Собственно, по случаю возникла идея. предлагается ее обсудить на предмет объективности и перспективности. Попутно предлагается собрать информацию о всех способах доставки десанта с корабля на берег небольшими плавсредствами и взвесить их плюсы и минусы.
Как-то безальтернативно утвердились в мире так называемые корабли-доки, у которых выгрузка и прием десантных катеров осуществляются через док камеру, которая в процессе операции заполняется водой благодаря притапливанию корабля. У этого бесспорно надежного способа, пмсм, есть недостатки: ограничение маневренности корабля-носителя и длительность подготовки к проведению операций, так как заполнение и осушение балластных цистерн процесс длительный (порядка часа, думаю).
Известно также, что в последнее время для малых катеров, включая небольшие десантные плашкоуты, водоизмещением до 10 т, широкое распространение получили специальные автоматизированные бортовые спуско-подъемные устройства с вываливающейся за борт рамой. Такие устройства работают в условиях волнения 3-4 балла, позволяют выполнять операции спуска и подъема весьма оперативно (5-10 мин), а также в ряде случаев могут обеспечить выполнение операций спуска и подъема на ходу корабля-носителя. Правда пока все это исключительно для небольших плавсредств, как правило, не более 10 тонн.
Предлагается, рассмотреть идею распространения специальных спуско-подъемных устройств на десантные катера полным водоизмещением от 50 до 150 т. Предпосылки:
- катера водоизмещением до 150 т приспособлены для подъема крановым оборудованием;
- существенный прогресс в механике позволяет создавать достаточно компактные и надежные устройства спуска и подъема тяжелых катеров с борта судна-носителя.
У предложенного способа есть большие преимущества перед док-камерой:
- высокая оперативность проведения операций по выгрузке и приему катеров;
- существенное уменьшение ограничений на маневрирование корабля-носителя.