>лётчикам приходилось держать фонарь открытым – чтобы вовремя покинуть машину, чтобы иметь возможность протереть лобовое стекло от брызг масла (на Яках),
В полете?
Militarist> (Пилот люфтваффе двигал рычагом шаг-газ, остальное выполняла автоматика,
Да-да-да. Все остальное.
>а советский пилот ... в зависимости от манёвра – до 17 движений
Почитал бы аффтар сего советских пилотов. На память, на Ла- "открыл жалюзи до упора, и ну ручкой шуровать". Еще можно почитать, как раздельным шагом пользовались, чтобы достать немцев на снижении.
>Нежелание советских истребителей использовать в боях вертикальный манёвр, объясняется именно сложностью управления винтомоторной группой…"
Еще раз - почитал бы автор советских пилотов. Цитировать не буду.
Немцы к его удивлению, тоже не особо лезли в маневры, если только к этому была возможность.
В общем, спорить с тем, что автоматизация у немцев была намного лучше, нет смысла.
Но вот что это влияло больше, чем лучшее изготовление самолетов, лучшая радиосвязь, и лучшая тактика вплоть до где-то 1943 г - вполне есть смысл. Кстати, тот же Голодников говорит, что лично ему - раздельный шаг и газ были удобнее. В том числе на "Кобрах".