В общем, после всякого чтива и фильмов, игр как-то задумался: а как на самом деле могло бы выглядеть внутреннее убранство, планировка, системы борьбы за живучесть боевого корабля. Именно боевого, так как хотелось бы обсудить живучесть при получении различных повреждений в бою. Оружие для повреждений предлагаю рассматривать более или менее реалистичное, а не такое, которое моментально в атомарную пыль корабль распыляет. Т.е. примерно уровня современный корабль vs современная ПКР или снаряд.
Соответственно, технологии защиты/обеспечения живучести предлагаю рассматривать реалистичные (плюс/минус ближайшее столетие). Т.е. без силовых экранов, стасисов, искривителей пространства и прочего.
1. Вот, например, в ряде фильмов/игр коридоры между разными отсеками, овальные в сечении, в других квадратные или там шестиугольные. ИМХО, овал должен быть более подходящим, так как лучше сопротивляется сминающим деформациям. Внутренняя обшивка этих коридоров, ИМХО, должна быть сделана очень мягкой, эластичной. А в играх/фильмах почти везде сплошной металл.
2. Не должно быть никаких окон-иллюминаторов. Это уязвимые точки конструкции корпуса, ослабляющие его, не дающие навесить броню или разместить какое-либо оборудование. Зорич, кстати, обыграл это в своих писаниях, но притянув из кустов рояль, что де это вызывает резкий психологический дискомфорт. Допустим, он прав, но это еще не повод отказываться - вполне достаточно будет сделать секцию корабля, предназначенную для релаксации экипажа, что-то вроде прогулочной галереи, которая в ходе боя была бы полностью необитаема.
3. Еще одно соображение - изолирующие аварийные переборки. Помнится, в фильме "Звездный десант" такая штука придавила насмерть бабу-командиру корабля "Роджер Янг". ИМХО, сделать отбрасывающие подушки безопасности уже сейчас не будет никакой проблемой. Да и вряд ли в бою кто-то будет по кораблю разгуливать.
4. В случае пробоин, думаю, не будет никаких щитов, закрывающих дырку. Щиты громоздки, требуют приводов, да и неизвестно, где и какого размера будет пробоина, не будет ли поврежден сам механизм... словом, идейка бредовая. А вот заполнять пробоины какими-либо пастами-герметиками в плотной внешней оболочке (слой изоляции, чтобы не унесло в космос до застывания) - это, ИМХО, намного перспективнее. Такая паста может храниться в отдельном резервуаре, затвердевать бинарно, в связке с катализатором такой реакции - и подаваться по трубкам строго в заданное место, точно дозироваться.
5. Откачка воздуха из отстеков. В ходе боя корабль желательно вакуумировать. Во-первых, люди смогут не бояться разгерметизации. Во-вторых, в случае пробоин воздух не будет потерян (если допустить, что нет систем его быстрой регенерации, и такие утечки опасны). В-третьих, исключается риск возгорания, путешествия огня меж отсеками на воздушной тяге. Словом, сплошные выгоды. Из минусов - только необходимость сидеть в легком скафандре.
6. Зеркальная защита от лазера, ИМХО, не сработает. Прожжет лазер зеркало, а не отразится. Мне кажется, сработает защита из кольцевых потоков в трубах вокруг корабля. Внутри струится нечто жидкое, с очень высокой теплоемкостью - своеобразная регенерирующая абляционная защита, чья толщина по ходу испарения не убывает за счет нагнетания жидкости. Правда, хрен знает, что за вещество на эту роль сгодится.
7. ИМХО, регулярно обсасываемая в книгах/фильмах/играх идея спасательных капсул, которыми герои пользуются, крайне ущербна. Ну, куда ты эвакуируешься с корабля в глубоком космосе? Т.е. останется либо погибать вместе с кораблем, либо идейка "корабль в корабле", когда внутри большого крейсера спрятан маленький корабль-эвакуатор. И экипаж во время боя уже в нем. Гарантий нет, но хоть какой-то шанс.
ЗЫ. Уверен, наверняка какие-то из этих соображений уже были описаны в фантастике. Если у вас есть свои, выкладывайте. Есть комментарии - тоже давайте.
![](/_bors/images/browsers/opera.gif)