[image]

Космический лифт и проблема дешевого вывода на LEO

 
1 17 18 19 20 21 22 23
MD Serg Ivanov #11.11.2009 19:56  @Fakir#11.11.2009 19:26
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Fakir> Заданной длины и декларированной массы. Цена такой оценке - копейка.
http://yandex.ru/...
- здесь в пдф-ке на 2 позиции, более подробная оценка, если интересно.
   3.5.53.5.5
MD Fakir #11.11.2009 20:11  @Serg Ivanov#11.11.2009 18:57
+
-1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
S.I.> Проектная длина троса [3.47] — 70— 90 тыс. км. ... Масса косми­ческого аппарата для указанной выше проектной длины троса, будет составлять несколько тонн, а троса — несколько сот килограмм 1).
S.I.> 1) Плотность графито-эпоксидного материала, подходящего для троса,— 1550 кг/м3. Этот трос,— по-существу, не трос, а тонкая нить.(С)
S.I.> ИМХО, достаточно понятное объяснение Левантовского.

"Мы его не больно зарежем"

Итак, берём заявленные проектные величины. При 90 тыс. км длиной, массе троса 500 кг и заявленной плотности, сечение троса (если взять его цилиндрическим) будет 0,003 мм2. В скобках, прописью - три тысячных квадратных миллиметра.

Так, чего там с нагрузкой.
Теоретический предел прочности на разрыв (теоретический! на практике недостижим даже в нитевидных кристаллах, длиной обычно не более сантиметров!!!) - порядка тысяч кг/мм2 (у нитевидных кристаллов графита экспериментальный 2400 кг/мм2, что приближается к теоретическому значению).

Лёгким движением руки перемножаем два числа - итого, к этой нитке НИГДЕ по всей её длине не может быть приложено усилие, большее 10 кг.

Занавес.
   2.0.0.82.0.0.8
MD Serg Ivanov #11.11.2009 20:43  @Fakir#11.11.2009 20:11
+
-1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Fakir> Теоретический предел прочности на разрыв (теоретический! на практике недостижим даже в нитевидных кристаллах, длиной обычно не более сантиметров!!!) - порядка тысяч кг/мм2 (у нитевидных кристаллов графита экспериментальный 2400 кг/мм2, что приближается к теоретическому значению).
Это не так. Космический лифт — Википедия
2400 кг/мм2 = 23,5ГПа.У кевлара прочность в пределах 2,6—4,1 ГПа, а у кварцевого волокна — до 20 ГПа и выше. Углеродные нанотрубки должны, согласно теории, иметь растяжимость гораздо выше, чем требуется для космического лифта. Однако технология их получения в промышленных количествах и сплетения их в кабель только начинает разрабатываться. Теоретически их прочность должна быть более 120 ГПа, но на практике самая высокая растяжимость однослойной нанотрубки была 52 ГПа, а в среднем они ломались в диапазоне 30-50 ГПа.
Fakir> Лёгким движением руки перемножаем два числа - итого, к этой нитке НИГДЕ по всей её длине не может быть приложено усилие, большее 10 кг.
10кг для удержания спутника в несколько тонн, парящего в невесомости, вполне может оказаться достаточно.
   3.5.53.5.5
RU Полл #11.11.2009 20:48  @Serg Ivanov#11.11.2009 20:43
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Полл

литератор
★★★★★
S.I.> 10кг для удержания спутника в несколько тонн, парящего в невесомости, вполне может оказаться достаточно.
А подумать? Или вспомнить, зачем на середину троса при буксировке судна обязательно вешают достаточно солидный груз?
   
MD Fakir #11.11.2009 20:53  @Serg Ivanov#11.11.2009 20:43
+
-1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
S.I.> Это не так. Космический лифт — Википедия
S.I.> 2400 кг/мм2 = 23,5ГПа.У кевлара прочность в пределах 2,6—4,1 ГПа, а у кварцевого волокна — до 20 ГПа и выше.

Чо - не так? Именно так. У кварцевого волокна только приближается к прочности монокристаллических графитовых "усов".

Углеродные нанотрубки должны, согласно теории, иметь растяжимость гораздо выше, чем требуется для космического лифта. Однако технология их получения в промышленных количествах и сплетения их в кабель только начинает разрабатываться. Теоретически их прочность должна быть более 120 ГПа, но на практике самая высокая растяжимость однослойной нанотрубки была 52 ГПа, а в среднем они ломались в диапазоне 30-50 ГПа.
 


Мы режем прожект из Левантовского, или другой какой?

Не, ну можно и другой взять, и на минуту поверить даже во все цифры по максимум и совершенно однородные по длине (усилие для такой веры нехилое нужно, но попробуем). Ну вырастет максимум нагрузки аж до 50 кг. Море щастья.

S.I.> 10кг для удержания спутника в несколько тонн, парящего в невесомости, вполне может оказаться достаточно.

Удержания? Так вы чего хотите лифтом делать - спутник удерживать, или таки груз туда-сюда спускать? С ненулевой, замечу, скоростью, а следовательно - и ускорением?

Чтобы спутник в точке держать - можно и без мегалифта обойтись. Куда проще.
   2.0.0.82.0.0.8
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Fakir> Мы режем прожект из Левантовского, или другой какой?

Оставь старика в покое, режь лучше мой - где трос весит 615 тонн :D

А еще лучше посмотреть что есть ;) А есть "Фотино" с 30 км тросом из Dyneem-ы весом 5 кг и нагрузкой на разрыв более 300кг. Такой трос длинной 70000км будет весить 11,6 тонны. Вполне себе - и масса подходящая ;)
   3.0.153.0.15
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Блин, да возьми сам, задайся массой груза и сроком его транспорта по лифту - и вычисли необходимый минимум нагрузки. Для начала даже без учёта боковых сил и вызванного ими бокового натяжения троса.
   2.0.0.82.0.0.8
MD Serg Ivanov #11.11.2009 23:35
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
http://gen.lib.rus.ec/...
Труды Полякова Г.Г. - Циолковского тросовых систем.
Собрание трудов. Привязные спутники, космические лифты и кольца [Том 1] (1999)
Собрание трудов [Том 3] (1997)

"В дар России и ее славной космонавтике от автора
Предисловие к Собранию трудов
Собрание трудов профессора Астраханского государственного педагогического университета Г.Г.Полякова состоит из семи книг: четырех томов собственно научных трудов, книги «70 космических проектов», сборника научно-популярных статей автора «Космос: взгляд в будущее» и «Сборника задач по космической меха­нике».
Все научные разработки Г.Г.Полякова, опубликованные на про­тяжении 1967-1998 годов, образовали указанные 4 тома, каждый из которых посвящен отдельной тематике:
Том 1. Привязные спутники, космические лифты и кольца.
Том 2. Космические транспортно-энергетические системы.
Том 3. Орбитальные объекты и космические поселения.
Том 4. Исследования по космической тематике."(С)

Нет пророка в своём Отечестве...
Первые работы Г.Г.Полякова по тросовой космонавтике относят­ся к 1968 г., когда он сделал два доклада, посвященные космическому лифту и привязным спутникам, на XXVI итоговой научной конферен­ции Астраханского пединститута, опубликованные в 1969 году.
Проекты и идеи Г.Г.Полякова имеют приоритетное значение для России. В связи с этим интересно напомнить, что грандиозный проект космического «ожерелья» Земли, выдвинутый Г.Г.Поляковым, был отмечен широко известным английским ученым и писателем Артуром Кларком в одном из лучших его романов «Фонтаны рая». По его же свидетельству, даже научно-популярные статьи Г.Г.Полякова фиксируются американской космической организацией НАСА, по-видимому, для создания банка идей. И не зря, ибо известно, что идея, по крайней мере, одного из его проектов была использована для полу­чения патента на изобретение в США.
Все проекты Г.Г.Полякова научно обоснованы. Их содержание докладывалось на многих научных конференциях, организованных АН СССР и РАН: Третьем Всесоюзном съезде по теоретической и прикладной механике (1968 г.), Международном Аэрокосмическом Конгрессе (1994 г.), Чтениях А.Ф.Цандера, Гагаринских чтениях по космонавтике, Международном Форуме, посвященном 850-летию Москвы, на двадцати чтениях К.Э.Циолковского. Работы Г.Г.Полякова печатались в журналах «Космические исследования», «Известия АН СССР. МТТ», «Астрономический журнал», в трудах АГПИ(АГПУ) и др.

Попса - http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/tm/1990/10-lift.html
   3.5.53.5.5
Это сообщение редактировалось 12.11.2009 в 12:48
MD Serg Ivanov #11.11.2009 23:38  @Fakir#11.11.2009 20:53
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Fakir> Мы режем прожект из Левантовского, или другой какой?
Если режем Левантовского, то причём здесь лунный лифт?
А если режем лунный лифт, то причём здесь Левантовский?

Не путайте привязной спутник и космический лифт.
   3.5.53.5.5
Это сообщение редактировалось 12.11.2009 в 00:31
MD Serg Ivanov #12.11.2009 00:05
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
От Полякова
Том1, стр.299
В данном сообщении мы ограничимся только расчетом возмож­ных лунных космических лифтов-тросов с минимальным напряжени­ем, используя для этого тот же метод, который был применен нами в работе [5], с целью оценки технических трудностей их создания.
Для упрощения расчетов будем считать, что Луна движется по круговой орбите, а ось ее собственного вращения перепендикулярна к плоскости орбиты. При выводе всех формул используем неинерциаль-ную систему координат, начало которой совпадает с центром Земли, а оси неизменно ориентированы в пространстве.
На Луне возможно создание двух космических лифтов, которые назовем прямым и обратным. Прямой лунный космический лифт за­креплен в середине видимого полушария Луны и простирается к Земле на расстояние большее, чем до точки Лагранжа L1. Обратный лунный космический лифт закреплен в середине невидимого полушария Луны и простирается в сторону от Земли на расстояние большее, чем до точ­ки Лагранжа L2 (см. рис.)....
далее следуют расчёты
.............выводы-
Стр305
Проанализируем данные этой таблицы. Очевидно, что значения о* / р, о0 / р для обратного лунного лифта лишь незначительно больше, чем для прямого. Если <х< 10, то выигрыш в напряжении (по сравне­нию с лифтом, для которого о» = сопз1) довольно значителен (> 10%), а при а » 1 выигрыша практически нет.
Даже при а = 1,5 а0 / р для лунного лифта более, чем в два раза меньше, чем для земного лифта [5] при а=104 (5,2-106 м22). При а = 104 отношение а. / р в лунном лифте (2,9-105 м2/с2) лишь в 1,5 раза превышает его разрывное значение ар / р для стали (~2-105 м2/с2).(С)

Привязные спутники небесных тел
Привязным спутником (ПС) называется космический аппарат, привязанный тросом или нитью к какому-либо небесному телу, в частности, к Земле или Луне [1-6]. Различают ПС планет и астероидов, с одной стороны [1-7], и естественных спутников, с другой [2, 8-14].
Основные отличия ПС от обычного искусственного спутника со­стоят в том, что на нем имеется сила тяжести, направленная вверх, и он, подобно бую на море, постоянно локализован в весьма ограничен­ной области пространства, а для коррекции его "орбиты" или компен­сации возмущающих сил не требуется наличия реактивного двигателя и расхода топлива, ибо они производятся тросом или нитью привязи.
В данном докладе рассматривается область использования ПС, развивается их теория и производятся ориентировочные расчеты рав-нонапряженных нитей.
Не вызывает сомнений, что ПС станут широко использоваться в практике. Конечно, в первую очередь, нас интересуют ПС Земли и Лу­ны, для которых уже сейчас можно указать на ряд важных научно-технических применений.
С помощью размещенных на них приборов будет производиться изучение гравитационных и магнитных полей, солнечного ветра, кос­мических лучей, всего спектра солнечного излучения, метеорных час­тиц и их гравитационной фокусировки. Даже один ПС позволит не­прерывно изучать из космоса почти целое полушарие Земли или Луны и следить за динамикой происходящих на нем процессов. А силовые тросы ПС обеспечат устойчивость космических станций в прямоли­нейных точках Лагранжа (L1, L2) и на стационарных орбитах.
Велико их значение в качестве ретрансляторов для радио­телесвязи. Земные неэкваториальные ПС и их гирлянды дополнят спутники на дефицитной геостационарной орбите. Лишь два лунных ПС, закрепленных в серединах видимого и обратного полушарий, обеспечат (вследствие их колебаний на нитях) радио-телесвязь между экспедициями и поселениями, расположенными в любых пунктах Лу­ны. ПС в виде радиотелескопа позволит создать радиоинтерферометр с огромной базой.
.........................
Расчеты показывают, что для создания ПС Земли массой, скажем, в 1 тонну и расположенного на высоте 40 тыс. километров, потребует­ся графитовая нить с минимальной массой в 171 килограмм. Она полу­чит наибольший диаметр (0,063 мм) на геостационарной орбите (высо­та 36 тыс. км), который убывает к обоим концам, уменьшаясь к месту закрепления в 14,4 раза.
Для прямого ПС Луны, находящегося на высоте 65 тыс. км (над лунной поверхностью) масса кевларовой нити, удерживающей аппарат в 1 тонну, будет всего 15кг, а ее наибольший диаметр 0,015мм уменьшится к точке закрепления в 1,7 раза. Если ПС поместить на го­раздо большей высоте 300 тыс. км, то эти характеристики будут 19 тонн и 0,26 мм. Пусть однотонный ПС расположен на высоте 100 тыс. км. Тогда, даже если нить сделана из менее прочной, чем кевлар, гра-фито-эпоксидной смолы (р = 1550 кг/м3, ар = 1,24-109 Па), ее масса со­ставит лишь 308 кг, а наибольший диаметр (0,053 мм) сократится к основанию в 5,39 раза.
В случае обратного ПС Луны массой также в 1 тонну и находяще­гося на высоте 70 тыс. км для кевларовой нити имеем - масса 8,8 кг, а наибольший диаметр 0,01 мм (с уменьшением к основанию в 1,7 раза). Если же нить ПС сделана из графито-эпоксидной смолы, то эти ее ха­рактеристики станут больше (26 кг, 0,019 мм, 5,42 раза). При увеличе­нии высоты ПС на кевларовой нити до 700 тыс. км ее масса и наи­больший диаметр возрастут лишь до 4,4 тонны и 0,088 мм.
А какова будет масса троса, если ПС представляет собой целое поселение массой, скажем, 100 или 1000 тонн на выбранных высотах? Для этого надо просто увеличить рассчитанные массы нитей в 100 или 1000 раз соответственно. Даже в этом случае получим вполне реаль­ные числа!
Развертывание системы ПС Земли (или Луны) в общих чертах может происходить следующим образом. Сначала нить, намотанная на катушку, вместе с ПС доставляется современной ракетой на геоста­ционарную орбиту (или в точки L1 L2).
Затем с помощью сжатого газа, пороха или пружины ПС и катуш­ка с нитью получают импульсы в противоположных направлениях, оттолкнувшись друг от друга - катушка в сторону Земли (или Луны), а ПС - наоборот.
Реактивный двигатель, находящийся на ПС, станет корректиро­вать его положение так, чтобы система ПС-нить-катушка (в процессе размотки последней) пребывала в положении близком к равновесному, когда «веса» частей системы, расположенные выше и ниже геостацио­нарной орбиты (или точки L1 L2), взаимно компенсируются.
Разматывание катушки с нитью происходит под действием ее веса (силы тяжести). Когда катушка подойдет к земной (или лунной) по­верхности с нее "выстреливается" якорь, который, внедрившись в грунт, закрепит нить. При этом ПС расположится на расчетной высоте, а нить станет равнонапряженной.© Стр.337
Прикреплённые файлы:
 
   3.5.53.5.5
Это сообщение редактировалось 12.11.2009 в 12:56
MD Serg Ivanov #12.11.2009 01:05  @Fakir#11.11.2009 21:06
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Fakir> Блин, да возьми сам, задайся массой груза и сроком его транспорта по лифту - и вычисли необходимый минимум нагрузки. Для начала даже без учёта боковых сил и вызванного ими бокового натяжения троса.

Совместная задача

об экваториальных колебаниях

сложного космического лифта

и движении по нему аппаратов

Пусть космический лифт закреплен на экваторе планеты с помо­щью сферического шарнира. Очевидно, он будет совершать ко­лебания в результате действия различных возмущающих сил, которые обусловлены как гравитационным воздействием со стороны Луны и Солнца, так и кориолисовы силами движущихся по лифту ап­паратов. Эти колебания будут довольно сложными и разнообразными, особенно, если учитывать упругость и гибкость лифта.
В данной работе изучаются, в основном, колебания космического лифта как абсолютно твердого тела с учетом возмущений, вызванных только кориолисовыми силами, а также движение аппарата по лифту, совершающему экваториальные колебания*..
Том1 Стр257 Поляков.
   3.5.53.5.5
MD Serg Ivanov #12.11.2009 13:27
+
-1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
http://gen.lib.rus.ec/...
Труды Полякова Г.Г. - Циолковского тросовых систем.
Собрание трудов. Привязные спутники, космические лифты и кольца [Том 1] (1999)
Собрание трудов [Том 3] (1997)

"В дар России и ее славной космонавтике от автора"
Предисловие к Собранию трудов
Собрание трудов профессора Астраханского государственного педагогического университета Г.Г.Полякова состоит из семи книг: четырех томов собственно научных трудов, книги «70 космических проектов», сборника научно-популярных статей автора «Космос: взгляд в будущее» и «Сборника задач по космической меха­нике».
Все научные разработки Г.Г.Полякова, опубликованные на про­тяжении 1967-1998 годов, образовали указанные 4 тома, каждый из которых посвящен отдельной тематике:
Том 1. Привязные спутники, космические лифты и кольца.
Том 2. Космические транспортно-энергетические системы.
Том 3. Орбитальные объекты и космические поселения.
Том 4. Исследования по космической тематике.(С)

Нет пророка в своём Отечестве...
Первые работы Г.Г.Полякова по тросовой космонавтике относят­ся к 1968 г., когда он сделал два доклада, посвященные космическому лифту и привязным спутникам, на XXVI итоговой научной конферен­ции Астраханского пединститута, опубликованные в 1969 году.
Проекты и идеи Г.Г.Полякова имеют приоритетное значение для России. В связи с этим интересно напомнить, что грандиозный проект космического «ожерелья» Земли, выдвинутый Г.Г.Поляковым, был отмечен широко известным английским ученым и писателем Артуром Кларком в одном из лучших его романов «Фонтаны рая». По его же свидетельству, даже научно-популярные статьи Г.Г.Полякова фиксируются американской космической организацией НАСА, по-видимому, для создания банка идей. И не зря, ибо известно, что идея, по крайней мере, одного из его проектов была использована для полу­чения патента на изобретение в США.
Все проекты Г.Г.Полякова научно обоснованы. Их содержание докладывалось на многих научных конференциях, организованных АН СССР и РАН: Третьем Всесоюзном съезде по теоретической и прикладной механике (1968 г.), Международном Аэрокосмическом Конгрессе (1994 г.), Чтениях А.Ф.Цандера, Гагаринских чтениях по космонавтике, Международном Форуме, посвященном 850-летию Москвы, на двадцати чтениях К.Э.Циолковского. Работы Г.Г.Полякова печатались в журналах «Космические исследования», «Известия АН СССР. МТТ», «Астрономический журнал», в трудах АГПИ(АГПУ) и др.
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/tm/1990/10-lift.html
   3.5.53.5.5
MD Wyvern-2 #12.11.2009 13:36  @Serg Ivanov#11.07.2008 16:45
+
-1
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
S.I.> Оригинальный план :kos: ( прим мой :D )выглядит так:
S.I.> Ascender - небольшой транспортный V-образный дирижабль для транспортировки с земли на DSS станцию. Именно прототип этого дирижабля заинтересовал Пентагон.
S.I.> DSS (Dark Sky Station) - постоянно висящая на высоте 40-50 км огромная летающая станция - 2 километра в диаметре (состоит из пяти лучей). Наполнена гелием, получает энергию от солнечных батарей. Другими словами - суборбитальная космическая станция

http://www.membrana.ru/images/articles/1085594728-2.jpeg [not image]

Orbital Ascender: двухкилометровый дирижабль выходит в космос

Калифорнийская компания JP Aerospace уверена, что наполненные гелием воздушные шары способны достигать высот 40-60 километров и находиться там месяцами, наподобие орбитальных космических станций, принимая сменные экипажи с Земли. // www.membrana.ru
 


И что интересно: Вики
Отсюда следует, что есть четыре способа добиться более разумной толщины троса на уровне ГСО:
  • Использовать менее плотный материал. .....
  • Использовать более прочный материал. .....
  • Поднять повыше основание троса. Из-за наличия экспоненты в уравнении даже небольшое поднятие основания позволит сильно понизить толщину троса. Предлагаются башни высотой до 100 км [2], которые, кроме экономии на тросе, позволят избежать влияния атмосферных процессов.
  • Сделать основание троса как можно тоньше.
  • Ещё способ — сделать основание лифта подвижным. Движение даже со скоростью 100 м/с уже даст выигрыш в круговой скорости на 20 % и сократит длину кабеля на 20—25 %, что облегчит его на 50 и более процентов. Если же «заякорить» кабель на сверхзвуковом... самолёте, то выигрыш в массе кабеля уже будет измеряться не процентами, а десятками раз.
     

    А? ;)
       3.0.153.0.15
    MD Serg Ivanov #12.11.2009 13:53  @Wyvern-2#12.11.2009 13:36
    +
    -1
    -
    edit
     

    Serg Ivanov

    аксакал
    ★☆
    Wyvern-2> А? ;)

    Да там много интересных вариантов. Если якорить на самолёте - то необязательно лифт экваториальный. Он может и восьмёрки над океаном выписывать.
    Была бы потребность во всём этом..
       3.5.53.5.5
    MD Wyvern-2 #12.11.2009 14:14  @Serg Ivanov#12.11.2009 13:53
    +
    -1
    -
    edit
     

    Wyvern-2

    координатор
    ★★★★★
    Wyvern-2>> А? ;)
    S.I.> Да там много интересных вариантов.
    Кстати, в странноватой формуле в Вики ( Космический лифт — Википедия ) не указанна размерность - интересно было бы для Dyneema пересчитать ;)

    S.I.> Если якорить на самолёте - то необязательно лифт экваториальный. Он может и восьмёрки над океаном выписывать.

    Если на самоелете с скоростью 3М и высотой 50 км - то это уже тросовая система получается, а не лифт. Выводимая одним Протоном :)
       3.0.153.0.15
    MD Serg Ivanov #12.11.2009 15:03  @Wyvern-2#12.11.2009 14:14
    +
    -1
    -
    edit
     

    Serg Ivanov

    аксакал
    ★☆
    Wyvern-2> это уже тросовая система получается, а не лифт.
    Может тросовая, а может и шланговая :) (Поляков Том3)-
    Прикреплённые файлы:
     
       3.5.53.5.5
    MD Serg Ivanov #12.11.2009 15:06  @Wyvern-2#12.11.2009 14:14
    +
    -
    edit
     

    Serg Ivanov

    аксакал
    ★☆
    Wyvern-2> Кстати, в странноватой формуле не указанна размерность
    Растяжимость - в Паскалях. Всё в СИ - не ошибётесь. Matcad 14 Rus - загрузи и интегрируй.
       3.5.53.5.5
    MD Serg Ivanov #12.11.2009 15:42  @Wyvern-2#12.11.2009 14:14
    +
    -1
    -
    edit
     

    Serg Ivanov

    аксакал
    ★☆
    Wyvern-2> Кстати, в странноватой формуле в Вики ( Космический лифт — Википедия ) не указанна размерность - интересно было бы для Dyneema пересчитать ;)
    Посчитал для 2,4ГПа и 970 кг/м3, начальная высота 50км конечная 1000км - получилась примерно 1т троса при периоде обращения 2 часа и начальной грузоподъемности 100кг.
    ИМХО начинать надо с привязных аэростатов на высоте 20-23км. Без солнечных батарей для компенсации сноса ветром.
       3.5.53.5.5
    MD Fakir #12.11.2009 15:58  @Serg Ivanov#11.11.2009 19:23
    +
    -
    edit
     

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    S.I.> Предлагается [3.47] сначала вывести с помощью ракеты «Титан— Центавр» аппарат на гало-орбиту вокруг точки L2 (чтобы его можно было наблюдать с Земли). Небольшой двигатель на сжатом газе вытягивает конец троса на несколько километров в сторону Луны, а там уже трос движется сам к Луне под действием градиента гра­витации.

    Порядка десятков тысяч км должен пройти, напомню.

    Пытливым умам для разминки мозга предлагается две нетрудные в общем-то задачки.

    1. Оценить время, которое подобный трос будет разматываться до поверхности Луны под действием градиента гравитации.
       2.0.0.82.0.0.8
    MD Fakir #12.11.2009 15:59  @Serg Ivanov#12.11.2009 00:05
    +
    -
    edit
     

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    S.I.> Для прямого ПС Луны, находящегося на высоте 65 тыс. км (над лунной поверхностью) масса кевларовой нити, удерживающей аппарат в 1 тонну, будет всего 15кг, а ее наибольший диаметр 0,015мм уменьшится к точке закрепления в 1,7 раза.

    Задачка №2. Оцените, через какое время такая нить поймает первый (он же, впрочем, и последний) микрометеорит.
    Какова вероятность, что она успеет хотя бы дотянуться до Луны, с учётом времени, рассчитанного в задаче №1?
       2.0.0.82.0.0.8
    MD Fakir #12.11.2009 16:24  @Serg Ivanov#12.11.2009 13:27
    +
    -
    edit
     

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    S.I.> Проекты и идеи Г.Г.Полякова имеют приоритетное значение для России.

    Мляаааа :bangdesk:
    И нашёлся же человек, который такое всерьёз (? - хотя кто его знает... может он и от хохота давился... не будем сразу думать о человеке плохо) написал, и нашли люди, которые, не скончавшись на месте от смеха, это напечатали, и находятся люди, которые такое вроде бы без судорог читают ЖР%(

    Нет, несомненно, вопрос о возможном числе ангелов на острие иглы от проектов Полякова ощутимо отстаёт по значимости, но уж использование теоремы Банаха-Тарского для нужд народного хозяйства - несомненно на голову опережает, и вообще, очевидно, должно стать нацпроектом под патронажем Минсельхоза.
       2.0.0.82.0.0.8
    MD Serg Ivanov #12.11.2009 16:24  @Fakir#12.11.2009 15:59
    +
    -
    edit
     

    Serg Ivanov

    аксакал
    ★☆
    S.I.>> Для прямого ПС Луны, находящегося на высоте 65 тыс. км (над лунной поверхностью) масса кевларовой нити, удерживающей аппарат в 1 тонну, будет всего 15кг, а ее наибольший диаметр 0,015мм уменьшится к точке закрепления в 1,7 раза.
    Fakir> Задачка №2. Оцените, через какое время такая нить поймает первый (он же, впрочем, и последний) микрометеорит.
    Fakir> Какова вероятность, что она успеет хотя бы дотянуться до Луны, с учётом времени, рассчитанного в задаче №1?

    http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/tm/1990/10-lift.html
    Надо сказать, что в космосе у длинных тросов есть безжалостный враг — микрометеориты. Круглый трос диаметром 2 мм и длиной 100 км представляет собой мишень с поверхностью около 60 кв. м. Хотя иные космические аппараты имеют значительно большую поверхность, опасность для троса неизмеримо выше. Ведь чтобы перебить одно или несколько его волокон, достаточно тех малых «песчинок», которые не страшны космическому кораблю. А чем мельче микрометеориты, тем мощнее их потоки в космическом пространстве.
    На рисунке 1 по осям отложены площадь сечения и длина троса. В темно-зеленой области «время жизни» тросов (то есть среднее ожидаемое время до первого угрожающего разрывом повреждения от микрометеоритов) превосходит год. Точка 1 соответствует тросам, использованным в связках «Джемини— Аджена» в 1966 году, точка 2 — тросам в американо-японских экспериментах с зондирующими ракетами в 1981 —1983 годах (были и такие), а область 3 — тросам для планируемых полетов американского орбитального самолета с привязным субспутником.
    А вот трос, связующий поверхность Луны с космической станцией, расположенной в окрестности коллинеарной точки либрации L1 или L2 (область 4), не попадает в область выживания. Но и тут можно найти выход. Вместо связующей, имеющей круглое сечение, взять плоскую ленту. Микрометеориты будут прошивать ее не обрывая. В красной области на рисунке 1 тросы не выдерживают даже короткое время, а ленты толщиной 0,01 мм просуществуют не менее года.
    Кстати, «Джемини» и «Аджена» соединялись именно лентой, хотя с точки зрения метеорной опасности в этом не было нужды. Ну, а в «Фонтанах рая», напомним, строительство лифта начинается с укладки каркаса из четырех лент. Судя по описанию, они должны попадать в область 4 на рисунке 1. Интуиция не подвела А. Кларка.
    Прикреплённые файлы:
     
       3.5.53.5.5
    Это сообщение редактировалось 12.11.2009 в 16:37
    MD Serg Ivanov #12.11.2009 16:35  @Fakir#12.11.2009 15:58
    +
    -
    edit
     

    Serg Ivanov

    аксакал
    ★☆
    Fakir> Пытливым умам для разминки мозга предлагается две нетрудные в общем-то задачки.
    Задача движения тела брошенного с начальной скоростью в гравитационно-центробежном поле двух тел не так проста - пытливым умам не мешает почитать Полякова том1.
    Fakir> 1. Оценить время, которое подобный трос будет разматываться до поверхности Луны под действием градиента гравитации.
    Грубо прикинув. При начальной скорости брошенной катушки порядка 100м/с - порядка 2-х месяцев. Считаем что градиент лишь компенсирует трение при размотке.
       3.5.53.5.5
    MD Serg Ivanov #12.11.2009 16:48  @Fakir#12.11.2009 16:24
    +
    -1
    -
    edit
     

    Serg Ivanov

    аксакал
    ★☆
    Fakir> И нашёлся же человек, который такое всерьёз ...
    Ну я же написал: Труды Полякова Г.Г. - Циолковского тросовых систем.
    Его (Циолковского) тоже считали 70 лет назад городским сумасшедшим.
    А чем дело кончилось? ;) Осторожнее - вдруг через семьдесят лет кто прочитает :)
    В связи с этим интересно напомнить, что грандиозный проект космического «ожерелья» Земли, выдвинутый Г.Г.Поляковым, был отмечен широко известным английским ученым и писателем Артуром Кларком в одном из лучших его романов «Фонтаны рая». По его же свидетельству, даже научно-популярные статьи Г.Г.Полякова фиксируются американской космической организацией НАСА(С)
       3.5.53.5.5
    MD Serg Ivanov #12.11.2009 16:54  @Fakir#12.11.2009 16:24
    +
    -
    edit
     

    Serg Ivanov

    аксакал
    ★☆
    Fakir> И нашёлся же человек, который такое всерьёз (? - хотя кто его знает... может он и от хохота давился... не будем сразу думать о человеке плохо) написал, и нашли люди, которые, не скончавшись на месте от смеха, это напечатали, и находятся люди, которые такое вроде бы без судорог читают ЖР%(
    Ага и на удивление много:
    Их содержание докладывалось на многих научных конференциях, организованных АН СССР и РАН: Третьем Всесоюзном съезде по теоретической и прикладной механике (1968 г.), Международном Аэрокосмическом Конгрессе (1994 г.), Чтениях А.Ф.Цандера, Гагаринских чтениях по космонавтике, Международном Форуме, посвященном 850-летию Москвы, на двадцати чтениях К.Э.Циолковского. Работы Г.Г.Полякова печатались в журналах «Космические исследования», «Известия АН СССР. МТТ», «Астрономический журнал», в трудах АГПИ(АГПУ) и др.

    -Едет НР на работу в оффис на 600 мерсе Вдруг ему в машину звонит
    секретарша и говорит :
    Шеф вы там поаккуратней на дороге, в вашем районе какой-то идиот
    по встречной полосе едет .
    НР: Да ты что ? Их тут больше сотни !!! :)
       3.5.53.5.5
    1 17 18 19 20 21 22 23

    в начало страницы | новое
     
    Поиск
    Настройки
    Твиттер сайта
    Статистика
    Рейтинг@Mail.ru