Aaz> Одна - и, НЯП, не имеющая прямого отношения к ПАК ФА. Журнал на работе остался - в понедельник попробую переснять и вывесить.
Эта статья?
взлёт 8-9/2009 август-сентябрь
Одной из главных сенсаций авиасалона МАКС-2009 обещает стать бор¬товая радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), создаваемая в ОАО «НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова» для перспек¬тивного истребителя нового поколения. На нынешней выставке планируется впервые показать натур¬ный образец АФАР Х-диапазона, уже прошедший большой объём лабораторных стендовых испытаний. Ожидается, что в следующем году РЛС с АФАР поступит на летные испытания на борту самолета-носителя. Благодаря унификации элементов конструкции и выбранным техническим решениям на базе этого образ созданы и АФАР для модернизации различных радиолокационных систем истребителя Су-27 (Су-30МК) и МиГ-29. Накануне МАКС-2009 мы встретились с генеральным директором НИИП В.В. Тихомирова Юрием Белым попросили его рассказать o как продвигаются работ с АФАР.
Как известно, основу бортового радио¬электронного оборудования перспектив¬ного истребителя составит многофунк¬циональная радиоэлектронная система с активными фазированными антенными решетками, головным разработчиком которой, по результатам тендера, опреде¬лен наш институт. Причем это уже будет не просто РЛС в привычном понима¬нии, а целый комплекс систем. В составе такого комплекса будет сразу несколько активных фазированных антенных реше¬ток, в т.ч. АФАР Х-диапазона и АФАР L-диапазона, размещаемые в отклоняе¬мых носках крыла истребителя. Их мы планируем показать на нынешнем авиа¬салоне.
Разрабатываемая в НИИП им. В.В. Тихомирова система с АФАР выполнена на отечественной элементной базе на основе наногетероструктур арсенида галлия (GaAs) и передовых технологий антенных систем с электронным управле¬нием лучом. В основе нашей АФАР лежат современные гибридно-интегральные отечественные технологии. Залогом успе¬ха ведущихся работ является огромный опыт, накопленный нашим институтом в области создания РЛС с электронным сканированием: НИИП уже более 40 лет занимается такими системами. Достаточно вспомнить, что еще в 70-х гг., впервые в мировой практике, институтом была раз¬работана самолетная РЛС с фазированной антенной решеткой, которая была уста¬новлена в системе управления вооруже¬нием «Заслон» истребителя-перехватчика МиГ-31, принятого на вооружение в 1981 г. и до сих пор остающегося одним из наибо¬лее эффективных авиационных комплек¬сов в своем классе.
В какой стадии находятся сейчас испы¬тания АФАР?
Мы практически идем по графи¬ку, согласованному с нашим заказчи¬ком — компанией «Сухой». Как и было предусмотрено, в ноябре прошлого года мы закончили промежуточный этап лабо¬раторных испытаний АФАР Х-диапазона и передали ее на комплексный испыта¬тельный стенд радиолокатора. Испытания экспериментального образца РЛС с АФАР в целом подтвердили правильность наших технических решений, но, конечно же, не обошлось без достаточно серьезных замечаний, что неудивительно при разработке новейшей высокотехнологичной техники. В настоящее время анализиру¬ются итоги испытаний, проводятся необ¬ходимые доработки и усовершенствова¬ния. Параллельно завершается изготов¬ление второго образца. Он станет, по сути, уже опытным образцом РЛС с АФАР, воплотившим доработки по результатам испытаний первого экспериментального экземпляра. Сборку второго образца РЛС с АФАР планируем завершить к концу года. Сама антенна для него будет готова даже раньше. Параллельно идет изготов¬ление остальных комплектующих стан-ции, отладка программного обеспечения.
Всего же по программе испытаний запланировано изготовить несколько опытных образцов АФАР как для стендо¬вых, так и для летных испытаний. Летный образец РЛС с АФАР для самолета-носи¬теля предполагается изготовить к сере¬дине следующего года. Кроме того, про¬рабатывается вопрос проведения летных испытаний АФАР на летающей лаборато¬рии. Понимание необходимости создания такой лаборатории уже получено, и, наде¬юсь, этот вопрос также будет решен.
Для испытаний и доводки АФАР Х- и L-диапазонов в институте создана уни¬кальная лабораторно-испытательная база, в т.ч. оборудованные по самым современ¬ным технологиям безэховые камеры.
Какие еще предприятия задействованы в кооперации по изготовлению АФАР?
Кооперация довольно-таки большая. Что же касается основы нашей АФАР — при-емо-передающих модулей на базе моно¬литных микросхем — то они разработаны и выпускаются НПП «Исток» (г. Фрязино Московской области). Это предприятие уже вышло на удовлетворяющий нас темп производства приемо-передающих моду¬лей (напомню, в составе одной АФАР их больше тысячи), правда, по улучшению качественных показателей предстоит еще большая работа. Так же, как и по совер¬шенствованию самих модулей, снижению их стоимости. Но в целом мы удовлетворе¬ны результатами нашего сотрудничества.
С самого начала работ по АФАР в про¬грамме участвует наш традиционный партнер — Государственный Рязанский приборный завод, ныне осуществляю¬щий серийное производство наших РЛС с ФАР «Барс» для самолетов Су-ЗОМКИ (МКИ(А), МКМ) и осваивающий выпуск новейших РЛС с ФАР «Ирбис-Э» для истребителя Су-35. Кстати, по программе «Ирбис-Э» ГРПЗ выступил уже не просто серийным заводом, но и полноценным соразработчиком системы, спроектировав ряд важных модулей РЛС, в частности цифровые вычислители.
Сборка, настройка и испытания всех первых образцов РЛС с АФАР будет осу¬ществляться пока только в нашем инс¬титуте. Но затем, по мере развертывания серийного производства, ГРПЗ плотно подключится к программе, и серийные РЛС с АФАР будут строиться именно в Рязани.
Сможет ли Ваша АФАР найти примене¬ние на других летательных аппаратах?
Уже принято принципиальное решение, что в дальнейшем все АФАР в нашей стра¬не для боевых самолетов будут строиться на технологической и компонентной базе, конструктивных и технологических реше¬ниях, разработанных в нашем институте. И это вполне объяснимо: разработка и производство таких высокотехнологичных изделий, какими являются АФАР, стоят очень больших денег, и распылять средства на параллельные, конкурирующие проек¬ты в нынешних условиях — непозволитель¬ная роскошь. Сама же технология АФАР позволяет создать на базе унифицирован¬ных технических решений широкий ряд различных станций для применения на разных летательных аппаратах. Поэтому, построив и полностью отработав нашу РЛС с АФАР, можно будет с минимальными затратами времени и средств создавать отличающиеся от нее по размерам и характе-ристикам станции для других носителей, в т.ч. и наземных.
Разработанная в НИИП технология АФАР предназна¬чена не только для внутреннего рынка? Каковы ее экспортные перспективы?
Конечно. Уже официально заяв¬лено, что Россия и Индия будут вместе создавать Перспективный многофунк¬циональный истребитель пятого поколе¬ния. И в основе его системы управления вооружением будет, без сомнения, лежать РЛС с АФАР. В Индии уже имеют опыт производства РЛС с электронным управ¬лением лучом: по условиям лицензион¬ного контракта в этой стране осваивается производство наших РЛС с ФАР «Барс», которыми комплектуются истребители Су-ЗОМКИ, собираемые по российской лицензии индийской корпорацией HAL (Hindustan Aeronautics Ltd.).
Кроме того, индийская сторона заин¬тересована во внедрении АФАР на борт Су-ЗОМКИ. Сейчас прорабатывается про¬грамма дальнейшей модернизации систе¬мы управления вооружением этих самоле-тов, выпускаемых для ВВС Индии. На пер¬вом этапе предусматривается повышение характеристик, введение новых режимов
работы — но при сохранении имеющей¬ся пассивной ФАР. А в дальнейшем, на втором этапе, антенну «Барса» на индий¬ских Су-ЗОМКИ планируется заменить на АФАР. Причем сделать это предполагается еще в ходе лицензионного производства Су-ЗОМКИ в этой стране. Затем аналогич¬ным образом можно будет модернизиро¬вать и ранее выпущенные самолеты.
В случае победы нашей страны в тендере по программе MMRCA, на которую пред¬ставлен новейший многофункциональный истребитель МиГ-35, такая АФАР сможет найти применение и на этом самолете (напомню, что применение АФАР является одним из обязательных требований ко всем участникам тендера). В результате, ВВС Индии смогут получить сразу несколько высокоэффективных авиационных комп¬лексов с разными характеристиками, но с унифицированными решениями по части
радиолокационных систем, что очень важно как по условиям производства, так и эксплуатации.
Как Вы оцениваете Вашу АФАР в сравне¬нии с зарубежными аналогами? Будут ли у нее какие-то преимущества перед западными конкурентами?
Я думаю, что наша разработка будет не уступать лучшим зарубежным аналогам, а по ряду параметров сможет и превзой¬ти их. Залогом нашего успеха является тот большой опыт и имеющийся огром¬ный задел, который накоплен НИИП им. В. В. Тихомирова в области систем с элек¬тронным сканированием в течение четы¬рех десятилетий, в т.ч. и применительно к АФАР.
Спасибо Вам большое за интересное интервью и желаем успеха!