникаций, содействие проведению амфибийных операций и обеспечение действий сил специального назначения. При этом каждая АПЛ должна быть готова к решению широкого круга таких задач, а сами лодки – действовать в тесном взаимодействии с другими силами и средствами флота, а также с другими видами вооруженных сил ведином «боевом информационном пространстве» – «силовой сети».
ПЛАРБ типа Ohio попрежнему рассматриваются как основа Стратегических ядерных сил США. В соответствии с Договором СНВ1 от 1991 г. их число ограничивалось 18 единицами, и с вводом в строй в 1997 г. последней, SSBN 743 Louisiana, их строительство было прекращено. Первые восемь лодок были вооружены БРПЛ Trident I (C4), а остальные десять – Trident II (D5). С 2000 г. было начато перевооружение четырех лодок первой подсерии (c SSBN 730 по SSBN 733) ракетами Trident II. Работы на последней лодке предполагается завершить в 2008 г., и, как предполагается, эти корабли будут оставаться в строю минимум до 2026 г.64 При этом общее число РГЧ на каждой ракете составляет 8 единиц по Договору СНВ1 и от 4 до 5 единиц по Договору СНВ2. Что же до первых четырех лодок (SSBN 726 – SSBN 729), то, поскольку, согласно условиям Договора СНВ2, они должны быть выведены из состава стратегических сил (что было одобрено Конгрессом в декабре 2001 г.)65, было принято решение переоборудовать их в подводные лодки – носители крылатых ракет (SSGN) с возможностями обеспечения действий сил специального назначения. В соответствии с этим на каждой из этих ПЛАРБ в 22 шахтах для пуска БРПЛ устанавливаются по семь вертикальных пусковых установок (ВПУ) для КР Tomahawk (всего 154). Оставшиеся две шахты переоборудуются в шлюзы для входа и выхода боевых пловцов и применяемых ими подводных аппаратов (всего штатно возможно размещение 66 пловцов). Работы на первых двух лодках (SSBN 726 Ohio и SSBN 727 Michigan) были начаты в 2003 г.66 Общая стоимость программы модернизации четырех единиц сейчас оценивается в 3,9 млрд долл. До 1991 г. основные перспективы развития флота многоцелевых АПЛ ВМС США связывались со строительством большой серии (до 29 единиц) АПЛ типа SSN 21 Seawolf. Эти лодки создавались в соответствии со стратегией «передовых рубежей» и предназначались для действий против сил ВМФ СССР в районах, непосредственно прилегающих к территории СССР, прежде всего в арктических водах. В соответствии с этим значительное внимание уделялось повышению скорости малошумного хода, в том числе путем применения ЯЭУ нового поколения с ВВР S6W в 220 МВт со значительной мощностью в режиме естественной циркуляции теплоносителя в первом контуре и с применением движителя типа «pumpjet», повышению скоростных характеристик (скорость до 35–39 узлов), мощному вооружению, включавшему 8 ТА калибра 660 мм (для возможности использования перспективных систем оружия и автономных подводных аппаратов) с суммарным боекомплектом до 50 единиц оружия, и совершенной системе управления, ядром которой была АСБУ AN/BSY268. Однако после распада СССР планы строительства АПЛ типа Seawolf были радикально пересмотрены вследствие высокой стоимости этих кораблей, составлявшей до 2,8 млрд долл. за единицу. Вследствие этого в 1992 г. было решено ограничить серию всего тремя лодками, из которых головная, SSN 21 Seawolf, вступила в строй в 1997 г., а вторая, SSN 22 Connecticut, – годом позже. Третью АПЛ, SSN 23 Jimmy Carter, было решено достраивать как лодку для ведения разведки, подводных работ, обеспечения специальных операций, а также испытания ряда принципиально новых систем перспективных ПЛ, для чего в корпус лодки должна быть врезана дополнительная секция длиной 30 м двухкорпусной конструкции. Общая стоимость дооборудования составит 887 млн долл.
Передача SSN 23 на испытания намечается на июль 2004 г.69
Взамен производства лодок Seawolf в США в 1993 г. началась программа NSSN создания более «дешевой» АПЛ типа Virginia, максимально соответствующей новым задачам флота и ориентированной прежде всего на операции в прибрежных районах в ходе региональных конфликтов и на нанесение ударов по наземным целям, с максимальным использованием технологических достижений АПЛ типа Seawolf. При близких к Seawolf измерениям Virginia имеет более простую и дешевую ЯЭУ в полтора раза меньшей мощности (40 000 л.с. вместо 60 000) с реактором S9G и с применением электродвижения. Активная зона этого реактора не должна будет требовать перезарядки в течение всего срока активной службы.
Вооружение представляет собой во многом возврат к типу Los Angeles – c четырьмя 533-мм ТА и 12 ВПУ для пуска ракет Tomahawk. На лодке должна быть установлена полностью интегрированная АСБУ CCSM, а также оборудование для применения боевых автономных подводных аппаратов. АПЛ Virginia спроектирована по модульному принципу, позволяющему в будущем относительно легко вносить изменения в конструкцию в ходе строительства, а также производить модернизацию.
Головная АПЛ нового проекта SSN 774 Virginia была заложена «General Dynamics Electric Boat» в Гротоне 2 сентября 1999 г.71, и ее строительство должно быть завершено летом 2004 г. К настоящему времени ведется строительство еще трех лодок (SSN 775 – SSN 777), которые должны сдаваться по одной в год, начиная с 2006 г. С 2007 финансового года планируется вводить в строй по две АПЛ типа Virginia, в связи с чем 14 августа 2003 г. верфям «General Dynamics Electric Boat» и «Northrop Grumman Newport News» был выдан беспрецедентный по масштабу заказ сразу на семь АПЛ типа Virginia со сроком «пакетом» позволяет бюджету сэкономить примерно 1 млрд долл. на стоимости этих семи лодок. Фактическая же полная стоимость одной АПЛ типа Virginia при переходе к постройке от одной до двух единиц в год снизится с 2 до 1,8 млрд долл. Всего планируется построить порядка 30 лодок этого проекта.
В то же время, по оценкам командования американских ВМС, заказываемого количества АПЛ явно недостаточно для решения в полном объеме задач, поставленных передфлотом. За истекшие 15 лет количество АПЛ ВМС США сократилось почти вдвое – с примерно 100 до 53. При этом за последние шесть лет в строй были введены только две лодки типа Seawolf. К настоящему времени списано уже 11 АПЛ типа Los Angeles76. В результате в 2002 г. развертывание АПЛ в удаленных от мест базирования районах в ходе «войны с терроризмом» (против Афганистана, Ирака и КНДР) привело к серьезнейшему напряжению подводных сил и неспособности с их стороны полноценно выполнить все требования региональных командующих. Хотя официально Министерством обороны США сейчас считается необходимым поддерживать состав подводного флота на уровне 55 АПЛ, в ноябре 1999 г. исследованием по структуре подводных сил, произведенным Объединенным комитетом начальников штабов (JCS Submarine Force Structure Study), было установлено, что ВМС необходимо иметь 68 АПЛ к 2015 г. (из них 18 типа Virginia) и 76 к 2025 г., а минимально допустимое число – 55 лодок в 2015 г.78 Число 65–70 АПЛ, как необходимое для США, неоднократно называли многие ведущие американские адмиралы. Командующий подводными силами американского Тихоокеанского флота контрадмирал Дж. Паджетт в 2002 г. заявил, что для Тихоокеанского флота «критическим уровнем является 35 лодок», в то время как сейчас имеется только 2680. Совершенно очевидно, что нынешние темпы строительства АПЛ в Соединенных Штатах при их сохранении не позволяют достичь этих значений (вышеупомянутое исследование считает необходимым строительство двух АПЛ в год с 2004 финансового года и трех в год – начиная с 2008 г.). В качестве своего рода паллиатива ВМС запросили у Конгресса на 2004 финансовый год ассигнования на перезарядку активных зон реакторов и проведение среднего ремонта сразу восьми лодок типа Los Angeles ранней постройки, что позволит продержать их в строю еще 10–15 лет.
В США ведутся интенсивные исследования в области создания АПЛ следующих поколений. Руководитель программ ядерной энергетики ВМС США адмирал Ф. Боумен так сформулировал свое видение пяти ключевых направлений развития американских ПЛ в XXI столетии: «В упрощенных терминах, мы должны сделать больше, чтобы стать «сетевыми» (connected), нести большую нагрузку, стать модульными, стать электрическими и при этом сохранить все возможности». В 1997–1998 гг. специальная научноисследо вательская группа (Defense Science Board Task Force – DSBTF) Министерства обороны США подготовила доклад "Подводная лодка будущего", анализирующий возможные перспективы развития американских подводных сил до 2020 г. и содержащий предложения по конкретным технологическим аспектам будущих ПЛ.
Ключевым направлением их развития доклад DSBTF называет повышение эксплуатационной гибкости и расширение боевых возможностей ПЛ. В соответствии с этим приоритет ными элементами совершенствования будут улучшение возможности «соединения» лодок в рамках единого информационного «боевого пространства», увеличение возможностей
датчиков и оружия, внедрение «вспомогательных» транспортных и боевых средств, а также так называемого «океанского интерфейса» для размещения вооружения и других полезных грузов. Призывая покончить с «тиранией торпедных труб», авторы исследования выступают за замену нынешних лодочных ТА и ВПУ «гибким интерфейсом, не ограничивающим форму и размеры оружия, вспомогательных транспортных средств и других полезных грузов», который технически должен быть выполнен в форме специального отсека («бомбоотсека») в корпусе ПЛ. Среди других предлагаемых изменений в конструкции ПЛ – отказ от ограждения рубки, что должно повысить скрытность действий лодки на мелководье, высокая автоматизация ПЛ со значительным сокращением численности экипажа, а также внедрение высокоинтегрированных систем акустического и неакустического обнаружения. С целью повышения коэффициента оперативного напряжения ПЛ, развернутых в передовых районах, предполагается ввести систему сменных экипажей, заменяемых прямо в море, и уделять серьезное внимание при проектировании новых ПЛ снижению их потребности в техническом обслуживании.
Результаты исследования DSBTF нашли непосредственное отражение в ведущихся в США работах по новым АПЛ, в частности, в соответствии с рекомендациями доклада ВМС США и Управление перспективных исследовательских программ Министерства обороны (Defense Advanced Research Projects Agency – DARPA) подписали Меморандум о взаимопонимании с целью совместных разработок ПЛ нового поколения по Программе «Submarine Payloads and Sensors». В рамках этой программы промышленностью были созданы два конкурирующих консорциума – «Forward PASS» (Payloads and Sensors for Submarines), возглавляемый компанией «Raytheon», и «Team 2020» во главе с Lockheed Martin. Команды разработчиков обоих консорциумов рассматривали широкий круг футуристических проектных предложений, работая при этом в тесном взаимодействии с вошедшей в оба консорциума General Dynamics Electric Boat Division, специалисты которой должны гарантировать техническую выполнимость проектов. Полностью приняв концепцию «океанского интерфейса», разработчики выдвинули ряд предложений по его практической реализации. Так, в частности, «Forward PASS» разработал проект всплывающей пусковой установки (Broaching Universal Buoyant Launcher – BUBL) – cнаряжаемого различными видами оружия автономного от ПЛ всплывающего возвращаемого модуля, способного не только размещаться в «бомбоотсеках» перспективных ПЛ, но и крепиться на корпусе существующих АПЛ, серьезно увеличивая их боевые возможности, а «Team 2020» выдвинул близкое предложение под обозначением «малозаметная недорогая автономная система» (Stealthy Affordable Capsule System). Другими предложениями являются базирующийся на ПЛ подводный телеуправляемый аппарат с полезной нагрузкой, в том числе и с боевой (MultiPayload Unmanned Undersea Vehicles – MPUUV), а также вкладной многоцелевой модуль (Flexible Payload Module), который способен размещаться в шахте БРПЛ Trident II, ПЛАРБ типа Оhio или, опять же, в «бомбоотсеках» будущих лодок.
Поскольку в США сейчас ведутся широко развернутые работы по созданию предназначенных для использования с АПЛ автономных телеуправляемых аппаратов (Unmanned Undersea Vehicles – UUV) различного назначения – ударных, противоминных, разведывательных, обеспечения подводных работ и действий сил специального назначения, – то дальнейшее развитие технологии в этой области считается современными американскими разработчиками одним из ключевых направлений cовершенствования АПЛ как в плане расширения их боевого потенциала, так и увеличения скрытности.
Выдвигаются также проекты использования в будущем с ПЛ беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для решения задач разведки, целеуказания и связи.
Данные по лодкам, предложенным Team 2020
Virginia Plus, диаметр корпуса 10,35 м, длина 124 м, водоизмещение 8,800 т;
Merrimack (116m, 12,000t),
Renegade 1 (102m, 11,500t)
Renegade 2 (90m, 9,900t), диаметр корпуса у трех последних 12,8 м.
Конкретные эскизные предложения «Team 2020» по ПЛ следующего поколения, полноценно интегрирующих в своей конструкции все новые идеи, включают проект АПЛ Merrimack,
http://i011.radikal.ru/0902/dc/014a4eaaa827t.jpg [not image]
а также проекты последующих лодок Renegade I и Renegade II, в которыхдолжна быть применена «электрическая» энергетическая установка на топливных элементах взамен ЯЭУ.
http://s54.radikal.ru/i145/0902/e2/3e6f169c7d17t.jpg [not image]
Близкий по духу проект «электрической» торпедообразной ПЛ двухкорпусной конструкции, полностью лишенной рубки с ограждением, выдвинут и «Forward PASS».
Концепция «океанского интерфейса» должна быть практически проверена первоначально в ограниченном объеме на модернизируемой в ходе достройки АПЛ SSN 23 Jimmy Carter, а полноценное ее внедрение планируется начать на лодках типа Virginia второй серии (предусматривается, что к их строительству перейдут начиная с девятого или десятого корпуса со вступлением в строй головной в 2012 г.), на которых планируется вставка в корпус дополнительной секции с «бомбоотсеком».
http://s40.radikal.ru/i089/0902/28/ee2b51f9cdf0t.jpg [not image]