По теме могу сказать следующее, что я не есть супер-профессионалом в морской тематике, коими есть Вы. Однако у меня есть большое желание реконструировать теорию самого загадочного броненосца Наварин. Согласен, многие брались, но не многие доходили. Могу сказать дойду до такого, что теория будет максимально похожа на правду. Надеюсь на Ваше понимание и помощь. По окончании данной темы все будут вознаграждены.
Теорией Ретрофлота не пользовался. И даже не брал за основу. Разрабатывал модель на основании сечений палуб, сечений по носовой и кормовой башням, кусочков сичений по корпусу из книги А.А.Гармашева, фотографий модели "Наварин" из ЦВММ (любезно предоставленных Дмитрием, за что ему отдельное спасибо., фотографий броненосца Наварин, фотографий броненосца Николай 1.)
Теория разрабатывается уже более 1,5 лет. Остаются только некоторые штрихи.
Но при создании модели ориентировался на всю информацию, а в основном на модель из ЦВММ. Она у меня была в програме подложкой. Если полностью соответствовать сечению по Арбузову, тогда не будет соблюдаться плавность линий и переходы теней, которые есть на модели в ЦВММ. Попробую все таки еще поиграться. Погибь палубы будет обязательно. Просто для создания 3модели на данном этапе я ее не рисовал. Мне важно было создать как можно точный объем.
Основная ветка на Наварине. Однако там что-то как-то не отвечают... Обращаюсь сюда, поскольку здесь тоже есть профессионалы.
Ниже даю предварительное теоретическое обоснование реконструкции теории Наварина. Теория еще в работе.
А также разрезы и сечения того, что есть сейчас.
Эскадренный броненосец НАВАРИН.
Введение: в данной работе изложен проект реконструкции внешнего вида и чертежей самого загадочного и вместе с тем самого известного в Российском флоте корабля, корабля, который стал отправной точкой для всех последующих кораблей –
«эскадренного броненосца НАВАРИН».
Особые условия:
1. Данная работа не была создана на основании обработки или перерисовки построечных и отчетных чертежей.
2. Данная работа была разработана на основании анализа всей имеющейся на данный момент информации (эскизов, текстовых источников, отчетной модели и фотографий самого броненосца).
3. Данная работа носит исключительно справочный характер и в некотором роде отражает мое субъективное мнение.
4. Я не претендую на 100% соответствие материалов и чертежей изложенных в данной работе построечным и отчетным чертежам.
При проведении реконструкции чертежа броненосца Наварин, для отправной точки как таковой мной было принято за правило:
1. Носовой перпендикуляр в конечном случае должен лежать в плоскости нулевого шпангоута и совпадать с носовой оконечностью ВЛ.
2. Кормовой перпендикуляр проходит через ось поворота руля.
3. Шпангоут на середине линии между перпендикулярами – мидель-шпангоут.
4. Чертежи продольного разреза, сечения по 67, 29 шпангоутов и сечения палуб, действительно отражают проектные чертежи броненосца.
5. «Длина» броненосца 107м. Единственно правильный и неоспоримый факт. Я не даю точного определения, какая именно длина указана: по КВЛ, между перпендикулярами, наибольшая. Данная величина указана на доске у отчетной модели броненосца и по моему мнению наиболее верна.
История создания и службы.
ЕЩЕ В ПРОЦЕССЕ….
2. РЕКОНСТРУКЦИЯ.
Реконструкция корпуса проводилась в программе 3Д моделирования РИНОСЕРОС.
Б). Корпус.
Реконструкция корпуса основывалась на рисунках продольного разреза броненосца на стр.54-55 монографии Арбузова и рис.27 книги «Эскадренные броненосцы Гангут и Наварин»(Гармашев А.А., Богданов М.А.). За ОСНОВУ брались именно данные рисунки поскольку они имеют метки шпангоутов, масштабную линейку и позволяют максимально точно вывести приблизительные внешние обводы и линейные размеры броненосца. Кроме того при получении приблизительных линейных размеров упускались возможные ошибки, поскольку точные линейные размеры будут выводиться в процессе на основании всех имеющихся данных передающих информацию о броненосце. За КВЛ принималась ватерлиния именно из приведенных рисунков.
При переводе данных рисунков в 200 масштаб приблизительные линейные размерения броненосца получились следующие:
1. Длина по «ватерлинии» - 107,002м.
2. Ширина броненосца в районе мидельшпангоута по ВЛ– 20,244м.
3. Длина броненосца от начала тарана до края кормы – 110,616м.
В том числе:
2.1. Длина выступающей части тарана – 3,104м.
2.2. Расстояние от 93 шпангоута до края кормы – 3,910м.
2.3. Длина между перпендикулярами – 103,216м.
3. Осадка броненосца – 7,74м
4. Высота надводного борта – 3,762м.
5. Диаметр башен ГК – 7,688м.
6. Расстояние между осью вращения носовой башни и нулевым перпендикуляром 30,2м.
7. Расстояние между осям вращения башен – 45,44м.
7.1. Расстояние между внешними кромками башен – 37,738м.
7.2. Высота башни от края палубы до нижней кромки – 3,026м.
7.3. Высота башни от края палубы до верхней(выступающей) кромки – 3,188м.
8. Размерения труб:
8.1. Высота труб от верхней кромки до «ватерлинии» - 16,832м.
8.2. Высота трубы от верхней кромки до нижней кромки – 15,674м.
8.2. Высота труб от верхней кромки до края батарейной палубы – 13,122м.
8.3. Высота трубы от верхней кромки до края верхней палубы – 7,964м.
8.3. Расстояние между осью передней трубы и носовым нулевым шпангоутом 41,110м.
8.4. Расстояние между осью задней трубы и нулевым шпангоутом – 53,3м
8.5. Расстояние между осями труб – 12,190м.
8.6. Ширина трубы верхней части – 3,006м.
8.7. Ширина основания трубы – 3,748м.
8.8. Ширина козырька в нижней части – 4,380м.
Кроме полученных размеров была известна следующая текстовая информация по основным размерениям броненосца:
ПРИМЕЧАНИЕ: Указанные ниже данные отображают размерения броненосца на момент закладки и отражаются в спецификациях.
А. Арбузов В.В.
1.1. Длина наибольшая – 107м.
1.2. Длина между перпендикулярами – 105,9м.
1.3. Ширина – 20,42м.
1.4. Проектная осадка – 7,62м. носом и 8,4 кормой.
1.5. Количество шпангоутов 93. Длина шпации – 1,2м.
1.6. Коэффициент полноты водоизмещения 0,58.
1.7. Проектное водоизмещение – 9476т.
1.8. Реальное водоизмещение – 10107,38тю
2.1. Диаметр башен ГК – внешний 7,6м.
2.2. Наибольший диаметр с броней – 77,1м. Вероятно ошибка и следует читать 7,71м.
2.3. Высота от нижнего основания до крыши – 5,49м.
А.А.Гармашев, М.А.Богданов. Спецификация МТК.
1.1. Длина между перпендикулярами – 103,02м.
1.2. Наибольшая ширина – 20,42м.
1.3. Осадка на ровный киль – 7,62м.
1.4. Набор корпуса 96шпангоутов.
3. Плавсредства:
3.1. 2 50-футовых минных катера.
3.2. 2 -34-футовых паровых катера.
3.3. 2 20-весельных барказа.
3.4. 2 14-весельных легких катера.
3.5. 2 6-весельных вельбота.
3.6. 2 6-весельных яла.
3.7. 1 16-весельный рабочий катер.
Пояснительная таблица у отчетной модели броненосца Наварин из фонда РГАВМФ
1. Длина корабля 107м.
2. Ширина – 20,4
3. Углубление – 8,4
Кроме приведенных данных была собраны и сведена в таблицу вся информация передающая данные о линейных размерах броненосца Наварин.
Таблица №.1 Сведенная информация о линейных размерах броненосца Наварин.
Источники
Размерные хар-ки Книга Импера тор Алекс.2 Сулига
Броне носцы РЯВ МоделистКонструктор Ретро-флот Арбузов Инет
Боевые корабли мира Инет кора бли и броне носцы Инет
Энцикло педия кораблей Инет
Неизвест ный рисунок
Полная длина 107,02 112,3 107,0 107,0 109,02
Длина по ГВЛ 105,9 105,9 105,9 105,9 105,9
Длина между перпендикулярами 103,02 103,0 105,9
Наибольшая ширина 20,42 20,4 20,4 20,42 20,42 20,4 20,4 20,4 20,42
Осадка 8 8,0
ровный киль
проектная 7,62 7,7 7,62 7,62 носом 7,6 7,6
фактическая 8,4 8,4 8,4 8,4 кормой 8,0 8,0
И еще около 5 источников информация в которых похожа и не дает новых величин о линейных размерах.
Как уже было сказано выше была известна одна величина «Длина107м». При анализе информационных таблиц у других моделей в ЦВММ был вынесен вывод о том, что данная величина отражает длину броненосца по ватерлинии фактическую на момент спуска судна на воду. Данная величина и была взята за основу при проведении в дальнейшем реконструкции теоретического чертежа.
При реконструкции корпуса футовая система переводилась в метровую. При этом в числительных показателях в связи с особенностями програмы Риносерос брались только сотые части.
1. Было измерено расстояние между шпангоутами в мм.
Результаты даются средним арифметическим.
С 0 до 20 шпангоута – 4,78 или в оригинале 0,952м.
С 20 до 76 шпангоута – 6,05 или в оригинале 1,210м.
С 76 до 93 шпангоута – 4,69 или в оригинале 0,938м.
На момент закладки броненосца и в последующем в императорском флоте применялась футовая система измерений, что в нашем случае теоретически при переводе в метрическую систему дает такие данные:
1. Расстояние между шпациями с 0 до 20 шпангоута 3 фута = 0,9144м.
2. Расстояние между шпациями с 20 до 76 шпангоута 4 фута = 1,2192м.
3. Расстояние между шпациями с 76 до 93 шпангоута 3 фута = 0,9144м.
Также разное расстояние в указанных диапазонах подтверждается зрительно.
Также заметно, что ось нулевого шпангоута не лежит в районе носового перпендикуляра, что не соответствует принятому выше правило, по которому ось носового перпендикуляра в любом случае лежит в плоскости нулевого шпангоута и совпадает с носовой оконечностью КВЛ.
ПРИМЕЧАНИЕ:
В свете приведенного мной был проведен эксперимент. Ось КВЛ была поднята на высоту осадки броненосца фактическую - 8,4м. В этом случае ось нулевого шпангоута совпала с осью носового перпендикуляра. Ошибка в 200 масштабе составила 0,14мм или 2,8см в оригинальных размерах. Длина по КВЛ составила 106,896м.
Далее на КВЛ была отложена сетка шпангоутов с соответствующим шагом:
4,57мм. = 3 футам в 200 масштабе.
6,09мм = 4 футам в 200 масштабе.
Расстояние между 0 и 93 шпангоутами составило:
4,57*20 = 91,4 = 18,280м
6,09*56 = 341,04 = 68,208м
4,57* 17 = 77,69 = 15,538м
18,280+68,208+15,538 = 102,026 м.
В то же время при пересчете в оригинальных размерах расстояние между 0 и 93 шпангоутами составит – 102,108
Как видим ошибка составила 0,082 = (0,082*200) = 16,4мм. Даная ошибка вызвана с тем, что программа Риносерос не воспринимает значения 3 порядка и на сетке возможно отложить только 2 цифры после запятой.
Также как видно из приведенного рисунка от плоскости нулевого шпангоута заметно выступает таран. При отложении на данном рисунке отрезков по 3 фута было установлено, что таран выступает от плоскости нулевого шпангоута на 3,5 отрезка по 3 фута – на 10,5футов.
При отложении соответствующих отрезков по 3 фута в сторону кормы было установлено, что края кормы лежит на 4 отрезке от плоскости 93 шпангоута, ось руля поворота лежит на расстоянии 1 отрезка от плоскости 93 шпангоута.
После данного была посчитана согласно нашему правилу расстояние между перпендикулярами, а именно между 0 шпангоутом и осью поворота руля: Данное расстояние составило:
1. Вариант: 102,026+0,9144 = 102,9404
2. Вариант: 102,108 + 0,9144 = 103,0224 (При осадке 8,4м.)
При расчете расстояния между шпациями была установлена следующая длина:
Расстояние между шпациями
С 0 до 20 – 3 фута (0,9144м.)
с 20 до 76 – 4 фута (1,2192м)
с 76 до 93 – 3 фута (0,9144м)
от 93 шпангоута до центра вращения руля – 3фута (0,9144м).
от центра вращения руля до края кормы – 12 футов (3,6576м).
от нулевого перпендикуляра до края тарана – 11футов (3,3528м).
Расчет строился на основании чертежей с проекциями шпангоутов 29, 76. Это единственные шпангоуты имеющие масштабную сетку.
Также расчеты подтверждаются чертежами продольного разреза. При увеличении можно увидеть, что расстояние между шпангоутами отличается, в порядке изложенном выше.
Рассчитываем длину между перпендикулярами:
18,288+68,2752+15,5448+0,9144=103,0224м.
Версия 1. Расчет согласно шагу шпаций: длина между перпендикулярами 102,106м.
На отвечает истине, поскольку 2 из 9 источников говорять о том, длина между перпендикулярами 103,02м.
Версия 2.
В случае если к 93 шпангоуту добавить расстояние между шпациями 3 фута (0,9144м) тогда мы получим искомое расстояние между перпендикулярами 103,022м. таким образом опытными путем было установлено, что набор корпуса состоял не из 93 а из большего числа шпангоутов. Такую версию подтверждают графические рисунки. На котором четко видно нанесение и 94, и 95 шпагоутов.