Фигурант>>Почему нужна веранда?
ED> Прежде чем задавать вопросы следует ознакомиться с предметом. Ну хотя бы поверхностно.
Ну чего же сразу наезд такой?? Во-первых, прочитал бы ты мои вопросы и мой изначальный вопрос, которые имхо были развернутыми, ты такого не говорил бы. И выиграл бы время на ответ, который я уже сам себе дал в самом начале.
Вопрос же не был почему штурману иногда нужно видеть "вниз-по сторонам", вопрос был почему нужно ТАКОЕ остекленение. При этом напоминалось что у многих современников Ила, в том числе и у ВТА (зарубежных и наших) этого не было, хотя штурман был и есть.
ED> С развитием техники "острота проблемы" отпала, исчез и аквариум. Зачастую вместе со штурманом.
Об этом я уже говорил - не канает. Ил-76 не в 50-х годах разрабатывали, полет по инструментам никто не отменял, даже в ВОВ, Ил-76МД и МФ - когда строили? - и все же с верандой. Transall и Hercules тоже современники, и тоже без такой компоновки.
О Ан-70 итд. и прочих западных аналогов уже не говорю. Штурман - не обязательно остекленение. И какие там технические новешства в данной ипостаси мне тоже не ясно. Камеры поставили?
Ты просто не понял, о чем я. Почему надо было бы городить такую трудо- и материалоемкую компоновку именно на Ил-76, когда существовали (уже тогда) вполне приемлемые альтернативы?
Моя гипотеза: что-то связанное с спецификой боевого применения Ил-76, с пара-десантированием тяж. грузов на МВ, и с требованиям по эксплуатации силами экипажа, в.т.ч. и маневр на ВПП/рулежке/парковке. Но это моя гипотеза.
M.Gotovchitz> Между прочим, не так давно штурмана ДА имели секстаны со всеми прилагающимися таблицами и соответствующие отверстия в фюзеляже (прикрытые изящными блистерами) для определения своего места по звездам.
Это и до сих пор так, имхо (красивые колпаки на Ту-142 или даже 95МС - не помню). Помогает просто визуальному наблюдению конечно тоже.