Sanslav> Интересный рассказ Б.Н. Кудрина о боевом задании, как мне кажется, связанный с нашим аэродромом.
Sanslav> Вообще, надо отдать должное тем нашим военлетам-певопроходцам, как они в Закавказье в далеком 1921 году рисковали и как выполняли сложнейшие боевые задания в горах и в СМУ, потрясающе решали навигацкие задачи, не имея ни приборов, ни связи. 400 км без дозаправки над неприятельской территорией по маршруту, скажем, от Тифлиса – Эривань и до Нахичевни в окруженные в части Красной армии.
Санслав!
Вот с тех самых пор и включитиельно до наших дней в тех самых районах авиаторы всех стран и народов продолжали "весело блудить",применяя в конце-концов метод опроса местных жителей для определения своего МС.Были и заграничные туры на нашу сторону,с принуждением посадки в лучшем случае,а были ...и сам помнишь,с воздушными таранами.Ну вот и у меня подобный случай чуть было не приключился,примерно в тех же краях.
Как-то однажды я уже писал про это,когда в районе горы Арагац шли или готовились учения сухопутных войск,а 168гв.апиб в количестве одной аэ привлекался в качестве поддержки с воздуха.Это примерно 1979-80г.г. прошлого столетия,погоды не было,дело было зимой и мы нарисовав и подготовив полетные карты с обозначением цели и маршрутом,сложили их обратно в планшеты и штурманские портфели и стали готовиться по погоде полетов-по варианту СМУ-ПОЛЕТЫ ПО ПРЯМОЙ И ДВУМЯ РАЗВОРОТАМИ НА 180ГРАД.
РП-командир полка,дает разрешения на запуски и взлеты, вот приходит мой черед выруливать для полета с прямой.Я,оставив карту в штурманском портфеле.т.к. че там полет по прямой,маршрут которого был уже пропахший керосином и поминутно изучен,тем паче,что за облаками и по приборам для летчика уровня первого класса сложности не представлял.И вот я взлетаю,убрал шасси,вошел плавно в облака,перенес взгляд на приборы и тут в эфире голос РП-командира,называет мой позывной-запрашивает так,чую с подвохом-"...362-й...?!!!"
Обычно при эфирном обмене с командиром полка-не дай бог его не понять,такое было правило,что надо было и понимать сходу и между строк улавливать,что за такой фразой (или в такой фразе)кроется и что бы это могло означать.Лично у меня с этим было все гуд,никогда мое чутье меня не подводило и тут я озадачился ровно на две сек.Тут же ответил своим позывным и фразой "...362-ОТВЕЧАЮ!"
РП- "... 362-й,лег на курс?!...(?????????!!!!)
Варианты укладки на курс мною перед полетом даже не рассматривались ,карта на земле,все это быстро ,кубарем и вихрем пронеслось в мозгу...
Тут надо немного приостановиться в повествовании,т.к. какая-то секунда у меня ушла на замешательство и приведение себя в готовность номер №1.Т.е. я так понимаю,что задание у меня уже поменялось со времени моего разбега и я уже должен "ложиться на курс",в облаках,невзирая на полное отсутствие у меня набора штурманских,скажем так,принадлежностей.А я к своему стыду, прикинув курс на карте, его даже не запомнил,не говоря уже о том,что отрезков времени по участкам маршрута ни прочих навигационных прибамбасов под рукой...ничего этого нет,акромя наколенного планшета НПЛ-10 со схемами заходов и данными запасных аэродромов .Для полета с прямой,пилоты даже иногда,а по правде всегда и чаще всего(в этот раз и я оказался в их числе) не брали даже полетную карту с собой,т.е. налегке.Но так уж сложилось у нас В ПОЛКУ,что отказ пилота от такого доверия командира(а такое еще нужно заслужить) даже не рассматривается-это смертеподобно потом не только на разборе полетов перед всеми службами полка и обеспечения,но и,что более страшно-можно лишиться так трудно завоеванного авторитета и уважения в кругу летчиков аэ и ап при такой явной неподготовленности.
НУ и, КАК В ТОЙ СКАЗКЕ..." ДОЛГО ЛИ КОРОТКО ЛИ Я ЛЕТЕЛ..."
В общем собираюсь в кулак и плавно ложусь на курс примерно влево от линии пути по курсу взлета.Если представить себе карту Грузии и место нашего аэродрома(Б.Шираки),то можно примерно сообразить как это происходит.Взлетая в сторону Тбилиси-примерно так был расположен курс взлета(Вазиании,Рустави,Марнеули),отвернув влево в сторону полигона Пойли(опять же примерно,т.к. все это происходит в облаках),ложусь на курс ,опять же примерно в сторону Армении, докладываю командиру-РП: -"362-й лег на курс...!"(какой именно курс-я не стал уточнять,дабы не вызвать легкое замешательство у лиц ГРП) и продолжаю набор до заданной высоты-это примерно 3600м.Достигнув заданного эшелона,осмотрелся и оторвался от приборной доски.т.к. пробил облачность и она оказалось несколько ниже меня.Осмотрелся по сторонам,как тот воробей,что шлепнулся в кучу коровьего дерьма,встрепенулся,отряхнулся,повеселел малек и увидел своим ясным и очень озабоченным и обостренным зрением до бескрайности-летящий параллельно мне,чуть ниже и навстречу самолет однотипный Су-17м3,однозначно наш,подумал я и услышал,что меня переводят на канал радиоуправления с КП.Я перешел на связь с КП и услышал также знакомый голос уже своего соседа по лестничной площадке-зам.командира полка,который докладывал погоду в районе предстоящих боевых действий,откуда он собственно и летел уже на точку в том самолете,что прошел мне навстречу.Ага,подумал я,значит не один я такой сегодня,кому сказали лечь на курс...и от этой мысли мне стало не так одиноко и не так грустно,если не сказать больше.По замыслу учений зам.командира тоже принимал там участие в качестве разведчика и доразведчика погоды в районе б/д.Но он был очень опытный воздушный боец,раньше ему приходилось служить в Германии в Группе советских войск,а там условия не такие,как здесь в Грузии и его становление прошло там под руководством таких же опытных строевых командиров -летчиков,каким сейчас являлся он сам и наш очень уважаемый мною командир полка -сегодня РП.Но разведчику погоды такую задачу поставил РП изначально,а уж по его докладу командир принял решение послать туда только ведущих пар и звеньев по-одному,вот мой взлет,как раз и попал под доклад доразведчика -зам.командира полка и меня "уложили на курс".А в этот день,если бы сложились условия ПМУ по плану мы должны были провести групповые полеты в тот район с целью тренировки перед непосредственными учениями(так практиковалось в те времена всегда,чтобы быть готовыми и не опозориться перед сухопутными войсками-"пехотой" одним словом)Задача эта так и не снималась,а т.к. я был одним из ведущих группы,то РП решил,что мне полезно будет и самому пройтись и присмотреться к целям в район б/д даже в таких погодных условиях.Да и очень он мне доверял,а я отвечал тем же и ни разу за все время командира не подводил,поэтому сами понимаете ,как было важно мне выполнить это- "вдруг внезапно для меня возникшее в СМУ" -задание.Подравнявшись примерно параллельно линии пути встречного самолета я совсем повеселел,т.к. помня примерно маршрут на карте,особых крутых поворотных ППМ-ов там не было.
Солнце ярко светило перед закатом,я наблюдаю очень большую гору,точнее ее вершину,она пробила слой легких облаков и сияла ,прям как перст,вот на нее я и подравнялся,т.к. опять же возвращаясь к мысленной карте в голове,прикидывая хрен к носу,я примерно иду правильно,тем паче,что уже вижу куда.А выше заданной горы по данным карты и по замыслу учений вершин не давали,поэтому моей уверенности только по ходу добавлялось.Без карты в полете!!!
Конечно,я потом никому не признавался очень долго,что увидев сию гору и посчитав ее за нашу советско- армянскую,а также за ту,которую мне и надо было найти,опять же исходя из простых советских представлений,что коньяк под маркой(брэндом) "АРАРАТ" с нарисованной на этикетке бутылки яркой горой с сияющей вершиной,а именно такую картинку я и наблюдаю из кабины своего боевого самолета,я пребывал в полной уверенности,что это и есть та самая моя цель-район б/д.Во всяком случае у меня так складывалась моя картинка всей разрисованной раннее на карте командира полка обстановки и замысла учений и потом перерисованные к себе на карту по этим же учениям наших этапов и действий с маршрутами групп.Но почему-то сразу ,почти-что,после появления моего оптимизма по поводу обнаружения района цели,КП стало отворачивать меня правее и еще вправо,сначало на 15,потом на 20,а потом все резче и резче на 45-60-80 и 90 градусов вправо с постоянным повышением голоса и его тембра.Но я неохотно следовал командам КП и вслух только подтверждал их коротким словом-квитанцией "ПОНЯЛ!".На самом же деле,я пытался рулить все еще прямо ,наблюдая "армяно-советскую"-в моем представлении гору АРАРАТ,так ведь представлен был армянский коньяк-что даже у меня не вызывало никаких сомнений,что это уже на самом деле превращалось в самую настоящую подставу,так бы сейчас выразились!
Наконец-резкий голос КэПэ-шника в эфире в приказном тоне заставил меня во всем этом усомниться и мой взгляд привлекли две ровные полоски правее вершины "моей горы"на фоне заходящего солнца,т.е. немного западнее вершины манящей к себе горы- над слоем облачности (зрение же все еще напряжено и обостренно),почуяв неладное и определив,что эти полоски в виде спутного следа,принадлежат одному или двум самолетам,не придавая значения сему факту и тому в какую сторону эти следы тянутся,решаю ,что надо подчиниться,отрываясь от манящего великолепия вершины той горы,ломая свои стереотипы по представляемой мною подстилающей поверхности с районом предстоящих б/д,понимая,что скорей всего дойти до цели мне не дадут,что-то им(на земле там мешает...,да и хрен бы с ними) и тут ясно вижу и с ужасом осознаю,что моя-то гора,под названием(потом на карте прочел) Арагац-справа от меня и уже больше ,чем под 90 градусов,облачность в этом месте была с большими разрывами и мне ясно представилась вся эта картина с пехотой внизу в ясной видимости да еще и на снегу при начинающихся на земле сумерках.Резко выполняю полуперворот вправо со снижением и одновременным докладом ,что цель наблюдаю- валюсь в пикирование с 3600 до 1200 визуально по целям,которые тут же и вижу(скопления бронетехники и сизый дым ,следы на снегу от их перемещений)-отлегло от сердца,что командира не подвел,цель обнаружил и выполнил заход,потом еще несколько,которые должны были быть по замыслу и закончив задани-выполнил уход на точку.
Возвращаясь назад,переходя на канал работы с точкой,определился по обстакановке-вроде бы все намана,ругать или чего еще хуже ,быть не должно,но...это я так думал.
Разбор полетов на следующий день еще не начался,когда с армии понаехала куча всяких начальников с кальками и проводками...Все и я подумали,что так и должно было быть перед учениями,прилет группы офцеров штаба оперативного управления ВА,чтобы довести все задачи по учениям летному составу.Долго они у командира полка в кабинете что-то объясняли и раскладывали карты и кальки(в окно было видно).Самое интересное,разбор полетов прошел тихо и буднично(очевидно командир полка принял весь удар на себя,что поменял сходу мне задачу в полете и тем самым притушил гормкий разбор моего полета).Потом отдельно с КэПэ-шниками,а затем и в моем присутствии -они мне показали проводку моего полета в 25-км.приграничной зоне на кальках и дальность до меня поднявшихся с Турецкой авиабазы на перехват моего полета пары "Фантомов"(это тех самых которых я видел уже визуально).По их данным менее 7км,а по моим визуально около десяти...В общем,подводя итоги-прошедшего летного дня-я практически побывал на той стороне ленточки совсем немного по времени,заодно проверив их средства ПВО.
Запомнился мне тогда коньяк "АРАРАТ" ,хоть я его еще в ту пору и не пробовал.
Извини,Санслав,что занял столько места в твоем разделе,но что-то уж нахлынуло.
Sanslav> И потом, полет со старта начался с привязки курса по ж/д на Эривань.
Sanslav> С 25 февраля 1921 года в Тифлисе и во всей Грузии установлена советская власть, а англичане убрались восвояси, побросав свою отработавшую технику. Очень вероятно, что это был аэродром Сандар!
Sanslav> Что ни говори, а место для развертывания аэродрома там весьма удобное и ж/д станция рядом уже тогда была