Опаньки69> Как астроном-практик он может и неплох, но как физик - полный ноль.
Думаю, сложно делать вывод о том, каким Делиль бы физиком, ведь "физических" рассуждений нет в цитате, слова касались только доказательств движения Земли. Но это был один из тех людей, которые несли европейскую науку в Россиию, академик парижской и петербургской АН.
И в первую половину 18 века положение ньютоновой механики было не таким прочным, как может показаться.
"Жозеф Делиль в то время был почти
единственным во Франции ньютонианцем. В
начале XVIII в. учение Ньютона было признано только на Британских островах.
Во Франции безраздельно царило картезианство - учение Декарта. Научные планы Делиля было невозможно осуществить у него на родине.
Встреча с Петром перевернула всю жизнь Делиля. Встречаясь с императором в Париже, снабжая его списками книг и инструментов, которые следовало купить, Делиль высказывал и свои соображения о том, что нужно было бы делать в России по астрономии, геодезии, картографии и физике. Планы Делиля и он сам так понравились Петру, что царь сразу же пригласил француза поработать в России.
Пётр и потом неоднократно повторял своё приглашение Делилю, но тот решил ехать лишь после того, как царь лично одобрил его программу научных работ в России. Делиль приехал в Петербург в 1726 г., увы, уже при Екатерине I, которая повторила приглашение своего покойного супруга. "Делиль привёз в обширное Русское государство науку о звёздах во всём её объёме", - писал о его переезде историк Фуши.
Выбор Петра был верным. "Выполняя предначертания Петра Великого", как любил повторять Делиль, он в 1727 г. основал при Петербургской Академии наук Астрономическую обсерваторию и Географический департамент (1735 г.). Петербургская обсерватория по богатству оборудования, продуманности работ и полученным результатам в XVIII в. была одной из лучших в Европе. Но главное, Делиль создал петербургскую астрономическую школу высококлассных наблюдателей-астрометристов - первую научную школу России.
Делиль ввёл в практику российских астрономов, геодезистов и штурманов астрономические наблюдения с использованием наиболее точных для своего времени методов. Результатом этого явился "Атлас Российский", изданный в 1745 г.
И этот единственный француз-ньютонианец (!) отрицал движение Земли.