[image]

ГРД:от тактики к практике. Часть II

 
1 4 5 6 7 8 16
AR a_centaurus #14.07.2008 17:55
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Привет, Дима!
Спасибо за замечание. В принципе я так и делал. Знаешь, огород городить для увеличения точности расчётов на 3-5% не хочется. В любом случае измерения и вычисления являются приближёнными. Запись тяги важна прежде всего, чтобы оценить в общем дизайн двигателя. Насколько реальный дизайн приближается к модели. В случае двигателей малой тяги вообще сложно сделать точный расчёт топлива, проучаствовавшего в создании тяги. Тут тебе участие продуктов сгорания преднагревателя, пироклапана, самой шашки... И каждая пара топлива (горючее+окислитель) имеет собственный закон горения. Сам понимаешь, что с кондачка такие сложные комплексы не считаются. Если помните, justman показывал свои модели процессов в камере гибридного двигателя. Жаль, что он пропал. Наложение теории и практики было весьма интересно бы продолжить.

To Serge. Да, проще всего избавится от проблемы именно таким образом. Может быть обычной резинкой. Для больших двигателей такие стенды делают горизонтально-вертикальными: камера - горизонтально, бак - вертикально. А актуальная конструкция стенда для минигибридов - это своебразный экспромт. Собрал дополнительную скамейку из лабораторных предметов (чтобы отцентрировать и зафиксировать в головке стенда сравнительно длинный гибридный двигатель) и закрепил всё струбцинами. Подожду весны, когда буду испытывать трёх-инжекторную модель минигибрида. Тогда може быть и доработаю стенд. Сейчас нет времени. Между других дел пишу по приглашению Б. Колбурна раздел по дизайну микро и минигибридов для новой редакции его книги. Он кстати также предложил мне перевести эту книгу на русский. Но от этого я отказался и его отговорил. Непонятно, кому нужна такая книга на русском.
   

3-62

аксакал


Можно поинтересоваться - а почему такой странный выбор пары топливо-окислитель - гетерогенный? Понятно, что основная часть горения проходит после "газификации" топлива. но тут же потерь уйма...

Почитал ветку - и заинтересовался - пробовал ли кто смесь N20 - CH3NO2? По идее (надо будет по справочникам полазить) нитрометан должен в закиси азота растворяться. тем более, что по 0 кислородному баллансу закиси раза в 3 больше должно быть...

Реакция будет идти сразу в газовой фазе, гомогенно. Плюс - продукты сгорания в основном азот и водяной пар, немного СО2 - почти как у НДМГ-кислород.
   

_B1_

опытный

А не стремно хранить смесь горючего и окислителя?
Не забывайте, что одно из основных преимуществ гибридов именно в безопасности.

Горение идет в пристеночном слоя в-основном.
   

3-62

аксакал


Вы про N2O? Так это не окислитель, в общем-то, по отношению к нитрометану. Он сам себе горючее и окислитель, в одном флаконе. С чистым - да, без опыта оращения с ВВ, не рекомендовал бы работать. А в разбавленном виде - почему бы и нет?
   
AR a_centaurus #15.07.2008 18:23
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Товарищу с ником 2-87.
Напоминаю, что этот топик только для информации и обсуждения деталей конструкции и испытаний гибридных двигателей на N2O и полимерном топливе. Всевозможные "умные" дискуссии направляем отсюда в соответствующие рубрики. Если можно тебя попросить изьять свои посты отсюда и переместить их по-направлению... Por favor! Без обиды.
   
RU biostar_37 #21.09.2008 22:25
+
-
edit
 

biostar_37

втянувшийся

Центаурус, привет! Зима не кончилась еще у вас :-) ? Как успехи в написании материала к книге?
   6.06.0
AR a_centaurus #29.09.2008 19:07  @biostar_37#21.09.2008 22:25
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

biostar_37> Центаурус, привет! Зима не кончилась еще у вас :-) ? Как успехи в написании материала к книге?

Только сегодня вышел на работу после месячной командировки на монтаж а.реактора. Многое видел уже в своей жизни, но этот опыт уникальный... Впечатляет.
Запустил в изготовление детали будущей двухступенчатой мини/микро гибридной ракеты. Дизайн получился довольно интересным. Может позднее выложу. Со временем сейчас туговато. Статья на половине + перевод. надеюсь к концу года закончить. А зима и вправду закончилась. Урюк цветет. Будем жить.
   6.06.0
AR a_centaurus #19.03.2009 19:13
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Наверное сообщение о испытаниях ГРД Me_H_150 логичнее оставить в этом топике. Хотя этот мотор и предназначен для booster ракеты S_H_2S он является одним из вариантов серии мини ГРД. Испытания проводились с целью оптимизации рабочего процесса в двигателе и доводки некоторых элементов двигателя. В частности дренажного клапана. Был установлен инжектор 1.3 мм, вместо 1.8 мм, который был использован в первом испытании этой версии. Также был уменьшен диаметр критики сопла. Использовалась графитовая вставка с диаметром 6 мм. Испытание проводилось на стенде в вертикальном положении двигателя соплом вниз. Запись видео: камера SONY Mavica. Запись тяги производилась. График прилагается. Двигатель показал рабочие параметры: время горения - 6.5 s. Масса сгоревшего топлива - 0.145 kg. Время тяги 4.5 s. It = 278 N*s, Favg = 62 N. Is (delivery) = 190 s.Класс - H.Is (refered to 10%) = 170 s.
В процессе заправки бака была сделана оценка функционирования дренажного клапана. При достижении критического давления (при заправленной массе NOх ок. 150 г) расход парогазовой фазы через д.к. чрезмерен, поэтому дальнейшая заправка резко замедляется. Необходимо уменьшить эффективное отверстие клапана. В основном испытание можно признать успешным. Сейчас к ст.тесту готовится 3 инжекторная версия этого двигателя. С динамическим клапаном. Видео здесь: http://www.albe76.newmail.ru/Me_H_150_st_18.03.09.MPG
Прикреплённые файлы:
 
   6.06.0
AR a_centaurus #25.03.2009 22:53
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Подготовка мини ГРД Ме_H_150_2 к статическим огневым испытаниям. На фото 1,2 "исчезающий элемент" пироклапана и вид на 3-х портовый инжектор. Пороховая мякоть на основе нитроклея уложенная в канал ступенчатой формы должна сдерживать напор штока динамического пироклапана на выходе бака с NOх до момента зажигания. На фото 3 сформованные шашки композитного топлива. На сей раз решил попробовать использовать в качестве обечайки тонкостенную трубку PVC такого же диаметра, что и нейлоновая шашка. Вместо бумажной трубки на клею. Удобно. Отрезал необходимый кусок и можно формовать. Но есть сомнение, что может к стенкам камеры приплавиться. Но на то они и конструкторско-доводочные испытания (КДИ), чтобы экспериментировать. Наиболее вероятный исход - полное сгорание в струе окислителя в первой фазе РП. Как и шашки в бумажном корпусе. Формула КТ та же, что и ранее. После отверждения дополню цилиндрический центральный канал несколькими концентрическими, для более активного горения.
Прикреплённые файлы:
Pyroelement_1.jpg (скачать) [3264x2448, 212 кБ]
 
 
   3.0.73.0.7
Это сообщение редактировалось 25.03.2009 в 23:14
AR a_centaurus #25.03.2009 23:16  @a_centaurus#25.03.2009 22:53
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

a_centaurus> Подготовка мини ГРД Ме_H_150_2 к статическим огневым испытаниям. На фото 3...
Прикреплённые файлы:
Preh_comb_tech_05.jpg (скачать) [3264x2448, 377 кБ]
 
 
   3.0.73.0.7
AR a_centaurus #27.03.2009 17:46  @a_centaurus#25.03.2009 23:16
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

a_centaurus>> Подготовка мини ГРД Ме_H_150_2 к статическим огневым испытаниям.

Сборка двигателя Me_H_150_2 для огневого испытания. Композитная шашка приклеена к нейлоновой анаэробным клеем "La Gotita". Картонная шайба предохраняет оправку пироэлемента от воздействия температуры (фото 1) Стальное сборное сопло имеет графитовую вставку (фото 2). Как видно из фото 3 вторая модель чуть длиннее и на 20 г тяжелее первой. Посмотрим, будет ли преимущество в тяговых показателях. На случай, если такового преимущества трехпортовым инжектором достичь не удасться, второй двигатель трансформируется в аналогичный первому заменой средней части. Их сделано две. Тогда получаться два одинаковых двигателя, пригодных для кластерной связки.
Прикреплённые файлы:
 
   3.0.73.0.7
AR a_centaurus #27.03.2009 17:49  @a_centaurus#27.03.2009 17:46
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

a_centaurus>>> Подготовка мини ГРД Ме_H_150_2 к статическим огневым испытаниям.
Foto 3.
Прикреплённые файлы:
 
   3.0.73.0.7
AR a_centaurus #01.04.2009 18:59
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

К сожалению закончился NOх в баллоне. Что-то больно быстро. Подозрение на утечку в кране. Или привезли недолитым. Так что испытание откладывается.
   3.0.83.0.8
AR a_centaurus #19.04.2009 01:23  @a_centaurus#13.04.2009 19:49
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

a_centaurus> Поэтому закрывать её из-за непрошенного вторжения, было бы тактически неверно.

Провёл вчера давно запланированные испытания Ме_Х_150_2 с трёх-форсуночным инжектором. Результаты интересные. Пока я их выкладывать здесь не буду. Модераторы ещё не убрали посты как оскорбительного содержания, так и не имеющие отношения к данному топику. По соседству с ними тема продолжена не будет. Уж не обессудьте.
   6.06.0

Ckona

опытный
★☆
Сильно ли увязаны количество форсунок и форма отверстия в полимерном топливе ГРД ?
   
AR a_centaurus #20.04.2009 18:55  @Ckona#20.04.2009 01:10
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Ckona> Сильно ли увязаны количество форсунок и форма отверстия в полимерном топливе ГРД ?

Трудный вопрос. В смысле степени увязки. Первая техника - многофорсуночный инжектор, применяется для более эффективного распыления жидкого окислителя в переднюю часть шашки. Вторая техника - канал увеличенной площади ("звезда", например), применяется для повышения количества сублимированного компонента твёрдого топлива способного прореагировать с атомизированным окислительным компонентом. Эффективность этих техник в ГРД давно доказана. Очевидно, что количество отверстий определяется общей площадью инжектора. То есть расходом окислителя. А он определяет все остальные параметры двигателя. В том числе - габариты. Именно от них зависит дизайн шашки в части формы сечения канала. В данном конкретном проекте была сделана попытка исследования этих факторов в двигателе малого класса. Пока известный автору прототип - двухинжекторный коммерческий ГРД калибра 54 мм фирмы AeroTech - AT J143, It = 821 N*s, Isp = 215 s . Этот двиг. использует шашку из бумаги с каналом цилиндрического сечения и бак ёмкостью 330 г NOх. Класс -J. Каналы другой формы не применялись. Двигатели той же серии но с 4 инж. J211, It =800 N*s, Is=224 s !!!. То есть - выигрыш налицо. И солидный Isp. Но и усложнение конструкции, выраженное в цене. Наверное, если бы АТ использовал шашку из HTPB со звездой, performance была бы ещё выше. То есть тенденция понятна. Вопрос в её реализации в двигателе home made design. Описываемые в данном топике двигатели проекта Ме_H_100/150_1_2 по массово-габаритному числу примерно в 2 - 3 меньше прототипа. Их performance: класс -G, H. То есть против тяги AT J143 в 350 N, Ме_H_150_2 с однофорсуночным инжектором показал в испытании 140 N. Но этот двигатель использует шашку комбинированного топлива с солидной композитной добавкой. На самом деле это tribrid. И задача - оптимизировать именно трибридную схему. Я давно занимаюсь исследованием комбинированных топлив и вижу определённые их преимущества для гибридной схемы. А мини и микрогибриды позволяют проводить подобные исследования с малыми затратами и большой наглядностью.
   3.0.83.0.8
UA Anzoriy #20.04.2009 19:10  @a_centaurus#20.04.2009 18:55
+
-
edit
 

Anzoriy

опытный

a_centaurus> этот двигатель использует шашку комбинированного топлива с солидной композитной добавкой. На самом деле это tribrid. И задача - оптимизировать именно трибридную схему.

Да, я бы до такого не додумался бы. А можно ли применять металлы в таких схемах? К сожалению я не смыслю в ГРД и эта тема напоминает театр одного актера, то есть практика, а не балобола. Опять же - к сожалению.
Все же, мне кажется, потенциал ГРД будет наиболее раскрыт в качестве маршевого движка в твердобустерной схеме.
   
AR a_centaurus #21.04.2009 20:26  @Anzoriy#20.04.2009 19:10
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Anzoriy> Да, я бы до такого не додумался бы. А можно ли применять металлы в таких схемах? К сожалению я не смыслю в ГРД и эта тема напоминает театр одного актера, то есть практика, а не балобола. Опять же - к сожалению.
Anzoriy> Все же, мне кажется, потенциал ГРД будет наиболее раскрыт в качестве маршевого движка в твердобустерной схеме.

Я бы тоже. Просто обо всём уже написано. Надо читать и пытаться понять написанное. Потом экспериментировать. И делать анализ результатов. Это процесс долгий и творческий. Понемогу приходит осмысленное видение процесса. Это обычная практика исследовательской лаборатории. С металлическими добавками я работал и работаю. В РМ есть документ: Исследование комбинированного топлива для ГРД. Посмотри.
Это не театр. Это открытая дверь в лабораторию. В которой работают люди. Загляни, посмотри, поучаствуй. Тебе рады, тебе всё покажут и научат. А также с удовольствием выслушают твоё мнение. Только не хами, не плюй на пол. Спрашивай и подсматривай. Копируй и компиллируй (добавь чуть своего к копии). Потом, когда придёт понимание - изобретай. Вот простые формулы профессионального роста. Поверь моему, уже почти 40- летнему опыту старого лабораторного лиса.
Гибридный двигатель не нуждается ни в каких бустерах. Удельный импульс даже самого скромного ГРД на закиси и полимере или бумаге, выше чем у карамельного. Вопрос в правильном и хорошо оптимизированном дизайне. Который может компенсировать такие недостатки ГРД как низкое массовое число. С кондачка ГРД не сделаешь. Требуется знание техники высокого давления, необходимый подбор материалов и комплектующих. Доступ к станочному парку. Ну и простое моделирование рабочего процесса так же необходимо постичь. Поэтому, лучше начинать эту работу, накопив общую практику с РДТТ и ракетами. Всё остальное можно догнать в процессе разработки.
   3.0.83.0.8
UA Anzoriy #21.04.2009 22:27  @a_centaurus#21.04.2009 20:26
+
-
edit
 

Anzoriy

опытный

a_centaurus> В РМ есть документ:

Что есть РМ? Где смотреть документ?

a_centaurus> Это открытая дверь тебе рады, тебе всё покажут и научат. А также с удовольствием выслушают твоё мнение.

Это хорошо. Хотя я фанат РДТТ, но ведь и к б.с. я когда-то с неприязнью относился. Все меняется, люди растут. Некоторые.

a_centaurus> Только не хами,

А я нормальным людям не хамлю. Например тебе, хотя в начале ты ко мне холодновато отнесся.

a_centaurus> не плюй на пол.

Если ты по поводу перепалки - каюсь, не смог сдержать эмоции, но ты через это болото сам прошел, знаешь.

a_centaurus> (добавь чуть своего к копии).

Ну тут, как с Р-1. Добавлять свое будем с коррективой на свои ресурсы и возмжности.

a_centaurus> Поверь моему, уже почти 40- летнему опыту старого лабораторного лиса.

Да вы батенька молоды еще совсем:) (это если конечно без В/п и не дышать всякой гадостью, ты конечно усмехнешься, но я вспоминаю желтые глаза и сморщенное лицо одного хозяина модельной мастерской, который всякими ПЭПА и т.п. в перемешку с стеклопылью. У них и вытяжки не было и окна закрыты. Мутанты какие-то. Один был только на человека похож).


a_centaurus> Удельный импульс даже самого скромного ГРД выше чем у карамельного.

А я и не утверждаю, что бустер исключительно карамельный должен быть, хотя этот вариант позволит дешево добавить высоты. Отсюда еще вопрос, можно ли "растянуть" время тяги ГРД не в ущерб УИ?

a_centaurus> Вопрос в правильном и хорошо оптимизированном дизайне. Который может компенсировать такие недостатки ГРД как низкое массовое число.

Когда я думаю про ГРД, этот вопрос меня терзает автоматически. Тут либо долгая доводка, либо нестандартные решения, а лучше и то и другое. Я так к бессопловикам и подошел, надеюсь у тебя получится нечто новое. Опять к преславутому металлу: в кратцах, какие композиции ты пробовал, какие результаты, на сколько растет температура, что можно в кач-ве многоразового сопла применить?
   
AR a_centaurus #22.04.2009 01:51  @Anzoriy#21.04.2009 22:27
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Anzoriy> Что есть РМ? Где смотреть документ?
Ракетная мастерская. Гибридные двигатели.
Anzoriy> А я нормальным людям не хамлю. Например тебе, хотя в начале ты ко мне холодновато отнесся.
Нормально отнёсся. Как старый окопник к молодому бойцу...

Anzoriy> Да вы батенька молоды еще совсем:)
А то! Иначе бы с вами, пацанами не связывался бы.

Anzoriy> Отсюда еще вопрос, можно ли "растянуть" время тяги ГРД не в ущерб УИ?
Применением более эффективных топлив. В более оптимизированной для испарения (сублимации) формы твёрдого компонента топлива. В полном распылении (атомизации) жидкого окислителя. В управлении режимом тяги (управляемый клапан). Наконец, просто размерами (количеством окислителя, в основном). Например, микрогибрид Me_H_10 (описан в топике Solaris_H_2S), имеет время тяги от 5 до 1.4 с. Практически без изменения конструкции. Только управлением впрыском окислителя и конструкцией шашки твёрдого топлива.
a_centaurus>> Вопрос в правильном и хорошо оптимизированном дизайне. Который может компенсировать такие недостатки ГРД как низкое массовое число.
Anzoriy> Когда я думаю про ГРД, этот вопрос меня терзает автоматически...
Наши друзья из Израиля говорят: "не покупайте неприятности раньше, чем они поступят в лавку". Сначала нужно научится строить ГРД. Научиться их заправлять. Кстати я всегда думаю о ГРД на NOх. Поэтому нужно решить важную для вас всех проблему приобретения закиси азота, а главное, линии заправки. Однако весь мир это делает. Например в Аргентине сейчас бум постройки гибридов. Их пытаются строить люди, иногда далёкие от техники. И строят. И запускают. Так неужели на территории former USSR не найдётся парня, который сделает ЭТО. Честно говоря я именно этого жду. Для этого пòддерживаю эти топики.

Anzoriy> Опять к преславутому металлу: в кратцах, какие композиции ты пробовал, какие результаты, на сколько растет температура, что можно в кач-ве многоразового сопла применить?

Описано в ссылке. На минигибриде стоят сопла из стали со вставками. Из той же стали, графита, керамики. Сталь держит несколько испытаний. Для времени работы 3-7 сек можно не думать о графите. Если это есть проблема, то сними её. В остальном требуется чёткий план реализации. Если надумаешь делать, помогу. Чем смогу.
   3.0.83.0.8
AR a_centaurus #22.04.2009 20:27
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Огневые испытания двигателя Ме_H_150_2 были проведены на стенде 17.04.09. Температура воздуха + 12ºЦ. Бак был заполнен 100 гр закиси азота (ХЧ) для первого раза. Выход на режим почти мгновенный. Чётко были видны (на видео также) фазы горения: 1 - пироклапан; 2 - комбинированная шашка; 3 - полимерная шашка. Время тяги - 3 с. Запись со стенда производилась на цифровой осциллограф Tektronix TDS 3032. Обработка результатов в проге Origin 6.1. Ничего особенного трёхфорсуночный двигатель не произвёл. В сравнении с однофорсуночным. Той же площади инжектора. Может чуть выше (скорее всего из-за большего давления в камере, поскольку вставка в критику была 6.5 мм против 8 в первом варианте двиг.). Конечно, по одному испытанию нельзя делать выводы об эффективности рабочего процесса. Если уменьшить эффективную площадь отверстийдо площади 1.3 мм инжектора, возможно эффективность Р.П. резко увеличится. Как это было в случае 1 инж. Что касается конструктивной схемы двигателя, в части мобильного клапана, его герметичности, скорости запуска и выхода на режим, термических явлений, то можно сделать предварительное заключение о её работоспособности. То-есть как идея, так и подбор материалов были правильными. После испытания двигатель разобрался руками. После очистки налипших продуктов сгорания на хвостовик клапана, последний также свободно был разобран. Не было проникновения газов в прекамеру. О-ринги не были деформированы. В них особенно были сомнения, поскольку резина плохо работает в тех условиях, насыщаясь газами при адиабатическом расширении потока окислителя из бака.
График прилагается. Что пришло в голову глядя на него? Особенно на ступеньку после 1 сек. горения композитной шашки. Ведь этот участок практически прямоугольный. А что если всю шашку сделать композитной? В виде вкладыша в полимерную трубку. Трудновато будет посчитать давление. Но раз 1 с. мотор выдержал, надеюсь выдержит и 3-4 с горения. Попробовал апроксимировать полученный график до вероятного продолжения горения композитной шашки в камере, если бы она была цельной. Получается очень высокая добавка. И очень тянет попробовать...
(video) http://albe76.newmail.ru/Me_H_150_2_st_17.04.09.MPG
Прикреплённые файлы:
Me_H_150_2_theor.jpg (скачать) [981x596, 70 кБ]
 
 
   3.0.83.0.8
AR a_centaurus #22.04.2009 20:33  @a_centaurus#22.04.2009 20:27
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

a_centaurus> Огневые испытания двигателя Ме_H_150_2 были проведены на стенде 17.04.09.

Foto 1: Set_up for charging bvefore fire test

Foto 2: After f.test & oscilloscope display curve
Прикреплённые файлы:
 
   3.0.83.0.8
AR a_centaurus #22.04.2009 20:38  @a_centaurus#22.04.2009 20:33
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

a_centaurus>> Огневые испытания двигателя Ме_H_150_2 были проведены на стенде 17.04.09.
Foto 3: After f.test & Pyrovalve desarmed.
Foto 4: After f.test& Me_H_150_2 desarmed.
Прикреплённые файлы:
 
   3.0.83.0.8
UA Anzoriy #22.04.2009 20:42  @a_centaurus#22.04.2009 20:27
+
-
edit
 

Anzoriy

опытный

a_centaurus> поскольку вставка в критику была 6.5 мм против 8 в первом варианте двиг.). Если уменьшить эффективную площадь отверстий до площади 1.3 мм инжектора, возможно эффективность Р.П. резко увеличится. А что если всю шашку сделать композитной?

Когда планируются следующие испытания для проверки этих предподположений?
Так глядишь, на УИ 200 выйдешь. Какой был вес двигателя с топливом и без?
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
AR a_centaurus #22.04.2009 20:45  @a_centaurus#22.04.2009 20:38
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

a_centaurus>>> Огневые испытания двигателя Ме_H_150_2 были проведены на стенде 17.04.09.
Foto 5. Me_H_150 ft 17.04.09 & Initial plume
   3.0.83.0.8
1 4 5 6 7 8 16

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru