au>> Если уж модуль научный, то зачем он обитаемый?
Бяка> Существуют задачки, где без человека не обойтись. Это изучени человека в условиях орбитального полёта и ремонт и наладка неотработанной аппаратуры. С внештатными ситуациями человек справляется лучше.
Изучение человека — это конечно, нужны подопытные. Но вот ремонт и наладка неотработанной аппаратуры — это дела для стендов на земле. Самый навороченный стенд будет дешевле чем те же операции на самой дешёвой орбите, и производиться они будут пузатыми нелетающими ИТРами, а не бывшими пилотами с пудовыми наставлениями. Примерно миллион внештатный ситуаций на АМС, начиная от мелких глюков до полных жп были выправлены с земли. Когда обстановка спокойная и никто не помирает, люди в конечном итоге находят решение. Так выкрутились с заклинившей антенной, убитым радиацией датчиком и ещё простынёй тяжёлых проблем с Галилео, заклинившей платформой Вояджера, кучей мелких глюков DS-1, и прочая и прочая, и оно в каждом случае отработало более или менее успешно. Если бы там был пассажир, на всё бы плюнули и либо спасали бы (Аполлон-13), либо бились бы в истерике наблюдая агонию мучеников космоса (на Марс собираются..), а потом политики и боссы бы всех сожрали с тапками (Челленджер).
Список задач кроме околочеловеческих не продолжите?
Бяка> Не надо думать, что беспилотные станции всегда лучше. Лабораторий и заводов, без людей, не проектирут, если хотят многофункцональности и надёжности.
Не надо думать, надо знать(с)
Спутники
на сегодня и далее — всегда, абсолютно однозначно лучше при одинаковой научной или технологической отдаче. Примеры одного класса: Союз и Фотон/Бион. Многофункциональные пассажиры ломают как бы не больше чем сами могут починить, либо что не пришлось бы чинить не будь их там. И Мир угрохали именно пассажиры, своими надёжными многофункциональными ручками. Но что хуже всего с точки зрения стоимости, надёжности и многофункциональности, так это автоматическое смещение приоритета с научной или технической отдачи на заботу о жизни и здоровье пассажиров. Любая, абсолютно любая программа сегодня с участием пассажиров строится на принципе safety first, истерическое неприятие риска для пассажиров. Нафига такое счастье людям, которые хотят прочто иметь научный инструмент или технологический эксперимент в космосе? А про то что инструменты и пассажиры очень плохо уживаются в одной бочке известно — очень уж разные требования. В целом, когда всё кучей, получается дольше, дороже и хуже, чем по отдельности.