Serge77> Что лучше - диаметр груза гораздо меньше диаметра трубки, т.е. влияние стенок практически отсутствует, или между грузом и стенкой тонкая щель?
Тут сомнения.
Можно шарик. Подозреваю, что при движении и обтекании его жидкостью он будет центроваться по оси трубки. Так что коэффициент сопротивления будет постоянным.
Можно цириндр. Цилиндр я тоже подозреваю!
(Возможно, что есть такая форма, которая захочет прижаться к стенке, но думаю, что она должна быть с какими-то острыми краями. А с плавными, скорее всего будет центроваться.)
Шарик трудно к диаметру трубки подобрать (если к стеклянной). А со стеклянной, всё-таки, приятнее дело иметь.
Конечно, с вязкой жидкостью удобнее, зазоры можно больше делать, турбулентный режим дальше. Надо только на температурную зависимость посмотреть.
Хотя можно и с воздухом сделать, но тонко это, точность нужна будет.
Основное - за какое время груз будет тонуть на приемлемую (небольшую) глубиную.
Это нужно подбирать геометрию и жидкость.
А когда с этим решилось, то нужно только найти/сделать мягкую пружину, которую груз будет сжимать своим весом раза в два (очень ориентировочно - "в два").
А может быть резинку, на которой груз будет подвешен.
Что-то у меня мозги сегодня плохо работают, тексты кривые получаются.