Nafi>>> Сдается мне Ми-14
S.I.>> А тут? Прям подводная лодка
Nafi> А он точно потом взлетел?
Думаете утоп?
В начале 70-х гг. 20 в. ВВС требовался вертолет для патрулирования водного пространства и спасательных работ. Вертолет должен был обладать достаточной весовой отдачей, чтобы можно было установить на него оборудование и противолодочное вооружение, а также высокой надежностью. Также он должен был обеспечивать возможность посадки на воду без применения поплавковой системы. В связи с этим было принято решение о создании вертолета-амфибии на базе хорошо зарекомендовавшего себя Ми-8.
Назначение
Вертолет мог проводить патрулирование водной глади на протяжении многих часов в отдалении от базы. Наличие двух двигателей и возможность приводнения обеспечили безопасность вертолета. Ми-14 выпускали в нескольких модификациях. Изначально его проектировали для военных целей – патрулирование моря, противолодочное использование. На вертолет Ми-14ПЛ устанавливали оборудование для радиоакустического и магнитного обследования водного пространства, поиска и обнаружения подводных лодок в погруженном и надводном состоянии, определения их координат. Вертолет Ми-14ПЛМ оснащался противолодочной торпедой «Орлан», ракето-торпедой «Ястреб-М», авиабомбами.
Ми-14ПС – созданный на базе военного поисково-спасательный вариант Ми-14. Его уникальность состояла в том, что спасать людей он мог не только в режиме висения, но и садиться для этого на воду при волнении моря до 3-х баллов. Вертолет оборудовали лебедкой и трехместным «черпаком», в котором размещались спасатель и двое пострадавших. Также имелась возможность для размещения в кабине 20 сбрасываемых 20-местных спасательных плотов, оборудованных радиомаяками. Также Ми-14ПС был оборудован контейнерами с маркировочными буями для отметки мест гибели морских и воздушных судов.
Ми-14БТ – буксировщик минных тралов. Предназначался для решения задач противоминной обороны на удалении до 200 км от береговой черты, а также для буксировки десантных и спасательных лодок. Он был оборудован системой буксировки, лебедкой, сцепным узлом, тросорубом.
Также производилась противопожарная модификация Ми-14ПЖ. Вертолет был оборудован помпами и внутренними баками вместимостью 5000 литров, подвесной системой забора воды.
Конструкция
Ми-14 – вертолет одновинтовой схемы. Верхняя часть фюзеляжа такая же, как у Ми-8. Нижняя часть фюзеляжа выполнена в виде лодки из сотовых панелей с боковыми поплавками и надувными баллонетами для придания вертолету устойчивости на воде. Пространство внутри лодки позволяло установить дополнительные топливные баки. Фюзеляж и отсеки герметизированы. В отсеках, где установлено оборудование, обеспечена гидро- и теплоизоляция. Отличительными особенностями являются более мощные, чем у Ми-8, двигатели ТВ3-117, редуктор ВР-14. Для увеличения эффективности управления рулевой винт на серийных моделях перенесен на левый борт. Шасси четырехопорное убирающееся. Главные опоры со сдвоенными колесами убираются в боковые обтекатели, передние – в ниши в нижней части фюзеляжа, закрывающиеся люками.
Состояние
Вертолет серийно производился на Казанском вертолетном заводе с 1973 до 1998 г. Всего было произведено 273 вертолета.(С)