Вот кстати книжка про "Хелу", из ней пошло название Бегущая по волнам.
Вот маленькая анотация на эту книгу одного читателя:
Мне обошлась в 20 грн., "Моркнига" предлагает за 106 руб.
Книга написана в соавторстве двумя бывшими замполитами (если, конечно "замы" бывшими бывают).
Содержание: не подтвержденная независимыми источниками история судна,
воспоминания ветеранов, подборка из очень усредненного качества фотографий.
Объем – 64 стр.
Мне довелось видеть "Ангару" в 1974 году, когда стажировался на КЧФ. Тогда история корабля была окутана загадочной тайной.
После прочтения книги тайн меньше не стало.
Не последняя заслуга в этом авторов издания.
Тайна начинается с обложки, где небольшим размером приведен рисунок герба "Ангары", составной частью которой является изображение прямого (германского?) креста с надписью на нем "AVISO HELA". По простоте душевной можно решить, что это герб данного корабля гитлеровских времен.
В тесте книги (стр.7) авторы несколько изменили загадочную надпись на
"AVIZO HELA", дав ей дословный перевод как "Бегущая волна".
Такая легкость обращения с немецким языком и историей судна изумила.
Очень напомнило общеизвестное "ГАРРРДЕМАРИНЫ ВПЕРЕД!!!" Красиво, загадочно и абсолютно не соответствует истине.
Вспомнился также "СОСУД ВЕДО" светлой памяти Виктора Викторовича Конецкого.
Мне, как читателю, даже обидно стало за такое ко мне неуважение.
Решил докопаться до истины и, забросив другие дела, несколько часов рылся в
И-нете и книгах.
Далее привожу результаты исследования (я не громко выразился?)
Авизо (от итальянского avviso – уведомление) – небольшое быстроходное судно, применявшееся для разведки и связи до начала ХХ века.
Хела – немецкое название Хельской косы (Halbinsel Hela) – полуострова, отделяющего часть Гданьской бухты от Балтийского моря. Один из вариантов перевода названия – "забавная".
До конца Первой мировой Хела принадлежала Пруссии и неудивительно, что несколько германских кораблей были названы в ее честь. В 1919 году коса вошла в состав Польши и на ее оконечности была оборудована ВМБ Хель. В ходе немецко-польской войны гарнизон Хели сражался до последнего снаряда и сдался последним в Польше – 1 октября 1939 года.
Немцы же, обрадованные возвращением Хелы в состав Фатерлянда, нарекли ее именем новостроящееся судно.
Итак, словосочетание "AVISO HELA" не дает в результате ни "Бегущую волну", ни "Алых парусов". В лучшем случае получается что-то вроде "Забавного уведомления"…
Теперь о классификации корабля.
Мне не удалось добыть каких-либо данных о наличии в составе Кригсмарине класса кораблей "авизо" вообще и, применительно к "Хеле", в частности.
Она была отнесена к классу "флотский тендер" (от английского to tend – обслуживать) – вспомогательное судно для обслуживания нужд флота (обеспечение связи между командованием и объектами флота).
"Хела" была одним из представителей достаточно многочисленного класса тендеров в составе Кригсмарине.
Уверен, что название "авизо" могло применяться к ней лишь неофициально (пишем – курсант, а называем – кадет или гардемарин).
Но AVISO "HELA" в германском флоте было. Крейсер Кайзермарине "Хела" некоторое время перед Первой мировой пребывал в классе авизо.
Позже его переклассифицировали в "малый крейсер". В этом качестве он и
погиб 13 сентября 1914 года, будучи торпедированным возле острова
Гельголанд британской ПЛ "Е 9" под командованием знаменитого Макса Хортона.
Так закончил свой путь AVISO "HELA"…
Предполагаю, что именно он воодушевил пишущих на "Бегущую волну".