МЕТАМОРФОЗЫ «УЛИЧНОГО БОЙЦА»
©Александр Мозговой – обозреватель
журнал «Военный парад» 2005-01
На верфи компании Marinette Marine, что на берегу реки Меномини, разделяющей штаты Висконсин и Мичиган, по заказу ВМС США началось строительство так называемого литорального боевого корабля (littoral combat ship - LCS) - корабля принципиально нового класса, которого нередко относят к боевым средствам поколения after next, то есть обладающего возможностями не только дня сегодняшнего или завтрашнего, но и послезавтрашнего.
Когда на слушаниях в сенатском комитете по делам вооруженных сил, от решений которого во многом зависит распределение бюджетных средств Пентагона, начальника военно-морских операций ВМС США адмирала Вернона Кларка спросили, как скоро понадобятся такие корабли американскому флоту, тот ответил: «К завтрашнему утру». Реализация программы LCS продвигается невиданными для мирного времени темпами, если не сказать в спешке. Действительно, ВМС США и американской судостроительной промышленности потребовалось 13 лет, прежде чем первый эсминец типа «Arleigh Burke» вошел в состав флота. Более десяти лет тянется эпопея создания нового эсминца. Сначала предполагалось строить «корабли-арсеналы». От них эстафетную палочку взял проект эсминца - штурмовика берегов DD-21, который три года назад трансформировался в программу DD(X) -многофункционального боевого корабля (согласно существующим ныне планам, головной эсминец типа DD(X) будет спущен на воду не ранее 2011 года). Между тем программа LCS официально стартовала в 2002 году, а в мае 2004 года уже было принято решение о начале строительства сразу двух кораблей нового класса, причем двух совершенно разных проектов.
«Щит» - на острие удара
Почему программе LCS придается приоритетное значение? Следует вспомнить о недавно утвержденной американской военно-морской стратегии «Морская мощь 21» (Sea Power 21), постулаты которой в 2002 году озвучил адмирал Вернон Кларк. Главком ВМС США заявил, что в новой стратегии акцент с «войны на море», то есть против флота противника в океанской и дальней морской зонах, смещается к «войне с моря». Она предусматривает атаки целей в глубине территории враждебных США государств, уничтожение их стратегически важных объектов, штабов, пунктов управления и связи, «расчистку» плацдармов для морской пехоты и сухопутных войск. «Эскизное» воплощение этой стратегии мы, в частности, наблюдали весной 2003 года, когда ВМС США обрушили на Ирак тысячи корабельных крылатых ракет и бомб авианосной авиации. «Морская мощь 21» опирается на три кита: «морской удар» (Sea Strike), «морской щит» (Sea Shield) и «морское базирование» (Sea Basing). Как нетрудно догадаться, «морской удар» - главный инструмент доктрины «войны с моря». Массированное использование палубной авиации, а также крылатых ракет с надводных кораблей и подводных лодок против береговых объектов должно сломить противодействие противника. В ближайшие годы предполагается существенно дополнить флотский арсенал высокоточных средств нападения новыми, еще более совершенными образцами вооружения. Но и ныне имеющиеся на авианосцах самолеты, крылатые ракеты крейсеров, эсминцев и подводных лодок вполне способны выполнять задачи «морского удара». ВМС США располагают и достаточно развернутой системой «морского базирования», включающей обширную сеть военно-морских баз по всему миру, и судами материально-технического обеспечения флота и морской пехоты, находящимися в отдаленных от родных берегов районах океана.
«Морской щит» ВМС США на фоне «морского удара» и «морского базирования» на сегодняшний день выглядит несколько слабее. А он призван обеспечивать благоприятную оперативную обстановку для сил «морского удара» и вторжения, то есть их противоракетную, противовоздушную, противолодочную и противоминную оборону в водах, непосредственно примыкающих к территории государств, которые США намереваются «наказать». Задачи воздушного прикрытия ударных сил и сейчас способны выполнять самолеты палубной авиации и зенитно-ракетные комплексы, имеющиеся на вооружении американских крейсеров и эсминцев. По мере поступления на вооружение ракет SM-3, которые проходят испытания, крейсеры и эсминцы смогут выполнять функции ПРО театра военных действий. Однако у «щита» есть ахиллесова пята. Как считают американские эксперты, «асимметричные угрозы», исходящие от дизельных подводных лодок, ракетных катеров и минного оружия противника, могут осложнить, если не сорвать, операции в литоральной зоне. Под ней подразумеваются акватории, занимающие водные пространства от береговой линии на расстоянии до 500 километров и с глубинами до 400 метров. То есть речь идет о значительных морских районах над континентальным шельфом.
В рамках стратегии «Морская мощь 21» операциям в литоральной зоне придается
исключительно важное значение, поскольку от успеха или неудач флота в ней во многом зависит исход боевых действий в том или ином районе мира. Появился даже специальный термин - «литоральная война» (littoral warfare). Для победы в ней предусматривается разработка и отработка особых оперативных и тактических приемов, равно как и создание специальных кораблей. К ним-то и относятся литоральные боевые корабли, строительство которых начали США.
Впрочем, «идеология» подобных кораблей зародилась давно. Еще в 1985 году, когда советский военно-морской флот был близок к апогею своей мощи, а до окончания холодной войны оставалось всего несколько лет, американские военно-морские специалисты, опираясь на практику учений и игр, пришли к заключению, что крупные надводные корабли ВМФ СССР, развернутые в океанах, в достаточно короткие сроки могут быть «нейтрализованы», то есть уничтожены силами ВМС и ВВС США и их союзников. На самом деле советскому флоту противостояла мощная коалиция ведущих военно-морских держав. Практически вся акватория Мирового океана находилась в зоне досягаемости авиации США и их партнеров по военным блокам и союзам. В случае войны даже у самых совершенных надводных кораблей ВМФ СССР было мало шансов уцелеть в вооруженной борьбе. Зато многочисленные ракетные катера стран - членов Варшавского договора, защищенные авиацией берегового базирования, и минные заграждения в прибрежных и проливных зонах грозили свести на нет успех флотов НАТО в открытом океане. Вот почему на плечи младших партнеров Вашингтона по Североатлантическому альянсу еще с конца 50-х годов прошлого века стали возлагаться задачи, которые сегодня назвали бы «задачами литоральной войны». Флоты этих стран преимущественно пополнялись ракетными катерами, небольшими по водоизмещению дизель-электрическими подводными лодками и тральщиками, способными вести боевые действия в мелководных акваториях. Но количественное и качественное отставание по кораблям прибрежной зоны от советского ВМФ заставляло американских специалистов задумываться о совершенствовании соответствующих собственных средств. Так, в середине 80-х годов в США приступили к разработке небольшого быстроходного боевого корабля РМХ для эффективных действий в прибрежной зоне. Однако эта программа так и не преодолела начальной стадии. Значительно более серьезной командование ВМС США считало, и справедливо, угрозу со стороны советских подводных лодок. На борьбе с ними сосредоточили главные усилия. После распада СССР второй по мощи флот начал быстро деградировать и таять на глазах, а количество выходов в океан российских подводных лодок резко сократилось. Фактически подводная угроза для США исчезла.
В июне 1999 года Военно-морской колледж США под руководством вице-адмирала Артура Цебровски провел игру Global War Game, в которой впервые виртуально были «задействованы» быстроходные корабли литоральной зоны. И оказалось, что в ряде регионов мира говорить о достижении победы над противником без их участия крайне проблематично.
Концепция такого корабля, предназначенного для действий во «враждебных водах», получила название Street Fighter («Уличный боец»). Он должен был иметь водоизмещение от 500 до 600 тонн, осадку не более 3 метров и высокую скорость - порядка 50-60 узлов. Для противодействия разнообразным «асимметричным угрозам» вооружение его предполагалось сменное, в зависимости от характера этих угроз -противолодочное, противокорабельное или противоминное. Кроме того, предусматривалось размещение на корабле средств самообороны. Другими словами, «Уличный боец» должен был выполнять функции «щита» главных сил, оберегая их в литоральной зоне от атак подводных лодок и ракетных катеров, а также от минной опасности, и в то же время быть авангардом «морского удара». Именно поэтому такие корабли потребовались адмиралу Кларку «к завтрашнему утру».
Турнир корпораций
Тем временем в исследовательских центрах ВМС США продолжились компьютерные игры по использованию литоральных боевых кораблей. Проводились и натурные эксперименты. В них задействовали взятые в аренду австралийские быстроходные паромы-катамараны Joint Venture и WestPac Express, новейший норвежский ракетный катер на воздушной подушке со скегами Skjold и опытовое скоростное судно с малой площадью ватерлинии Sea SLICE, построенное по заказу корпорации Lockheed Martin.
В начале ноября 2002 года ВМС США подписали с шестью промышленными группами, или «командами», как их именуют за океаном, контракты по полмиллиона долларов с каждой на предварительное эскизное проектирование литорального боевого корабля. Его водоизмещение и главные размерения не оговаривались. Но были выдвинуты другие условия. Причем в спецификации обозначались наиболее желаемые характеристики, а также «пороговые», ниже которых проектировщики не имели права опускаться.
Как видно из таблицы, кроме большой скорости литоральные боевые корабли должны обладать целым рядом других качеств. Во-первых, принимать, обслуживать и иметь на борту вертолеты МН-60 взлетной массой около 10 тонн и беспилотные летательные аппараты (БЛА), а также средства управления ими. Во-вторых, располагать катерами, в том числе безэкипажными - телеуправляемыми, которые можно спускать на воду и поднимать на борт при значительном волнении. Наконец, иметь сменные модули (mission modules) с вооружением.
На конкурсе первую группу компаний возглавила крупнейшая в области военного кораблестроения американская корпорация Northrop Grumman. Но за прототип ею был взят проект шведского корвета-невидимки» Visby фирмы Kockums.
Во главе второго объединения стала фирма Bath Iron Works - отделение надводного кораблестроения корпорации General Dynamics. Под свои знамена ей удалось собрать ведущие мировые военно-промышленные компании - британскую ВАЕ Systems, американскую Boeing, канадскую САЕ Marine Systems и ряд других. А в качестве главного проектировщика выступила австралийская Austal, строящая многокорпусные скоростные пассажирские паромы, в том числе и в США.
Лидером третьей команды выступило американское конструкторское бюро John J McMullen Associates (оно известно как проектировщик весьма удачных корветов-невидимок» типа SAAR-5 для ВМС Израиля). В ней тоже были представлены весьма известные фирмы, в том числе американская Raytheon - разработчик и производитель ракетного оружия, а также норвежская Umoe Mandal, ракетный катер которой со скегами Skjold был взят за прототип.
Корпорация Lockheed Martin образовала сообщество из компаний Pacific Marine Shipyard, Bellinger Shipyards и еще нескольких фирм. В этой группе тоже не обошлось без зарубежного участия, и весьма весомого, в лице крупнейшей германской судостроительной компании Blohm+Voss - лидера модульного проектирования и строительства надводных боевых кораблей по методу МЕКО. А в качестве прототипа были выбраны экспериментальные корабли Sea Shadow (катамаран-«невидимка» с малой площадью ватерлинии) и Sea SLICE (скоростной катамаран с малой площадью ватерлинии на четырех подводных каплевидных корпусах).
Группа во главе с корпорацией Textron включала фирмы Bell Helicopter, Lockheed
Martin, Northrop Grumman и несколько мелких фирм. Проект отличался оригинальностью. Литоральный боевой корабль этой группы представлял собой комбинацию корабля на воздушной подушке со скегами и судна с малой площадью ватерлинии.
Наконец, последнюю, шестую команду составили старейшее американское конструкторское бюро Gibbs&Cox (с его участием построено 60 процентов кораблей ВМС США, а у нас оно известно тем, что в 1938 году предложило ВМФ СССР проект 10581, представлявший собой гибрид авианосца и линкора), Lockheed Martin, Marinette Marine и итальянская фирма Fincantieri. Именно быстроходная полуглиссирующая моторная яхта Destriero фирмы Fincantieri, пересекшая в 1992 году Атлантический океан за 58 часов 34 минуты со средней скоростью 53,09 узла, была взята за основу при проектировании литорального боевого корабля этой группы.
Обращают на себя внимание три обстоятельства. Во-первых, программа LCS осуществляется при широкой международной кооперации. Только две из шести групп взяли за прототип американские разработки. Во-вторых, только команды Gibbs&Cox и Northrop Grumman предложили однокорпусные варианты LCS. Все остальные участники тендера - многокорпусные конструкции, так как и скеговые корабли на воздушной подушке тоже можно отнести к таковым. Это объясняется тем, что катамараны и суда с аутригерами, то есть тримараны, у которых, кроме основного корпуса, имеются «поплавки» по бортам, обладают более высокими мореходными качествами по сравнению с однокорпусными кораблями и способны развивать значительную скорость, а за счет широкой верхней палубы принимают больше полезной нагрузки, в том числе и оружия. И в-третьих, в качестве прототипов группы Gibbs&Cox и General Dynamics выбрали опробованные гражданские суда.
Но еще до того, как летом 2003 года были подведены итоги первого тура тендера, «конфигурация» команд и состав их участников претерпели изменения. В частности, корпорация Lockheed Martin возглавила группу Gibbs&Cox, a Raytheon -группу John J McMullen Associates. Та же Lockheed Martin уступила в своей группе лидерство корпорации Titan. Впрочем, такая рокировка мало что меняла, поскольку Titan - «дочка» Lockheed Martin.
(Окончание в следующем номере журнала «Военный парад»).
/* В начале ноября 2002 года ВМС США подписали с шестью промышленными группами, или «командами», как их именуют за океаном, контракты по полмиллиона долларов с каждой на предварительное эскизное проектирование литорального боевого корабля. Его водоизмещение и главные размерения не оговаривались. Но были выдвинуты другие условия. Причем в спецификации обозначались наиболее желаемые характеристики, а также «пороговые», ниже которых проектировщики не имели права опускаться. Кроме большой скорости литоральные боевые корабли должны обладать целым рядом других качеств. Во-первых, принимать, обслуживать и иметь на борту вертолеты МН-60 взлетной массой около 10 тонн и беспилотные летательные аппараты, а также средства управления ими. Во-вторых, располагать катерами, в том числе безэкипажными - телеуправляемыми, которые можно спускать на воду и поднимать на борт при значительном волнении. Наконец, иметь сменные модули (mission modules) с вооружением. */
// Спецификационные требования к LCS
Желательные характеристики «Пороговые» характеристики
Продолжительность службы корабля, годы 30 20
Осадка при полном водоизмещении, м ~3 ~6
Максимальная скорость хода при волнении моря 3 балла, уз. 50 40
Дальность плавания, миль:
полной скоростью 1500 1000
экономической скоростью 4300 (20 уз.) 3500 (> 18 уз.)
Летательные аппараты и их обеспечение ВПП и ангар для одного вертолета MH-60R/S и беспилотных летательных аппаратов, горючее для их заправки, вооружение и запчасти Тоже
Возможность, баллы:
взлета и посадки авиационных средств при волнении 5 4
спуска на воду и подъема на борт катера при волнении 4 3
Длина катера, м ~13 11 (жестконадувного типа)
Суммарный вес боевых модулей, т 130 105
Время, необходимое для переоснащения корабля боевыми модулями, сут. 1 4
Запасы провизии на сутки 21 14
Это сообщение редактировалось 05.05.2008 в 19:11