muxel> Авиационная Х-55 и морская 3М10 ничего общего в конструкции не имеют, см. фотки
Фотки посмотрел заметных различий не увидел, поясните конкретно чем они отличаются.
В 1964 году ОКБ-8 подключилось к созданию крылатых ракет и ракето-торпед для комплексов Военно-морского флота. В разное время здесь были созданы ракеты для морских комплексов: РПК-2 «Вьюга» (81Р, принята на вооружение в 1969 г.); РПК-6 «Водопад» (86Р, принята на вооружение в 1981 г.); РПК-7 «Ветер» (100РУ, принята на вооружение в 1984 г.);
3М10 «Гранат» (КС-122, принята на вооружение под названием РК-55 в 1984 г.); 3М14 «Калибр» (91Р); 3М51 «Альфа»; 3М54 «Бирюза». В 1977 году за создание вооружения для ВМФ Л.В. Люльеву присуждена Государственная премия СССР.
Источник
Русская Сила | Люльев Л.В., конструктор артиллерийского и ракетного вооружения | Краткая биография
В 1976 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании на конкурсной основе универсальной крылатой ракеты большой дальности. НПО "Радуга" под руководством генерального конструктора И.С.Селезнёва в рамках конкурса разработало дозвуковую крылатую ракету Х-55. В том же году документация на первые узлы ракеты поступила в производство. От ЦК КПСС работы курировал И.С.Силаев (в последствии министр авиационной промышленности). На разработку двигателя для ракеты также был объявлен конкурс. Победителем стал ТРДД РДК-300, разработаннный МНПО "Союз". В качестве носителей предполагалось использовать Ту-142МС и Ту-160, а также перспективные самолёты.
Первая партия ракет была изготовлена на Дубнинском машиностроительном заводе. Первый пуск с наземного стенда состоялся 20 мая 1980 года (закончился неудачно). Система управления отрабатывалась с помощью самолётов СКИП. Были проведены пробные пуски с борта подводной лодки и с самолёта Ту-95М-55, после чего она была запущена в серийное производство на Харьковском АПО. Часть агрегатов изготавливалась в Дубне. Первый пуск серийной ракеты состоялся 23 февраля 1981 года на Семиполатинском полигоне. Доводка ракеты продолжалась до 1983 года. Пуски ракет осуществлялись Ту-95МС. В том же году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ "Радуга" и ДМЗ удостоена Ленинской и Государственной премий. 31 декабря того же года ракета принята на вооружение. В 1985 году производство было передано на Кировский машиностроительный завод.
Ракета имеет прямое крыло большого удлинения и цельноповоротное оперение. Фюзеляж представляет собой цельнометаллический сварной бак с топливом (даже БЧ расположена внутри бакового пространства). Носовой кок, панели крыла и радиопрозрачные элементы изготовлены из пластика (кремнеорганическая ткань со связующим К-9-70). Для снижения радиозаметности обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена их радиопоглощающих материалов, разработанных в ЦКБ специальных радиоматериалов. Боевая часть ТК-66 ядерная мощностью 200 кт тротилового эквивалента. Предусмотрена установка и неядерной боеголовки проникающего типа. Силовая установка состоит из двухконтурного турбореактивного двигателя с "холодным" выхлопом РДК-300. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается. В полёте при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа (кок выдвигается при помощи пружины, удерживаемой в натянутом состоянии нихромовой проволокой, которая пережигается электрическим импульсом). Ракета применяется с роторной пусковой установки МКУ-6-5У или подкрыльевых АКУ-2 и АКУ-3.
Система управления инерциальная автокорреляционная с коррекцией по рельефу местности. Система управления включает цифровые ЭВМ. Радиовысотомер и доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса постоянно собщают данные о рельефе местности под ракетой. Эти данные сравниваются с заложенными в память бортового компьютера картами местности и на основе этого производится коррекция полёта ракеты.
Ракетой Х-55 вооружаются ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, а так же подводные лодки. Ремонт ракет осуществляется на АРЗ №711 в Борисоглебске.
Аналогом Х-55 является американская ракета BGM-109 "Томагавк". Дальнейшим развитием Х-55 стала крылатая ракета Х-555.
Всего изготовлено более 1500 ракет семейства Х-55. После распада СССР 1068 ракет остались на Украине. В 2000 году 114 ракет были переданы России (вместе с самолётами Ту-95МС и Ту-160), остальные уничтожены до декабря 2001 года. На 2001 года в ВВС России числилось 504 ракеты.
Модификации:
• Х-55 ("изделие 120") - базовая. Принята на вооружение в 1983 году.
• Х-55М ("изделие 124") - модернизированная. Отличается наличием сбрасываемых конформных баков. Принята на вооружение в 1987 году.
• Х-55ОК ("изделие 121") - с оптическим коррелятором в системе наведения.
• Х-55СМ ("изделие 125") - с увеличенной дальностью. Принята на вооружение в 1987 году.
• Х-65 - тактическая ракета. Дальность пуска 580-600 км.
• Х-555 - модернизированная с обычной БЧ. Отличалется инерциально-допплеровской системой наведения, 2 конформными топливными баками по 220 л. Дальность пуска сокращена до 2000 км.
Технические характеристики
Х-55 Х-55CМ
Габариты, мм: 5880 6040
длина 556 770
диаметр фюзеляжа 3100 3100
размах крыла
Стартовая масса, кг 1300 1700
Масса боевой части, кг 410 410
Скорость максимальная, км/ч 950 950
Круговое вероятное отклонение, м 18-26 <100
Дальность пуска максимальная, км 2500 3000
Высота полёта, м 40-110 40-110
Диапазон высот применения, м 200-10000 200-10000
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 540-1050 540-1050
Источник
Х-55 - общий каталог современной авиации