Митрич> Простите, ошибся в переводе "broken up" . правильнее сказать не "разбился", а "разобран"
Перевел историю американского "Президента", выношу на суд
USS President (1800)
Судьба американского фрегата
В 1790-х годах американские торговые суда , совершавших плавания в Средиземном море стали подвергались нападениям жертвами Барбарийских пиратов Североафриканского побережья. Для защиты американских торговых судов был принят Военно-морской закон 1794, который выделял необходимые средства для постройки шести фрегатов. Однако в марте 1796 с Алжиром был подписан мирный договор, и постройка кораблей была остановлена. Позже, в 1798, с началом войны с Францией постройка была возобновлена.
«Президент» был парусным фрегатом 44-пушечного класса, одним из шести оригинальных фрегатов, которые были построены по Военно-морскому закону 1794.
Киль фрегата был заложен в 1798, на верфи в Нью-Йорке. Его проектировщиком был Джошуа Хумфреис , в постройке корабля принимали участие Форман Чисман, Кристиан Берг и Капитан ВМС США Силас Тэлбот. Основаясь на опыте, полученном с при постройке однотипных кораблей ( Конституция и Соединенные Штаты), Джошуа Хумфреис потребовал от Чисмена сделать некоторые изменения в конструкции Президента. Эти изменения включали подъем батарейной палубы оружия на два дюйма (5.1 см) и перемещение грот мачты на 2 фута ( 61 см) в корму. Президент имел длину между перпендикулярами 175 футов (53м) и ширину 44.4 футов (13.5 m)
Президент строился как фрегат 44-пушечного класса , однако первоначально был вооружен батареей из 55 орудий: тридцать две 24-фунтовых пушки (вес ядра 10.9-килограммовых), двадцать две 42-фунтовых карронады (ядро - 19 кг) и одно 18-фунтовое (8-килограммовое ядро) длинноствольное орудие. Заметим, что судов этого периода не было постоянного состава вооружения, как у современных. Артиллерийское вооружение были полностью автономными, и часто перемещалось между судами. Вооружение на судах часто изменялись бы во время их службы, и учет изменений вообще не вели , Поскольку каждый командир вооружал свой корабль , учитывая такие факторы, как полный тоннаж груза, наличие людей на борту и маршруты движения под парусами.
Фрегат начал службу с 10 апреля 1800 в последние месяцы «Квазивойны» с Францией. Командиром фрегата был назначен капитан Томас Трукстун, под началом которого он совершил свое первое плавание к Острову Гваделупа, завершившееся в марте 1801 возвращением в Соединенные Штаты.
«Президент» совершил два похода в Средиземное море против Барбарийских Пиратов в 1801-1805 г. В мае 1801, Коммодор Ричард Дэйл выбрал фрегат «Президента» флагманом для похода в Средиземное море, чтобы защитить американские торговые суда от пиратов Северной Африки. В Эскадру вошли также корабли: «Филадельфия», «Эссекс», и «Энтерпрайз». Корабли вошли в Гибралтар 1 июля, быстро выдвигались Алжиру. Американские корабли не были уполномочены начать военные действия против «Барбарийских» государств, их роль была ограничена сопровождением Средиземноморских конвоев торговых судов, но само присутствие военных судов убедило регента Алжира прекратить нападения на американские торговые суда.
Из дальнего похода «Президент» возвратился в Соединенные Штаты в декабре 1801.
Но уже в 1804 году, под командованием Сэмюэля Баррона , фрегаты «Президент» и «Созвездие», выдвинулись в Средиземное море . Оба корабля прибыли туда 4 сентября и присоединяясь к эскадре, в которую входили «Конгресс» однотипная с ним «Конституция». По пути к Мальте, 12 сентября, в результате внезапного изменения в направлении ветра, «Президент» столкнулся с «Конституцией», получившей большие повреждения в корме.
Корабли американской эскадры обеспечивали блокаду Триполи в течение зимних месяцев 1804 и 1805 гг. Блокируя гавань , фрегат «Президент» захватил греческое судно с солдатами Триполитании на борту. Тогда удалось договориться об обмене пленными, чтобы освободить пленных американцев .
Из-за ухудшения здоровья Баррона, командование принял Джон Родджерс, который командовал «Президентом» в течении нескольких лет . Роль «Президента» во время Сражения при Дерне и последующей блокады Туниса не известна.
Мирный договор был подписан с Триполи 3 июня 1805 и с Тунисом в октябре того же года
«Президент» был участником «Дела Малого Бельта», одном из инцидентов, которые привели к войне 1812, Во время которого Президента, патрулировавший в районе Ла-Манша и Норвегии на захватил британскую вооруженную шхуну «Честолюбец»и многочисленные торговые суда.
После этих событий , возникли напряженные отношения между Соединенными Штатами и Великобританией. Фрегат «Президент» был отправлен в поход в 1809, и начал патрулирование восточного побережья Соединенных Штатов. В мае 1811, британский фрегат «Guerriere» остановил американский парусник в восемнадцати милях от Нью-Йорка. На поиск «Guerriere» отправился фрегат «Президент», который тогда был флагманом коммодора Джона Родджера, приплыл из Форта Северн 10 мая. 16-го мая, наблюдатели увидели парус на горизонте. Роджерс решил, что парус принадлежал военному кораблю, и поднял флаги сигнала, чтобы идентифицировать его. Неопознанное судно оказалось британским кораблем «Малый бельт», поднятые флаги сигнала взамен, но подъем, не было понято президентской командой. Малый Бельт двигался на юг, а «Президент» его преследовал. Корабли были в пределах слышимости и Родджерс, дважды прокричал "Какое судно - это?" В ответ «Малый Бельт» выстрелил, повредив снасти «Президента». Родджерс ответил огнем, но враг немедленно ответил тремя выстрелами, а потом бортовым залпом. Родджерс приказал открыть огонь и несколькими точными залпами нанес противнику большой урон.
Через пять минут Родджерс приказал остановиться, но «Малый Бельт» начал стрелять, и «Президент» ответил новыми залпами. После того, как «Малый Бельт» затих, «Президент» держался на расстоянии и выжидал. На рассвете стало очевидно, что» Малый Бельт» был полностью выведен из строя и не мог сопротивляться. Родджерс выслал шлюпку, предлагая оказать помощь. Во время боя , на «Президенте» ранили одного моряка , в то время как на «Малом Бельте» потеряли тридцать одного человека убитыми или раненными.
Несмотря, что у его корабля были серьезные повреждение, Капитан «Малого Бельта», Артур Бинэм , взял курс в Галифакс, Новую Шотландию.
Соединенные Штаты объявляли войну Великобритании 18 июня 1812. Три дня спустя, и в течение часа после получения официального указа, Коммодор Родджерс вышел из Нью-Йорка на борту «Президента», ведя эскадру, состоящую из кораблей «Соединенные Штаты», «Конгресс»,» Шершень», и «Бдительный страж» в семидесятидневный поход в Северную Атлантику.
Проходящее американское торговое судно сообщало Родджерсу о флоте британских торговых судов в пути к Великобритании из Ямайки.23 июня, Родджерс и его эскадра догнали британское судно Belvidera.
Именно «Президент», преследовавший судно сделал первый выстрел войны 1812. Сам Родджерс навел погонное орудие на Belvidera, попав в руль и оружейную комнату. На четвертом выстреле у «Президента»разорвало орудие, убив и ранив шестнадцать моряков, а самого Родджерса бросило на палубу с такой силой, чтобы сломать ему ногу.
Начавшийся беспорядок на борту «Президента» позволил Belvidera нацеливать ее кормовые пушки на преследователей, убив еще шесть человек. Rodgers продолжал атаку, ядрами пытаясь повредить оснастку Belvidera , но два его залпа дали совсем небольшой эффект.
Команда Belvidera быстро провела ремонт , одновременно сбросив в воду якоря и лодки, качая питьевую воду за борт, чтобы облегчить корабль, и таким образом увеличить скорость. Вскоре Belvidera , чтобы оторвалась от «Президента» и Роджерс вынужден был оставить преследование.
Belvidera добралась под парусом в Галифакс, Новую Шотландию, чтобы принести весть о том, , что война была объявлена.
Позже, «Президент» и ее эскадра возвратились и начала догонять ямайский флот по следу кокосовых раковин и оранжевой кожицы. «Президент» догнал их , будучи на расстоянии одного суточного перехода от Ла-Манша, но каравана таке и не обнаружил и Родджерс остановил погоню. Во время этого похода, а так же при возвращении в Бостон эскадра Родджерса захватила семь торговых судов и возвратил одно американское.
8 октября, после ремонта и некоторого переоборудования «Президент», все еще под командой Джона Родджерса, держался вместе с «Конгрессом», «Соединенными Штатами», и «Бдительным стражем».
12-го октября «Соединенные Штаты» и «Бдительный страж» отделились от расстался с эскадры и начали патрудирование в одиночку. 10 октября, «Президент» преследовал британский корабль «Nymphe», но настигнул его. 17-октября «Президент» захватил британский пакетбот « Ласточка» , который вез большое количество валюты. 31-октября, «Президент» и» Конгресс» начали преследовать английский корабль «Галатею», которая сопровождала два торговых судна.
Преследование продлилось, приблизительно три часа, и «Конгресс» тем временем захватил торговое судно Арго.
«Пезидент» держался возле «Галатеи» и взял очень близко, однако, темной ночью, упустил ее из вида. « Конгресс» и «Президент»некоторое время оставались вместе, но в течение ноября они не захватили ни одного судна.
По их возвращению к Соединенным Штатам они прошли к северу от Бермуд, приблизились к побережью Вирджинии, и вернулись в Бостон 31 декабря, взяв девять призов, где оказывались блокированными там Королевским флотом до апреля 1813.
30 апреля «Президент» и «Конгресс» прорвали блокаду, и 2 мая уже преследовали британский корабль «Кроншнеп», которому, впрочем, удалось уйти.
В дальнейшем их пути разошлись, «Президент» ложится на курс вдоль Гольфстрима - искать торговые суда, чтобы захватить . К июню, не столкнувшись ни с одним судном, «Президент» поворачивает север и направился в Северный Берген в Норвегии , чтобы пополнить запасы питьевой воды. После чего, захватил два британских торговых судна. Приблизительно в это время два корабля королевских флота «Александрия» и «Вспыльчивый», прошли на виду « Президента» и начали преследование. «Президенту» удалось оторвется от преследователей только после гонки, продолжавшейся восемьдесят часов. Позже, Родджерс сообщил, что его решение избежать боя , было основано на идентификации преследователей как судно линии и фрегат. Реально, «Александрия» была 32 пушечным фрегатом, а «Вспыльчивый» - 16-пушечным.
Плавая в районе Ирландского пролива, «Президент» захватил еще несколько торговых судов, а затем взял курс на Соединенные Штаты. В конце сентября «Президент» столкнулся с британским кораблем «Честолюбцец» недалеко от восточного побережья Соединенных Штатов. Родджерс использовал свои сигнальные флаги, чтобы обмануть команду «Честолюбца» и «Президент» является британским кораблем "Seahorse". Поскольку такое судно не существовало, капитан «Честолюбца» прибыл на борт "Seahorse" и попал в ловушку. «Президент» захватил «Честолюбца» без единого . В списке трофеев этого похода у»Президента» было одиннадцать захваченных торговых судов, не считая Честолюбца.
4 декабря Президент приплыл в Род-Айленд. А 25 он в темноте он столкнулась с двумя фрегатами , один из которых обстрелял его. Родджерс думал, что суда были британскими, но они были французскими фрегатами, «Meduse» и» Nymphe».
Позже, Родджерс возглавил поход к Барбадосу во время восьминедельного круиза в Вест-Индии, захватив три малых судна. Возвращаясь в Нью-Йорк 18 февраля 1814, он столкнулся с британским 44 пушечным фрегатом кораблем «Луара», которая уклонилась от боя с более мощным «Президентом». «Президент» оставался в Нью-Йорке на протяжении 1814 из-за блокады гавани британской эскадрой, состоявшей из фрегатов «Эндимиона», «Величественного», «Pomone» и «Tenedos». Вечером 14 января 1815, «Президент», теперь под командой Стивена Декэтера, попытался покинуть Нью-йоркскую Гавань, но из-за шторма , неблагоприятного ветра и отсутствия лоцмана сел на мель и снялся с мели с повреждениями в корпусе и рангоуте. Имея ветер, не благоприятный для возвращения в гавань, «Президент», был вынужден повернуть в открытое море.
Декейтер надеялся, оторвется от вражеской эскадры, чьи паруса уже белели на горизонте. Фрегат несколько раз менял курс и попытался опередить их, но полученные прежней ночью повреждения, значительно уменьшали ход. Декейтер приказал бросать за борт любой груз, но и это не помогло. К концу дня, королевский фрегат « Эндимион» догнал «Президента» и начал обстрел. Капитан Декейтер быстро разработал план, по которому повел «Президента» на сближение к «Эндимиону», желая взять его абордаж. Во время которого боя были повреждены снасти и паруса «Эндимиона». Но пока, чем абордажная команда готовилась к высадке на «Эндимион», наблюдали заметили на горизонте еще два вражеских судна. «Президент» снова попытался уйти, но в уже в сумерках его догнали и обстреляли британские корабли «Pomone» и «Tenedos» . Уже перед полуночью, понимания безысходность ситуации , Декейтер сдал «Президента» в плен.
Захват «Президента» произошел в то время , когда Мирное соглашение с Англией уже было подписано 24 декабря 1814, но еще не было ратифицировано Соединенными Штатами до 18 февраля 1815 г.
Фрегатам «Эндимиону» и «Президенту» приказали продолжить путь к Бермудам, но по пути они столкнулись с опасной бурей. Шторм полностью разрушил мачты «Президента» и повредил «Эндимиона» настолько сильно, что все его орудия с верхней палубы должны были быть брошены за борт, чтобы спасти его гибели. Прибыв на Бермудах, Декейтер и его команда, оказались в плену , но были впоследствии освобождены и оправданы.
Королевский флот принял в свои ряды поврежденный фрегат под тем же именем - Президент. Он был поставлен в сухой док и тщательно осмотрен. Изучение старого корабля показало, что повреждения, слишком серьезное, чтобы его восстанавливать, и в конечном счете его разобрали в 1817 году.
Отдавая должное мореходным качествам фрегата, британцы построили по образцу американского фрегата новый, и оставили ему старое название «Президент»
Это сообщение редактировалось 30.11.2009 в 15:59