Максимка> А вы не могли бы отсканировать?
Собственно вот. Почистил только издержки сканирования/распознавания, прочие косяки (даже очевидные опечатки) править не стал. "Авторский" текст как он есть.
КРЫЛЬЯ РОДИНЫ 1-2/2011
Сербские рыцари (МиГ-29 в ВВС Югославии и Сербии)
Михаил Жирохов
Воздушная война НАТО против Югославии в 1999 году понемногу уходит в историю. При этом в описании кампании наблюдается заметный перекос, когда о действиях югославских ВВС по прежнему известно крайне мало. В том числе и о реальной роли истребителей МиГ-29 - самых современных машин югославов.
В 1987 году одним из первых европейских союзников Белград получил партию из 14 истребителей МиГ-29 и двух учебно-боевых МиГ-29УБ. Стоит отметить, что машины были далеко не новые - постройки 1983-84 годов, взяты из строевых частей ВВС СССР и прошли капитальный ремонт.
Для вооружения современной техники в составе 204-го истребительного авиаполка была организована 127-я истребительная авиаэскадрилья, более известная как "Vitezovi" («Рыцари») с базированием на аэродроме Батайница (к западу от Белграда).
Истребители получили местное обозначение "L-18", от - L ("Lovac") («Истребитель»), а также тактические номера от 18101 до 18114. «Спарки» - 15301 и 15302.
Югославские МиГи впервые пошли в бой летом 1991 года, когда в Словении начались бои местных сепаратистов с федеральной армией, при этом их участие ограничилось патрулированием воздушного пространства в приграничных районах. Зато в событиях 1992-95 гг. летчики полка приняли самое активное участие, атаковав десятки наземных целей. И хотя хорваты и мусульмане заявили как минимум о двух сбитых МиГ-29, эти сообщения не нашли подтверждения.
После распада Югославии самолеты вошли в состав ВВС Сербии и Черногории, но уже к 1996 году стал вопрос о замене МиГов из-за отсутствия запчастей и устаревания техники. Отсутствие денег в бюджете страны привело ктому, что боеготовность МиГ-29 была крайне низкой и поддерживалась за счет «каннибализма» запчастей. При этом среднегодовой налет летчиков эскадрильи к 1998 году достигал 20 часов.
Сербские военные стали искать замену и после долгих дискуссий приняли решение о покупке французских
«Миражей» 2000.
Когда стало понятно, что конфликт с НАТО неизбежен югославский Генштаб принял соломоново решение: борьбу с авиацией противника должны были взять на себя расчеты многочисленных ЗРК С-75 и С-125, при этом МиГ-29 решили «придержать» до начала наземной операции.
Как показали дальнейшие события, это было ошибкой. А приказ для летчиков эскадрильи вести бои на низких и средних высотах привел к потерям в самом начале конфликта.
С началом войны МиГи были рассредоточены по различным аэродромам в Сербии: по крайней мере два
истребителя были переброшены в Ниш, еще пара осталась в Батайнице, а один самолет базировался в Поникве. По всей видимости, остальные самолеты подняться в воздух уже не могли.
С началом воздушного наступления НАТО вечером 24 марта 1999 года МиГи стали подниматься в воздух один за другим. Пара с Ниша была направлена на цели в направлении южной Сербии и Косово и практически сразу столкнулись с истребителями НАТО: самолет майора Драгана Илича был поврежден ракетой АIМ-120 с голландского F-16AM, а майор Ильйо Аризанова был сбит экипажем американского F-15С. Судьба пары с Батайница сложилась немногим лучше: майор Небойша Николич был сбит сразу после взлета, а вот майор Любица Кулачин успел выпустить несколько ракет, пока у него отказали практически все системы. Так как Батайница в тот момент находилась под бомбежкой, то летчик решил пойти на запасной аэродром - Белград, где и благополучно приземлился. Стоит отметить, что проблемы Кулачина были типичными - на 18112 майора Аризанова не работало радио и СПО-15, на 18104 майора Илича - РЛС, а на 18111 майора Николича кроме РЛС и СН-29 некорректно работала система СПО-15.
Пятым и последним МиГ-29, который взлетел в ту ночь, был 18106 майора Предрага Милутиновича. Сразу после взлета у него отказала РЛС и начались проблемы с электросистемой. После получения сигнала об атаке от СПО-15 летчик выполнил несколько противоракетных маневров. После чего серб решил не испытывать судьбу и решил садиться на ближайший аэродром. Однако его полет завершился над Рибарска Банья, после того, как в кабине замигал сигнал об облучении наземной РЛС. Через секунду самолет потряс взрыв, и летчик катапультировался.
Таким образом, за один день 127-я эскадрилья смогла выполнить всего пять боевых вылетов, причем три самолета были сразу сбиты, один поврежден, а один вернулся на аэродром в непригодном состоянии. Позднейшие исследования позволили определить и противников сербских летчиков: майора Аризанова сбил американец полковник Родригес, а Николич и Кулачин пошли на счет капитана Шоуэрса. Самолет Милутиновича по всей видимости был сбит голландцем на F-16AM. По западным материалам на сегодняшний день не удалось определить автора победы над Иличом, что позволило некоторым западным исследователям говорить о том, что сербский МиГ попал под «дружественный» огонь расчета ЗРК «Куб» 311-го полка ПВО, который заявил о победе в этом районе примерно в это же время.
Утром 25 марта майор Слободан Тезанович должен был перегнать МиГ-29 18110 с Батайницы в Подгорицу, откуда планировалось продолжить борьбу с истребителями противника. Однако еще до взлета на авиабазу совершили налет самолеты НАТО, и единственный истребитель был поврежден. Техники приложили максимум усилий, чтобы ввести МиГ в строй, и утром 26 марта тот же Тезанович перегнал машину на авиабазу Поникве.
Тем временем, вечером 25 марта на перехват высотной цели (по всей видимости, французского «Миража» IV) над северо-западной Сербией с Батайницы взлетела пара МиГ-29 (майор Перич и капитан первого класса Радосавлиевич). Летчики взлетели с частично неисправной аппаратурой - их РЛС не работали, а у Перича не работал и СПО-15. Практически сразу самолеты вошли в боснийское воздушное пространство. Из-за неработающей аппаратуры летчики не смогли определить направление атаки и стали набирать высоту, тем самим подставившись под удар пары американских F-15С, патрулировавших в районе Тузлы. Американцы для верности выпустили сразу три ракеты АIМ-120. В итоге самолет Перича получил прямое попадание, но летчик успел катапультироваться, а вот Радославлиевич погиб.
После тяжелейших потерь оставшиеся в строю летчики эскадрильи боевых вылетов не осуществляли - просто не на чем было. Только 5 апреля удалось каким-то чудом довести до ума один самолет, на котором майор Бора Зорья выполнил один вылет, не встретив противника в воздухе. Через два дня аналогичный вылет с таким же результатом выполнил майор Миленкович.
6 апреля майор Эрмети на МиГ-29 18109 (восстановлен из запчастей, снятых с 18105) выполнил один вылет в район севернее Белграда. Однако из-за отказа части систем вступить в бой с истребителями противника он не решился и вернулся на аэродром.
Последний вылет и последнюю потерю в войне сербские летчики понесли 4 мая, когда подполковник Миленко Павлович вылетел на перехват очередного налета союзников в районе Вальево. При подходе к району у него отказала часть систем и «полуослепший» самолет был перехвачен парой американских F-16С, которые наводились с самолета ДРЛО Е-3 Sentry (который, собственно говоря, они и прикрывали). Что произошло дальше неизвестно - но, несмотря на то, что в обломках сбитого МиГа были найдены остатки ракеты ПЗРК «Стрела» 2М, этот МиГ был тоже записан на счет американских «орлов».
Итоги войны для 127-й иаэ были плачевными - в воздушных боях были потеряны шесть МиГ-29 и еще один поврежден. Еще четыре машины (включая двухместный МиГ-29УБ 15301) были уничтожены на земле, а один самолет разбился во время облета.
Подразделение из пяти истребителей (18101, 18102, 18105, 18108 и 18301) докоумплектовали МиГ-21, которые успели эвакуировать с Приштины.
Старение авиатехники и отсутствие средств для покупки новой привели к тому, что Белград решил модернизировать оставшиеся пять машин с помощью РСК «МиГ». Этот амбициозный проект был реализован к февралю 2009 года, и на сегодняшний день четыре МиГа (один был потерян в катастрофе 7 июля 2009 г.) несут службу по охране воздушных границ страны.
Дадите комментарий исходя из оригинала? Было бы весьма интересно (особо для плохо шпрехающих по англицки, вроде меня).