Публикации | Книга "Укрощение Ядра" | Глава 4
...Видно, что последовательный учет основных последствий дезинтеграции СССР приводил к уменьшению:
количества МБР в 3,46 раза;
количества БГ МБР в 5,27 раза;
количества районов базирования в 3,33 раза;
забрасываемого веса МБР в 5,34 раза;
интегральной мощности БГ МБР в 4,9-5,5 раз.
По существу рассматриваемое сокращение, неизбежное в условиях дезинтеграции СССР, означало крах созданной в СССР основы стратегических ядерных сил - развитой системы МБР наземного базирования.
...С другой стороны, необходимо было учитывать, что ракетные системы РСМ-25, РСМ-40 и РСМ-45 представляли собой устаревшие по своим техническим возможностям комплексы, которые ранее предполагались к сокращению и замене. На долю этих трех систем приходилось 35 (56,5%) ПЛ, носителей БРПЛ и всего 484 (17,3%) боеголовок БР ПЛ.
Необходимо также учитывать, что БР ПЛ всегда рассматривались как вспомогательный вид триады СЯС, что было обусловлено возможностями осуществления общего военно-стратегического контроля США над мировым океаном.
Поскольку содержание и воспроизводство большого количества ПЛ с БР ПЛ являлось тяжелым экономическим бременем, а вопрос достижения военно-морского паритета с США отпал, то уже в 1991 году представлялось оптимальным ограничение БР ПЛ РФ системами РСМ-52 и РСМ-54 или их последующими модернизациями. Представлялось важным добиваться договорным образом двустороннего ограничения этого вида СЯС на примерно таком уровне.
Рассматриваемый подход позволял сократить по сравнению с СЯС СССР число ПЛ в 4,75 раза, число БР ПЛ - в 4,05 раза, при уменьшении числа БГ БР ПЛ всего в 1,7 раза, забрасываемого веса БР ПЛ - 2,3 раза и интегрального энерговыделения боеголовок БР ПЛ - в 2,8-5 раз.
Для США особое значение имело расширение системы БРПЛ и стратегической авиации. Различие в подходах определялось различием в геостратегическом положении.
Общий контроль за мировым воздушным пространством осуществляли США, у них было преимущество и в общем контроле над мировым океаном, хотя СССР вступил здесь в активную борьбу, создав мощный подводный флот. В качестве средства противодействия стратегической авиации США, оснащенной большим количеством КР большой дальности, в СССР развивалась масштабная система ПВО. При этом учитывалось, что, ввиду большого полетного времени ТБ и КР, их возможности в нанесении превентивного удара по стартам МБР России ограничены. Основное беспокойство вызывала возможность использования в качестве средств первого удара систем МБР США МХ и Minuteman III, и
системы БРПЛ Trident II, которая впервые в истории развития БРПЛ стала высокоточным оружием, способным поражать прочные цели.
Определенный резонанс вызвало также развертывание США в Западной Европе высокоточных БР средней дальности Pershing II, обладавших при этом малым полетным временем. Однако эти ракеты имели ограниченную дальность и не могли угрожать комплексам МБР, расположенным за Уралом и в Казахстане.
Это была, как показало крайне невыгодное для СССР заключение Договора о ликвидации РСМД, политическая игра.
В течение ближайшего десятилетия при отсутствии принятия радикальных мер будет продолжаться ослабление ядерных возможностей России и дальнейший рост преимуществ СНВ США. Эта тенденция будет определяться:
ликвидацией остатков системы МБР SS-18 и SS-24;
отсутствием новой российской МБР со значительным забрасываемым весом;
отсутствием экономических возможностей масштабного увеличения числа новых МБР;
сокращением системы БРПЛ и крайне ограниченными общими возможностями ВМФ России по противодействию ВМФ США и НАТО;
проблемами возможностей эффективного перехвата системой ПВО массированной атаки системы КР ALCM стратегической авиации США;
реализацией США выполнения условий Договора СНВ-2 с учетом:
o сохранения системы МБР Minuteman III и возможностей реверса ее боевого оснащения тремя боеголовками;
o повышения точности боеголовок Minuteman III;
o возможностей реверса ядерного статуса части стратегической авиации, являющейся по Договору СНВ-2 неядерной (в частности, ТБ В-1В);
o сохранения избыточного количества БРПЛ за счет неполного оснащения боеголовками и возможности увеличения числа боеголовок БРПЛ при обратном переходе на их полное боевое оснащение;
возрастанием роли ядерного фактора Великобритании и Франции. (и Китая)
Существенно, однако, что ослабление средств ответного удара России будет связано не только с существенно большими потерями МБР в первом ударе противника, но и с уменьшением абсолютных масштабов ответного удара. В ближайшее десятилетие ослабление возможностей ответного удара России только за счет уменьшения объема СЯС может составить от 3,35 до 6,3 раз.(С)