Ckona> - "управляемый вертикальный старт водяных ракет".
Ckona> Пока что из "железа" ставится задача-минимум: довести до ума проект "Пеликан" и полностью использовать его энергетику.
Посмотрел в прототипах. Water jet vector control. Вот в этом патенте
file.qip.ru - хранение и обмен файлами - бесплатно описаны основные случаи. И твой "гвоздик" в т.ч. А также струйные ("a la a-centaurus"), щелевые, экранные и т.д и т.п. Вода, как несжимаемая среда для таких случаев идеально подходит.
С изобретением гироскопа вы уже преуспели, поэтому мне захотелось рассмотреть некую систему уровня 00, основанную на управлении вектором тяги (тангаж-рысканье) в стандартах ТОЛьКО бутылочного борта. То есть, оставаясь внутри доступных и общепринятых технологий. Собствено, можно это принять за шутку. Эскизы системы прилагаются. Идея метода: управление курсом по т/р с целью достижения вертикальности на разгонном участке траектории выведения гидравлической ракеты, производится введением в вытекающую струю рабочего тела, в зоне цилиндрической части выходного насадка (гидросопла) механических активаторов числом 4, расположенных по полуосям т/р ракеты, Введение а. в струю вызывает её отклонение в сторону а. и, тем самым, изменение курса. Активатор вводится в струю через жёсткую связь с одноимённым (по полуоси) аэродинамическим щитком, реагирующим на изменение угла набегающего потока, вызванного, например, отклонением ракеты некоторым сторонним фактором от заданного при старте направления. А.щ. представляет собой систему из двух взаимно-перпендикулярных плоскостей, одной из которых является перо стабилизатора. Вся система крепится на фюзелкяже ракеты при помощи пружинного (плоского) амортизатора, позволяющего за счет своей жесткости отклонение от поверхности ф. на определённый угол. В своей хвостовой части а.щ. имеет свободную связь со сферической поверхностью стержня активатора, который в свою очередь установлен в посадочном месте кругового опояска сопла. Внутри п.м. активатора имеется пружина и опорные перегородки, определяющие свободный ход.
При открытии клапана выхода рабочего тела на старте, все 4 активатора находятся в совместном нейтральном положении, взаимно компенсируя воздействие на струю р.т. При вертикальном подъёме, набегающий поток (при отсутствии бокового ветра) будет одинаково прижимать все 4 аэродинамических щитка. При этом положение активаторов останется скомпенсированным (уменьшение площади сечения надо учесть). Однако, при появлении девиации курса по т/р, когда ракета начинает заваливаться, за счёт изменения угла потока, изменится и сила, действующая на соответствующий а.щ. (в общем виде, конечно). На а..щ. со стороны, противоположной заяваливанию, начнёт действовать большая сила, которая приведёт к воздействию на а.и его выдвижению в струю. Очевидно, что а.щ., находящийся с противоположной стороны, попадёт в "аэродинамическую тень", что приведёт к его отклонению в противоположную сторону (за счёт упругости крепления) и выведению диаметрально-противоположного а. из струи. Результатом будет изменение баланса сил и возникновение перекоса струи в сторону, противоположную заклону. Ракета должна будет вернуться на первоначальный курс. То есть, в предложенном приспособлении реализуется метод автоматического контроля курса гидроракеты.
Конечно, это в общих словах описания "изобретения" и попытки вывести его формулу. В качестве ссылки для иллюстрации возникающего эффекта прикладываю рисунок из US Patent. Насколько я понимаю, этот способ мог бы быть реализован на гидроракете, сконструированной в рамках имеющихся "простых бутылочных технологий". Хотя, узел кольцевой державки активаторов я видел изготовленным на токарно-фрезерном станке. То есть, точится из любой пластмассы кольцо прямоуг. сечения, которое затем рассверливается по 4 направлениям, для получения направляющих гнёзд. Также точатся 4 крышки. Крепление их хорошо бы делать резьбовым, но и винтовое сойдёт. Для активаторов можно подобрать подходящие решения. Вплоть до деревянных. Собственно, в любом случае "thrust vector control system" на коленке не сделаешь.