если память не изменяет, то 180-мм орудия были начаты созданием еще в царской России. При советской власти ее как только появились возможности и потребности реанимировали и довели до ума (аналогично шло усовершенстование 130мм пушки с крейсеров типа Светлана, например). Сначала обкатали на "Красном Кавказе" в одноорудийных башнях, параллельно внедрили в береговую оборону. Ну и когда стали делать легкий крейсер, то и запланировали сначала туда 6 таких пушек в двухорудийных башнях, заменив их потом на 9 в трехорудийных с единой качающейся частью (без раздельного наведения). В любом случае во время создания наших легких крейсеров другой готовой альтернативы практически не было - либо 130мм, либо 180. 152мм вроде стали позже разрабатывать и они пошли на пр.68.
Кстати, пиная наших за неразумную экстравагантность в использовании 180мм, не стоит забывать про то, что в 30-е это было модно: немцы строили ЭМ со 152мм пушками, японцы легкие/тяжелые (?) крейсера с 6-ю 203мм пушками... Причина этого, пмсм, была в том, что лидеры военноморского дела строили крейсера для решения опредленных задач и придерживались традиционного состава вооружения (против старых или аналогичных кораблей). Новички пытались в основном переплюнуть уже имеющиеся корабли лидера, да еще и при численом меньшинсве и про решение текущих задач в этом стремлении слегка забывали...
С другой стороны именно дальнобойность и более высокая масса снаряда нашим крейсерам пригодились в ВОВ, по крайней мере на Балтике, когда они использовались в качестве стационарных артиллерийских батарей.
Это сообщение редактировалось 12.07.2009 в 20:50