ГОРИЗОНТЫ ФЛОТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
В ВОЕННО-МОРСКИХ ИНСТИТУТАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЮНОШИ ОБУЧАЮТСЯ ПО 104 ВОЕННО-УЧЕТНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
•
________________________________________
С момента поручения президента РФ Д. Медведева о формировании перспективной сети высших военно-учебных заведений прошло менее года. В этих преобразованиях Военно-морскому флоту отводится особая роль. 15 июля создано федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования - Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова». В составе Военного учебно-научного центра ВМФ более трехсот курсантов 29 августа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга приняли военную присягу, а с 1 сентября более 8000 слушателей и курсантов приступили к обучению в новой образовательной структуре ВМФ. Воплощение поставленных задач осуществляется под руководством начальника Военного учебно-научного центра ВМФ вице-адмирала Адама Римашевского.
- Адам Адамович, с какими чувствами вы встретили начало учебного года в новом качестве?
- Удовлетворения и возросшей ответственности. Одно дело - научное обоснование и уверенность в правоте избранного направления преобразований, другое - реализация наших замыслов на практике и получение конкретных результатов. Удалось создать новое и не разрушить старое.
Некоторые скептики предрекали затяжной характер начатых преобразований, я их разочарую. Уже 31 августа Военный учебно-научный центр ВМФ был зарегистрирован в качестве юридического лица и вся наша работа получила необходимую правовую основу. Кстати, в этот день, так уж совпало, мы произвели и символический полуденный выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Его эхо разнеслось над страной от Калининграда до Владивостока. Расположенные там военно-морские институты тоже с 15 июля входят в состав ВУНЦа ВМФ ВМА.
- Не слишком ли быстрыми стали перемены?
- Путь от замысла до реализации только на первый взгляд выглядит коротким. В действительности работа имеет глубокие корни.
В истории военно-морского образования и военно-морской науки неоднократно происходили преобразования, вызванные глубокими социально-экономическими и научно-техническими изменениями в государстве. Таких реформ было три. Первая была вызвана поражением России в Крымской войне и заменой парусного флота паровым броненосным. Вторая - в 1917 году - следствие смены государственного строя. Третья - наиболее продолжительная и масштабная - проводилась в 50-е годы XX века в связи с созданием атомного ракетно-ядерного флота и его выходом в океан. За прошедшее время произошли революционные изменения в развитии науки и техники, технологиях. Нынешнюю реформу нельзя также рассматривать без учета двух одновременно протекающих сегодня процессов - перехода ВС РФ к новому облику и реформы всей системы образования России.
В современный этап реализации идей создания федеральных или окружных университетов мы вступили с некоторым опозданием. Что касается организации практической работы, то мероприятия проводились без всякой спешки. Удалось объединить лучшие силы. Хочу поблагодарить контр-адмиралов А. Тузова, О. Алешина, В. Васюкова, капитанов 1-го ранга Е. Якушенко,
В. Крамаренко, А. Карпова, В. Зайцева, Д. Каменева, А. Гринкевича, В. Науменко, А. Поташко и многих других. К сожалению, всех не назовешь. Наша совместная деятельность с начальником ВУНЦа Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» генерал-полковником В. Поповым и начальником ВУНЦа ВВС «Военно-воздушная академия имени Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» генерал-лейтенантом В. Малащицким на одном из наиболее сложных этапов, связанных с разработкой организационно-штатных структур центров, помогла выработать наиболее эффективные решения.
________________________________________
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
РИМАШЕВСКИЙ Адам Адамович
•
________________________________________
Родился в 1952 году в Минской области. Окончил Черноморское ВВМУ им. П. С. Нахимова (1974). На кораблях ЧФ прошел путь от командира группы минно-торпедной БЧ до командира сторожевого корабля «Безукоризненный» и командира крейсера управления «Жданов». Служил на ответственных постах в штабах Черноморского и Балтийского флотов, в том числе заместителем начальника штаба ДКБФ по боевому управлению. В системе военно-морского образования - с 1998 года. Возглавлял Балтийский военно-морской институт имени адмирала Ф. Ф. Ушакова (Калининград), Высшие специальные офицерские классы ВМФ, Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова. В настоящее время - начальник Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова». Доктор педагогических наук, профессор. Заслуженный военный специалист РФ.
________________________________________
- Каковы первые результаты?
- Во-первых, ВУНЦ ВМФ приступил к функционированию в новой оргштатной структуре. В его состав вошли три факультета подготовки офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой; пять филиалов - военно-морских институтов, осуществляющих подготовку офицеров и старшин; высшие специальные офицерские классы, осуществляющие переподготовку и повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования; три научно-исследовательских института; научно-исследовательский центр проблем развития и функционирования ВМФ; научно-исследовательский центр оперативно-тактической подготовки; центр образовательных и информационных технологий; центр по скрытности и защите кораблей с соединением опытовых судов.
Во-вторых, сформирована новая структура командования и управления ВУНЦа ВМФ. В-третьих, и это, наверное, главное - в организационных мероприятиях мы реализовали замысел создания объединенных по образовательным уровням, как мы говорим, «единых» кафедр. Таких как: тактики ВМФ; военно-экономического обеспечения и военной экономики; истории военно-морского искусства; физической подготовки; воздушно-космической обороны. Это позволит апробировать на практике, оперативно включить в обучение результаты научных исследований в целях повышения качества военного профессионального образования. Эти кафедры по сути - пионеры создания действенной системы непрерывного, многопрофильного, многоуровневого военно-морского образования. Опыт этих кафедр для других будет бесценен.
В общей сложности реорганизовано более 50 основных структурных подразделений образовательных учреждений и научных организаций ВМФ.
- В ближайшей перспективе российский флот будет отличаться от ВМФ времен СССР, когда он был самым многочисленным в мире по корабельному и численному составу. Это будет качественно новый флот. Значит, и выпускники ВУНЦа должны отвечать новым требованиям.
- Качественно новому флоту необходимы высокоподготовленные кадры. Именно в едином учебно-научном комплексе объективно создаются благоприятные условия для ротации руководящих, педагогических и научных кадров образовательных и научно-исследовательских учреждений, формирования единых информационных ресурсов, ведения образовательного процесса и научных исследований, разработки и внедрения новых информационных технологий в образование и науку, более эффективного использования научно-педагогического потенциала, научной и учебной материально-технической базы, формирования и реализации крупных программ и проектов развития образования, науки, техники, технологий и культуры.
Таким образом обеспечивается эффективное использование всех имеющихся ресурсов - кадровых, материально-технических, информационных, учебно-методических, научных и бюджетных - для подготовки офицеров и старшин ВМФ.
Но это еще не все. Мы смотрим в будущее! На совещании руководящего состава ВУНЦа в начале августа главнокомандующим ВМФ РФ адмиралом В. Высоцким поставлены конкретные задачи для системы образования и науки в ВМФ. Наша главная цель - подготовка высокообразованных, конкурентоспособных специалистов, умеющих нестандартно мыслить, проявлять инициативу, принимать продуманные решения, то есть лидеров по своей сути.
В первую очередь необходимо добиться фундаментальности подготовки. Завершиться эта работа должна до 1 мая 2010 года выработкой (пересмотром) квалификационных требований, новых учебных планов и программ и вводом с нового 2010/2011 учебного года «военного стандарта». Наряду со стабилизацией кадрового состава после организационно-штатных мероприятий это главнейшая задача.
Однажды получив образование, личность не может развиваться без дальнейшего совершенствования. Подготовка офицеров ВМФ - длительный многоуровневый процесс, где обучение в вузе лишь начальный этап получения образования. Уже полтора века действует формула - «образование через всю карьеру морского офицера».
- Что показал набор курсантов этого года?
- В целом результаты отбора в военно-морские институты в 2009 году удовлетворительные. Основу составила гражданская молодежь. Флотскую карьеру для себя традиционно избрали нахимовцы, суворовцы, кадеты. Курсантский строй пополнили и военнослужащие, имеющие опыт срочной службы.
В этом году к учебе на первом курсе в ряде военно-морских институтов приступили девушки. В перспективе они придут в воинские коллективы связистами, экологами. Слабый пол усилит офицерский корпус флота за счет присущей дамам исполнительности, ответственности, добросовестности, тщательности в выполнении порученного дела.
- ВУНЦ призван готовить не только офицеров флота, но и специалистов, которые придут на корабли старшинами. Как организована эта работа?
- Еще с 2008 года в пяти военно-морских институтах ВУНЦа ВМФ осуществляется подготовка специалистов со средним специальным образованием. В институтах, дислоцирующихся в Санкт-Петербурге, юноши обучаются по 16 специальностям, объединяющим 104 военно-учетные специальности.
Существующая система подготовки, по оценкам командования ВМФ, сегодня работает недостаточно эффективно. Основные объективные причины слабой подготовки обучающихся - это невысокий уровень состояния учебно-лабораторной базы факультетов среднего профессионального образования, нехватка квалифицированного преподавательского и инструкторского состава. Да и имеющаяся учебно-лабораторная база по содержанию и своему состоянию не в полной мере отвечает требованиям подготовки специалистов этого уровня в части привития им навыков по эксплуатации и обслуживанию оружия, вооружения и корабельной техники. На качество обучения существенное влияние оказывает и такой фактор, как отсутствие централизованного грамотного методического управления факультетами.
Эти недостатки могут быть устранены концентрацией начального и среднего профессионального образования путем создания в структуре ВУНЦа ВМФ военно-морского колледжа, а в последующем и военно-морского лицея. Решение по этому вопросу принято главнокомандующим ВМФ, и нам поставлена задача создать военно-морской колледж в 2010 году.
- Сегодня отдельные подразделения ВУНЦа находятся в разных местах, в том числе в Калининграде и Владивостоке. Как предполагается решать единые задачи?
- Для объединения всех территориально распределенных учебных и научных заведений в единый контур управления на основе единого информационного пространства и для обеспечения командования, курсантов и слушателей эффективными средствами информационно-аналитической поддержки основных видов деятельности центра создается единая информационная система ВУНЦа ВМФ. Заместителем министра обороны РФ Д. Чушкиным, отвечающим за формирование и проведение в военном ведомстве единой военно-технической политики в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, 2 сентября утверждена Концепция создания информационной системы Военного учебно-научного центра ВМФ. Мы приступили к ее практической реализации.
Создание единой информсистемы ВУНЦа ВМФ позволит обеспечить основу для внедрения новых сетевых и информационных технологий, новых форм и методов в образовательный процесс, научные исследования и повседневное управление ВУНЦа ВМФ, повышение эффективности работы сотрудников и подразделений, формирование единой информационной базы, единого информационного образовательного и научного пространства в ВМФ.
- В чем особая роль ВМФ в преобразованиях военного образования?
- Военно-морской академии отведена ведущая роль среди всех реорганизуемых образовательных и научных учреждений ВС. Плюс одновременно с реорганизацией ведется сложнейшая работа по подготовке к проектированию и строительству таких объектов, аналоги которым трудно найти даже в мире. Уникальность заключается и в том, что только наш центр в максимальной степени реализует поручение президента РФ по формированию перспективной сети высших военно-учебных заведений МО РФ. Его создание осуществляется не путем механического присоединения части учебных и научных заведений ВМФ к ВМА им. Н. Г. Кузнецова с уплотнением в старых фондах и их модернизацией, а построением нового целостного механизма, объединяющего все ступени и уровни военного образования, военной науки и новую материально-техническую базу. Поэтому ВУНЦ ВМФ с момента создания занимает место интеллектуального фундамента военно-морской деятельности государства по защите интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане.
Утвержденная министром обороны РФ 13 июня 2009 года Концепция создания ВУНЦа ВМФ предусматривает его размещение в Кронштадте. Но еще до передислокации нам предстоит осуществить дальнейшее развитие структуры ВУНЦа с созданием единого военно-морского института, колледжа, лицея и Нахимовского училища, слияние НИИ и только затем произвести передислокацию.
Совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга в рамках тематического плана по разработке «Концепции комплексного освоения территории в Кронштадте» уже согласован вариант организации территории ВУНЦа ВМФ. Завершен анализ всех объектов Минобороны РФ в Кронштадте, в которых или на территории которых могут быть размещены объекты ВУНЦа ВМФ. Произведены топографо-геодезические изыскания территории. Согласован проект техзадания для проведения открытого конкурса на разработку основных проектных решений по зонированию и размещению основных объектов ВУНЦа ВМФ на территории острова Котлин.
Общая планируемая площадь Военного учебно-научного центра ВМФ в Кронштадте - более 500 гектаров. Число обучающихся, преподавателей, научных сотрудников и обеспечивающего персонала нового центра превысит 10 тысяч человек. Планируемые сроки завершения создания центра - 2013 год.
Андрей ГАВРИЛЕНКО
Олег ЩЕБЛЫКИН