«Колхида»
Принадлежала России. Парусно-моторная яхта. Построена на английской верфи “Крейтон” в 1898 г. для членов российского императорского семейства под именем “Тамара”.
Водоизмещение 992т.
Длинна 67м.
Ширина 8,7м.
Мощность машин 125 л.с.
В 1913 году Морское министерство Россий купила яхту от Великого князя Михаила Александровича , и переименовала в “Колхиду”, по имени парусного корабля русского военного флота. В октябре 1914г. яхта была перебазирована в Севастополь и вооружена несколькими орудиями, и радиостанцией.
Осенью 1916г. стояла на ремонте в Ростове-на- Дону. Здесь застигли ее бурные события 1917 года.Экипаж был революционно настроенным . Радиостанция “Колхиды” приняла , и распространила первые в октябре 1917г. декреты Совнаркома. За свое участие в событиях октябрьской революций , в южной России она была названа “Донской Авророй”. Позже во время гражданской войны была штабом революционных сил Красной армий ,в Ростове-на- Дону , в борьбе с атаманом Калединым. В мае 1918г. захвачена белой гвардией генерала Красного, и в очередной раз переименуется в “Пернач”.
В ноябре 1920г. с белыми офицерами на борту , “Пернач” отплыл в последний раз с берегов Крыма. 3 марта 1920 г. недалеко от входа в Варненский залив «Колхида» налетела на затонувшее судно. Попытка спасти яхту с помощью подошедших пароходов «Колыма» и «Россия» , оказались неудачными, и сорванная волнением с мели «Колхида», затонула в районе мыса Кара-Бурну .
Существует версия , что турки отказали русским в убежище Стамбуле. После чего белогвардейцы отправились к болгарским берегам.Правительство Турции уже установило отношения с Советской Россий , и возможно что , и царская Болгария отказало в политическом убежище.Оставалась одна возможность , инсцинированное кореблекрушение. “Колхида” открыта под водой флотскими военными водолазами в 1922г. Тогда были демонтированны:орудия, магнитный компас с нактоуза, носовое украшение и щандарт в хорошем состояний.
В 60-тые годы яхта взорвана на куски под водой капитаном Боцаневским , занимающийся в то время извлечением цветных металов, и тяжелых кусков железа , с утонувших кораблей по болгарскому побережию. В последующие года на поверхность были подняты множество интересных предметов: бронзовые лопасти,телеграф,подвижный фонарь составленный из 14 электрических лампочек с угольными нагревателями использовались вероятно , для стояночного огня и др. Эти вещи находятся в Военноморском музее г. Варна.
В 1987 была проведена совместная экспедиция группы дайверов , с областного музея в Ростове-на- Дону.
Координаты 42°55.799'N 27°54.831'E. Глубина около 6 метров. По рассказам болгарских водолазов из клуба «Реликт» г. Варна побывавшие на месте гибели судна в 2002 году. От корпуса некогда величавой яхты практически ничего не осталось.