«Он легко мог дослужиться до маршала»
Заместитель командующего военно-морской авиации ВМФ России Тимур Апикадзе во время авиашоу в Острове разбился, спасая самолет. Один из друзей погибшего, летчик-испытатель ОКБ им. Сухого Игорь Вотинцев, рассказал «Газете.Ru», что Апикадзе был очень увлеченным летчиком и, демонстрируя предельные возможности самолета, мог перейти грань.– Как Тимур Апикадзе пришел в авиацию?
– Он с детства мечтал стать морским летчиком. С детства был целенаправленным, целеустремленным человеком. Учился в Нахимовском морском училище. В 70-е годы в Ейском высшем военном училище. Недавно окончил академию Генштаба. Он был увлечен своей профессией. Множество книг прочел о летчиках-испытателях героях Великой Отечественной. Встречался с ними, расспрашивал о тактике, которую они применяли, об их летных приемах. Все, что считал полезным для своей профессии, записывал – у него до сих пор сохранилось много тетрадей. В них выдержки из книг, из личных бесед с летчиками-испытателями. Он с головы до пят был летчиком, воспитанным в духе героев.
– Чем он выделялся по службе?
– После учебы он служил в частях морской авиации в городе Саки. Там он командовал полком. Сильно гонял своих летчиков, каждого заставлял заниматься физкультурой, спортом. Сам занимался карате. Вел детскую секцию. В итоге, его военные летчики стали одними из самых профессионально подготовленных в стране. Только они могут вести в воздухе свободные групповые бои – не обговаривая заранее свои маневры. Им было дозволено без ограничений летать на предельно малых высотах (обычно командование запрещает такие полеты, ограничивает риск) – при скорости истребителей тысяча километров в час они снижались над землей до 200 метров. Ну а теперь уж всех летчиков Северного военно-морского флота России можно назвать учениками Тимура Апикадзе.
– А чем он выделялся среди коллег?
– Тимур первым в 1989 году в Саках посадил Су-33 на корабль. Он первым из военных сделал «кобру Пугачева». Он один из немногих, кто умеет ее выполнять. Даже в Кубинке известная группа «Витязь» вроде бы не делает "кобру". Выполнять «кобру Пугачева» Тимур учился у самого летчика-испытателя Вячеслава Пугачева. Тимур был одним из лучших и любимейших его учеников. Кстати, сам Пугачев сейчас находится на авиашоу в Острове, где произошла трагедия с Тимуром.
– Когда вы виделись c Тимуром Апикадзе последний раз?
– В апреле в Комсомольске. Участвовали в демонстрационных полетах двухместного самолета Су-30. Тимур летал с заводским летчиком. Не помню, в первой или во второй кабине. Тогда он жаловался, что на командирской должности летать мало удается. То дела, то керосина нет, то нет ресурса самолетов. Но, тем не менее, он успевал все.
– А как ему дали Героя России? Говорят, Тимур Апикадзе вывез из Крыма 15 летчиков, отказавшихся присягнуть Украине?
– Именно так. Тогда он попросил у командования перевести его в любую другую часть. За ним ушли его летчики. Кажется, в Калининградскую область.
– Уникальный летчик, надежные Су-33…И все-таки, как же произошла трагедия?
– Подробностей пока не знаем. Бывает, что отличные летчики в стремлении показать предел возможностей машины переходят грань. Во время работы на предельных режимах летчик постоянно корректирует движение самолета, как бы исправляет свои ошибки. Малейшее запаздывание и выправить авральную ситуацию невозможно. Даже при ювелирной работе, если идешь на пределе, не ошибиться очень сложно.
– Тимуру Апикадзе было 47 лет. Вы сказали, что в этом возрасте военных летчиков списывают по здоровью.
– Возраст? Это не про Тимура! Он всегда был свеж, бодр, быстр. Мы много пережили потерь. А теперь потеряли летчика, который, действительно, был самым лучшим и по-честному заботился о судьбе отечественной авиации. Он был очень перспективным летчиком. Не знаю, почему до сих пор он не получил генерала-лейтенанта, легко мог дослужиться и до маршала.
// 17 ИЮЛЯ 18:03
// Текст: Елена Вранцева
// http://www.gazeta.ru/firstplace.shtml