Завтра, 10 августа исполняется 25 лет со дня первого подъема в воздух первого опытного экземпляра спарки Су-25УБ.
Создание спарки штурмовика сильно опаздывало по срокам, впрочем, так было практически со всеми учебно-боевыми машинами в ОКБ Сухого. Неинтересно пересказывать причины, достаточно будет сказать, что дорогу Су-25УБ в свое время "перебежал" Т-8М и ряд первых серийных спарок использовался для постройки первых опытных Су-25Т...
После ряда "серьезных" напоминаний "сверху", ОКБ обязали к началу 1985-го предъявить самолет на ГИ.
Постройка велась на Улан-Удэнском АЗ, после чего самолеты передавали в ОКБ для окончательной сборки, установки КЗА и начала ЛИ. Сроки, как всегда, не выдержали, на ЛИ первая опытная машина вышла лишь в июле 1985-го...
Ведущим инженером назначили В.П. Васильева, а честь в 1-й раз поднять самолет в воздух предоставили А.А. Иванову.
В декабре 1985-го к ЛИ присоединилась 2-я опытная машина, в полном объеме ГСИ завершили лишь в 1987 году, однако ПЗ было получено годом ранее, что позволило уже с 1986-го начать поставку первых серийных машин в строй.
Ниже привожу фото Т8У-1 и летчика-испытателя ОКБ Сухого А.А. Иванова.