[image]

166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия. Часть 4

 
1 12 13 14 15 16 34
+
-
edit
 
АА72> Вкралась неточность:не по СКП, а по г.Марнеули!250 снарядов из капонира со стоянки 3аэ в направлении рынка,без тяжёлых последствий.....

АА72> Действительно,этот факт имел место.....В 1976г ЗРВ-шники (если память не изменяет - 144зрбр)то-ли получили новую технику, то-ли скрытно провели передислокацию - но результат налицо.Правда,говорили, что подбиты были оба нарушителя:один упал сразу на своей территории, а второй дотянул до аэродрома. Почему-то громкого резонанса этот инциндент в тот период не имел.

Ink01> В Ереване - 96 зрбр (144-я - Тбилиси)

Алексей Алексеевич и Ink01,
спасибо за уточнения
   8.08.0
Это сообщение редактировалось 17.11.2009 в 19:42
+
-
edit
 
ДекабрьИстория 166-го гв. Краснознаменного шап-иап-апиб-иап
В декабре 1989 принято решение о передаче 166-го гв. апиб в 19-ю ВА ПВО и переводе его в истребительную авиацию с повторным переходом на матчасть СУ-15ТМ
14.12.1966 14 декабря 1966 г., выполняя полет на МИГ-17П, погиб гвардии майор Жан Швайко. Это был один из лучших лётчиков полка того времени. Похоронен в Марнеули на старом кладбище за горкой.
   8.08.0

Lamm

аксакал

14.12.1966 14 декабря 1966 г., выполняя полет на МИГ-17П, погиб гвардии майор Жан Швайко. Это был один из лучших лётчиков полка того времени. Похоронен в Марнеули на старом кладбище за горкой.[/tabtr][/table]

Жан Швайко... сочетание странное. Откуда?
   3.5.53.5.5
Lamm> Жан Швайко... сочетание странное. Откуда?
Такое было имя. Его еще и Джоном по дружески звали
Счас трудно уже уточнить.
   8.08.0

Lamm

аксакал

Lamm>> Жан Швайко... сочетание странное. Откуда?
Sanslav> Такое было имя. Его еще и Джоном по дружески звали
Sanslav> Счас трудно уже уточнить.

Да... И труднее с каждым годом...Помню в Хурбе были фото из музея полка...Потерялись они при очередном ремонте... а картинки были живые, динамичные. Только никто уж о тех людях ничего сказать не мог... Полк носил имя млавский. Проезжал через Млаву в Польше. Заехал. Побродил по улицам городка. И не знает никто там про тот полк. И не помнит те Пе-2. Время...
   3.0.153.0.15
+
-
edit
 
Интересный рассказ Б.Н. Кудрина о боевом задании, как мне кажется, связанный с нашим аэродромом.
Вообще, надо отдать должное тем нашим военлетам-певопроходцам, как они в Закавказье в далеком 1921 году рисковали и как выполняли сложнейшие боевые задания в горах и в СМУ, потрясающе решали навигацкие задачи, не имея ни приборов, ни связи. 400 км без дозаправки над неприятельской территорией по маршруту, скажем, от Тифлиса – Эривань и до Нахичевни в окруженные в части Красной армии.


Это задание было не только чрезвычайно важным и ответственным, но и сложным. В трудных условиях неустойчивой весенней погоды нам предстояло преодолеть Караклисский перевал и пролететь свыше 400 километров без пополнения горючим. Большая часть маршрута лежала над горами, причем добрая половина его — над территорией противника. Ни о какой посадке не могло быть, конечно, и речи.
...
В феврале 1921 года армянские буржуазные националисты и их союзники (соглашательские партии) организовали антисоветский мятеж. Коммунистические части Армении вместе с несколькими отрядами 11-й армии были вынуждены оставить Эривань (Ереван) и отойти на юг. Отступая под натиском превосходящих сил противника, эти части оказались окруженными, прижатыми к границе Ирана и лишенными связи с действовавшими в Грузии основными силами 11-й армии. Положение окруженных частей ухудшалось со дня на день: бойцы перестали получать хлеб, не хватало патронов.
...
Серго Орджоникидзе послал в Нахичевань радиограмму о том, что на помощь отрезанным войскам уже движутся части 11-й армии и что к ним высылается аэроплан с золотом, газетами и листовками.
...
Мы, летчики 1-го дивизиона истребителей, летали в то время на одноместных истребителях «Ньюпор», не имевших ни аэронавигационного, ни специального оборудования, необходимого для вождения самолета в сложных метеорологических условиях. Нам было известно несколько случаев установления связи между действовавшими на широком фронте частями или даже с отрезанным городом. Однако там продолжительность полета над равнинной местностью и в хороших метеорологических условиях измерялась десятками минут.
...
Может показаться странным, что всю ответственность, даже за подготовку перелета, мы, летчики, брали на себя. Чтобы объяснить это, необходимо хоть в нескольких словах сказать об особом характере отношений между техническим и летным составом авиации Красной Армии в период гражданской войны.
В основе этих отношений лежали преданность делу революции, гражданский долг и высокоразвитое чувство товарищества, доходившие до самопожертвования. Мы летали на ветхих, пришедших в негодность самолетах и знали, что только от золотых рук умельцев-механиков зависит не только вылет на боевое задание, но и наша жизнь. Поэтому мы любили и высоко ценили наших механиков. И они в свою очередь платили нам тем же.

Небо было ясным, безоблачным, и только с юга навстречу приближалась какая-то серая пелена. Медленно набирая высоту, мы летели вдоль железной дороги по долине реки Борчала (ныне Дебед), постепенно суживающейся и переходящей в ущелье. Справа и слева громоздились скалы. То, что издали выглядело пеленой, оказалось стеной облаков с высотой нижней кромки около 2 тысяч метров. Мы пошли под самыми облаками. Солнце появлялось все реже, а потом и совсем исчезло — облачность стала сплошной. Караклисский перевал, как и следовало ожидать, был закрыт густыми облаками.
Смешным и обидным мне это кажется теперь, когда каждый летчик владеет техникой «слепого полета», а самолет оборудован совершеннейшей аппаратурой, позволяющей контролировать его пространственное положение, прокладывать путь вне видимости земли, поддерживать радиосвязь с аэродромами вылета и назначения. Ничего этого тогда не было. Закрытый облаками перевал был для нас непреодолимым препятствием, перед которым мы были беспомощны.

Готовясь к перелету, я разработал три варианта маршрута. В первом (при открытом перевале) мы должны были выйти по прямой на Эривань и дальше — по долине реки Аракс— на Нахичевань. Это был самый простой и короткий маршрут.
Вторым вариантом я предусмотрел непроходимость перевала у Караклиса (г. Кировокан, сечас Ванадзор) и проложил от него путь на восток по Зелинсанскому ущелью на Дилижан и через Семеновский перевал к высокогорному озеру Гокча (теперь это озеро Севан). Оттуда мы до Эривани могли идти по широкой долине между горами Караклисско-Семеновского и Ново-Баязетского кряжей на любой, даже самой небольшой высоте.
И, наконец, в третьем варианте (при закрытых обоих перевалах) предполагалось как можно ближе подойти к озеру Гокча, используя любые разрывы в облаках, набрать большую высоту, выйти поверх облаков в район озера и здесь попытаться пробить облака. Я не сомневался, что над огромной площадью этого озера мы найдем какую-нибудь лазейку, и тогда по берегу не трудно будет восстановить потерянную ориентировку и идти дальше хоть на бреющем полете.

О проложенных и рассчитанных маршрутах я не успел сказать на месте Мельникову, до последней минуты занятому оформлением необычного груза. Только по дороге на аэродром я стал говорить ему о своих соображениях. Но ему было не до того: Ладно, ладно! В воздухе покажешь, если надо будет.

Увидев, что Караклисский перевал закрыт, я перевернул планшет и приготовился к выполнению второго варианта. С большим любопытством я стал ожидать, что предпримет Мельников. По его поведению я увидел, что для него закрытый перевал неожиданность: взглянув несколько раз с беспокойством на свой маленький планшет с картой десятиверстного масштаба, он, наконец, обернулся ко мне.
Мне почему-то стало весело, и я, смеясь, указал ему влево на Зелинсанское ущелье. Он с удивлением посмотрел на меня, но когда я показал ему свой большой двусторонний планшет с проложенным от Караклиса маршрутом и схемой, довольно ухмыльнулся, погрозил кулаком и повернул влево.

Мы полетели вдоль ущелья. Стало немного светлее. Облачность несколько поднялась, и мы снова начали набирать высоту. Вот промелькнул разрыв в облаках. Затем разрывы стали появляться чаще. Было очевидно, что облачность впереди не сплошная, а с просветами. Чтобы не обходить отдельные облака и не сбиваться из-за этого с курса, мы снова начали набирать высоту, стремясь выйти поверх облаков. Вскоре, судя по причудливым извилинам дороги, вьющейся далеко внизу под нами, мы поняли, что приближаемся к Дилижану, а следовательно, и к озеру Гокча. На высоте 4 тысяч метров мы прошли и Дилижан и Семеновский перевал, которых из-за облачности так и не увидели. В разрывах виднелись только безлюдные горы.

Но вот внизу, впереди и справа, появилась какая-то бледно-голубая тень. Облачность стала еще реже, и скоро отчетливо была видна голубоватая вода. Это было озеро Гокча, северная его оконечность. Мы прошли над монастырем Севанг, торчащим прямо из воды на крошечном круглом островке, затем над селением Еленовка (теперь Севан) и повернули на юго-запад.
Теперь перед нами открылась еще более интересная картина. Далеко впереди среди причудливого нагромождения облаков встало какое-то странное, с удивительно ровными краями высокое блестящее остроконечное облако. Я не сразу узнал в нем вершину горы Арарат.
Можно было радоваться. Теперь у нас появился замечательный ориентир, по которому можно было совершенно точно, по прямой, выйти в долину реки Аракс, на железную дорогу Эривань — Нахичевань. Мы пошли вниз.

Дальнейшая часть пути была преодолена без каких-либо помех. Эривань пролетели на высоте 1200 метров и, выйдя в долину Аракса, взяли курс на Нахичевань.
Видимость стала хорошей, и я занялся разведкой. Вынув из планшета карту крупного масштаба, нанес на нее железнодорожный состав и бронепоезд, двигавшиеся на юг, зафиксировал расположение пехотных и артиллерийских позиций в районе станции Арарат с двумя установленными на небольшой возвышенности орудиями. Крупных скоплений войск не обнаружил. Да и вообще вся эта часть долины Аракса словно вымерла. Ни на полях, ни в садах, ни в селениях не было видно ни одного человека. Даже самолет, который наверняка появился здесь впервые, не привлек, казалось, ничьего внимания, несмотря на то что теперь мы снизились и шли совсем на небольшой высоте. Какой же опустошительной была война в этих местах!

Наконец показалась Нахичевань. Подлетев к отмеченному тремя белыми квадратами и стрелой аэродрому, Мельников сердито замотал головой: аэродром был очень мал, окружавшие его телефонные провода и строения сильно затрудняли посадку. Мы решили поискать с воздуха что-нибудь более подходящее для посадки и сделали большой круг над городом, осматривая окрестности. Однако это ничего нам не дало, и Мельников стал садиться на эту площадку. На малой скорости он подвел машину к земле и, чуть не цепляя за провода, «притерся» к аэродрому. В самый последний момент, когда самолет подкатывался уже к ограничивавшему аэродром валу, за которым виднелась глубокая выемка, Мельников резко развернул его вправо. Самолет въехал левым колесом на вал, уперся правым крылом в землю и, развернувшись, остановился целым и невредимым.
Со всех сторон к нам бежали люди...



Сдается мне, что авиация и аэродром в Марнеули как раз и появились в то далекое время, а точнее со времен первой мировой войны и боевое задание, о котором рассказ Кудрина, начиналось не из Тифлиса, а из Сандар - Сарвана, то бишь с нашего Марнеульского аэродрома!

Почему я так думаю:
В конце первой мировой войны после революций в России рассыпался Закавказский фронт Юденича. Позиции открывшегося русского фронта заняли турецкие и германские войска. После Версальской капитуляции Германии ее позиции в Закавказье занял Британский экспедиционный корпус. В частности, Англичане заняли северную часть Борчалинского уезда (как оказалось, Борчалинский уезд, он же Борчало по азербайджански, Лори по армянски, Квемо Картли по грузински, все это одна спорная территория между Грузией, Арменией и Азербайджаном, но об этом отдельно и другой раз). И как раз Сандар и Сарван были пограничные пункты, которые в 1918 году заняли англичане.

В рассказе Кудрина не указывается аэродром, на котором базировался дивизион истребителей (а базировались под Тифлисом), но говорится, что «Однако казавшееся безвыходным положение разрешилось довольно просто. Кто-то из наших стариков механиков посоветовал отремонтировать и собрать брошенный английскими интервентами как негодный старый двухместный Де Хевиленд-9.
И потом, полет со старта начался с привязки курса по ж/д на Эривань.

С 25 февраля 1921 года в Тифлисе и во всей Грузии установлена советская власть, а англичане убрались восвояси, побросав свою отработавшую технику. Очень вероятно, что это был аэродром Сандар!

Что ни говори, а место для развертывания аэродрома там весьма удобное и ж/д станция рядом уже тогда была
   8.08.0
Это сообщение редактировалось 02.12.2009 в 23:30
RU фланкер #03.12.2009 18:40  @Sanslav#02.12.2009 19:48
+
+1
-
edit
 

фланкер

аксакал

Sanslav> Интересный рассказ Б.Н. Кудрина о боевом задании, как мне кажется, связанный с нашим аэродромом.
Sanslav> Вообще, надо отдать должное тем нашим военлетам-певопроходцам, как они в Закавказье в далеком 1921 году рисковали и как выполняли сложнейшие боевые задания в горах и в СМУ, потрясающе решали навигацкие задачи, не имея ни приборов, ни связи. 400 км без дозаправки над неприятельской территорией по маршруту, скажем, от Тифлиса – Эривань и до Нахичевни в окруженные в части Красной армии.

Санслав!
Вот с тех самых пор и включитиельно до наших дней в тех самых районах авиаторы всех стран и народов продолжали "весело блудить",применяя в конце-концов метод опроса местных жителей для определения своего МС.Были и заграничные туры на нашу сторону,с принуждением посадки в лучшем случае,а были ...и сам помнишь,с воздушными таранами.Ну вот и у меня подобный случай чуть было не приключился,примерно в тех же краях.
Как-то однажды я уже писал про это,когда в районе горы Арагац шли или готовились учения сухопутных войск,а 168гв.апиб в количестве одной аэ привлекался в качестве поддержки с воздуха.Это примерно 1979-80г.г. прошлого столетия,погоды не было,дело было зимой и мы нарисовав и подготовив полетные карты с обозначением цели и маршрутом,сложили их обратно в планшеты и штурманские портфели и стали готовиться по погоде полетов-по варианту СМУ-ПОЛЕТЫ ПО ПРЯМОЙ И ДВУМЯ РАЗВОРОТАМИ НА 180ГРАД.
РП-командир полка,дает разрешения на запуски и взлеты, вот приходит мой черед выруливать для полета с прямой.Я,оставив карту в штурманском портфеле.т.к. че там полет по прямой,маршрут которого был уже пропахший керосином и поминутно изучен,тем паче,что за облаками и по приборам для летчика уровня первого класса сложности не представлял.И вот я взлетаю,убрал шасси,вошел плавно в облака,перенес взгляд на приборы и тут в эфире голос РП-командира,называет мой позывной-запрашивает так,чую с подвохом-"...362-й...?!!!"
Обычно при эфирном обмене с командиром полка-не дай бог его не понять,такое было правило,что надо было и понимать сходу и между строк улавливать,что за такой фразой (или в такой фразе)кроется и что бы это могло означать.Лично у меня с этим было все гуд,никогда мое чутье меня не подводило и тут я озадачился ровно на две сек.Тут же ответил своим позывным и фразой "...362-ОТВЕЧАЮ!"
РП- "... 362-й,лег на курс?!...(?????????!!!!)
Варианты укладки на курс мною перед полетом даже не рассматривались ,карта на земле,все это быстро ,кубарем и вихрем пронеслось в мозгу...
Тут надо немного приостановиться в повествовании,т.к. какая-то секунда у меня ушла на замешательство и приведение себя в готовность номер №1.Т.е. я так понимаю,что задание у меня уже поменялось со времени моего разбега и я уже должен "ложиться на курс",в облаках,невзирая на полное отсутствие у меня набора штурманских,скажем так,принадлежностей.А я к своему стыду, прикинув курс на карте, его даже не запомнил,не говоря уже о том,что отрезков времени по участкам маршрута ни прочих навигационных прибамбасов под рукой...ничего этого нет,акромя наколенного планшета НПЛ-10 со схемами заходов и данными запасных аэродромов .Для полета с прямой,пилоты даже иногда,а по правде всегда и чаще всего(в этот раз и я оказался в их числе) не брали даже полетную карту с собой,т.е. налегке.Но так уж сложилось у нас В ПОЛКУ,что отказ пилота от такого доверия командира(а такое еще нужно заслужить) даже не рассматривается-это смертеподобно потом не только на разборе полетов перед всеми службами полка и обеспечения,но и,что более страшно-можно лишиться так трудно завоеванного авторитета и уважения в кругу летчиков аэ и ап при такой явной неподготовленности.
НУ и, КАК В ТОЙ СКАЗКЕ..." ДОЛГО ЛИ КОРОТКО ЛИ Я ЛЕТЕЛ..."
В общем собираюсь в кулак и плавно ложусь на курс примерно влево от линии пути по курсу взлета.Если представить себе карту Грузии и место нашего аэродрома(Б.Шираки),то можно примерно сообразить как это происходит.Взлетая в сторону Тбилиси-примерно так был расположен курс взлета(Вазиании,Рустави,Марнеули),отвернув влево в сторону полигона Пойли(опять же примерно,т.к. все это происходит в облаках),ложусь на курс ,опять же примерно в сторону Армении, докладываю командиру-РП: -"362-й лег на курс...!"(какой именно курс-я не стал уточнять,дабы не вызвать легкое замешательство у лиц ГРП) и продолжаю набор до заданной высоты-это примерно 3600м.Достигнув заданного эшелона,осмотрелся и оторвался от приборной доски.т.к. пробил облачность и она оказалось несколько ниже меня.Осмотрелся по сторонам,как тот воробей,что шлепнулся в кучу коровьего дерьма,встрепенулся,отряхнулся,повеселел малек и увидел своим ясным и очень озабоченным и обостренным зрением до бескрайности-летящий параллельно мне,чуть ниже и навстречу самолет однотипный Су-17м3,однозначно наш,подумал я и услышал,что меня переводят на канал радиоуправления с КП.Я перешел на связь с КП и услышал также знакомый голос уже своего соседа по лестничной площадке-зам.командира полка,который докладывал погоду в районе предстоящих боевых действий,откуда он собственно и летел уже на точку в том самолете,что прошел мне навстречу.Ага,подумал я,значит не один я такой сегодня,кому сказали лечь на курс...и от этой мысли мне стало не так одиноко и не так грустно,если не сказать больше.По замыслу учений зам.командира тоже принимал там участие в качестве разведчика и доразведчика погоды в районе б/д.Но он был очень опытный воздушный боец,раньше ему приходилось служить в Германии в Группе советских войск,а там условия не такие,как здесь в Грузии и его становление прошло там под руководством таких же опытных строевых командиров -летчиков,каким сейчас являлся он сам и наш очень уважаемый мною командир полка -сегодня РП.Но разведчику погоды такую задачу поставил РП изначально,а уж по его докладу командир принял решение послать туда только ведущих пар и звеньев по-одному,вот мой взлет,как раз и попал под доклад доразведчика -зам.командира полка и меня "уложили на курс".А в этот день,если бы сложились условия ПМУ по плану мы должны были провести групповые полеты в тот район с целью тренировки перед непосредственными учениями(так практиковалось в те времена всегда,чтобы быть готовыми и не опозориться перед сухопутными войсками-"пехотой" одним словом)Задача эта так и не снималась,а т.к. я был одним из ведущих группы,то РП решил,что мне полезно будет и самому пройтись и присмотреться к целям в район б/д даже в таких погодных условиях.Да и очень он мне доверял,а я отвечал тем же и ни разу за все время командира не подводил,поэтому сами понимаете ,как было важно мне выполнить это- "вдруг внезапно для меня возникшее в СМУ" -задание.Подравнявшись примерно параллельно линии пути встречного самолета я совсем повеселел,т.к. помня примерно маршрут на карте,особых крутых поворотных ППМ-ов там не было.
Солнце ярко светило перед закатом,я наблюдаю очень большую гору,точнее ее вершину,она пробила слой легких облаков и сияла ,прям как перст,вот на нее я и подравнялся,т.к. опять же возвращаясь к мысленной карте в голове,прикидывая хрен к носу,я примерно иду правильно,тем паче,что уже вижу куда.А выше заданной горы по данным карты и по замыслу учений вершин не давали,поэтому моей уверенности только по ходу добавлялось.Без карты в полете!!!
Конечно,я потом никому не признавался очень долго,что увидев сию гору и посчитав ее за нашу советско- армянскую,а также за ту,которую мне и надо было найти,опять же исходя из простых советских представлений,что коньяк под маркой(брэндом) "АРАРАТ" с нарисованной на этикетке бутылки яркой горой с сияющей вершиной,а именно такую картинку я и наблюдаю из кабины своего боевого самолета,я пребывал в полной уверенности,что это и есть та самая моя цель-район б/д.Во всяком случае у меня так складывалась моя картинка всей разрисованной раннее на карте командира полка обстановки и замысла учений и потом перерисованные к себе на карту по этим же учениям наших этапов и действий с маршрутами групп.Но почему-то сразу ,почти-что,после появления моего оптимизма по поводу обнаружения района цели,КП стало отворачивать меня правее и еще вправо,сначало на 15,потом на 20,а потом все резче и резче на 45-60-80 и 90 градусов вправо с постоянным повышением голоса и его тембра.Но я неохотно следовал командам КП и вслух только подтверждал их коротким словом-квитанцией "ПОНЯЛ!".На самом же деле,я пытался рулить все еще прямо ,наблюдая "армяно-советскую"-в моем представлении гору АРАРАТ,так ведь представлен был армянский коньяк-что даже у меня не вызывало никаких сомнений,что это уже на самом деле превращалось в самую настоящую подставу,так бы сейчас выразились!

Наконец-резкий голос КэПэ-шника в эфире в приказном тоне заставил меня во всем этом усомниться и мой взгляд привлекли две ровные полоски правее вершины "моей горы"на фоне заходящего солнца,т.е. немного западнее вершины манящей к себе горы- над слоем облачности (зрение же все еще напряжено и обостренно),почуяв неладное и определив,что эти полоски в виде спутного следа,принадлежат одному или двум самолетам,не придавая значения сему факту и тому в какую сторону эти следы тянутся,решаю ,что надо подчиниться,отрываясь от манящего великолепия вершины той горы,ломая свои стереотипы по представляемой мною подстилающей поверхности с районом предстоящих б/д,понимая,что скорей всего дойти до цели мне не дадут,что-то им(на земле там мешает...,да и хрен бы с ними) и тут ясно вижу и с ужасом осознаю,что моя-то гора,под названием(потом на карте прочел) Арагац-справа от меня и уже больше ,чем под 90 градусов,облачность в этом месте была с большими разрывами и мне ясно представилась вся эта картина с пехотой внизу в ясной видимости да еще и на снегу при начинающихся на земле сумерках.Резко выполняю полуперворот вправо со снижением и одновременным докладом ,что цель наблюдаю- валюсь в пикирование с 3600 до 1200 визуально по целям,которые тут же и вижу(скопления бронетехники и сизый дым ,следы на снегу от их перемещений)-отлегло от сердца,что командира не подвел,цель обнаружил и выполнил заход,потом еще несколько,которые должны были быть по замыслу и закончив задани-выполнил уход на точку.
Возвращаясь назад,переходя на канал работы с точкой,определился по обстакановке-вроде бы все намана,ругать или чего еще хуже ,быть не должно,но...это я так думал.
Разбор полетов на следующий день еще не начался,когда с армии понаехала куча всяких начальников с кальками и проводками...Все и я подумали,что так и должно было быть перед учениями,прилет группы офцеров штаба оперативного управления ВА,чтобы довести все задачи по учениям летному составу.Долго они у командира полка в кабинете что-то объясняли и раскладывали карты и кальки(в окно было видно).Самое интересное,разбор полетов прошел тихо и буднично(очевидно командир полка принял весь удар на себя,что поменял сходу мне задачу в полете и тем самым притушил гормкий разбор моего полета).Потом отдельно с КэПэ-шниками,а затем и в моем присутствии -они мне показали проводку моего полета в 25-км.приграничной зоне на кальках и дальность до меня поднявшихся с Турецкой авиабазы на перехват моего полета пары "Фантомов"(это тех самых которых я видел уже визуально).По их данным менее 7км,а по моим визуально около десяти...В общем,подводя итоги-прошедшего летного дня-я практически побывал на той стороне ленточки совсем немного по времени,заодно проверив их средства ПВО.
Запомнился мне тогда коньяк "АРАРАТ" ,хоть я его еще в ту пору и не пробовал.
Извини,Санслав,что занял столько места в твоем разделе,но что-то уж нахлынуло.



Sanslav> И потом, полет со старта начался с привязки курса по ж/д на Эривань.
Sanslav> С 25 февраля 1921 года в Тифлисе и во всей Грузии установлена советская власть, а англичане убрались восвояси, побросав свою отработавшую технику. Очень вероятно, что это был аэродром Сандар!
Sanslav> Что ни говори, а место для развертывания аэродрома там весьма удобное и ж/д станция рядом уже тогда была
   7.07.0
RU Lamm #03.12.2009 21:13  @фланкер#03.12.2009 18:40
+
-
edit
 

Lamm

аксакал

Ух, йоп....
эвантюристы...
орёлъ...
нО ИБАть надо, ох надо...
А без карты в сартир тока...
   3.5.53.5.5
RU Sanslav #03.12.2009 21:23  @фланкер#03.12.2009 18:40
+
-
edit
 
фланкер> Извини,Санслав,что занял столько места в твоем разделе,но что-то уж нахлынуло.
Евгенич, спасибо, получил огромное удовольствие от прочтения
   8.08.0
+
-
edit
 
В дополнение, в Шулаверах (а это был в то время административный центр Борчалинского уезда) был образован Грузинский ревком во главе с Ф.Махарадзе, который в феврале 1921 г провозгласил Грузию Советской Социалистической республикой и обратился за военной помощью к РСФСР. В Ревком вхзодили Гегечкори, Квирквелия, Орахелашвили, Элиава и другие грузины. Нынче это в Грузии предпочитают не вспоминать. Зато здорово мусируют о вероломстве России и аккупации Грузии Красной армией.

А Шулаверы находятся всего то в 12 км от Сандар - Сарвана
   8.08.0
RU фланкер #04.12.2009 13:46  @Sanslav#03.12.2009 21:23
+
-
edit
 

фланкер

аксакал

фланкер>> Извини,Санслав,что занял столько места в твоем разделе,но что-то уж нахлынуло.
Sanslav> Евгенич, спасибо, получил огромное удовольствие от прочтения
Наздаровия!!!
   7.07.0
+
-
edit
 
Лалвар во всей своей красе!
Нашел в maps.google.ru
Прикреплённые файлы:
27301115a.jpg (скачать) [1075x806, 206 кБ]
 
27301120a.jpg (скачать) [1075x605, 200 кБ]
 
 
   8.08.0
Это сообщение редактировалось 17.12.2009 в 01:04
RU ВНУЧКАДЕДОВА2 #09.01.2010 15:29  @Александр Леонов#30.06.2008 18:27
+
+1
-
edit
 
А.Л.> Товарищи летчики и штурманы, инженеры и техники, ветераны ПВО и ВВС, а также дети и внуки ветеранов полка, любители авиации, откликнитесь!
А.Л.> Здесь расположен уголок памяти славного 166-го Гвардейского Краснознаменного штурмового, истребительного, истребительно-бомбардировочного и опять же истребительного авиационного полка, в/ч 10227!
А.Л.> И этот уголок всегда открыт для всех. Интересуют любые материалы и воспоминания, связанные с историей 166-го полка и его людьми и тех частей и людей, что его обслуживали, с городом Марнеули.

А.Л.> Предыдущие части и собранный материал всегда можно посмотреть здесь:
А.Л.> Часть 1: 166 Гвардейский иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия
А.Л.> Часть 2: 166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия, Часть 2
А.Л.> Часть 3: 166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия. Часть 3

Здравствуйте я правнучка штурмана полка Федора Сергеевича Морозова, погибшего в 1943 году при бомбежке аэ Борисполь в 1943 году.Про его гибель я прочитала на Вашем сайте. Хотелось бы побольше узнать о его службе в полку, правда он прослужил там не очень долго. В июне 1943 года он был направлен в полк из Оренбургского летного училища, где был инструктором, и погиб 5 ноября 1943 года.У меня есть фотографии братской могилы Хутор Гора, где он похоронен. Мне 14 лет и судьба моего прадеда мне очень интересна.Если Вы мне ответите, буду очень рада. Заранее спасибо.
   3.0.173.0.17
RU Sanslav #09.01.2010 18:35  @ВНУЧКАДЕДОВА2#09.01.2010 15:29
+
-
edit
 
ВНУЧКАДЕДОВА2> Здравствуйте я правнучка штурмана полка Федора Сергеевича Морозова, погибшего в 1943 году при бомбежке аэ Борисполь в 1943 году.Про его гибель я прочитала на Вашем сайте. Хотелось бы побольше узнать о его службе в полку, правда он прослужил там не очень долго. В июне 1943 года он был направлен в полк из Оренбургского летного училища, где был инструктором, и погиб 5 ноября 1943 года.У меня есть фотографии братской могилы Хутор Гора, где он похоронен. Мне 14 лет и судьба моего прадеда мне очень интересна.Если Вы мне ответите, буду очень рада.Заранее спасибо.

Здравствуйте, Правнучка!
Мне очень приятно, что наша ветка в чем-то хоть Вам помогла узнать о Вашем прадеде, ветеране полка.
Ваш Прадед, капитан Морозов Федор Сергеевич, прослужил в полку и прошел с ним четыре долгих месяца тяжелейших переломных боев на Курской дуге, боев за Белгород, Курск и Харьков, где переломив хребет немецко-фашистким захватчикам Ваш прадед погнал их на запад, освобождая Украину, ее города и столицу Киев. Бои за Киев тоже были очень тяжелые. В боях за освобождение Киева и погиб Ваш прадед. Четыре месяца непрерывных боев, поверьте, это немало, это очень и очень много! Видимо он очень и очень рвался на фронт инаписал не один рапорт, прежде чем он добился отправки в боевой полк!
Здесь на ветках можно найти историю полка и про этот конкретный случай.

Были бы признательны, если Вы разместите фотографию братской могилы и другие, если есть, фронтовые фотографии и документы прадеда.
Было бы интересно узнать, как переживала лихую годину его семья и как сложилась судьба его семьи после войны?
Если что, можно написать мне напрямую на Е-мэил: sanslav СОБАКА mail.ru
   8.08.0
Это сообщение редактировалось 09.01.2010 в 19:00
RU ВНУЧКАДЕДОВА2 #09.01.2010 23:31  @Sanslav#09.01.2010 18:35
+
-
edit
 
Вот фотографии:
Прикреплённые файлы:
 
   3.0.173.0.17
RU ВНУЧКАДЕДОВА2 #09.01.2010 23:32  @ВНУЧКАДЕДОВА2#09.01.2010 23:31
+
-
edit
 
ВНУЧКАДЕДОВА2> Вот фотографии:
Прикреплённые файлы:
 
   3.0.173.0.17
RU ВНУЧКАДЕДОВА2 #09.01.2010 23:33  @ВНУЧКАДЕДОВА2#09.01.2010 23:32
+
-
edit
 
ВНУЧКАДЕДОВА2>> Вот фотографии:
Прикреплённые файлы:
 
   3.0.173.0.17
RU ВНУЧКАДЕДОВА2 #09.01.2010 23:34  @ВНУЧКАДЕДОВА2#09.01.2010 23:33
+
-
edit
 
ВНУЧКАДЕДОВА2>>> Вот фотографии:
Прикреплённые файлы:
IMG_0001.jpg (скачать) [1024x759, 128 кБ]
 
 
   3.0.173.0.17
RU ВНУЧКАДЕДОВА2 #09.01.2010 23:34  @ВНУЧКАДЕДОВА2#09.01.2010 23:34
+
-
edit
 
ВНУЧКАДЕДОВА2>>>> Вот фотографии:

это он со своей дочерью
Прикреплённые файлы:
IMG_0003.jpg (скачать) [1024x656, 154 кБ]
 
 
   3.0.173.0.17
RU Sanslav #09.01.2010 23:58  @ВНУЧКАДЕДОВА2#09.01.2010 23:34
+
-
edit
 
ВНУЧКАДЕДОВА2>>>>> Вот фотографии:
ВНУЧКАДЕДОВА2> это он со своей дочерью
Внучкадедова, спасибо, зовут то тебя как?
Расскажите, если можно, о семье прадеда,
как следует из БД Мемориала, родом он из станицы Натухаевская Краснодарского кр, пробабушка Морозова Клавдия Степановна, тогда находилась в г. Чкалов, видимо в эвакуации?
   8.08.0
RU ВНУЧКАДЕДОВА2 #10.01.2010 00:25  @ВНУЧКАДЕДОВА2#09.01.2010 23:34
+
-
edit
 
Я знаю не очень много, по рассказам бабушки и мамы, к сожалению прабабушку я не застала она умерла в год моего рождения в 1995. Во время войны они жили в Оренбурге откуда дед ушел на фронт. У деда уже была дочь Лида 1933 года (моя бабушка) и в 1942 родился сын Валерий. Дед погиб 5 ноября ,а 7 ноября у прабабушки день рождения был я не знаю , а что если она в этот день получила похоронку? Жили они наверно как и все в эти годы - трудно. Прабабушка работала в детском садике, маленький сын был с ней ,а дочка училась в школе.Потом уже после войны дочь Лидия Федоровна окончила школу с серебряной медалью и поступила в Ленинградский Электротехнический институт. Окончила его и по распределению уехала в Свердловск, там работала на закрытом предприятии НПО автоматики (дочернее предприятие КБ Макеева что-то с космосом). В 1958 году вышла замуж и родилась моя мама, а потом уже я. Мы сейчас живем в г.Миассе Челябинской области. Сын Федора Сергеевича Валерий Федорович окончил в Ленинграде институт и работал физиком-ядерщиком в г.Гатчина Ленинградской области и там же теперь живет. У него тоже есть дети и внуки. Вот так сложилась жизнь семьи моего прадеда после его гибели. Можно сказать, что все очень хорошо у всех. Не зря сложил дед свою голову. А у меня есть мечта - буду в этом году пробовать поступить в Суворовское училище в Екатеринбурге. Сейчас и девочек принимают. Вот и все пока. Спасибо Вам за ответ. Я у бабушки узнаю, что у нее сохранилось, (она живет в Екатеринбурге) может есть фотографии, документы или еще что-нибудь и выложу на форум. Да, вот еще что - прадед был награжден орденом Боевого Красного Знамени (посмертно), но орден прабабушке не дали, только сообщение было. Вот пока и все,что я знаю. Надеюсь что-нибудь еще узнать о своем героическом прадедушке.
   3.0.173.0.17
RU ВНУЧКАДЕДОВА2 #10.01.2010 00:38  @Sanslav#09.01.2010 23:58
+
-
edit
 
ВНУЧКАДЕДОВА2>>>>>> Вот фотографии:
ВНУЧКАДЕДОВА2>> это он со своей дочерью
Sanslav> Внучкадедова, спасибо, зовут то тебя как?
Sanslav> Расскажите, если можно, о семье прадеда,
Sanslav> как следует из БД Мемориала, родом он из станицы Натухаевская Краснодарского кр, пробабушка Морозова Клавдия Степановна, тогда находилась в г. Чкалов, видимо в эвакуации?

Зовут меня Даша Курбатова. Дед да из станицы Натухаевская, мой дядя Дима внук Федора Сергеевича был там этим летом и все там про него разузнал. У нас даже фильм оттуда есть. Учился прадед в Качинском в Сталинграде. Но я там про него ничего не нашла, так как не знаю годы учебы, но предполагаю , что где-то с 1927 по 1930. Потом видимо по распределению попал в г.Чкалов это Оренбург вроде теперь. Служил на аэродроме, а в годы войны был инструктором в летном училище, бабушка говорила учил курсантов взлет-посадка, взлет-посадка и на фронт . Вот так молодых мальчишек и отправляли. Сам сколько раз просился, но не пускали, а вот когда ушел все-таки так и погиб . Я иногда думаю, как бы сложилась судьба его семьи если бы он остался жив, прошел всю войну и вернулся домой?
   3.0.173.0.17
RU Sanslav #10.01.2010 01:19  @ВНУЧКАДЕДОВА2#10.01.2010 00:25
+
-
edit
 
ВНУЧКАДЕДОВА2> Да, вот еще что - прадед был награжден орденом Боевого Красного Знамени (посмертно), но орден прабабушке не дали, только сообщение было.
Даша, если орден не вручили, то есть шанс получить его. Надо только неполениться заняться этим делом, в частности, навести точные справки. Прежде всего надо сделать запрос в Архив МО в Подольск.
   8.08.0
RU ВНУЧКАДЕДОВА2 #10.01.2010 16:43  @Sanslav#10.01.2010 01:19
+
-
edit
 
ВНУЧКАДЕДОВА2>> Да, вот еще что - прадед был награжден орденом Боевого Красного Знамени (посмертно), но орден прабабушке не дали, только сообщение было.
Sanslav> Даша, если орден не вручили, то есть шанс получить его. Надо только неполениться заняться этим делом, в частности, навести точные справки. Прежде всего надо сделать запрос в Архив МО в Подольск.

Я сегодня созванивалась с бабушкой и она мне сообщила, что прадед оказывается не Качинскую заканчивал , а 7 ВШЛ г.Вольск Саратовская область ,где-то в году 30-31. А насчет ордена она сказала, что получил он его еще живым, даже в посылке присылал коробочку и на ней написал, что здесь лежал орден, которым награжден ваш отец . Но орден прабабушке после гибели прадеда не выдали, вот так точно будет. А коробочка та у бабули хранится. Еще у нее есть похоронка на деда, как получу от нее можно здесь выложить? и вроде еще есть его биография. Вот пока все , что я узнала.
   3.0.173.0.17
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Sanslav #10.01.2010 19:02  @ВНУЧКАДЕДОВА2#10.01.2010 16:43
+
-
edit
 
ВНУЧКАДЕДОВА2> А насчет ордена она сказала, что получил он его еще живым,.... Но орден прабабушке после гибели прадеда не выдали, вот так точно будет. А коробочка та у бабули хранится.
Точнее, орден не не выдали, а не вернули, а еще точнее - утеряли :(
А по документам, выкладывай, все что найдешь!!!
   8.08.0
1 12 13 14 15 16 34

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru