http://www.gaerospace.com/projects/.../COSPAR2000StratoSail.pdf -A METHOD FOR BALLOON TRAJECTORY CONTROL
-Описан метод управления траекторией автоматических дрейфующих аэростатов (АДА) при помощи аэродинамических поверхностей подвешенных на длинном тросе.
Для просмотра нужен QuickTime , но результат впечатляет:
Global Constellation of Stratospheric Platforms --Моделирование наведения АДА на неподвижную или движущуюся цель с реальными ветрами.
Constellation Management--Demonstration Earth Radiation Budget Experiment - математическое моделирование четырёхкратного прохода АДА над заданным районом США за 92 дня при обходе территории КНР (скрин внизу).
Constellation Management-- GDIN Application Эта страница показывает моделирование, используя стратосферические воздушные шары, чтобы достигнуть Глобальных Информационных целей Сети Бедствия. GDIN - "Глобальная Информационная Сеть Бедствия," добровольная, независимая, самоподдерживающаяся, некоммерческая ассоциация наций, организаций, и профессионалов, от всех секторов общества, включая неправительственную организацию, Промышленность, Академия, Правительства, и Международные организации с интересом в том, чтобы делиться информацией бедствия. Цель GDIN состоит в том, чтобы предоставить правильную информацию, в правильном формате, правильным людям, вовремя принимать правильные решения.
В этом моделировании у нас есть сеть воздушных шаров, работающих между ±20 градусов широт. Сеть приспосабливается к бедствиям, мобилизуя активы сети, чтобы обеспечить наблюдения за случаем и предоставить варианты коммуникаций спасателям на земле.
Сеть состоит из 100 воздушных шаров, плавающих в 35 км, каждый маркирован для идентификации. Ветры предоставлены ассимиляциями UKMO, и время начала для моделирования 2000-01-01T00:00:00 по Гринвичу. Моделирования длятся 365 дней, интервал синхронизации команды составляет 4 часа, и временной шаг интеграции - 1 час. Положение каждого воздушного шара представлено красной точкой. Желтые круги представляют местоположение пунктов, которые визируютт на воздушные шары с углом возвышения 2 градуса или больше. Зеленые области указывают наложение. Каждая структура моделирования представляет 4 часа развития сети.
Силам контроля для воздушных шаров предоставляет StratoSail (R) Систему наведения Баллона.
Это моделирование демонстрирует эффективность способностей контроля за траекторией к предназначенным наблюдениям воздушного шара на участках бедствия.(С)
Интересно, что этот метод позволяет не только управлять траекторией, но и высотой полёта увеличивая или уменьшая аэродинамическую "силу прижатия" АДА к земле.
Например для АДА
404 Not Found -Высотный аэростат-лаборатория (ВАЛ):
Объем оболочки, м3
130000
Начальный объем газа (водорода), м3
1950
Полетный вес аэростата, кг
1785
Максимальный вес полезной нагрузки, кг
900
Максимальный расчетный вес подвески, кг
1400
Высота первой зоны равновесия, км
30
Высота зоны равновесия без балласта, км
33,5
Продолжительность полета (при весе балласта 825 кг), суток
- в теплый период года 9
- в холодный период года 4,5
Вертикальная скорость приземления на парашюте подвески весом 600 кг, м/с
7
Высота начала ссыпа балласта, км
23
-максимальный суточный расход балласта составляет около 200кг, т.е. создавая днём крылом отрицательную подъёмную силу в 200кг можно избежать подъёма АДА и потери несущего газа из-за дневного перегрева оболочки. Таким образом вместо дорогих оболочек сверхдавления использовать дешёвые полиэтиленовые нулевого давления при неограниченной расходом балласта продолжительности полёта.
Такой девайс вполне совместим со всеми существующими АДА и даст им совершенно новое качество - маневренность и продолжительность полёта.