[image]

Завершению эры Space Shuttle посвящается

STS-132, Kennedy Space Centre, Cape Canaveral AFS
 
1 11 12 13 14 15 16 17
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Очень понравился Джемини :) .
Прикреплённые файлы:
 
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Правое место.
Прикреплённые файлы:
 
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Левое место.
Прикреплённые файлы:
 
   5.05.0

Guennady

опытный

Guennady>>тоненький, примерно 1 мм дюраль
ED> А ты сколько хотел? :)

Вообще-то - речь шла о спускаемом аппарате. А на спускаемом аппарате, который движется в потоке плазмы с температурой в несколько тысяч градусов ожидаешь что-то более существенное и более существенным образом закрепленное, нежели дюраль на саморезах ;) .

Может, конечно, там не дюраль, а жаропрочная сталь (у меня не получилось произвести неразрушающие испытания импедансно-частотным методом - постучать пальцем и ногтем :D ), но все равно - я, человек, воспитанный на советском понимании спускаемых аппаратов, был поражен увиденным :) .

Вот тут шайбы видно.
Прикреплённые файлы:
 
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Ну, еще несколько лирических фоток :) ...

Летят местные гуси...

Ну в смысле - пеликаны :) !
Прикреплённые файлы:
 
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Красиво так летят...
Прикреплённые файлы:
 
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Летят ключем жура... в смысле - пеликаньим :) ...
Прикреплённые файлы:
 
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Мужика сразу предупредили - крокодилы ( в смысле - аллигаторы) бегают быстрее его :) .
Прикреплённые файлы:
 
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Поближе :) .

Аллигаторы там везде. И предупреждения о них - тоже.
Прикреплённые файлы:
 
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Ну и завершу (наверное) свой фото-отчет вот такой замечательной фоткой :) .

Молодое поколение знакомится с техникой своего будущего :) ...
Прикреплённые файлы:
 
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Осталось рассказать только еще одну историю :) .

В последний день, уже после запуска, приехал я с Визиторский Центр. Погулял немного, посмотрел на разности, пофоткал ОС и решил зайти в "аттракцион" под названием Space Shuttle Launch Experience. Идея такая. Представьте себе, что в грузовой отсек Шаттла помещают модуль, состоящий из нескольких рядов кресел и запускают в космос. И вы сидите в одном из этих кресел. Ну - вы получаете все ощущения, которые получает человек, стартующий в космос.

На входе очень жестко требуют положить в камеру хранения все сумки, фотики и прочее, включая содержимое карманов. И с большим пристрастием спрашивают, нет ли чего при себе. Потом попадаешь в небольшой зал для демонстраций, где тебе рассказывают много чего интересного, сопровождая все достаточно жуткими звуковыми эффектами. Заканчивается эта презентация показом того, как стартует Шаттл со звуком, когда у тебя в груди чего-то начинает шевелиться... Однажды было такое чувство, когда присутствовал при запуске ракеты с тягой порядка 400 кг - это было громко. В общем - обстановка накаляется, происходит психологическая накрутка - ну в общем - адреналин в крови появляется.

Потом все переходят в другой зал, где всех расставляют по местам - кто какое кресло занимает. Очередной очень жесткий инструктаж вплоть до фраз что при аварийной разгерметизации на стадии взлета переживать не стоит, ибо корабль сразу пойдет на снижение :) .

Открываются двери и заходим в зал с креслами. Все садятся, пристегиваются, помощники опять проверяют, чтобы ничего не было в карманах и в руках. Потом они уходят. Где-то звучат команды стартового отсчета, нас просят не мешать экипажу, который сидит вот за теми окошками. Звучит фраза "вертикализация" и тут... И тут вся кабина наклоняется назад. Так, что ты получаешься лежащим на спине. И сразу сзади раздается шум падающих ключей, мелочи, мелких вещей :D :D :D ... Я думаю - это было слишком громко, чтобы быть настоящим, но шутка получилась классная :) !

Итак - мы лежим в положении астронавтов, пристегнутые, в стилизованных креслах. впереди - видны иллюминаторы экипажа. В них - виден самый нос бака Шаттла, кусочек фермы обслуживания, заправочная штанга бака кислорода, легкие перистые облака. Нам рассказывают, что Шаттл занял позицию для запуска, идет отчет. Потом звучит команда на отвод заправочной штанги бака кислорода и мы видим, что штанга отходит. На боковых мониторах изображение с технологических камер - бак, двигатели, SRB. Идет отсчет, остается 2 минуты, 1 минута - идут доклады с бортовых терминалов, слыщатся всякие чмоканья, щелкания, гудения и постукивания... За нужное время идет команда на запуск ВСУ (APU) Вспомогательной силовой установки и ты слышишь тот звук, который так часто слышен на видео с запуска Шаттла, только изнутри :) . И чем ближе подходит отчет - тем выше напряжение!!! Особенно прикольно, когда знаешь, когда все происходит :) . Секунд за 10 подают воду и слышно нечто напоминающее шум воды, 9, 8, 7, "Main Engine start!" ...и ко всем шумам примешивается вибрация, которая нарастает несколько секунд, потом стабилизируется, на экранах впереди видно, как ферма обслуживания озаряется светом от огня двигателей... 3, 2, 1 ..."Ignition and lift-off!" - и в этот момент наваливается дополнительная перегрузка и всю кабину начинает неистово колбасить и трясти, огонь на ферме становится ярче, а сама она начинает уходить влево вниз, проскальзывает за левым иллюминатором и исчезает, перистые облака проворачиваются и уходят куда-то под нос... А все трясется неумолимо - такое впечатление что из тебя просто душу вытрясают :) ... На мониторах видно, как Шаттл, плавно заваливаясь на спину идет по траектории... Перистые облака приближаются, растут а потом внезапно пропадают - пробили облачность! Потом в потоке сообщений идет информация о дросселировании двигателей до 68 процентов по тяге - и в этот момент трясти начинает чуть меньше, на экране возникает изображение Шаттла с ударными волнами и конденсированным воздухом... А в мозгу проноситься "А сейчас же тяги добавит!!!" ...и тут же: "Go and trottle UP!!!" и трясти начинает просто немилосердно :) ... Я думаю - они нас не мучали 122 секунды, полет на SRB продлился секунд 60-80, НО ЭТО БЫЛО ЧТО_ТО!!! Я смотрел на других людей - таки да, реально трясло!!! Идут сообщения, что подходит момент разделения, иллюминаторы пилотов озаряются вспышкой от двигателей разделения, слышен железный лязг и внезапно становится тише, только мощная вибрация где-то сзади все еще напоминает о том, что мы идем на SSME. Потом идет маневр переворота, команда на выключение основного двигателя, сопровождаемая шумом продувок и клацаньем клапанов и команда на отсоединение внешнего топливного бака, также сопровождаемая некоторым лязгом. Не знаю, как они этого добились - но в момент отключения двигателей создалось впечатление мгновенной невесомости... Нам рассказывают, что мы достигли опорной орбиты с такими-то параметрами... А потом внезапно открываются створки люка над нами и мы видим звездное небо... Очень даже красивое и впечатляющее... Дальше - не помню. Наверное была процедура вхождения в плотные слои атмосферы и посадки, но это прошло мимо моего сознания - честно, вспомнить не могу. Старт был настолько внушителен, что реально целый день ходил под впечатлением. И все мое неудовольствие и разочарование от неуслышания рева двигателей сблизи - улетучилось.
   5.05.0
RU Андрей Суворов #16.08.2011 00:51  @Guennady#15.08.2011 21:59
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

Guennady>>>тоненький, примерно 1 мм дюраль
ED>> А ты сколько хотел? :)
Guennady> Может, конечно, там не дюраль, а жаропрочная сталь
Вообще-то, не сталь даже, а никелевый сплав, подобный тому, что идёт на лопатки турбин, но толщина его даже не 1 мм, а 0,381 мм. Для того и гофры, чтоб он держал форму при такой ничтожной толщине.
Несущая конструкция титановая, а обшивка двухслойная - наружный слой этот самый инконель-не инконель, не знаю точно, а внутренняя - тоже титан. И, кстати, ещё тоньше - всего 0,254 мм.
Все конструкционные элементы суммарно весят всего около 300 кг, даже меньше.
В общем, потрясающая воображение экономия веса.
   8.08.0
UA Guennady #16.08.2011 01:21  @Андрей Суворов#16.08.2011 00:51
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Guennady>>>>тоненький, примерно 1 мм дюраль
А.С.> ED>> А ты сколько хотел? :)
Guennady>> Может, конечно, там не дюраль, а жаропрочная сталь
А.С.> Вообще-то, не сталь даже, а никелевый сплав, подобный тому, что идёт на лопатки турбин, но толщина его даже не 1 мм, а 0,381 мм. Для того и гофры, чтоб он держал форму при такой ничтожной толщине.
А.С.> Несущая конструкция титановая, а обшивка двухслойная - наружный слой этот самый инконель-не инконель, не знаю точно, а внутренняя - тоже титан. И, кстати, ещё тоньше - всего 0,254 мм.
А.С.> Все конструкционные элементы суммарно весят всего около 300 кг, даже меньше.
А.С.> В общем, потрясающая воображение экономия веса.

Супер!!!

Вот и я думал, что там и миллиметра не будет, но решил добавить, для достоверности :) ... Но все равно - не мыслимо, как был стабилизирован аппарат, что тепловой поток не попадал в эту часть корпуса! Американцы говорили, что и Джемини, и Апполоны были просто великолепны с точки зрения управляемости.

Про толщины - понятно, а как они обеспечивали герметичность? Хотя тут тоже понятно - кислородная атмосфера под давлением 0,3 от земного...
   5.05.0

ED

старожил
★★★☆
Guennady> Вообще-то - речь шла о спускаемом аппарате.

Я заметил, вообще-то. :)

Guennady>на спускаемом аппарате, который движется в потоке плазмы...

Если бы плазма коснулась обшивки - 2 мм скажем помогли бы?
   5.05.0
RU Андрей Суворов #16.08.2011 08:18  @Guennady#16.08.2011 01:21
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

А.С.>> Все конструкционные элементы суммарно весят всего около 300 кг, даже меньше.
А.С.>> В общем, потрясающая воображение экономия веса.
Guennady> Супер!!!
Guennady> Вот и я думал, что там и миллиметра не будет, но решил добавить, для достоверности :) ... Но все равно - не мыслимо, как был стабилизирован аппарат, что тепловой поток не попадал в эту часть корпуса!

Почему не попадал, попадал! Но никель - не дюраль, он сохранял жёсткость и при 500 градусов. А двухслойная оболочка работала подобно термосу. Чтобы дополнительно теплоизолировать, промежуток между оболочками был заполнен минеральной ватой :)

Guennady> Американцы говорили, что и Джемини, и Апполоны были просто великолепны с точки зрения управляемости.

В смысле - корабль в целом или СА при спуске?

Guennady> Про толщины - понятно, а как они обеспечивали герметичность? Хотя тут тоже понятно - кислородная атмосфера под давлением 0,3 от земного...

А наружная никелевая оболочка не была герметичной, только внутренняя титановая.
   8.08.0
UA Guennady #16.08.2011 13:24  @Андрей Суворов#16.08.2011 08:18
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Guennady>> Вот и я думал, что там и миллиметра не будет, но решил добавить, для достоверности :) ... Но все равно - не мыслимо, как был стабилизирован аппарат, что тепловой поток не попадал в эту часть корпуса!
А.С.> Почему не попадал, попадал! Но никель - не дюраль, он сохранял жёсткость и при 500 градусов.

Ну - одно дело - попадал периодически или был подвержен вторичному тепловому излучению - от нагретой плазмы после основного теплового экрана (как оно, по сути, и было), другое дело - подставить ее на какое-то время под действие набегающего потока. Я просто поражаюсь - на сколько нужно быть уверенным в аппарате, чтобы делать бортовую общивку таким образом. Возможно - такая форма, развесовка и хорошая система динамического управления.

Я видел много спускаемых наших аппаратов в Звездном Городке, хорошо помню, на сколько они были обожжены, помню полоски выгоревшей термокраски и на боковых поверхностях. Вот потому то меня и удивили аппараты Джемини. Особенно тот, который слетал дважды.

Guennady>> Американцы говорили, что и Джемини, и Апполоны были просто великолепны с точки зрения управляемости.
А.С.> В смысле - корабль в целом или СА при спуске?

Про ориентацию и управляемость на орбите. Когда они производили встречи и стыковки. Как сказал один из космонавтов: "Джемини был поразительно управляемым аппаратом - я мог передвинуть его на несколько сантиметров и остановить, повернуть на несколько градусов..."
   7.07.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Статья вот здесь.

На «Джемини» стояла система инерциальной навигации в составе цифрового компьютера-вычислителя и стабилизированной платформы (три интегрирующих гироскопа и три маятниковых акселерометра).

Для управления движением на КК было установлено 32 ЖРД малой тяги, работающих на самовоспламеняющемся топливе (монометилгидразин + четырехокись азота). Удельный импульс ЖРД на этом виде топлива более чем вдвое выше, чем на перекиси водорода, применявшейся на «Меркурии».

16 двигателей тягой 100, 85 и 25 фунтов (45.4, 38.6 и 11.3 кгс) входили в систему ориентации и орбитального маневрирования OAMS и стояли на АО, а топливо (180-420 кг) хранилось в баках в секции оборудования.

Еще 16 двигателей тягой по 25 фунтов входили в систему реактивного управления RCS с отдельным запасом компонентов в передней конусной части аппарата. Эти задублированные ЖРД обеспечивали ориентацию и стабилизацию корабля в момент включения ТДУ и управление ВМ при спуске.

В ТДУ использовались четыре сферических твердотопливных двигателя тягой по 1140 кгс, включавшихся при сходе с орбиты последовательно. Для аварийного спасения на активном участке их можно было включить и одновременно. Секция оборудования сбрасывалась перед включением ТДУ, а секция ТДУ - после ее срабатывания.

«Джемини» осуществлял управляемый спуск в атмосфере с использованием подъемной силы, регулируемой посредством изменения угла крена. Необходимые команды вырабатывали бортовая система инерциальной навигации и компьютер.
   7.07.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Тоже хорошая статья вот здесь.

Говорят об обшивке из бериллия...
   7.07.0
RU Андрей Суворов #16.08.2011 21:24  @Guennady#16.08.2011 15:49
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

Guennady> Тоже хорошая статья вот здесь.
Guennady> Говорят об обшивке из бериллия...
Там про бериллий пишут только применительно к маленькому отсеку с радиолокатором, даже поверх парашютов.
   8.08.0
UA Guennady #17.08.2011 00:50  @Андрей Суворов#16.08.2011 21:24
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Guennady>> Тоже хорошая статья вот здесь.
Guennady>> Говорят об обшивке из бериллия...
А.С.> Там про бериллий пишут только применительно к маленькому отсеку с радиолокатором, даже поверх парашютов.

Да, точно. И говорят "Отсек экипажа изготовлен из титановых панелей. Внутри отсека размещена кабина космонавтов объемом 2,26 м3. Степки кабины изготовлены также из титанового сплава."

Нужно будет поднять англоязычные источники.

Так интересно - начал прикидывать, как же должна ориентироваться капсула, где должны стоять двигатели, подумал и нашел их там, где подумал :) . Два кольца двигателей (одно резервное) ниже парашютов.
   5.05.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Изучая вопрос о форме спускаемого аппарата Джемини набрел на обсуждение Большого Американского Космического Обмана неким НеПрохожим - было бы достаточно смешно, если бы не было так грустно... Надеюсь - тут он не появится...

Несколько интресных фотографий, объясняющих форму и течение процессов вокруг Меркуриев и Джемини.

Характер обтекания капсул:
Прикреплённые файлы:
 
   7.07.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Теплозащита до полета:
Прикреплённые файлы:
 
   7.07.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Теплозащита после полета. Лапал лично :) ...
Прикреплённые файлы:
 
   7.07.0
+
-
edit
 

Guennady

опытный

Видео прохождения плотных слоев атмосферы кораблем Джемини 9А
   7.07.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU flateric #23.10.2011 04:23  @Guennady#18.08.2011 11:58
+
-
edit
 

flateric

опытный

Shuttle Variations And Derivatives That Never Happened - An Historical Review
Carl F. Ehrlich, Jr.*
Consultant, Calabasas, CA 91302
James A. Martin†
The Boeing Company, Huntington Beach, CA 92647

40th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference and Exhibit
   14.0.835.20214.0.835.202
1 11 12 13 14 15 16 17

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru