[image]

166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия. Часть 4

 
1 28 29 30 31 32 33 34

AlDM

новичок

В марте 1982 года сводная эскадрилья полка проводила учения по перебазированию на аэродром в Б.Шираки. На фотографии М12 снят момент посадки техсостава в вертолёт Ми-6 для возвращения в полк. Годом раньше тоже самое проводилось с перебазированием в Кировабад.
Прикреплённые файлы:
М12-1982.jpg (скачать) [2286x1500, 188 кБ]
 
 
   16.0.912.6316.0.912.63
Алексей, огромное спасибо за содержательные воспоминания и фотографии! Все очень красочно и здорово.
Но есть некоторые нестыковки с воспоминаниями других участников событий 18 июля 1981 года.
Вы пишите:
AlDM> Теперь расскажу о событиях 18 июля 1981 года так, как это выглядело с моей стороны.
AlDM> Подходила к концу неделя дежурства 3 АЭ. В эту субботу я находился в усилении и вечером должен был заступить на крайнее дежурство. Вся неделя прошла, как обычно, спокойно. Я как раз возвращался из столовой, когда услышал звук взлетающего самолёта. Так как это было в обеденный перерыв, то взлететь могли только с БД. Это означало, что я должен немедленно прибыть на БД. Забежал в гостиницу, чтобы одеть техничку и взять всё необходимое. Из радиотрансляции звучал сигнал "Разбег!". Это был условный сигнал для экипажей усиления. Я выскочил на КПП. В это время туда же подъехал УАЗик командира полка. В машине был только водитель, который знал меня. Он и довез меня до КДП. В это время дали команду на подъём второго самолёта. Я сразу отправился готовить самолёты своего звена. Поскольку мой напарник появился только вечером на заступление, то я готовил свой самолёт (бн №14), второй помогал готовить и потом выпускал А.Стороженко. Это и был тот самолёт, на котором полетел Куляпин. Здесь позволю себе уточнение того, что раньше писалось на форуме. Бортовой номер его был 30. По крайней мере, я запомнил такой. Допускаю, что путаница произошла из-за того, что у Су-15 этой модификации есть наименование типа "изделие 37". Возможно, что в бумагах перепутали бортовой номер с типом самолёта.
......
AlDM> В это время на БД нарастало беспокойство. О том, что произошло в воздухе, мы ещё не знали. Топливо должно было уже кончиться, а Су-15 не планер. Предполагали, что Куляпин мог сесть по какой-то причине на другом аэродроме, как это было у меня в январе, но мы бы об этом знали. По докладам лётчика с моего самолёта, в воздухе он никого не видел. Сел он продержавшись в воздухе по-максимуму. В баках топлива оставалось килограмм 300. В это же время пришло сообщение, что пограничники зафиксировали столкновение самолёта с землёй. При этом формулировка была как о одном самолёте. Не сложно представить, какие выводы можно из этого делать. Началась тихая паника. К этому времени в полку закончился обеденный перерыв и на БД пришёл зам по ИАС 3 АЭ В.И.Попов. Он дал команду стартеху В.С.Гундарю проверить документацию этого самолёта и наличие инструментов на всех самолётах. К счастью, самолёт недавно прибыл из капитального ремонта и его документация была ещё в полном порядке. А вот с инструментом было не всё так хорошо. В ящике на стремянке не оказалось обязательных для комплекта инструментов пассатижей. Пассатижи исчезли, самолёт не вернулся, техник не явился..... Можно не продолжать. Попов дал команду стартеху немедленно найти новые и замаркировать как положено, что было мгновенно и выполнено. Вечером, когда всё, что произошло с Куляпиным уже выяснилось и на БД явился техник того самолёта, мы узнали, что он в этот день отправился в Тбилиси то ли за диваном, то ли за шифоньером, а пассатижи прихватил с собой для сборки покупаемого предмета. От растерзания его Поповым спасла та эйфория, которая наступила в эскадрилье и полку, когда всё прояснилось.

Со слов самого Куляпина (у меня есть запись этого интерьвью Куляпина к 30-летию тарана), а также техника 1-й аэ Виктора Рязанова (который с его слов также в тот день дежурил на БД) бортовой номер борта, на котором Куляпин совершил таран, был № 12.
Техником этого борта № 12 был л-т Александр Нестеренко. Рязанов, как и командование полка (с его слов), тем не менее, высоко оценило работу техника Нестеренко по обеспечению матчасти. Матчасть не подвела. И это самая важная и высокая оценка работы техника А.Нестеренко!

См. ниже и прокомментируйте пожалуйста?



   8.08.0
Это сообщение редактировалось 12.01.2012 в 01:01

AlDM

новичок

По прошествии 30 лет трудно вспоминать все подробности тех дней. Не всё в точности могу вспомнить я, могут ошибаться и другие. Со 100-процентной уверенностью могу утверждать, что в тот день дежурство несла 3 АЭ. Стартехом той пары был я. Выпускал Куляпина Саша Стороженко, это я точно помню. То, что техника самолёта, на котором вылетал Куляпин, в это время на БД не было, это я точно знаю. Фамилию его я вспомнить не могу. Возможно, что Рязанов был в тот день ДСЧ, но в дежурном звене его на момент вылета не было, это точно. То, что бортовой номер самолёта, на котором полетел Куляпин, 30 или 12, точно вспомнить не могу. Но мне почему-то запомнился №30. Какой самолёт поставили на замену 30-го (или 12-го), не помню. Возможно, что из 1 АЭ. Она должна была нас сменять. Я уже писал, что с того дня мы некоторое время несли дежурство двумя парами и на момент пересменки на БД могли находиться техники двух эскадрилий, но 18 июля, по крайней мере до вылета, там была только 3 АЭ.
   16.0.912.7516.0.912.75
+
-
edit
 
Печальная весть:
11 января 2012 года умер бывший инженер полка, гвардии полковник Опалейко Николай Алексеевич.
Вечное царство и земля пусть будет ему пухом .....
   8.08.0

Lamm

аксакал

Спасибо за замечательные посты! Прочёл с интересом.
   6.0.26.0.2

Lamm

аксакал

Sanslav> Печальная весть:
Sanslav> 11 января 2012 года умер бывший инженер полка, гвардии полковник Опалейко Николай Алексеевич.
Sanslav> Вечное царство и земля пусть будет ему пухом .....

Земля пухом....
   6.0.26.0.2
+
-
edit
 
Занимаясь историей полка, меня все время мучал вопрос: откуда и как появилось название аэродрома «Сандар»?

Копая интернет, изучая историю и анализируя старые карты, документы и прочую информацию, сделал небольшое т.с. открытие: мне вот только теперь удалось разобраться и стало понятно, откуда взялось название нашего аэродрома «Сандар»!

То, что аэродром стал называться от названия ж/д станции Сандар, это как бы понятно и известно. Неясно, откуда взялся этот топоним, его происхождение и что он означает?
Ни сами грузины, ни марнеульские азербайджанцы внятно не могли объяснить происхождение этого топонима.

Маленький экскурс в историю региона Борчало (Квемо Картли), на который помимо Грузии (в состав которой вошла северная часть Борчало), имеют притязания Аэербайджан и Армения (в состав которой вошла южная часть Борчало).

После завершения русско-турецкой войны 1877-1878 гг России и вторичного взятия крепости Эрзурум России окончательно отошли Карс и Аджария.
Для закрепления, защиты, освоения и развития этих территорий Император Александр II начал строить железную дорогу Тифлис - Ахтала - Алаверди - Караклис (Кировакан - Ванадзор) - Аммамлу (Спитак) - Александрополь (Кумайри - Гюмри - Ленинакан и опять Гюмри). После продолжительных проектных и изыскательских работ дорога началась строится в 1895 году и в 1899 году была сдана в эксплуатацию. Дорога проходила по территории Борчалинского уезда Тифлиской губернии.

В районе пересечения реки железной дороги речки Алгетки перед мостом была заложена разъездная станция. В то время среди ближайших населенных пунктов, что располагались рядом были старинные азербайджанские (как тогда называли - татарские) села чуть выше по левому берегу село Джандари и чуть ниже и дальше по правой стороне берега село Сарван. Джандари или по азербайджански Джандар, располагались за горкой на другом берегу Алгетки (в прогулках на "Семь деревьев" по другую сторону реки мы проходили мимо него).
Надо отметить, что центром Борчалинского уезда Тифлиской Губернии было армянское село Шулаверы, которое в советское время было переименовано в Шаумян (Шаумяни) и сохранило это название по настоящее время (при этом это село надо не путать со станцией Шулаверы и прилегающего к ней селения, существующее в настоящее время).

Тут нужно сделать опять небольшое отступление в историю края для понимания:
С наступлением советской власти, а также в связи с результатами грузино-армянской войны в декабре 1918-го года (до советской власти) и отчаянными боями грузинской и армянской армии под Шулаверами (Шаумяни) и Екатириненфельдом (Болниси) между Грузией и Арменией граница поменялась (южная горная часть Борчалинского уезда - русло реки Борчало, которая стала ныне называться Дебед, и Лори отошло Армении). Соответственно, поменялось и административное деление. Появился Борчалинский район с райцентром уже в Сарване, который постепенно с начала в обиходе, а потом и официально где-то с послевоенных времен стал называться Борчало и с 1947 года стал Марнеули.

Собирая и изучая разные карты, старинные и современные, меня все время сбивал с толку топоним Сандар/Candar/Sandar. Так вот, мое как бы открытие заключается в том, что когда строилась железная дорога, станцию назвали Сандар по имени близлежащего села Джандари! Дело в том, что село азербайджанское и до советской власти алфавит и письменность велась на латинице (как в Турции) и в таком их алфавите буква "С" читается как "ДЖ". Соответственно "Джандар" на тюрском пишется как "Candar". Как я полагаю, поскольку дорогу проектировали и строили русские, то на турецких картах (а их много попало нам во время русско-турецких войн 1829-1830, 1877-1878 гг) село было прописано как "Candar". Вот оттуда наши предки прочитали и написали название станции уже по русски - станция Сандар! И все сразу встало на место.

Топоним Джандар/Candar достаточно распространен. В Грузии (все достаточно рядом с Марнеули) есть еще два населенных пункта и одно озеро (под Гардабани) с одноименным названием Джандар. Джандар в переводе с персидского может означать: оруженосец, телохранитель; дружина дворцовой стражи правителя и ее солдаты. Жандарм и жандармерия, думаю, тоже от сюда вышло.
Судя по тому, что все эти населенные пункты стоят на древних дорогах шелкового пути и рядом есть древние крепости, то это, думаю, как то связано с выполнением их жителями охраной функции крепостей и защиты проходящих торговых караванов.

Если посмотреть еще дальше в историю, то можно увидеть, что Сарван (Марнеули) находился и находится на перекрестке древних дорог, сформировавшихся еще со времен Великого шелкового пути и много раньше великих морских географических открытий.
В Сарване сходились пути и дороги:
- На север шла дорога на большой Кавказский перевал (будущая военно-грузинская дорога) в русские княжества;
- На юг через Шулаверы (Шаумян) древняя кратчайшая дорога в Персию, Римскую империю и Византию;
- На запад через Агдара (Екатерининфельд, Люксембург, Болниси), Башкичет (Дманиси), Бармаксыз (Гуниа-Кала, Цалка) и через Джавахк к понтийским грекам и их портам на Черном море Батом (Батуми), Понти (Поти), Сухумкала (Сухум) и далее в Тьмутаракань (Кубань);
- На восток шла дорога из Мцхет (древняя столица Грузии) через Коды, Сандар и далее по правому берегу Алгетки до древнего Красного моста через речку Храм в сторону Каспия, Ширвани (Апшерон) и на север к Дербенту и Махачкале - Волге или на юг, огибая Каспий, далее в Китай (т.е не прямо вдоль Куры дорога шла, а именно через Сарван и далее на Красный мост).
Была еще пятая радиальная дорога так сказать местного значения на Акбулаг (Белый ключ, Тетри Цкаро).
И, наконец, в советское время была «отстроена» еще одна уже шестая радиальная дорога на восток вдоль по левому берегу Алгетки до совхоза Алгети, что на шоссе Рустави – Казах (эта дорога вроде как и сейчас в том же состоянии).

Именно поэтому в Марнеули, можно сказать, от центральной площади, где были главные ворота КПП старого городка, радиально расходились все эти дороги.

Тут нужно сделать опять небольшое отступление в историю и добавить:
В первую мировую войну на Кавказком фронте и в регионе впервые появилась и применялась авиация.
Именно с тех времен в Сарване (Марнеули) появилась авиация и аэродром Сандар, как место сборки и облета сгруженных самолетов с платформы станции Сандар.
После революции 1917 г. в Грузии бурно развивались события.
В мае 1918 года, несмотря на то, что территория Борчало оспаривалась Азербайджаном и Арменией, была заявлена в своем составе Грузинской Демократической Республикой.
В Сарване на аэродроме Сандар базировалась авиация сначала немецкого, а потом и английского экспедиционного корпуса. В декабре 1918 года немецкие войска ушли из Закавказья, а на их место вошли английские части, которые оставались в регионе до июля 1920 года.

В декабре 1918 г. когда из-за спорных территорий Борчало разыгралась Грузино-Армянская война и развернулись боевые действия и сражения в предместьях Шулавер – Садахло и в районе Екатриненфельда (Болниси, где компактно проживали немцы-швабы).
Что интересно уже тогда с аэродрома Сандар несколько самолетов авиации на стороне Грузинской армии летали бомбить позиции армян под Садахло, Шулаверы (Шаумяни) и Екатериненфельд (Болниси).
   10.010.0
Это сообщение редактировалось 10.02.2012 в 07:51
+
-
edit
 
Сегодня между прочим 175 лет со дня смерти великого русского поэта и гражданина Александра Сергеевича Пушкина!
За политическими баталиями СМИ как то подзабыли эту дату :(
Помянем его ....

Много полезного сделал для России и прежде всего сотворил в своих стихах литературный русский язык, на котором мы сегодня все говорим.

Так вот, я не спроста вспомнил Александра Сергеевича Пушкина.
Как оказалось и у него была прямая связь с Марнеули!
Пушкин дважды был в Марнеули!
Т.е. и Марнеули (Сарван) это тоже пушкинские места.

Откуда я это взял? А сделал такой вывод, читая его "ПУТЕШЕСТВИЕ В АРЗРУМ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА 1829 ГОДА", а также записки "КАВКАЗКОГО ДНЕВНИКА" другого великого русского человека - Александра Сергеевича Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин совершая свое путешествие на Кавказ в 1829-м году по пути из Тифлиса в Карс и Эрзерум и обратно прошел через наши места, где базировался наш полк, летали наши летчики и мы жили.
Пушкин шел верхом на коне старинной дорогой через Коды, мимо нашей горки через татарские (азербпйджанские) Сарван (Марнеули) – Эмир (Имири) – армянские Шулаверы (Шаумян) и далее по ущелью к перевалу Акзи Биюк (Волчьи Ворота). Он шел вдоль русла речки Шулаверки через армянские деревни Джанхош –Ходжорн - Опрет – Чанахчи - Ахкерпи, поднимаясь к перевалу Волчьи Ворота. Слева он любовался видами горы Лалвар и его юго-западными склонами.
Пройдя перевал Пушкин вышел на казачье поселение Привольное. Далее на юг на Джелал-Оглу (Степанован) - Гергеры - Караклис (Кировакан - Ванадзор) и далее на Гюмри (Александрополь – Ленинакан)- Карс - Эрзерум. На Безобдалском перевале после Гергер Пушкин повстречал покойного Грибоедова - убитого персами нашего Российского посла, тело которого везли из Персии в Тифлис.
Это все из его путевых записок "Путешествие в Арзрум" летом 1829 года:

Я ехал верхом, переменяя лошадей на казачьих постах. Вокруг меня земля была опалена зноем. Грузинские деревни издали казались мне прекрасными садами, но, подъезжая к ним, видел я несколько бедных сакель, осененных пыльными тополями. Солнце село, но воздух все еще был душен:
Ночи знойные!
Звезды чуждые!..
Луна сияла; все было тихо; топот моей лошади один раздавался в ночном безмолвии. Я ехал долго, не встречая признаков жилья. Наконец увидел уединенную саклю. Я стал стучаться в дверь. Вышел хозяин. Я попросил воды сперва по-русски, а потом по-татарски. Он меня не понял. Удивительная беспечность! в тридцати верстах от Тифлиса и на дороге в Персию и Турцию он не знал ни слова ни по-русски, ни по-татарски.

Переночевав на казачьем посту, на рассвете отправился я далее. Дорога шла горами и лесом. Я встретил путешествующих татар; между ими было несколько женщин. Они сидели верхами, окутанные в чадры; видны были у них только глаза да каблуки.
Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. Широкая дорога, осененная деревьями, извивается около горы. На вершине Безобдала я проехал сквозь малое ущелье, называемое, кажется, Волчьими Воротами, и очутился на естественной границе Грузии. Мне представились новые горы, новый горизонт; подо мною расстилались злачные зеленые нивы. Я взглянул еще раз на опаленную Грузию
(т.е. на долину Лори) и стал спускаться по отлогому склонению горы к свежим равнинам Армении. С неописанным удовольствием заметил я, что зной вдруг уменьшился: климат был уже другой.

Человек мой со вьючными лошадьми от меня отстал. Я ехал один в цветущей пустыне, окруженной издали горами. В рассеянности проехал я мимо поста, где должен был переменить лошадей. Прошло более шести часов, и я начал удивляться пространству перехода. Я увидел в стороне груды камней, похожие на сакли, и отправился к ним. В самом деле я приехал в армянскую деревню. Несколько женщин в пестрых лохмотьях сидели на плоской кровле подземной сакли. Я изъяснился кое-как. Одна из них сошла в саклю и вынесла мне сыру и молока. Отдохнув несколько минут, я пустился далее и на высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» — спросил я их. «Из Тегерана». — «Что вы везете?» — «Грибоеда». Это было тело убитого Грибоедова, которое препровождали в Тифлис.

Не думал я встретить уже когда-нибудь нашего Грибоедова! Я расстался с ним в прошлом году в Петербурге пред отъездом его в Персию. Он был печален и имел странные предчувствия. Я было хотел его успокоить; он мне сказал: «Vous ne connaissez pas ces gens-là: vous verrez qu'il faudra jouer des couteaux» (Вы еще не знаете этих людей: вы увидите, что дело дойдет до ножей). Он полагал, что причиною кровопролития будет смерть шаха и междоусобица его семидесяти сыновей. Но престарелый шах еще жив, а пророческие слова Грибоедова сбылись. Он погиб под кинжалами персиян, жертвой невежества и вероломства. Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, некогда простреленной пистолетною пулею.
…..
Я ехал обратно в Тифлис по дороге уже мне знакомой. Места, еще недавно оживленные присутствием 15 000 войска, были молчаливы и печальны. Я переехал Саган-лу и едва мог узнать место, где стоял наш лагерь. В Гумрах выдержал я трехдневный карантин. Опять увидел я Безобдал и оставил возвышенные равнины холодной Армении для знойной Грузии. В Тифлис я прибыл 1-го августа.


Безобдалский перевал это за Гергерами и там как раз тогда заканчивалось Грузия и Борчало в частности.

Так вот, перевал Волчьи ворота (Агзи Биюк) это как раз горный перевал между Ахкерпи и Привольное, который находится у восточного края долины Лори.
Этот маршрут от Тифлиса до Каракилиса (Кировакан - Ванадзор) через Волчьи ворота самый короткий. Волчьи ворота могли Пушкину запасть только при его самоличном переходе этого перевала!

Кроме того Посол Российской Империи в Персии Александр Сергеевич Грибоедов двумя годами ранее до Пушкина не раз ходил в Персию этим маршрутом. Вот как он описывает этот путь в своем дневнике:

Эриванскій походъ. 1827 год.
12 Мая. Четвертокъ. Прибытіе Семптеръ-аги изъ Карса. Новости отъ Бенкендорфа. Нахичеванцевъ переселяютъ. Въ виду у насъ входъ въ пустыни знойныя и безпищныя. Выѣзжаемъ изъ Тифлиса, Вознесенье. Въ Сейдъ-Абадѣ многолюдно и весело. Толпа музыкантовъ на деревѣ, при проѣздѣ генерала гремятъ въ бубны. Обогнувъ послѣднюю оконечность мыса, видъ къ югу туманнаго Акзибеюка; вершина его поливается дождемъ. По дорогѣ запоздалый инженерный инструментъ и сломанныя арбы съ дребезгами искусственнаго моста, разметанныя по дорогѣ, производятъ на генерала дурное впечатлѣніе. Минуемъ Коди, верстахъ въ двухъ отъ большой дороги сворачиваемъ въ Серванъ, вдали лагерь у Храма
(Имири). Услужливость мусульманъ. Рѣчь муллы.

13. Пятница. По утру прибыли къ Храму. Быстрота чрезвычайная, новое направленіе рѣки, мостъ снесенъ. Ночью Шулаверы, живописныя ставки въ садахъ. Казакъ линейскій по-чеченски шашкою огонь вырубаетъ и всегда напередъ скажетъ, какой конь будетъ убитъ въ сраженіи.

14. Суббота. Драгунскій полкъ проходитъ. Лошади навьючены продовольствіемъ и фуражемъ; люди пѣшіе.

15. Воскресенье. Ущелье вверхъ по реке Шулаверкѣ чрезвычайно похоже на Салгирскую долину. Лѣсистыя, разнообразныя горы; позади всего высовывается Лалаверъ (Мѣдно-заводская гора), какъ Чатыръ-дагъ
(гора в Крыму) съ каменистымъ, обнаженнымъ челомъ.
Лагерь на пріятномъ мѣстѣ. Бабій мостъ
(думаю, речь идет о старинном Белом мосте в Ахкерпи). 4 версты отъ Самійскаго погоста, гдѣ расширеніе вида необыкновенно пріятное. Генералъ дѣлается опасно боленъ. Безпокойная ночь.

16. Понедѣльникъ. Вверхъ поднимаемся по ужасной, скверной, грязной дорогѣ. Тѣснина иногда расширяется; видъ съ Акзибеюка обратно въ Самійскую долину, на Кавказъ и проч. Климатъ русскій, Волчьи ворота. Пишу на лугу и, забывшись, не чувствую сырости, похожей какъ на Крестовскомъ острову, покудова чернила не разлились по отсырѣвшей бумагѣ и самъ я промокъ до костей. Ночую съ генераломъ; онъ все боленъ. Тутъ и докторъ, и блохи.

17. Днёвка (в Привольном).

18. Въ 4 часа меня будятъ; тащатъ съ меня халатъ; сырость, холодъ, Лапландія, всѣ больны. Ѣду впередъ по верховой дорогѣ; нѣсколько руинъ справа и слѣва и селенія. Крутой спускъ въ оврагъ Каменной рѣчки
(Каменка – Тебеда -Дзорагет). Вся помпа воинственная, съ которой ожидаютъ прибытія главнокомандующаго.

19, 20. Дневка (в Джалал-Оглу – Степанован). Карапапахцы поселились на турецкой границѣ, перехватываютъ и рѣжутъ нашихъ посланныхъ. Какъ бы ихъ оттудова вытѣснить? Заботы о транспортахъ.

21. Тамъ же. Принятіе турецкаго посланца съ музыкою. Толстъ, глупъ и важенъ.

22. Тамъ-же. Чѣмъ свѣтъ сажусь на жеребца, который ужасно упрямится. Пускаюсь къ развалинамъ Лори въ 3-хъ верстахъ отъ лагеря. Деревня, беру проводника. Слѣзаю въ оврагъ каменистый и крутобрегій, гдѣ протекаетъ Тебеде съ шумомъ, съ ревомъ и съ пѣной. Чистый водопадъ дробится о камни справа. Смѣлая арка изъ крупнаго, тесанаго камня черезъ него перекинута. Развалина другого моста черезъ Тебеде. Стѣны и бойницы въ нѣсколько ярусовъ по противулежащему утесу; вползаю черезъ малое отверстіе въ широкую зубчатую башню, гдѣ былъ водоемъ; вѣроятно вода подъ землю была проведена изъ рѣки. Тутъ съ в (востока). вытекаетъ другая рѣчка и въ виду по сему новому ущелью водопадъ крутитъ пѣну, какъ-будто млечный протокъ. Изъ тайника крутая и узкая стежка вьется надъ пропастью. Духомъ взбираюсь вверхъ. Развалины двухъ церквей, бань, замка съ бойницами, къ с. оттудова ворота, много рѣзной работы; вообще положеніе развалинъ родъ Трапезонда. Къ югу два мыса надъ Тебедою, къ з. (западу) бокъ надъ нею же, къ в. (востоку) надъ другою рѣчкою, къ с. (северу) замокъ и ровъ оборонялъ его отъ нападеній съ луговой плоскости. Прежде здѣсь царствовала сильная династія Таи, отъ 8 до 12-го столѣтія; храбрые, умные цари много обращались съ Византійцами, отъ которыхъ заняли зодчество и другія искусства. Нынѣ на развалинахъ въ недавнемъ времени поселились бамбакскіе выходцы въ маломъ количествѣ.
Отъѣздъ турецкаго посланца. — Пріѣздъ Обрѣскова. Полная ночь. — Походъ.

Іюнь 1. Середа. Въ Гергеры, вдоль Тебеде. Налѣво руины Лори. Попы армянскіе на дорогѣ въ ризахъ подносятъ Бога главнокомандующему, который его отъ нихъ какъ рапортъ принимаетъ.
Къ востоку синѣются дальнія горы; одинъ конусъ похожъ на Тепе-Керменъ (гора в Крыму).
Приходимъ къ лѣсистой подошвѣ Безобдала; мой шатеръ надъ ручьемъ, пріятное журчаніе.

2-го. Дневка. Обскакиваю окрестности. Поднимаюсь на верхъ горы надъ лагеремъ. Ароматическій воздухъ лѣсной и луговой. Теряю лошадь.

3-го. Подъемъ на Безобдалъ. Трудность обозамъ. Я боковой стежкой дохожу до самаго верха, гдѣ вѣтеръ порывистый. Спускъ грязный на Кишлаки. Гвардейскій лагерь прелестенъ.


В дневнике есть сноски:
Алгети ал гет – алая река
Дар – ворота (перс)
Акзибеюкъ, Агзи-Буюкъ (Волчьи Ворота, "большая пасть"), горный проходъ
Серванъ, Сарванъ — селеніе и вторая станція отъ Тифлиса къ Елизаветполю. —
Храмъ — рѣка. —
Шулаверы — селеніе въ борчалинской дистанціи. —
Бабій мостъ — Красный мостъ (между станціями Муганлинскою и Салаоглинскою)? —
Самійскій погостъ — Самискій постъ

Къ стр. 83. Волчьи ворота (въ текстѣ опечатка: волчьи) — Акзебеюкъ. —
Каменной рѣчки — Каменки? —
Развалины Лори. Лори — нѣкогда, въ X в. главный городъ мѣстности, потомъ крѣпость и маленькій городокъ, въ александр. уѣздѣ, Эриванской губ. —
Тебеде — рѣчка, впадающая въ Храмъ.
Красный мост (азерб. Qırmızı Körpü) (турецк Kırmızı Köprü) Сенаккюрпи

Къ стр. 38. Демурчизамъ — Демурчи — Гасанлы. —
Мостъ на рѣкѣ Храмъ построенъ въ половинѣ XVII в. царемъ Ростомомъ, изъ династіи Карталинской.
Сенаккюрпи — Сыныгъ-Кёрпи, персид. — "сломанный мостъ".



Из письма Грибоедова графу И. Ф. ПАСКЕВИЧУ
Шулаверы, около 13 июля 1828.


Я пишу вам из Шулавер, на полпути в Джелалоглу, который отстоит еще довольно далеко от цели моего путешествия. Испорченные от бывших ливней дороги делают следование в экипажах немыслимым, а крайний недостаток в подставных лошадях заставляет меня возвратиться в Тифлис.

А также Василий Потто пишет в
"Кавказская война". Том 3. Персидская война 1826-1828 гг.
XVI. Смена Ермолова и первые действия Паскевича
Перевозочных средств между тем в распоряжении Паскевича также не оказалось. С большим трудом удалось собрать в целой Грузии только до восьмисот арб и отправить их с продовольствием вперед, в Амамлы. Но за этим распоряжением движение войск должно было остановиться: дороги были адские, и двигавшиеся по ним обозы прекращали всякое другое движение. “По горе Акзибиюк,– доносил офицер, посланный для сопровождения транспортов,– тянутся все восемьсот арб, и вся дорога между Шулаверами и Джалал-Оглы загорожена обозами; от беспрерывных дождей пути так испортились, что головные арбы, вышедшие из Шулавер 24 апреля, прибыли в Джалал-Оглы 4 мая, то есть в десять дней сделали только пятьдесят шесть верст”...

XVII. Занятие Эчмиадзина
Ранней весной 1827 года, когда карабагский отряд не открывал еще своих действий, авангард действующего корпуса, в составе двух батальонов Грузинского полка, двух батальонов Ширванского и батальона карабинеров, под начальством генерал-адъютанта Бенкендорфа, 30 марта стоял уже в совершенной готовности к выступлению, за речкой Храмом, в деревне Шулаверах, на пути к Безобдалу.
….
2 апреля, в шесть часов утра, Бенкендорф повел авангард через Акзабиюкские горы. Бездорожица стояла полная. На первых же семи верстах обоз застрял в невылазной грязи, и батальоны, закинув за спину ружья, должны были тащить его на руках. Целый день пробились войска с обозом, так как дорога, никогда на разрабатывавшаяся, теперь, при весенней распутице, была решительно непроходимой. Только к вечеру отряд перевалил наконец через горы и стал по ту сторону их, у Самисского поста. Обозы ночевали в горах и прибыли уже на следующий день после полудня.

В Джалал-Оглы присоединились к авангарду еще батальон тифлисцев, два казачьих полка и двенадцать орудий третьей легкой роты Кавказской гренадерской артиллерийской бригады.х.ш.


Следует отметить, что Привольное находится в 10-ти км от Калинино, где также где то с 1945 по .... ? гг базировался наш 166 авиаполк, куда его после окончания Отечественной войны перебазировали из Югославии. Правда во времена Пушкина этого села еще не было. Оно появилось 10-ю годами позже и основали его ссыльные российские переселенцы молокане - мои предки. И назвали они его Воронцовкой (в честь генерал-губернатора Тифлисской губернии графа Воронцова давшего разрешение поселиться в тех красивых местах. Мой отец там в Воронцовке-Калинино и родился.


Вот такая интересная у нас получается история, связанная и с историей России, Александрами Сергеевичами Грибоедовым и Пушкиным и полком нашим. Как же все густо так переплетено и связано с историей и Страны нашей и с историей полка нашего в том нашем родном уголке :)
Прикреплённые файлы:
K-38-6_090-Pushkin-V7b.jpg (скачать) [1241x1660, 504 кБ]
 
 
   10.010.0
Это сообщение редактировалось 14.02.2012 в 11:58
+
-
edit
 
Ну и в завершение темы региона:

Регион Борчало (Борчалы) включает в себя юго-восточную часть Грузии. Борчало - историко-географическая область на юге современной Грузии. Такое же название ранее носила река ныне Дебеда, протекающая через эту область и собственно дала название региону (ныне эта территория южного Борчало (по армянски Лори) входит в состав Республики Армения.
Ландшафт региона представляет из себя смесь гор и низменностей. Здесь встречаются как полупустыни, так и зоны смешанных лесов и субальпийские. В Борчало расположена обширная равнина, горные хребты, покрытые густым лесом, а именно: с юга – горный массив Лёк, с севера – лесной массив Яглуджа, к западу – Самсарский и Джавахетский хребты. Борчало богата внутренними водами. Главные реки: Кура (Кюр), Храми (Эхрам), Машавера, Дебеда (Борчалы-чай), Алгети (Гёрархы).

Преимущественно мягкий климат региона способствует отличной продуктивности сельского хозяйства и Борчалы является одним из самых плодородных регионов Грузии. Земля здесь очень плодородная, благодаря чему регион аграрный и изобилует фруктами и овощами.
Борчало или Борчалы (Квемо Картли по грузински) это регион компактного проживания азербайджанцев, которые составляют вторую по численности проживающих в Грузии национальность. Это самая мирная, добрая и трудолюбивая диаспора в Грузии, которая и муху не обидит, даже свои законные права по части их тихого и постоянного притеснения грузинами (особенно в крайние 20 лет) отстаивать не может. Так, например, у азербайджанце Борчалы в истории никогда не было своего национального автономного административного образования. У них отобрали их многовековую топонимику и землю. При приватизации земли их земли почему то как оказалось без их ведома сумели передать и приватизировать в частную собственность исключительно грузин, которые там не живут и не обрабатывают ее, точнее живут на ренту (и в другом месте), сдавая эту землю в аренду проживающим там коренным азербайджанцам и обрабатывающим эту (свою) землю.

Согласно современному административному делению Грузии, территория исторической области Борчало примерно соответствует территории трёх южных муниципалитетов края Квемо-Картли:
1. Марнеульский муниципалитет – адм. центр Марнеули
2. Болнисский муниципалитет – Болниси
3. Дманисский муниципалитет – Дманиси

Территория Борчало была заселена с древних времён. В середине XX века археологи обнаружили здесь следы так называемой Триалетской культуры бронзового века (в основном первая половина II тыс. до н. э.).
Внимание всего мира привлекло признанное особой археологической находкой обнаружение стоянки первобытного человека и останков первобытного человека в Дманисском городище. Специалистами установлено, что дманисский гоминид, жил на этой территории 1.8 млн. лет назад. Это древнейшие останки человека, обнаруженные в Европе и Азии. В крае имеются исторические памятники, сооружённые в V –VI веках и в последующие периоды и хорошо сохранившиеся до настоящего времени, среди которых городище I тысячелетия до н. э. Всего в Борчало более 650 исторических памятников, половина которых внесена в туристические маршруты. В тоже время вся топонимика региона Борчало с древнйших времен имеет тюрские корни.
Согласно описаниям греческих и римских авторов, в античные времена территория, в дальнейшем получившая название Борчало, входила в состав раннегосударственных образований иберов и мосхов, позднее - Иберии, на рубеже нашей эры - Армении, а с начала II века н. э. до арабского нашествия (656 год) - вновь Иберии.

Тифлисский эмират в составе Арабского халифата был основан в 30-е годы VIII века. В 80-е годы эмиры обрели независимость. Политическая история эмирата известна недостаточно хорошо.

В 1516-1517 годах иранский шах Исмаил I (1487-1524), основатель династии Сефевидов, присоединил к своему государству восточногрузинские царства - Кахетию и Картли. Когда в 1521 году грузинский царь Картли Давид X (1505-1525) отказался от выплаты дани, войско кызылбашей разгромило его в битве при Телети. Кызылбаши разграбили Тбилиси и увели много пленных.

В середине XVI века Оттоманская империя и Сефевидская Персия после 40-летней войны за господство в Южном Кавказе договорились о разделе сфер влияния. Это, однако, лишь на некоторое время приостановило опустошительные войны, в ходе которых обширные территории Закавказья переходили из рук в руки.

В 1578 - 1579 гг. турецкий султан Мурад III захватил Грузию, Ширван, Армению, южное и западное побережье Каспийского моря, в 1585 году разбил основные персидские силы и занял Азербайджан. Согласно Константинопольскому мирному договору 1590 года, всё Закавказье перешло к Османской империи. В начале XVII века персидский шах Аббас I восстановил прежние границы и вновь принудил грузинские Кахетинское и Картлийское царства признать над собой верховную власть Сефевидов.

Согласно грузинской версии и “Грузинской советской энциклопедии”, именно в начале XVII века при Аббасе I в Дебедскую долину пришло тюркское племя борчало, которое и дало этому региону своё название. В 1604 году здесь был создан Борчалинский хаканат (султанство), просуществовавший до XVIII века.
В 1723 году Оттоманская империя, воспользовавшись ослаблением Персии, вызванным борьбой за власть внутри страны, в очередной раз вторглась в Восточную Грузию и Армению. Лишь в 1735 году Персии удалось восстановить свою прежнюю сферу влияния. По окончании войны Надир шах передал Борчалы, входившее в Гянджинского вилайет, Картлийско-Кахетинскому царству в благодарность за участие грузин в войне против турок и разгром крымско-татарского войска, направлявшегося в Закавказье на помощь Оттоманской армии. Так Борчалы был оторван от Гянджи и подарен Грузии.

В 1763 году по приглашению царя Ираклия две тысячи греческих переселенцев из Турции основывают в Борчало свою колонию, а вскоре здесь возникают Дамблудский и Алавердский медеплавильные заводы.

В 1783 году между Кахетинским царем Ираклием II и Российской Империей Георгиевске что в предместях Северный Кавказ на Кубани 4 августа был заключен Георгиевский трактат. По этому договору Грузинский царь Ираклий II признавал покровительство России и отказывался от самостоятельной внешней политики, обязывался своими войсками служить российской императрице . Екатерина II со своей стороны ручалась за сохранение целостности владений Ираклия. Грузии предоставлялась полная внутренняя автономия. Условия договора уравнивали в правах грузинские привилегированные сословия (дворян, духовенство и купечество) с русскими. Особо важное значение имели четыре сепаратные статьи договора. По ним Россия обязалась защищать Грузию в случае войны, а при ведении мирных переговоров настаивать на возвращении Картлийско-Кахетинскому царству владений, издавна ему принадлежавших (но отторгнутых Турцией). Его основное политическое значение заключалось в том, что по Георгиевскому трактату был установлен протекторат России в отношении Восточной Грузии, что резко ослабило позиции Ирана и Турции в Закавказье, формально уничтожив их притязания на Восточную Грузию.

Грузии тогда как таковой не было. Был ряд раздробленных грузинских княжеств (царств), раздираемых противоречиями и порабощенных османскими турками и персами, и то, что называется Грузией (причем без Борчало), именовалось тогда Гурджистаном.
Турки-османы и персы очень жестко обходились с христианам что с армянами, что с грузинами. И как бы в настоящее время не искажала историю нынешняя грузинская официальная пропаганда, факт остается фактом: если бы не Россия, в настоящее время не было бы ни Азербайджанской республики, ни Республики Армения, ни Республики Грузия. На месте закавказских республик были бы на востоке Персия, т.е. Иран, а на западе Турция с исключительно ассимилировавшимися выжившими мусульманами-турками с грузинскими корнями (как это имеет место быть в турецком теперь Карсе).
Но Россия несразу после подписания Георгиевского трактата смогла исполнять взятые на себя обязательства. Только в начале 19-го века уже при Павле 1 в Грузии появились первые русские войска. И только уже при Александре 1 Россия на Кавказе стала планомерно оттеснять персов и турков. Большую роль в деле дипломатического урегулирования с играл посол в Персии Александр Сергеевич Грибоедов (автор известной всем пьесы «Горе от ума). Именно в соответствии с подготовленным и подписанным им в 1826 году Туркманчайским договором были установлены границы Ирана с Российской Империей по реке Аракс и которые оставались таковыми вплоть до развала СССР. Именно тогда Россия отвоевала Ереван, Карс (причем при участии героя войны 1812 года Дениса Давыдова) и первый раз в 1829 году взяла штурмом крепость Эрзурум , чему был свидетель другой уже Александр Сергеевич - великий русский поэт А.С. Пушкин.

Тифлиская губерния была образована в 1846 г. из Грузино-Имеретинской губернии в составе уездов: Тифлисского, Горийского, Телавского, Сигнахского, Елизаветпольского, Эриванского, Нахичеванского и Александропольского и округов Горского, Осетинского и Тушино-Пшаво-Хевсурского.
В 1849 г. Эриванский, Нахичеванский и Александропольский вошли в состав вновь учрежденной Эриванской губернии.

В 1880 г. из части бывшего Тифлисского уезда образован Борчалинский уезд с административным центром в селе Большие Шулаверы. Уезд делился на 3 приставства — Лорийское (юг), Триалетское (северо-запад) и Борчалинское (север).

В мае 1918 года, несмотря на то, что территория Борчало оспаривалась Азербайджаном и Арменией, была заявлена в своем составе Грузинской Демократической Республикой. В январе 1919 года на мирной конференции Грузии и Армении достигнуто соглашение, по которому до решения Верховным советом Антанты вопроса о границах между Грузией и Арменией северная часть Борчалинского уезда передавалась Грузии, южная - Армении, а средняя (в ней находились Алавердские медные рудники) объявлялась “нейтральной зоной” и административно подчинялась английскому генерал-губернатору.

В период турецкого наступления на Армению осенью 1920 года зона Лоре также занята грузинскими силами (по договору с правительством Республики Армении и в упреждение очередной турецкой оккупации). В феврале 1921 года в Лорийской нейтральной зоне начинается просоветское восстание, которое было использовано в качестве предлога для вступления Красной Армии в Грузию, в результате чего 25 февраля 1921 года в селе Шулавери Борчалинского уезда провозглашается создание Социалистической Советской Республики Грузия. Сама Лорийская зона сначала остаётся в составе Грузии, но уже в 1922—1923 годах включена в состав Армянской ССР по “этническому критерию”. Таким образом, бывшая территория Борчало оказалась разделенной между Грузией (северная часть) и Арменией (южная часть), и впоследствии название “Борчало” стало применяться только к грузинской части. В 1929 году Борчалинский уезд был разделен на районы и впоследствии название “Борчалы” стало применяться только к одному из районов вплоть до 1947 года, когда и район был переименован на нынешний “Марнеули”.

Административно-территориальное деление Грузинской Советской Социалистической Республики
На октябрь 1928 г 16 уездов, 1 район и 3 округа:
Борчалинский уезд с центром в Шаумяни (Б. Шулаверы)

В 1929 году Борчалинский уезд упразднили. На территории бывшего Борчалинского уезда советские власти образовали 4 административных района - Борчалинский , Люксембургский, Башкечидский и Акбулахский.
Борчалинский - с. Борчало (Сарван) (с 1947 Марнеули)
Башкичетский - с. Башкичети (с 1947 г. Дманиси)
Люксембургский - пгт. Люксембурги (с 3.04.1943г Болниский- Болниси);
Агбулахский - с. Агбулахи (с 16.08.1940 г Тетрицкарский - Тетрицкаро)

18.03.1947 переименованы Башкичетский район на Дманисский, Борчалинский район на Марнеульский, Караязский район на Гардабанский:
Гардабанский – п.г.т. Гардабани
Дманисский - с. Дманиси
Марнеульский – п.г.т. Марнеули

1.04.1963 образован 1. Марнеульский промышленный район - пгт. Марнеули
23.12.1964 упразднен Марнеульский промышленный район и образован Марнеульский район, п.г.т. Марнеули получил статус города 22.06.1983 к категории городов республиканского подчинения отнесен г. Марнеули
   10.010.0
Это сообщение редактировалось 11.02.2012 в 11:16
+
-
edit
 
Вышла очередная книга Марка Солонина "Другая хронология катастрофы 1941. Падение «сталинских соколов"

Вот как он описывает действия ВВС ПрибОВО и как 241-й ШАП выглядел на фоне других полков ВВС ПрибОВО в первые дни войны:

7-я САД

Истребительные силы 7-й авиадивизии были значительно слабее, нежели в соседней 8-й САД. По сути дела, в дивизии не было ни одной полноценной истребительной части: 238-й ИАП и 241-й ШАП находились в стадии формирования, а «старый» кадровый 10-й ИАП был оснащен устаревшими И-16 одной из самых первых (1935 г.) модификаций (тип 5 с мотором М-25 и двумя пулеметами) и до начала войны еще не успел завершить перевооружение на МиГ-3 (всего полк получил 23 «мига»). Довольно странным было и распределение летного состава: в 238-м ИАП, имевшем на своем вооружении 30 И-153 (не самый современный для лета 41-го года истребитель, но все же превосходящий допотопный И-16 тип 5), числилось всего 9 «летчиков, могущих выполнять боевые задачи», зато в 10-м ИАП, наполовину безоружном, было собрано по меньшей мере 50 (по другому документу – 66) летчиков. (97)

Формирующийся 241-й ШАП (командир – майор Обухов), как и большинство других «шапов» советских ВВС, был вооружен устаревшими истребителями-бипланами И-15бис, каковых до начала войны полк успел получить в количестве 27 штук. Летчиков было и того меньше – 15. Однако именно 241-й ШАП, как «стойкий оловянный солдатик», дольше всех прочих частей 7-й САД сохранял некоторую (порой – избыточную, о чем будет сказано далее) боеспособность. В первый день войны 241-й ШАП не потерял ни одного (!) самолета – ни в воздухе, ни на земле:

«Оперсводка № 1 штаб 241 ШАП, г. Елгава, к 14.00 22.6.41 г.

1. С 4.00 полк в готовности № 2 в составе 15 экипажей и 27 самолетов И-15бис.

2. К 11.20 произведено 13 самолето-вылетов на прикрытие 31 БАП (бомбардировочный полк 6-й САД, базировавшийся на том же аэродроме; судя по всему, составитель оперсводки имел в виду «прикрыть взлет», а вовсе не сопровождение бомбардировщиков. – М.С.). В 13.20 произведено 9 самолето-вылетов на прикрытие посадки 31 БАП.

3. Полк в готовности № 2 с 16.00.

Начальник штаба 241 ШАП капитан Кузьмин». (98)

В итоговой сводке штаба 7-й САД за 22 июня 1941 г. в столбце 241-й ШАП стоят прочерки по всем категориям безвозвратных и временных потерь; к исходу дня в полку по-прежнему 27 боевых самолетов и 15 экипажей. (50)

Правды ради надо отметить, что аэродром Митава (Елгава), расположенный на большом удалении (170 км) от границы, утром и днем 22 июня не подвергался сколь-нибудь сильному воздействию авиации противника, а уже во второй половине дня 241-й ШАП был по приказу командующего ВВС фронта перебазирован еще дальше – на аэродром Румбула (20 км к юго-востоку от Риги). (99) С этой площадки полк действовал в течение нескольких дней, прикрывая с воздуха столицу Латвии и выполняя разведку и патрулирование в интересах наземных войск:

«Оперсводка № 2 штаба 7 САД, лес 8 км южнее Елгава, к 7.00 24.6.41 г.

...2. 241 ШАП в период всего дня 23.6.41 в составе 13 экипажей на самолетах И-15бис действовал по прикрытию пунктов Гулбене, Рига. Произведено 59 самолето-вылетов (т.е. порядка четыре на одного летчика. – М.С.). Встреч с самолетами противника не было. Самолеты в воздух вызывались беспорядочно: по приказу штаба ВВС и 6 САД, оперативного дежурного и т.д. Имел место случай, когда по собственной инициативе всем составом самолетов атаковали свои СБ, в результате один СБ сел на брюхо...» (100)

К концу дня (оперсводка штаба полка № 05 к 22.00) 24 июня в полку все еще числилось 23 исправных самолета, а число боеготовых экипажей даже выросло (вероятно, за счет введения в строй молодых летчиков) с 15 до 17 человек. (101) Если верить составленному во второй половине июля (после вывода остатков частей 7-й САД в глубокий тыл) отчету штаба дивизии, 241-й ШАП за время боевых действий выполнил 229 самолето-вылетов, т.е. больше, чем два других истребительных полка, вместе взятые (10-й ИАП – 132 вылета, 238-й ИАП – 39 вылетов). (102). При этом потери полка, вооруженного безнадежно устаревшими (без всяких кавычек) бипланами, оказались рекордно низкими – если у всех прочих частей 7-й САД потери исчисляются десятками, то в 241-м ШАП потеряно: 3 самолета в воздушном бою, 2 уничтожено противником на аэродроме, 3 уничтожены при отступлении. (103)


238-й ИАП начало войны застало на аэродроме Паневежис. Эта точка, в районе которой кроме формирующегося истребительного полка базировались 9-й БАП, штаб ВВС фронта (а в лесу у Паневежиса – и штаб СЗФ), начиная с раннего утра 22 июня подверглась неоднократным ударам немецкой авиации. Поскольку ни до, ни после начала боевых действий командование дивизии не озаботилось перераспределением имеющегося в наличии летного состава, две трети «чаек» 238-го ИАП простояли на земле «мертвым грузом» (к концу дня это расхожее выражение приобрело особо мрачный смысл). Не многим смогли изменить ситуацию и 9 боеготовых летчиков-истребителей полка, выполнившие – если верить докладу штаба дивизии – 23 боевых вылета. Немцы без потерь отбомбились по аэродрому Паневежис, уничтожив и повредив 16 бомбардировщиков 9-го БАП. При этом сам 238-й ИАП потерял один И-153 в воздушном бою, 3 «чайки» были поломаны при посадке, от воздействия противника на земле было уничтожено 3 и повреждено 12 истребителей. (50)

Во второй половине дня полк (точнее говоря, его остатки в количестве 6 самолетов) перебазировался на аэродром Скварбай, при этом все поврежденные «чайки» навсегда остались на аэродроме Паневежис; судя по арифметике, там же было брошено и порядка 5 исправных И-153. После перебазирования в Скварбай полк теряет (возможно, здесь были бы уместны кавычки) связь со штабом дивизии; номинально 238-й ИАП был передан «в оперативное подчинение 9-му БАП», который к вечеру 22 июня находился на том же аэродроме. (100) В 2 часа ночи 23 июня командир 7-й САД, который к тому времени переместился вместе со своим штабом из Шауляя в Митаву, передает (причем весьма странным способом, через «рижский штаб» ВВС фронта) следующий приказ: «9 БАП двумя «девятками» с рассветом 23.6.41 г. уничтожает авиацию противника на аэродромах Инстербург, Гумбинен. Прикрывает 238 ИАП». (104)

Не говоря уже о том, что наличных сил 238-го ИАП едва ли хватило бы на прикрытие двух девяток бомбардировщиков, расстояние в 250 км от Скварбая до Инстербурга делало практически (именно практически, исходя из реальности использования истребителей И-153 в советских ВВС) невозможным сопровождение бомбардировщиков «чайками». Впрочем, насколько можно судить по имеющимся обрывкам информации, этот приказ в 238-м ИАП даже и не пытались выполнить. В дальнейшем в оперативных сводках 7-й САД исчезают последние упоминания о боевых действиях 238-го ИАП. К 7.00 25 июня в полку якобы остается всего один исправный И-153, однако на следующий день все 6 «чаек» 238-го ИАП покидают Литву и перелетают на аэродром Бигосово. (105)

10-й ИАП (командир – майор Деревнин) накануне войны был рассредоточен на двух аэродромах: Шауляй (базовый аэродром полка) и Немакщяй. О количестве и боеготовности «мигов» полка существуют различные сведения. Если, по довоенным сведениям, на 1 июня 1941 г. в 10-м ИАП числилось 23 МиГ-3, причем все они считались исправными, то в составленном уже после разгрома дивизии докладе командира 7-й САД общее число «мигов» сокращается до 20, из них 10 объявлены неисправными! (25), (106)

Оперсводка № 01 штаба 10-го ИАП от 13.00 22 июня рисует картину ожесточенного сражения в воздухе:

«В 4.20 девять истребителей противника Ме-109 атаковали аэродром Шауляй, обстреляли здание аэроуправления и южную опушку леса в районе лагеря... Всего противник произвел небольшими группами (2—6 самолетов) бомбардировщиков 8 налетов с общим количеством 42 самолета и 2 налета истребителей в количестве 15 самолетов. На аэродром Шауляй сброшено 30—32 бомбы. Аэродром не поврежден (подчеркнуто мной.– М.С.)...» (107)

Сразу же отметим некую странность в цифрах: 42 немецких бомбардировщика сбросили 32 бомбы? Что-то здесь не сходится, и я думаю, что воронки от бомб пересчитать все же проще, нежели невесомые следы от пролетевших в воздухе самолетов; если мое предположение верно, то аэродром в Шауляе бомбило не 42, а раз в десять меньшее число самолетов противника... Как бы то ни было, но «потери матчасти», перечисленные в Оперсводке № 01, не содержат никаких упоминаний о поврежденных или уничтоженных на земле самолетах 10-го ИАП. Всего к 13.00 в полку было выведено из строя 5 (пять) истребителей И-16: один сбит в воздушном бою, один сел на вынужденную посадку в районе Россиены, один разбит в аварии и два «имеют мелкие поломки». Вот и все. Ни один из 10 (или 23) исправных «мигов» не получил даже «мелких поломок».

При этом – если верить все той же оперсводке № 01 – летчики 10-го ИАП действовали очень активно: за 8,5 часа полк выполнил 91 самолето-вылет (в среднем три на один исправный самолет!) и провел 12—18 (так в тексте) воздушных боев. Безвозвратных потерь летного состава нет вовсе (пилот сбитого в воздушном бою «ишака» благополучно приземлился на парашюте на нашей территории). Да, ни одного вражеского самолета сбить не удалось (даже на бумаге), но учитывая состав вооружения 10-го ИАП, да и нервозную обстановку первых часов войны, это обстоятельство едва ли стоит ставить кому-то в упрек.

Все самое удивительное начинается потом. Уже вечером 22 июня в итоговой сводке штаба 7-й САД появляются 8 самолетов 10-го ИАП (тип не указан), «уничтоженных на земле безвозвратно»; сам же полк покинул аэродром в Шауляе (тот самый, который «не поврежден») и уже переместился в Платоне. (108) К шести часам вечера 23 июня (Оперсводка № 2 штаба 7-й САД) 10-й ИАП оказался в Риге, т.е. за полторы сотни километров от зоны боевых действий, при этом штаб дивизии находился даже несколько ближе к фронту, в лесу в 8 км южнее Митавы, и «связи по телефону, телеграфу с частями не имел». (109) Возможно, именно вследствие отсутствия связи штаб ВВС фронта комбрига Крупина в тот же самый час (Оперсводка № 05 к 18.00 23.6.41) предполагал, что 10-й ИАП все еще находится в Платоне, и даже поставил задачу перебазировать полк назад, ближе к фронту – на аэродром Шауляй! (110)

Ничего подобного, однако, не произошло, и полк, почему-то съежившийся до размеров одного звена, остался в Риге. В Оперсводке № 3 штаба 7-й САД от 17.00 24 июня читаем: «10 ИАП 24.6. произвел 3 самолето-вылета на разведку в районе Шилале, Вайгуба. Базируется на аэродроме Рига». (111) Оперсводка № 03 штаба 10-го ИАП от 17.00 25 июня также составлена в Риге. В документе сказано, что «32 подготовленных летчика и 34 молодых летчика не имеют самолетов», а полк в течение дня тремя И-16 произвел 6 самолето-вылетов. (112) О том, что три дня назад в полку было два десятка новейших «мигов», уж нет ни слова. Можно, конечно, предположить, что их уничтожил противник очередным налетом на очередной заснувший аэродром, но в оперсводке ничего подобного не видно. Напротив, «противник произвел 3 ночных налета на аэродром Рига группами по 3 самолета; матчасть при бомбардировке не пострадала, потерь в личном составе нет...».
   10.010.0
Это сообщение редактировалось 20.02.2012 в 13:34

Lamm

аксакал

Sanslav> Вышла очередная книга Марка Солонина "Другая хронология катастрофы 1941. Падение «сталинских соколов"
Станислав, я против термина Падение... Тяжко было. Но им влупили и вдули. И вогнали войну, откуда пришла. Ценой дорогой- да. Но однозначно и без вопросов. Против я... этой спекуляции...
   6.0.26.0.2
Sanslav>> Вышла очередная книга Марка Солонина "Другая хронология катастрофы 1941. Падение «сталинских соколов"
Lamm> Станислав, я против термина Падение... Тяжко было. Но им влупили и вдули. И вогнали войну, откуда пришла. Ценой дорогой- да. Но однозначно и без вопросов. Против я... этой спекуляции...
Мне оно тож эта терминология да еще в названии не нравится. Но я ж не книгу рекламирую, просто даю ссылку на независимый от меня источник.
Я все и про свой полк все. Чувство гордости обуевает, что в том бардаке наш полк будучи еще даже не сформированным штатно ни по матчасти, ни по личному составу, уже тогда показал свой характер и отлично проявил себя в то жуткое лето 41-го года, в то время как укомплектованные боевые штатные полки оказались не на высоте.
   10.010.0

Lamm

аксакал

Sanslav> Я все и про свой полк все. Чувство гордости обуевает, что в том бардаке наш полк будучи еще даже не сформированным штатно ни по матчасти, ни по личному составу, уже тогда показал свой характер и отлично проявил себя в то жуткое лето 41-го года, в то время как укомплектованные боевые штатные полки оказались не на высоте.

Стас, я прочитал. Я думаю, что полку просто повезло не попасть сразу под удар истребительной авиации противника. Так бывает. Дело в том, что немцы концентрировали силы на определенном направлении, а не распыляли по всему фронту. Это и только это и позволило сохранить личный состав. Случайность, счастливая для полка, а не мастерство.
   6.0.26.0.2
Sanslav>> Я все и про свой полк все. Чувство гордости обуевает, что в том бардаке наш полк будучи еще даже не сформированным штатно ни по матчасти, ни по личному составу, уже тогда показал свой характер и отлично проявил себя в то жуткое лето 41-го года, в то время как укомплектованные боевые штатные полки оказались не на высоте.
Lamm> Стас, я прочитал. Я думаю, что полку просто повезло не попасть сразу под удар истребительной авиации противника. Так бывает. Дело в том, что немцы концентрировали силы на определенном направлении, а не распыляли по всему фронту. Это и только это и позволило сохранить личный состав. Случайность, счастливая для полка, а не мастерство.
Андрей, я с тобой не соглашусь. Даже в этом источнике отмечено что командование и дивизий и полков было в полной прострации, не способно было принимать адекватные обстановке решения, часто самоустранялось, занималось фиг знает чем, но только не организацией боевого отпора. И только единицы, ЕДИНЦЫ, и среди них командир 31-го БАП Добыш и командир нашего 241-го ШАП Обухов, действовали адекватно обстановке на свой страх и риск и имеющимися силами оказывали сопротивление. Так что не надо тут списывать на "везение" и принижать заслуги полка.
   10.010.0
+
-
edit
 
Кстати, как оказалось, боеспособными оказались те полки, где командирами были летающие летчики, прошедшие Халкин Гол, Финскую или Испанию. Вот тут с таким командиром 241-му полку точно повезло
   10.010.0

Lamm

аксакал

Sanslav> Андрей, я с тобой не соглашусь. Даже в этом источнике отмечено что командование и дивизий и полков было в полной прострации, не способно было принимать адекватные обстановке решения, часто самоустранялось, занималось фиг знает чем, но только не организацией боевого отпора. И только единицы, ЕДИНЦЫ, и среди них командир 31-го БАП Добыш и командир нашего 241-го ШАП Обухов, действовали адекватно обстановке на свой страх и риск и имеющимися силами оказывали сопротивление. Так что не надо тут списывать на "везение" и принижать заслуги полка.

Станислав, молодцы, что не терялись и действовали по обстановке. Использовали то, что было и как могли и умели. Но на самолёте И-15бис. НЕВОЗМОЖНО воевать с Ме-109Е. Просто НИКАК. Потому что ты его не догонишь, не уйдёшь от него, он тебя просто будет расстреливать. Потому что скорость на уровне Юнкерса-87. Какое-то время будешь уходить от огня виражами, но инициативу не возьмёшь.
Поэтому полку повезло, что не было активных действий истребительных эскадр. Они были заняты западнее. Это и есть везение.
И если бы штурмовые действия полка были серьёзным препятствием для наземных войск, истребительные эскадры были бы вызваны. А не были, Стас, потому что 2 ШКАС калибром 7,62 вооружение и особого урона не нанесёшь.
Не могла быть высокой эффективность действий по НЦ.
   6.0.26.0.2
Lamm> Поэтому полку повезло, что не было активных действий истребительных эскадр. Они были заняты западнее. Это и есть везение.
Lamm> И если бы штурмовые действия полка были серьёзным препятствием для наземных войск, истребительные эскадры были бы вызваны. А не были, Стас, потому что 2 ШКАС калибром 7,62 вооружение и особого урона не нанесёшь.
Lamm> Не могла быть высокой эффективность действий по НЦ.
Андрей, речь совсем не о том, куда ты все сворачиваешь. Совсем не о том тут, что мог противопоставить И-152БИС МЕ-109.
Но если хочешь поговорить о том, куда свернул, то тебя послушать, так с твоих рассуждений самое правильное решение получается, что им нужно было там всем "накрыться белой простынью" и тикать безоглядно :(
А ведь такое соотношение в качественных характеристиках почти любого оружия фактически было по всему фронту от Балтики до Черного моря (те единицы современного оружия что были, были или не освоены и небоеспособны, погоды абсолютно не делали). И, тем не менее, с тем оружием, какое было на 41-й год блиц-крик мы сорвали. И сорвали именно потому, что сопротивлялись кто как и чем мог из того что имелось!
   10.010.0

Lamm

аксакал

Lamm>> Поэтому полку повезло, что не было активных действий истребительных эскадр. Они были заняты западнее. Это и есть везение.
Lamm>> И если бы штурмовые действия полка были серьёзным препятствием для наземных войск, истребительные эскадры были бы вызваны. А не были, Стас, потому что 2 ШКАС калибром 7,62 вооружение и особого урона не нанесёшь.
Lamm>> Не могла быть высокой эффективность действий по НЦ.
Sanslav> Андрей, речь совсем не о том, куда ты все сворачиваешь. Совсем не о том тут, что мог противопоставить И-152БИС МЕ-109.
Sanslav> Но если хочешь поговорить о том, куда свернул, то тебя послушать, так с твоих рассуждений самое правильное решение получается, что им нужно было там всем "накрыться белой простынью" и тикать безоглядно :(
Sanslav> А ведь такое соотношение в качественных характеристиках почти любого оружия фактически было по всему фронту от Балтики до Черного моря (те единицы современного оружия что были, были или не освоены и небоеспособны, погоды абсолютно не делали). И, тем не менее, с тем оружием, какое было на 41-й год блиц-крик мы сорвали. И сорвали именно потому, что сопротивлялись кто как и чем мог из того что имелось!

Станислав, это ты не понял. То, что данный полк сохранил матчасть и произвел № боевых вылетов и то, что другой полк был полностью разбит при этом не всегда говорит о том, что 1-й был более умелый, чем 2-й.
Есть ещё и тот факт, что на второй просто обрушилась большая мощь удара. Блицкриг сорвало и сопротивление тех, кто был раздавлен этими первыми часами и днями войны, кто потерял технику и людей. Но всё-таки на какое-то время что-то сдержал, что-то отвлёк.
Если бы этот полк оказался на острие- он бы точно также был разбит и уничтожен, вот о чём я тебе толкую. Но даже уничтожением своим всё равно отвлёк бы время и силы. Что и привело в конце концов к тому, что до зимы немцы не взяли Москву и Ленинград. Кто-то из немецких военных назвал лето и осень 41-го летом потерянных побед.
Ты опять не понял, что данному полку посчастливилось не попасть под направление главного удара.
Это не значит, что личный состав не воевал по мере сил.
   6.0.26.0.2

Lamm

аксакал

Я не спорю, я комментирую те сводки боевых действий, которые ты привел. Мне очень интересно это время. И я не раз пытался представить себе всю эту картину, как это всё происходило.
   6.0.26.0.2
Lamm> Если бы этот полк оказался на острие- он бы точно также был разбит и уничтожен, вот о чём я тебе толкую.
...
Lamm> Ты опять не понял, что данному полку посчастливилось не попасть под направление главного удара.
Андрей, ты перечитай ссылку от начала до конца. Какой на фиг главное направление 22.06.41 и главный удар в Прибалтике? Все полки ВВС ПрибОВО были примерно в одинаковом положении. И я толкую о том, что вот далеко не все полки 7-й и 6-й САД в той кутерьме и прострации смогли адекватно обстановке действовать и оказать достойное сопротивление. А ведь могли и должны были (кой кто даже по тревоге был поднят ДО начала налетов немцев). А вот 241-й смог!
И причем тут ваще твое направление гл. удара. Направление гл. удара было в Белоруссии. А тут все аэродромы ПрибОВО были в одинаковых условия. И организация адекватных действий и отпора имеющимися средствами авиаполков зависела исключительно только от адекватности действий командиров полков!!!! В тот момент, в той обстановке и в тех условиях все, понимаешь, ВСЕ зависело от адекватного исполнения командиром полка и штабом полка своих прямых обязанностей!!!!!
   10.010.0

Lamm

аксакал

Ну адекватного, так адекватного.
   6.0.26.0.2

Lamm

аксакал

И только единицы, ЕДИНЦЫ, и среди них командир 31-го БАП Добыш и командир нашего 241-го ШАП Обухов, действовали адекватно обстановке на свой страх и риск и имеющимися силами оказывали сопротивление. Так что не надо тут списывать на "везение" и принижать заслуги полка.

А вот что интересно- 31 скоростной бап был преобразован в 31 пикирующий бап, затем стал 4 гв.бап, долгие годы базировался в Черняховске, одним из первых освоил Су-24, по сей день там, переименова в 4 гв. авиабазу.
   6.0.26.0.2

Lamm

аксакал

Полк формировался в апреле 1938 года в Смоленске из нескольких отдельных эскадрилий как 31-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. Поначалу на вооружении полка состояли самолёты Р-5 и Р-6, в мае 1938 года получил первые 12 СБ.

Принимал участие в Зимней войне.

Принимал участие в Воссоединении Прибалтики с Советским Союзом (был размещён в 1940-м году, в соответствии с межправительственным договором на аэродроме г.Елгавы, в качестве авиационной базы ВВС РККА на территории буржуазной Латвии).

В составе действующей армии с 22.06.1941 по 05.09.1941 и с 09.09.1941 по 06.12.1941 года.


31 скоростной бомбардировочный авиационный полк.
На 22.06.1941 дислоцировался на аэродроме Вейноды близ Митавы, имея в составе 60 СБ, в том числе 4 неисправных. Участвовал в нанесении бомбовых ударов по колоннам противника в Прибалтике с первых дней войны. За 22.06.1941 летчики полка совершили 75 самолето-вылетов, громя колонны врага в районе Калварии и сбив 4 истребителя противника. При этом первые два вылета полк сделал впустую — не было приказа на открытие огня. 04.07.1941 производит штурмовку войск противника в районе Резекне. На 07.07.1941 полк совершил 370 боевых вылетов, и от пяти эскадрилий в нем осталось всего шесть СБ.
В конце июля-начале августа полк готовился для освободительного похода в Иран.
В конце августа 1941 года получил новые бомбардировщики Пе-2 и в сентябре переброшен на Петрозаводское направление, вошёл в состав 55-й смешанной авиационной дивизии, имея в составе 19 Пе-2, действовал в октябре-ноябре 1941 года в основном на Тихвинском направлении.
06.12.1941 преобразован в 4-й гвардейский пикирующий бомбардировочный авиационный полк, став таким образом первым бомбардировочным полком в вооружённых силах СССР, получившим гвардейское звание.
Звание было присвоено полку за действия на Ленинградском фронте в ноябре-декабре 1941 года в период оборонительной операции и контрнаступления советских войск под Тихвином.
   6.0.26.0.2

Lamm

аксакал

Вот ещё раз обращу внимание на абзац. За две недели боёв потеряно 54 бомбардировщика из 60....
90%....

На 22.06.1941 дислоцировался на аэродроме Вейноды близ Митавы, имея в составе 60 СБ, в том числе 4 неисправных. Участвовал в нанесении бомбовых ударов по колоннам противника в Прибалтике с первых дней войны. За 22.06.1941 летчики полка совершили 75 самолето-вылетов, громя колонны врага в районе Калварии и сбив 4 истребителя противника. При этом первые два вылета полк сделал впустую — не было приказа на открытие огня. 04.07.1941 производит штурмовку войск противника в районе Резекне. На 07.07.1941 полк совершил 370 боевых вылетов, и от пяти эскадрилий в нем осталось всего шесть СБ.
   6.0.26.0.2

elevon

аксакал

а я все время думал что 4 гв.бап сделали из 4 гв.иап - он там как раз в прибалтике после войны базировался
   10.0.210.0.2
1 28 29 30 31 32 33 34

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru