sudprom>
По Рулевому и собратьям к сожалению нет.
Есть немного по гидрографам.
В связи со срывом судостроительным заводом им. Жданова сроков строительства гидрографических судов „Камчадал" (головной), „Партизан" и „Полярный" и лоцмейстерских — „Рулевой" (головной), „Гидролог" и „Девиатор", всех их после спуска на воду перевели для достройки на завод им.А.Марти, который успешно справился с дополнительным заданием. Испытания „Камчадала" на полный ход проводились с 15 на 16 июня 1937 года на Красногорской мерной миле, причем его главные механизмы работали непрерывно в течение 18 ч 55 мин, а средняя скорость при мощности около 700 л.с. составила 10,1 уз.
Участвовал завод и в постройке вспомогательных судов для ВМФ. Это, прежде всего, «Океан», «Охотск» и «Мурман» - самые крупные по водоизмещению (3720 тонн) гидрографические суда ледового плавания того периода. При их строительстве самое широкое применение нашла электросварка (к 1934 году она на 60% заменила клепку) - клепаной оставались лишь наружная обшивка и ряд ответственных узлов корпуса. Кроме того, на «Мурмане», впервые в
истории завода, 6 августа 1936 года произвели погрузку краном полностью собранной паровой машины массой 100 тонн.
По окончании строительства гидрографические суда направились к местам своего постоянного базирования. Наиболее сложным в отношении кораблевождения и навигационного обеспечения оказался их переход Северным Морским путем на Дальний Восток, во время которого проверялось и качество их постройки. Первым из Ленинграда в Мурманск к месту своей службы вышел 3 июня I937 года „Мурман" и практически сразу прославился. Именно он под командованием И.Ф.Котцова вместе с „Таймыром" (капитан 3 ранга В.Д.Барсуков) сыграли основную роль в спасении экспедиции И.Д.Папанина „Северный полюс" (СП-1), сумев пробиться к их лагерю сквозь тяжелые 4-6-метровые льды. Причем во время поиска оба судна в сложной метеорологической обстановке весьма успешно использовали бортовые самолеты У-2, Ш-2 и П-5. Снятых же со льдины 19 февраля 1938 года четверых полярников экипажи судов поделили по-братски, разместив у себя на борту по два человека.
Затем 9 июля на Дальний Восток отправились „Океан" (капитан 3 ранга А.А.Равдин) и „Охотск" (капитан-лейтенант П.П.Михайлов), а возглавил этот отряд опытный полярник, участник экспедиции на „Таймыре" и „Вайгаче" еще в 1910-1915 годах, инженер-флагман 3 ранга А.М.Лавров. Вместе с этими судами должен был следовать и „Камчадал" (капитан 3 ранга А.И.Вершинский), однако из-за задержки с приемкой и неподготовленности к походу он смог покинуть Кронштадт только 13 июля. Чтобы иметь в пределах дневной видимости маяк, его переход проходил в десяти милях вдоль скандинавского побережья. Возможно, это и стало поводом к инциденту с норвежским пограничным катером, который, чтобы остановить „Камчадал", выпустил в его сторону семь малокалиберных снарядов, пять из которых легли под кормой, а два прошли вдоль правого борта, близ мостика. И только увидев на гафеле гидрографический флаг и узнав, что это „корабль СССР", команда катера приветствовала его со сконфуженными лицами. Что касается мореходных качеств, то килевую качку „Камчадал" переносил хорошо, а бортовую — с трудом.
В Мурманск „Океан" и „Охотск" прибыли 17 июля, а „Камчадал" - 24 июля. Причем на двух последних просели топки. Причиной явились значительное отложение на поверхностях топок машинного масла из-за недоброкачественности фильтрующей ткани на фильтрах и недостаточная квалификация машинной команды. После устранения повреждений подкрепления бортов и переборок на „Камчадале" 31 июля из Мурманска вышли „Океан" и „Охотск", а 10 августа - „Камчадал". До Диксона они дошли самостоятельно, а далее - с помощью ледоколов „Ермак" и „Ленин". Под проводкой первого „Океан" и „Охотск", пройдя архипелаг Норденшельда, 27 августа миновали пролив Вилькицкого и вышли в море Лаптевых. Дальнейшее их движение, несмотря на тяжелые льды,
проходило уже самостоятельно. Надо отмстить, что по первоначальному плану маршрут следования судов намечалось проложить севернее Новосибирских островов. Однако когда „Океан" и „Охотск" уже находились в Карском море, их решили привлечь к поиску пропавшего самолета С.А.Леваневского Н-209, в связи с чем пришлось выбрать наиболее короткий путь в Чукотское море через пролив Лаптева. 5 сентября „Океан" и „Охотск" прибыли в бухту Провидения. А когда первый из них пришел 24 сентября в Петропав-ловск-на-Камчатке и второй 11 октября — во Владивосток, оба судна вошли в состав Гидрографического отдела Тихоокеанского флота. А вот „Камчадалу" не повезло. Вследствие тяжелого состояния льдов в восточной части Карского моря, караван судов, в который он входил, только спустя месяц после выхода с Диксона смог, под проводкой ледокола „Ленин", подойти к проливу Вилькицкого. Такая же тяжелая ледовая обстановка в
море Лаптевых и отсутствие угля у ледокола задержали продвижение каравана, вследствие чего даже переброска из восточного сектора ледокола „Красин" с углем не смогла обеспечить дальнейшее продвижение судов на восток, и они были вынуждены остаться на зимовку в Хатангском заливе. Только в августе 1938 года „Камчадал" после 8-месячного дрейфа освободился от льда и, выйдя на чистую воду, 30 сентября благополучно прибыл во Владивосток.
Остальные два судна этой серии „Партизан" и „Полярный", покинув Кронштадт 27 июня 1938 года, отправились на Дальний Восток южным путем через Панамский канал. За этот поход, завершившийся 14 октября, большая группа его участников была удостоена правительственных наград, в том числе и его руководитель - капитан 2 ранга JI.А.Владимирский получил орден Красной Звезды.