[image]

Ковальчук обещает реанимировать программу атомных буксиров

"...говорите, говорите!"
 

Tico

модератор
★★★
Fakir> Лучше б уж отложили, да довели до ума...

Консенсус... а пока бы отработали предлагаемые новшества хотя бы на Луну.
   6.06.0
RU Dem_anywhere #20.07.2009 01:47  @Fakir#14.07.2009 17:09
+
-1
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал


Fakir> Сделано. И похоже на то, что даже улетит в заявленный срок %(
Fakir> Вот долетит ли... большой вопрос :(
Ну одному спутнику уже контактик подкрутили, чтобы он вниз орбиту поднял - так что опыт есть...
   3.0.113.0.11

leon

опытный
★☆
Fakir> Так это в новопостроенных/достроенных корпусах, или старых???

В новодостроенных. Сейчас это выглядит как школа 30 августа. Все покрашено, расставлено, бродят учителя, но еще нет главного - гомонящей, снующей, занимаюшейся, наводящей порядок и беспорядок массы живых школьников.
   
+
-1
-
edit
 

kost2

втянувшийся

с фобосом как раз понятно все, а вот с атомными буксирами как-то не очень
каким образом будут утилизировать реактор (не думаю что там будет термоэмиссия - не стоит огород городить)? Что делать если СУ откажет на LEO? - честно говоря ничего, кроме резервного КА высокой надежности придумать не могу.
Что там еще кроме СУ гробануться может? А СУ в радиационных условиях гробанется гораздо раньше окупаемости - никакой парафин не поможет.
Достаточно ли совершенны ЭРД в настоящий момент для применения в тяговых целях а не для ориентации - все таки движок на 10 н и 10 Кн малость отличается - что-то мало верится в 1000 двигунов в одной упряжке - на Н1 уже проходили. Если с движками все ок - то все дело только в грузопотоке на перспективу. Наш извоз на ГСО может стать почти монопольным в коммерческом секторе.
и еще проблема - где гарантия, что где -нить сбоку к этому паровозу не прицеплена боеголовка?
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Презентация по сабжу, 26 слайдов.
(между нами: Коротеев некогда ядерщину из Центра всячески изгонял, поговаривают. И вот...)
http://www.federalspace.ru/NewsDoSele.asp?NEWSID=8069








   2.0.0.82.0.0.8

leon

опытный
★☆
А вот Д.А.Медведев высказался на эту тему в своем послании Фед.собранию:


В отдельное направление в рамках модернизационного проекта выделены программы развития ядерной энергетики. До 2014 года у нас появятся реакторы нового поколения и ядерное топливо, востребованное не только отечественными, но и зарубежными производителями. Ядерные разработки будут активно применяться и в других сферах (прежде всего, конечно, в медицине), для производства водородного топлива, а также для создания двигательной установки, способной обеспечить космические полёты даже на другие планеты. (выделение мое - L.)




   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
По слухам, к возрождению космических реакторов подходят достаточно всерьёз. И полагают, что худо-бедно (наверняка с уплыванием сроков вправо), но чего-то лётное сделают.
Чёткой цели пока вроде как нет - и реактор рассматривается в первую очередь как "пропуск" в будущую (когда-нибудь) международную кооперацию для экспедиции на Марс.
   2.0.0.82.0.0.8

U235

координатор
★★★★★
Я так понял, что сначала тепло реактора преобразуют в электричество, а потом им питают ЭРД? Зачем столько лишнего наворотили? Если дело в космосе происходит, тем более глубоком, не проще ли рабочее тело непосредственно реактором греть? Ведь в космосе о радиоактивности выхлопа можно особенно не беспокоиться.
   3.5.73.5.7

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
УИ в разы меньше. Плюс у реактора сфера применения шире.
   2.0.0.82.0.0.8

U235

координатор
★★★★★
Fakir> УИ в разы меньше. Плюс у реактора сфера применения шире.

Странно. Почему меньше? КПД по идее бы побольше должен быть за счет уменьшения количества стадий преобразования ядерной энергии.
   3.5.73.5.7
EE Татарин #13.01.2010 03:54  @U235#13.01.2010 02:43
+
+1
-
edit
 

Татарин

координатор
★★★★★
Fakir>> УИ в разы меньше. Плюс у реактора сфера применения шире.
U235> Странно. Почему меньше? КПД по идее бы побольше должен быть за счет уменьшения количества стадий преобразования ядерной энергии.
УИ != КПД. Это Удельный Импульс: сколь долго с помощью 1кг рабочего тела можно создавать тягу 10Н.
Тепловая машина ограничивает температуру рабочего тела (вовсе не запредельными 3000-3500К). Температура определяет скорость молекул. Сколь мощный реактор ты бы ни поставил, предельная скорость молекул и их истечения из сопла - всё так же ограничена температурой.
При росте мощности растёт тяга, но не скорость истечения/УИ.

А УИ (или скорость истечения - как угодно) в формуле Циолковского под экспонентой.
   3.0.195.383.0.195.38
RU U235 #13.01.2010 04:09  @Татарин#13.01.2010 03:54
+
+1
-
edit
 

U235

координатор
★★★★★
Ага. Понял. Т.е. идея в том, что хрен с ними, с потерями энергии: ее и так в реакторе хоть лопатой греби, а главное - сэкономить на весе рабочего тела за счет высоких скоростей его истечения из ЭРД. В принципе идея имеет право на существование для межпланетных перелетов, особенно для небольших кораблей.
   3.5.73.5.7

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir> По слухам, к возрождению космических реакторов подходят достаточно всерьёз. И полагают, что худо-бедно (наверняка с уплыванием сроков вправо), но чего-то лётное сделают.
Fakir> Чёткой цели пока вроде как нет - и реактор рассматривается в первую очередь как "пропуск" в будущую (когда-нибудь) международную кооперацию для экспедиции на Марс.

А, вот еще что забыл из позитивных подвижек.
Пересмотрены некоторые "нормативные" взгляды на порядок использования ядерщины в космосе. До сих пор мало того, что применение реакторов любого рода было ограничено снизу высотой орбиты 800 км, но и фактически неприемлимым считалось использование даже на этой радиационно-безопасной орбите ЯЭУ для тяговых нужда - типа, да как можно, а вдруг сбой и тяга не туда, и орбиту он не поднимет, а опустит, а потом когда-нибудь упадёт. То есть даже на рад.-безопасной - только для питания борта, но никак не для движков.
Сейчас же уже посчитали такое ограничение чрезмерным.
   2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Фото по сабжу с крайних Королёвских:

Журнал Новости Космонавтики - 404 Not Found

Журнал Новости Форум Фото Подписка Рекламодателям Контакты +7 (499) 912-8402 Закрыть Логин: Пароль: Запомнить меня на этом компьютере Забыли свой пароль? Регистрация   Войти      Регистрация       Журнал Новости Форум Фото Подписка Рекламодателям Контакты Журнал Новости Форум Фото Подписка Рекламодателям Контакты +7 (499) 912-8402 Закрыть Логин: Пароль: Запомнить меня на этом компьютере Забыли свой пароль? // Дальше — www.novosti-kosmonavtiki.ru
 









   2.0.0.82.0.0.8

Tico

модератор
★★★
Fakir> Фото по сабжу с крайних Королёвских:

Красивая презентация. А кто представлял и какие шансы на финансирование?
   8.08.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Финансирование на предварительные НИОКР на 2010, и, может, 2011 уже выписано. Уж не помню сколько там миллионов руб. (келдышевский проект выиграл, головной организацией они должны быть в кооперации с другими). Это, конечно, от силы процентов 5 от необходимого для лётной желязяки, но у народа вроде в целом оптимизм на эту тему пока вполне присутствует (я писал выше - что сделают, особо не сомневаются, хотя и полагают, что сроки наверняка уползут вправо).

Хотя, конечно, всегда всё может измениться - что мы недавно наблюли на примере Констелляции :(
И чорт его знает, как бы и на нашей это не отразилось...
   2.0.0.82.0.0.8

Tico

модератор
★★★
Fakir> И чорт его знает, как бы и на нашей это не отразилось...

В обе стороны может выйти. И, кстати, как ни странно, сейчас после отмены Constellation стали ближе к реальной цели, ты понимаешь :)
   8.08.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Вот тут те же слайды в куда лучшем качестве:

"НОВОСТИ КОСМОНАВТИКИ" :: Просмотр темы - XXXIV "Королевские чтения" по космонавтике

«Форум. Новости космонавтики. Космос.» ежемесячный журнал, рассказывающий о событиях российской и зарубежной космонавтики.

// www.novosti-kosmonavtiki.ru
 

   2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Центр парламентских коммуникаций - деятельность государственной власти


Академик Анатолий КОРОТЕЕВ: "Ядерная энергетика способна обеспечить качественный скачок в развитии космонавтики"
(Коротеев - директор Центра Келдыша, ныне головной организации по разработке космического реактора)

В России началась разработка ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса для космической техники нового поколения. Задача поручена Исследовательскому центру имени Келдыша. О важности этого проекта для российской космонавтики и его значении "Интерфаксу-АВН" рассказывает директор Центра, президент Российской академии космонавтики имени Циолковского Анатолий КОРОТЕЕВ.

- Анатолий Сазонович, разработка ядерной энергоустановки стала приоритетной целью, для достижения которой будут сконцентрированы немалые ресурсы. Это действительно проект, от которого зависит будущее космонавтики?

- Именно так. Давайте посмотрим, чем сегодня занимается космонавтика. Мы увидим такие направления, как спутниковая связь, высокоточная космическая навигация, дистанционное зондирование Земли - то есть все, что относится к информационному обеспечению. Второе направление - решение вопросов, связанных с расширением наших познаний о космосе за пределами околоземного пространства. Наконец, космонавтика и у нас, и в других странах работает на решение определенного круга оборонных задач. Вот условно три комплекса задач космической деятельности сегодня. Для их решения используются проверенные временем, отработанные транспортные системы.
Если же посмотреть, чего мы ожидаем от космонавтики завтра, то здесь наряду с совершенствованием круга уже решаемых задач ставятся вопросы развития производственных технологий в космосе. Речь также идет об экспедициях к Луне и Марсу. Причем не об экспедициях посещения, какой была американская экспедиция на Луну, а о длительном пребывании на других планетах, чтобы можно было достаточное время посвятить их изучению.
Кроме того, ставятся вопросы о возможном электроснабжении Земли из космоса, о борьбе с астероидно-кометной опасностью. Все это задачи уже совершенно иного порядка, чем сегодняшние. Так вот, если мы задумаемся, насколько этот комплекс задач обеспечен траспортно-энергетической структурой, то увидим, что есть серьезная необходимость повысить энергообеспечение наших космических аппаратов и экономичность двигателей.
Мы имеем сегодня неэкономичные транспортные средства. Представьте, из каждых 100 тонн, улетающих с Земли, в полезную нагрузку, в лучшем случае, превращается 3%. Это для всех современных ракет. Все остальное выбрасывается в виде сгоревшего топлива.
Что касается перспективных задач, то крайне важно, чтобы мы достаточно экономично передвигались в космосе. Здесь существует понятие удельной тяги, которая характеризует экономичность двигателя. Это отношение создаваемой им тяги к массовому расходу топлива. Если взять первую немецкую ракету ФАУ-2, то ее удельная тяга в старых единицах измерения была равна 220 секундам. Сегодня же самая лучшая двигательно-энергетическая система, использующая водород с кислородом, дает удельную тягу до 450 секунд. То есть 60-70 лет работы лучших умов мира подняли величину удельной тяги традиционных ракетных двигателей всего в два раза.
Есть возможность увеличить этот показатель в разы или на порядки? Оказывается, есть. Например, используя ядерные двигатели, мы могли бы увеличить удельную тягу примерно до 900 секунд, то есть еще в два раза. А используя для разгона ионизованное рабочее тело, могли бы выйти на величины 9000-10000 секунд, то есть подняли бы удельную тягу в 20 раз. И это частично достигнуто уже сегодня: на спутниках при небольших тягах используются плазменные двигатели, которые дают удельную тягу порядка 1600 секунд. Однако таким аппаратам нужно еще достаточная электрическая мощность. Если не брать во внимание совершенно уникальное сооружение - Международную космическую станцию, где уровень электричества около 100 кВт, то сегодня наиболее мощные спутники имеют уровень электрического обеспечения всего 20-30 кВт. Очень трудно решать ряд задач, если мы останемся на таком уровне.

- То есть, нужен качественный скачок?

- Да. Космонавтика, сегодня испытывает состояние, близкое к тому, в котором авиация оказалась после Второй Мировой войны, когда стало ясно, что с поршневыми двигателями уже невозможно поднять скорость, невозможно серьезно увеличить дальность, и вообще иметь экономически выгодную авиацию. Тогда, как помните, в авиации произошел скачок, и от поршневых двигателей перешли к реактивным. Примерно та же ситуация сейчас в космической технике. Нам не хватает энергетического совершенства для решения серьезных задач.
Кстати, это стало понятно не сегодня. Уже в 60-70-е годы и у нас, и в США были начаты работы по использованию ядерной энергии в космосе. Первоначально была поставлена задача создать ракетные двигатели, которые вместо химической энергии сгорания горючего и окислителя использовали бы нагрев водорода до температуры около 3000 градусов. Но оказалось что такой прямой путь все-таки неэффективен. Мы на короткое время получаем большие тяги, но при этом выбрасываем струю, которая в случае нештатной работы реактора, может оказаться радиоактивно зараженной.
Несмотря на огромный объем работ, который был выполнен в 60-70-е годы в СССР и США, ни нам, ни американцам не удалось тогда создать надежных работающих двигателей. Они работали, но мало, потому что нагреть водород до 3000 тысяч градусов в ядерном реакторе - серьезная задача.
Были проблемы и с экологией во время наземных испытаний двигателей, поскольку радиоактивные струи выбрасывались в атмосферу. В СССР эти работы шли на специально подготовленном для ядерных испытаний семипалатинском полигоне, который остался в Казахстане.
И все же в части использования ядерной энергии для электроснабжения космических аппаратов СССР в те годы сделал очень серьезный шаг. Было изготовлено 32 спутника. С использованием ядерной энергии на аппаратах удавалось получить электрические мощности на порядок выше, чем от солнечной энергии.
Впоследствии СССР и США в силу различных причин на какое-то время прекратили эти работы. Сегодня ясно, что их надо возобновлять. Но возобновить таким лобовым образом, чтобы сделать ядерный двигатель, имеющий вышеназванные недостатки, нам показалось неразумным, и мы предложили совершенно иной подход.

- И в чем принципиальное отличие нового подхода?

- Этот подход отличался от старого тем же, чем отличается гибридный автомобиль от обычного автомобиля. В обычном автомобиле двигатель крутит колеса, а в гибридных автомобилях от двигателя вырабатывается электроэнергия, и уже это электричество крутит колеса. То есть создается некая промежуточная электростанция.
Точно так же мы предложили схему, в которой космический реактор не нагревает струю, выбрасываемую из него, а вырабатывает электричество. Горячий газ от реактора крутит турбину, турбина крутит электрогенератор и компрессор, который обеспечивает циркуляцию рабочего тела по замкнутому контуру. Генератор же вырабатывает электричество для плазменного двигателя с удельной тягой в 20 раз выше, чем у химических двигателей.
Каковы основные преимущества такого подхода. Во-первых, отпадает необходимость в семипалатинском полигоне.. Мы можем провести все испытания на территории России, не втягиваясь в какие либо длинные тяжелые международные переговоры по поводу использования ядерной энергии за пределами государства. Во-вторых, выходящая из двигателя струя не будет радиоактивной, поскольку через реактор проходит совершенно другое рабочее тело, которое находится в замкнутом контуре. Кроме того, нам не надо при этой схеме нагревать водород, здесь в реакторе циркулирует инертное рабочее тело, которое нагревается до 1500 градусов. Мы серьезно упрощаем себе задачу. Наконец, в итоге мы поднимем удельную тягу не в два раза, а в 20 раз по сравнению с химическими двигателями.

- Можно ли назвать сроки реализации проекта?

- Проект предполагает следующие этапы: в 2010 году - начало работ; в 2012-м - завершение эскизного проекта и проведение обстоятельного компьютерного моделирования рабочего процесса; в 2015 году - создание ядерной энергодвигательной установки; в 2018-м - создание транспортного модуля, использующего эту двигательную установку, чтобы в том же году подготовить систему к полету.
Кстати, фаза компьютерного моделирования раньше не была характерна для создававшихся изделий космической техники, но сегодня она совершенно необходима. На примере последних двигателей, которые разрабатывались в России, Франции и США, стало ясно, что классический старый метод, когда делалось большое количество опытных экземпляров для испытаний, является отжившим.
Сегодня, когда возможности вычислительной техники очень высокие, особенно с появлением суперкомпьютеров, мы можем обеспечить физико-математическое моделирование процессов, создать виртуальный двигатель, проиграть возможные ситуации, просмотреть, где подводные камни, и только после этого идти на создание двигателя как говорится "в железе".
Вот показательный пример. Вы наверняка слышали о созданном для американцев в КБ "Энергомаш" двигателе РД - 180 для ракеты "Атлас". Вместо 25-30 экземпляров, которые обычно уходили на отработку двигателя, понадобилось всего 8, и РД-180 сразу пошел в жизнь. Потому что разработчики дали себе труд все это "проиграть" на компьютерах.
- Какова цена вопроса?
- Сегодня на весь проект продекларировано 17 млрд рублей по 2018 год включительно. Непосредственно на 2010 год выделено 500 млн рублей, в том числе 430 млн рублей - для Росатома и 70 млн рублей - для Роскосмоса.
Естественно нам хотелось бы верить, что если руководство страны говорит, что это приоритетное направление, и деньги выделены, то их дадут.
Декларированная сумма меньше чем хотелось бы, но, думаю, на ближайшие годы этого достаточно и с этими деньгами можно выполнять большой комплекс работ.
Наш институт назначен головным по ядерной энергодвигательной установке, транспортный модуль, скорее всего, будет делать Ракетно-космическая корпорация "Энергия".
В целом в основу проекта заложена кооперация, состоящая в основном из предприятий Росатома, которые должны делать реактор, и Роскосмоса, которые изготовят турбокомпрессоры, генераторы и сами двигатели.
Конечно, в работе будет использован научный задел, созданный в предыдущие годы. Например, в основу разработки реактора закладывается большое количество решений, которые ранее принимались по ядерному двигателю. Кооперация та же. Это Подольский научно-исследовательский технологический институт, Курчатовский центр, это Обнинский физико-энергетический институт. По замкнутому контуру многое сделали Центр имени Келдыша, КБ химического машиностроения и воронежское КБ химической автоматики. Мы в полной мере будем использовать этот опыт при создании турбокомпрессора. По генератору мы подключаем Институт электромеханики, который имеет опыт создания летных экземпляров генераторов.
Словом, задел есть немалый, работа начинается не с нуля.
- Могут ли Россию в этой работе опередить другие страны?
- Я этого не исключаю. У меня была встреча с заместителем руководителя НАСА, мы обсуждали вопросы, связанные с возвращением к работам по ядерной энергии в космосе, и он заявил, что американцы проявляют большой интерес к этому вопросу. По его мнению, нельзя исключать возможность форсирования работ в этом направлении на Западе.
Не исключаю, что и Китай может ответить активными действиями со своей стороны, поэтому работать надо быстро. И не только ради того, чтобы опередить кого-то на полшага. Работать надо быстро в первую очередь для того, чтобы в формирующейся международной кооперации, а де факто она формируется уже сегодня, мы выглядели достойно. Чтобы нас туда взяли, и взяли не на роль людей, которые должны делать металлические фермы, а чтобы отношение к нам было такое, каким оно было, например, в 90-е годы. Тогда был рассекречен большой комплекс работ по ядерным источникам в космосе. Когда эти работы стали известны американцам, они дали им очень высокую оценку. Вплоть до того, что с нами были составлены совместные программы.
В принципе, не исключено, что будет международная программа по ядерной энергоустановке, наподобие реализуемой программы сотрудничества по управляемому термоядерному синтезу.

...


   2.0.0.82.0.0.8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
12-го действующий президент сделал подарок к празднику :)

Медведев поддержал работы по созданию космического ядерного двигателя

...

Президент был искренне восхищен проектом. "Дух захватывает, что называется. Это будет реально новый этап в космических полетах. Конечно, нужно еще все это создать, но, безусловно, это способно вдохновить любого человека на то, чтобы помечтать о том, какие перспективы открывают такого рода двигатели", - сказал Дмитрий Медведев, передает ИТАР-ТАСС.
 
   2.0.0.82.0.0.8

au

   
★★☆
Fakir> 12-го действующий президент сделал подарок к празднику :)

"Show me the money" :)
   

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Fakir>> 12-го действующий президент сделал подарок к празднику :)
au> "Show me the money" :)

Рассказывают какую то байку про Чубайса :) Когда он в разговоре узнал о мощностях и габаритах КЯЭСУ то был совершенно ошарашен и стал горячим сторонником этих проектов :)
   3.0.193.0.19
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Как сообщил 18 января сайт Правительства РФ, 11 января 2011 г. принято распоряжение №13-р "О бюджетных ассигнованиях на мероприятия по реализации проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России".
. . . . . . .
Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса (в 2011 г. 395 млн руб, в 2012 г. - 565 млн. руб - Роскосмос; в 2011 г. 670 млн руб, в 2012 г. - 1260 млн. руб - ГК "Росатом");
. . . . . . .
Ознакомиться с полным содержанием постановления Правительства можно по ссылке Интернет-портал Правительства Российской Федерации / Правительство России
 
   3.6.33.6.3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru