Еще раз посмотрел свой предыдущий пост и понял, что мне добавить больше нечего.
Да, "может быть" можно было сделать что-то лучше. Но это мы знаем СЕЙЧАС!!! А в начале 70-х Шаттл очень даже нормальненько ложился в стратегию развития космонавтики. Прогнозировался рост грузопотока на орбиту, предполагалась низкая стоимость доставки, сборка межпланетных станций на орбите, ремонт спутников.
А для строительства МКС, Шаттл - вообще просто находка. Строительству МКС было посвящено 37 полетов Шаттлов. Сколько независимых модулей у станции? Представляете себе постройку такого кол-ва независимых уникальных модулей со всеми системами управления, двигателями и системами сближения. А так только российская "Звезда" имела свои двигатели.
Хаббл - а расскажите, как можно было бы обслужить их "Союзом", например? Был ли пример подлета "Союза" и обслуживания им какого-либо спутника?
Блин, говорить о том, что "можно бы лучше" можно сколько угодно. И обзывать людей, сидящих у руля тоже можно сколько угодно. Но почитайте Б.Е.Чертока и то, как высоко он отзывался о представителях министерств и даже комитетов КПСС, которые курировали космическую отрасль. А че, вы думаете, у американцев дураки сидели? И не понимали всей затратности затеи? А это не только технические аспекты, а политические тоже и в не малой степени.
Дальше. Посмотрите на кол-во полетов. 1981 год, первый год эксплуатации - 2 полета. 1982 - 3 полета, 1983 год - 4 полета (построен Челленджер), 1984 год - 5 полетов (построен Дискавери), 1985 год - 9 полетов. Т.е. они постепенно выходили на планируемый межполетный интервал 1,5 - 2 месяца. И если бы все так и шло - то действительно Шаттл был бы "космическим челноком", паромом, снующим на орбиту и обратно. 1986-й год, катастрофа Челленджера, пересмотр решений и всей программы, удорожение межполетной подготовки. В следующие годы вышли на 7-8 полетов. После трагеиди Колумбии - до 4-х полетов. Так мы об этом знаем СЕЙЧАС.
Мой отец работал в институте, одна из тем которого была - разработки некоторых компоненты для Бурана. И я так хорошо запомнил, как мы с ним смотрели посадку первого Шаттла и он с такой горечью сказал: "Шаттл - это самая совершенная из существующих систем, у нас пока такой нет". А он у меня был тогда очень патриотически настроенный человек. Это потом, буквально лет пять назад, видя у меня в руках книжку о системе "Спираль" посмотрел на фотку и говорит: "О, Глеб Евгеньевич, мы с ним тесно общались по проекту..." Посмотрите в Интернете, кто такой Глеб Евгеньевич, который работал по "Спирали". И тут папик начинает рассказывать, что он уже году в 86-м сидел в кабине Бурана - отлаживали свои приборы. И он много чего рассказывал интересного и про Буран, и про Шаттл.
В 2003-м году я был на 10-ти летии своей тогдашней компании в России. И "корпоратив" был у нас в Звездном Городке. И мой шеф, зная мои фанатичные ракетные наклонности, посадил меня с Федором Юрчихиным, российским летчиком-космонавтом тогда еще летавшим только на Шаттле. С тех пор он уже дважды слетал на Союзе. И он очень высоко отзывался о самом Шаттле, хотя не без приколов - о системе подготовки к полету. Более того - никогда он людей, которые хоть каким-то боком причастны к космосу я не слышал плохих или пренебрежительных слов о Шаттле.
А вы представляете себе всю сложность системы? Представляете себе, какой объем опыта получен в результате эксплуатации такой системы??? Представляете, сколько всяких побочных исследований было проведено в рамках программы? На сколько она продвинула американцев в понимании того, что же все таки происходит с системой и какой она должна быть?
Так что не нужно хаять программу в целом. А нравится - не нравится - это субъективное суждение.