[image]

ТНА-трёп

история и особенности конструкции турбонасосных агрегатов ЖРД
 
1 4 5 6 7 8 13

varban

администратор
★★★☆
varban> Я писал отзыв на предложение поставить турбину со свободным колесом на некотором удаление от среза сопла, при том колесо это закрывало все сечение струи.

Я разве не приводил отзыв из НПО Энергии на сей проект?
Если не похерил, отсканю... он в папке был, когда эта папка ко мне попала.

Надо сказать, я сразу задрал нос - шутка ли, отдавать на отзыв сначала Каторгину, а потом - мне :D :D :D
   4.1.249.10644.1.249.1064

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
varban> По крайней мере были проекты и предложения. Видел, читал. Забыл, где :)

Эпоха какая хоть? :)

varban>> Я писал отзыв на предложение поставить турбину со свободным колесом на некотором удаление от среза сопла, при том колесо это закрывало все сечение струи.

Жесть. Это уже почти "Творчество душевнобольных и его вклад в искусство, науку и технику" :F

varban> Я разве не приводил отзыв из НПО Энергии на сей проект?

Не приводил :)

varban> А ты говоришь отбор из сопла, отбор из сопла...

Говорю, чего ж не говорить :) И покруче меня мужики говорили :)
Некоторые даже чуть ли не делали, ну, почти :)
   2.0.0.82.0.0.8
RU перегрев2 #20.05.2010 09:06  @Fakir#20.05.2010 00:29
+
-
edit
 

перегрев2

втянувшийся

Fakir> Джентльмены, а кто в курсе - были ли ЖРД с ТНА без газогенератора, а с отбором газа для турбины непосредственно из КС или сопла?
Fakir> Крайне любопытно :)

Были и есть. RL-10, РД-0146. Водород на турбины отбирается из тракта охлаждения камеры.
   
MD Fakir #20.05.2010 14:50  @перегрев2#20.05.2010 09:06
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Почувствуйте разницу между регенеративной схемой - и отбором газа непосредственно из КС или сопла :)
   2.0.0.82.0.0.8
Это сообщение редактировалось 20.05.2010 в 14:59
RU перегрев2 #20.05.2010 18:31  @Fakir#20.05.2010 14:50
+
-
edit
 

перегрев2

втянувшийся

Fakir> Почувствуйте разницу между регенеративной схемой - и отбором газа непосредственно из КС или сопла :)
Непосредственно из сопла или КС - про такие не слышал. А смысл в такой конструкции?
   
MD Fakir #20.05.2010 18:37  @перегрев2#20.05.2010 18:31
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
А смысл в регенеративной схеме? :)
   2.0.0.82.0.0.8
RU перегрев2 #20.05.2010 21:17  @Fakir#20.05.2010 18:37
+
-
edit
 

перегрев2

втянувшийся

Fakir> А смысл в регенеративной схеме? :)

Ну я спрашивая имел ввиду, зачем использовать горячий газ (3000 К) для турбины. смысл безгенераторной схемы (как следует из названия) в отсутствии одного "горячего" агрегата (надёжность, масса). Использование ПС камеры для привода турбины, напрочь прибивает все эти преимущества.Если только в качестве экзотики....
   
RU перегрев2 #20.05.2010 21:30  @перегрев2#20.05.2010 21:17
+
-
edit
 

перегрев2

втянувшийся

Fakir>> А смысл в регенеративной схеме? :)
перегрев2> Ну я спрашивая имел ввиду, зачем использовать горячий газ (3000 К) для турбины. смысл безгенераторной схемы (как следует из названия) в отсутствии одного "горячего" агрегата (надёжность, масса). Использование ПС камеры для привода турбины, напрочь прибивает все эти преимущества.Если только в качестве экзотики....

Во сначала написал, а потом подумал :) Использование любого расхода газа из КС для привода турбины ТНА автоматом приводит к открытой схеме. С учётом обеспечения работоспособности турбинного узла и трубопроводов подвода в условиях выслких температур...Не зачем огород городить.
   
MD Fakir #20.05.2010 21:49  @перегрев2#20.05.2010 21:17
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
перегрев2> Ну я спрашивая имел ввиду, зачем использовать горячий газ (3000 К)

Таких порядков величины будут при отборе из КС. Никто не запрещает осуществлять отбор и из сопла, на любом его участке, где температуры намного ниже.
Ну, это не говоря о том, что разные есть/были ЖРД, не у всех доходило дело до 3000-35000 :)

И, заметь - я не говорил о каких-либо преимуществах вообще :)
Равно как и не говорил, что так делать нужно и имеет смысл :)

Однако часто делают вещи, и не имеющие особых преимуществ - в лучшем случае чуть большую простоту :)
   2.0.0.82.0.0.8
RU перегрев2 #20.05.2010 22:23  @Fakir#20.05.2010 21:49
+
-
edit
 

перегрев2

втянувшийся

перегрев2>> Ну я спрашивая имел ввиду, зачем использовать горячий газ (3000 К)
Fakir> Таких порядков величины будут при отборе из КС. Никто не запрещает осуществлять отбор и из сопла, на любом его участке, где температуры намного ниже.
И намного ниже будут давления
Fakir> Ну, это не говоря о том, что разные есть/были ЖРД, не у всех доходило дело до 3000-35000 :)
Это да
Fakir> И, заметь - я не говорил о каких-либо преимуществах вообще :)
Fakir> Равно как и не говорил, что так делать нужно и имеет смысл :)
Fakir> Однако часто делают вещи, и не имеющие особых преимуществ - в лучшем случае чуть большую простоту :)
Согласен, вопрос просто был сформулирован (или понят мною) не совсем правильно. А вообще чистый сфероконь. Даже простой прямой замер давления в КС на стенде представляет собой совсем нешуточный геморой. К слову, в товарных двигателях такие замеры просто запрещены. Я к тому, что отвести, горячий газ с температурой даже всего 1200К или выше, подать на турбину, куда-то сбросить...В общем только заради чистой эстетики.
   
MD Fakir #22.05.2010 17:27  @перегрев2#20.05.2010 22:23
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
перегрев2> И намного ниже будут давления

Так они ведь и в газогенераторах обычно пониже :)

перегрев2> А вообще чистый сфероконь.

А вот не то чтоб :) На самом деле, вокруг этой мысли разные мужики в разное время крутились минимум 3-4 раза, в т.ч. до железа включительно - но информация довольно скупая :)
   2.0.0.82.0.0.8
BG varban #22.05.2010 21:52  @перегрев2#20.05.2010 22:23
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
перегрев2> Даже простой прямой замер давления в КС на стенде представляет собой совсем нешуточный геморой.

До такой степени, что даже двигатели разные. Или, скорее, разной комплектации - летная и стендовая :)

перегрев2> К слову, в товарных двигателях такие замеры просто запрещены.

Ммм, боюсь, что ошибаешься :) По крайней мере, в РД-107 и РД-108 есть/была, во всяком случае система слежения давления именно в КС. И как бы не во все четыре главных КС... да и о рулевых что-то крутится в голове... у меня где-то крупные фотки упомянутого двигателя лежат, прямо по фоткам фломастером отмечал штуцера, трубопроводы, клапана, датчики и жгуты, но после переезда из Питер в Казанлык я их больше не видел :(
   4.1.249.10644.1.249.1064

varban

администратор
★★★☆
varban> Ммм, боюсь, что ошибаешься :) По крайней мере, в РД-107 и РД-108 есть/была, во всяком случае система слежения давления именно в КС.


Вот она в РД-107:



п. 3 - в главной камере, а рулевой агрегат показан крупно... вероятно, потому как не Глушковский :D Но отбор давления у него точно был, причем по два штуцера в каждой камере, это я помню. То ли датчики, то ли реле давления (те же датчики, но пороговые).

В следующей по списке машине, РД-114, тоже есть ДД в КС: http://www.lpre.de/energomash/RD-114/img/RD-114.jpg , пункт 24.
   4.1.249.10644.1.249.1064
BG varban #22.05.2010 22:05  @перегрев2#20.05.2010 22:23
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
перегрев2> Я к тому, что отвести, горячий газ с температурой даже всего 1200К или выше, подать на турбину, куда-то сбросить...В общем только заради чистой эстетики.

А вот тут ты прав глубоко и сермяжно :)

Одно дело отобрать давление на датчик (поток статичный и теплопередача невысокая) и совсем другое - отобрать расход газа на турбину. Как минимум, нужен будет охлаждаемый трубопровод, потому как иначе он попросту расплавится. А если не расплавится, прогорит :)
   4.1.249.10644.1.249.1064

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Чтобы вернуть тему в исходное русло от датчиков давления и прочих импульсных трубок - на правах загадки: что это за железяка (вопрос простой), и кто этот дядя (вопрос посложнее)?
Прикреплённые файлы:
 
   2.0.0.82.0.0.8
RU перегрев2 #23.05.2010 19:42  @Fakir#22.05.2010 17:27
+
-
edit
 

перегрев2

втянувшийся

Fakir> Так они ведь и в газогенераторах обычно пониже :)
Пониже чем в сопле???. В сопле примерно на степени расширения 14-16 уже атмосфера.
Fakir> А вот не то чтоб :) На самом деле, вокруг этой мысли разные мужики в разное время крутились минимум 3-4 раза, в т.ч. до железа включительно - но информация довольно скупая :)
Ну может энтузиасты, или особо продвинутые учёные из институтов или академий (типа бывшей Дзержинки). Не претендую на истину в последней инстанции, но серьёзные КБ такой ерундой не занимались. Просто смысла не было. Такая схема никакого выигрыша не даёт.
   
RU перегрев2 #23.05.2010 19:50  @varban#22.05.2010 21:52
+
-
edit
 

перегрев2

втянувшийся

varban> Ммм, боюсь, что ошибаешься :) По крайней мере, в РД-107 и РД-108 есть/была, во всяком случае система слежения давления именно в КС. И как бы не во все четыре главных КС... да и о рулевых что-то крутится в голове... у меня где-то крупные фотки упомянутого двигателя лежат, прямо по фоткам фломастером отмечал штуцера, трубопроводы, клапана, датчики и жгуты, но после переезда из Питер в Казанлык я их больше не видел :(
Это не прямые замеры давления в КС. Для регулирования по кажущейся скорости обязательно используется давление в КС, но меряется оно косвенно. Измеряется давление одного из компонентов до форсунок смесительной головки КС (обычно горючего), и точно зная перепад на форсунках определяется давление в КС. Прямой замер-это когда прямо из КС горячий газ. Однажды был свидетелем по измерению изменения давления по длине изобарной камеры. Оказалось, что изобарная камера...не вполне изобарная :)
P.S. С реле та же фигня.
   
RU перегрев2 #23.05.2010 20:01  @Fakir#23.05.2010 15:03
+
-
edit
 

перегрев2

втянувшийся

Fakir> Чтобы вернуть тему в исходное русло от датчиков давления и прочих импульсных трубок - на правах загадки: что это за железяка (вопрос простой), и кто этот дядя (вопрос посложнее)?
ТНА 11Д122??? Не очень похоже, хотя ракурс.... Моя версия- Конопатов Александр Дмитриевич. Из великих второго такого со "светлой" головой не припомню.
   
MD Fakir #23.05.2010 20:06  @перегрев2#23.05.2010 20:01
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
перегрев2> ТНА 11Д122??? Не очень похоже, хотя ракурс.... Моя версия- Конопатов Александр Дмитриевич. Из великих второго такого со "светлой" головой не припомню.

Холодно, по обоим пунктам :)
   2.0.0.82.0.0.8
MD Fakir #23.05.2010 20:07  @перегрев2#23.05.2010 19:42
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
перегрев2> Пониже чем в сопле???.

Пониже чем в КС. Температура.

перегрев2> Ну может энтузиасты, или особо продвинутые учёные из институтов или академий (типа бывшей Дзержинки).

Ну, больше пионеры :) Цандер там, Годдард, из ГДЛ мужики...

перегрев2> Не претендую на истину в последней инстанции, но серьёзные КБ такой ерундой не занимались. Просто смысла не было. Такая схема никакого выигрыша не даёт.

Вот минимум один пример довольно серьёзного КБ я, кажется, знаю... но он-таки не совсем в тему, и еще нуждается в уточнении :)
   2.0.0.82.0.0.8
RU перегрев2 #23.05.2010 20:10  @Fakir#23.05.2010 20:06
+
-
edit
 

перегрев2

втянувшийся

Fakir> Холодно, по обоим пунктам :)

Тогда сдаюсь, с интересом почитаю всё последующее обсуждение.
   
RU перегрев2 #23.05.2010 20:20  @Fakir#23.05.2010 20:07
+
-
edit
 

перегрев2

втянувшийся

Fakir> Пониже чем в КС. Температура.
Ну понятно, что в ГГ температура ниже чем в КС. В общем я запутался. Исходный тезис-отбор рабочего тела на привод турбины либо из КС, либо из сверхзвуковой части сопла. Из кс -слишком высокая температура, из сопла-слишком низкое входное давление для расходной магистрали. Оба минуса ставят крест на идее. Вариант с турбиной на срезе сопла не рассматриваем, ввиду очевидных соображений. Нет?

Fakir> Ну, больше пионеры :) Цандер там, Годдард, из ГДЛ мужики...
Могучие парни, но они много чего просто не знали.

Fakir> Вот минимум один пример довольно серьёзного КБ я, кажется, знаю... но он-таки не совсем в тему, и еще нуждается в уточнении :)
Это не совместный проект КБ Мясищева и отдельных энтузиастов с НИИ4 для ВКС. Проект прямоточного ЖРД?
   

varban

администратор
★★★☆
Похож на ТНА РД-214, но вроде крупнее :) Искать фотки в сети и сравнивать их - лень :)

Мужика не знаю, что неудивительно - у меня очень плохая память на лица и имена :)

Почему-то решил, что ТНА - советский :)
   4.1.249.10644.1.249.1064
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

varban

администратор
★★★☆
Fakir> Тоже холодно :) Очень :)

Горячего захотел? Получи:


Девки в трансе - видать, изучали устройство ТНА и теперь пробуют мужика разобрать, а не раздеть:
   4.1.249.10644.1.249.1064
25.05.2010 09:47, Cormorant: +1: гламур с РД это плюс!
1 4 5 6 7 8 13

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru