РосБизнесКонсалтинг-Санкт-Петербург | Advis.ru | 22.02.2012 в 10:22
"По неофициальным данным, ЦКБ "Лазурит" завысило стоимость работ по созданию батискафа для ВМФ РФ на 1 млрд руб.
ОАО "ЦКБ "Лазурит", разработчик глубоководного водолазного комплекса (ГВК) для новейшего спасательного судна Военно-морского флота России "Игорь Белоусов", необоснованно завысило стоимость работ по проекту более чем на 1 млрд руб. Об этом РБК сообщил источник в военно-промышленном комплексе РФ, комментируя принятое решение оснастить спасательное судно комплексом не отечественного, а иностранного производства. По сведениям собеседника агентства, за время разработки глубоководного комплекса, которая началась в РФ в 2005г., ее цена возросла с 800 млн до 2,5 млрд руб.
Кроме того, по данным источника, ЦКБ "Лазурит" не смог самостоятельно справиться с поставленной перед ним задачей и в 2008г. привлек к разработке одну из итальянских компаний. По его словам, "взаимодействие с иностранной компанией пряталось под бесчисленными опытно-конструкторскими работами (ОКР) "Лазурита", под которые бюро требовало все новых и новых бюджетных вливаний". ЦКБ значительно отстало от графика выполнения работ, что существенно сказалось и на сроках постройки судна "Игорь Белоусов", которое первоначально планировалось сдать до 2010г., отметил представитель ВПК. В частности, в последний раз ЦКБ "Лазурит" настаивал на переносе поставки глубоководного водолазного комплекса на 2013г. и на увеличении финансирования на 1,3 млрд руб.
В результате, по словам собеседника РБК, в ноябре 2011г. было принято решение о нецелесообразности продолжения ОКР и о необходимости поставки на судно серийного ГВК импортного производства. Был выбран ГВК шотландской фирмы DIVEX, а поставщиком определена российская компания "ТЕТИС ПРО", которая ранее поставила ВМФ России аэромобильные комплексы "Пантера Плюс".
В свою очередь генеральный конструктор ЦКБ "Лазурит" Федор Смирнов, комментируя РБК ситуацию с увеличением финансирования разработки глубоководного аппарата, отметил, что стоимость любых работ за счет инфляции растет. По его словам, контрагенты по проекту, которых у бюро насчитывалось около 30, постоянно увеличивали расценки, из-за чего "Лазурит" тоже увеличивал стоимость разработки. В результате тех денег, которые были изначально выделены, не хватило, отметил генконструктор.
Говоря о сотрудничестве с иностранной компанией, Ф.Смирнов подчеркнул, что предприятие обратилось за помощью к итальянцам с ведома Министерства обороны РФ. "Мы, понадеявшись на обещание (Минобороны), заключили с итальянцами договор. Но заключили не на весь объем, а поэтапно: сколько есть денег, столько и делаем, и это положение затянулось до конца 2011г.", - сказал генконструктор. Он отметил, что решение о покупке импортного ГВК с "Лазуритом" никто не обсуждал, военные приняли его "кулуарно, ни с кем не консультируясь". По сведениям Ф.Смирнова, стоимость покупки зарубежного комплекса вкупе с уже понесенным затратами на разработку ГВК превысит общую сумму, которую просил ЦКБ "Лазурит" на все работы.
Спасательное судно "Игорь Белоусов", для которого разрабатывался ГВК, было спроектировано ЦМКБ "Алмаз". Его строительство началось в 2005г. на "Адмиралтейских верфях". Первоначально предполагалось, что работы будут завершены за 4 года. Однако из-за проблем с финансированием завершение проекта откладывалось. Теперь планируется, что оно будет спущено на воду в октябре 2012г. и передано ВМФ РФ в 2014г. Договор о достройке спасательного судна был подписан Минобороны России и ОАО "Адмиралтейские верфи" в ноябре 2011г. Сумма контракта не разглашалась.
"Игорь Белоусов" имеет водоизмещение 5,3 тыс. т и максимальную скорость хода до 15 узлов. Судно предназначено для спасения экипажей из терпящих бедствие подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении. Судно названо в честь кораблестроителя, министра судостроительной промышленности СССР в период с 1984г. по 1988г. Игоря Белоусова." ©