nvlom и Antoine молодцы, но и я без дела не сидел:
(Брук упоминал о большой статье, анонимно написанной Уайтом, и напечатанной в Таймс во время испытаний корабля на скорость.)
Крытые бронёй крейсера. (Морской сборник №09 1884.)
В газете «Times» от 6-го августа помещена статья одного корреспондента, под названием «Protected Cruisers». Автор, несомненно хорошо знакомый с делом, даёт в этой статье очень отчётливое представление о постепенных переходах в постройке крейсеров различных типов, начиная с 60-х годов и до настоящего времени, когда стали строить крейсера крытые бронёй, или так называемые protected cruisers. Статья интересна не только многими подробностями по военному судостроению, но и описанием нового крейсера Esmeralda, а потому мы приводим её в полном переводе.
До недавнего времени, пишет «корреспондент», военные суда подразделялись на две большие группы, броненосные и неброненосные суда. Введение брони произвело временный перерыв в постройке неброненосных судов больших и средних величин, а до 1866 года в Англии не было заложено ни одного судна без брони, выше корветского ранга. Действия американцев повели к перемене в Европе. Разрушительная карьера крейсера Alabama послужила поводом к проекту судов типа Wampanoag, быстроходных, тяжело вооружённых, неброненосных крейсеров, которых несколько было заложено в 1863 году и скоро выстроено к окончанию междоусобной войны. Эти суда, водоизмещением около 4000 тонн, при ходе в 16 узлов, должны были иметь большой запас угля, хорошую парусность, и тяжёлую артиллерию. Относительно огня разрывных снарядов эти суда были одинаково беззащитны как их предшественники, потому что машины, котлы и погреба для боевых запасов не имели никакой защиты, за исключением той, которая достигалась помещением их ниже ватерлинии; артиллерия же и орудийная прислуга не имели вовсе защиты. Проектированные, первоначально, как разрушители морской торговли, эти суда были в состоянии сражаться со всяким неброненосным судном, а преимущество в ходе давало им возможность уходить от броненосных судов. Некоторые начальствующие лица были склонны верить тому, что эти крейсеры могут отваживаться на бой даже с броненосными судами, на дальних дистанциях, но перевес во мнениях был решительно против такого взгляда.
Ответом Англии вызову американцев был проект быстроходного фрегата Inconstant в 1866 году, и начало, вскоре за тем, постройки быстроходных корветов Volage и Active. В промежуток времени от 1867 до 1874 года к флоту Англии было добавлено некоторое число «быстроходных неброненосных крейсеров», имевших скорость от 15 до 17 узлов и водоизмещение от 3000 до 6000 тонн. В настоящее время Англия имеет в хорошем состоянии фрегаты Inconstant и Shah, и корветы Raleigh, Boadicea, Bacchante, Euryalus, Rover, Active и Volage; все эти суда оказались положительно удачными, между тем как их первообразы типа Wampanoag или совершенно не удались, или оставлены гнить на верфях.
Французские корабельные инженеры последовали примеру Англии, когда, по окончании войны с Германией, началась серьёзная перестройка французского флота. Крейсера 1-го класса Duquesne и Tourville представляют снимки с фрегата Inconstant, а Duguay-Trouin и ему подобные очень похожи на корвет Active. Другие европейские флоты также занялись постройкой быстроходных крейсеров, но вообще ограниченных размеров. Италия имеет Christoforo Colombo и Flavio Gioja; Германия — Freya; Голландия — крейсеры типа Atjeh и Австрия — Radetzky и Laudon. Но прежде чем позднейшие из экземпляров этих классов были окончены, многие начали уже серьёзно оспаривать политику расходования очень больших денежных сумм на постройку судов без броневой защиты, и вскоре затем появились соперничающие друг с другом проекты судов умеренных размеров, хорошей скорости и сильной артиллерии, в которых жизненные части предлагалось защитить бронёю против огня разрывных снарядов.
Адмиралу Попову и русским морским начальникам принадлежит честь первого практического шага в этом направлении. Их крейсера с поясной бронёй, типа «Генерал-Адмирал», были заложены около 12-ти лет тому назад, и первое такое судно было спущено на воду в 1873 году. Умеренного водоизмещения (около 4600 тонн) и хорошо вооружённые, эти крейсера защищены у ватерлинии поясом брони от 6 до 7 дюймов толщины; пояс возвышается на несколько фут над водою, где он встречает бронированную палубу. Машины, котлы, крюйт-камеры, бомбовые погреба и рулевые приводы защищены, таким образом, от огня разрывных снарядов. Орудия с их прислугой не защищены. Скорость (14 узлов) была менее, чем у неброненосных крейсеров, с которыми они предназначены бороться, и в этом заключается серьёзный недостаток русских бронированных крейсеров. Запасы угля большие и мореходные качества очень хорошие. В английском флоте Shannon подходит ближе по величине к русским крейсерам с поясной бронёй, но он значительно сильнее по броневой защите и артиллерии, и обладает меньшей скоростью. Расположение поясной брони на Shannon'е также отличается, и его следует считать скорее броненосцем для отдалённых заграничных станций, чем крейсером. В японском флоте имеется два корвета, которые выстроены в Англии по чертежам сэра Рида, и спущены на воду в 1877—78 годах; они имеют неполную поясную броню, вообще меньше русских крейсеров и не так хорошо защищены.
Основная мысль защищать жизненные части военного судна, хотя бы при условии оставлять артиллерию неприкрытой, была выдающимся образом заявлена во время прений в английской адмиралтейской комиссии 1871 года по вопросу о проектировании военных судов. Адмиралы Эллиот и Райдер настойчиво предлагали употребление «броневой палубы» вместо толстой бортовой брони, и комиссия, в своем окончательном рапорте, обращала большое внимание на вероятные выгоды такой системы, если её совместить с другими приспособлениями, предназначенными для обеспечения плавучести и остойчивости судна, в случае повреждения его в бою.
В броненосцах с центральной цитаделью, образцом которых служит Inflexible, такая система защиты применена в оконечностях, и только три или четыре года спустя она введена на судах малых размеров. Корветы типа Comus, спущенные на воду в 1878 году, — первые экземпляры судов «частью прикрытых»; таких судов Англия имеет теперь довольно большое число на воде, начиная с крейсеров типа Leander, в 3750 тонн водоизмещения, и кончая маленькими шлюпами, в одну пятую этой величины.
Можно думать, что корветы типа Comus были проектированы в виду постройки вышеупомянутых японских корветов с частною поясною бронею. Г. Барнаби и его товарищи по кораблестроительному совету предпочли заменить бортовую броню японских корветов полуторадюймовой стальной палубой, расположенной немного ниже ватерлинии и простирающейся по длине судна над машинами, котлами и погребами для боевых запасов. Угольные ящики были также устроены с расчётом увеличить защиту жизненных частей судна. Корветы типа Comus оказались очень удачными для предназначенной им службы на отдалённых заграничных станциях. Они ходят от 13 до 14 узлов под парами, держатся порядочно под парусами, и хорошо вооружены артиллерией; но эти корветы не предназначались быть быстроходными крейсерами, и недостаточно приспособлены для этой цели. Тип крейсера Leander, напротив, предназначен именно для этой службы. Класс этот явился последствием постройки быстроходных посыльных судов, Iris и Mercury, начатых около 1875 года, и развивших беспримерную скорость в 18 узлов в полном грузу, или 18,5 в неполном.
Крейсеры типа Leander имеют водоизмещение 3750 тонн, длину 300 фут, ширину 46 фут, и, в полном грузу, вероятно достигнут скорости от 16,5 до 17 узлов. Они имеют десять 6-дюйм. орудий и 725 тонн угля при обыкновенных обстоятельствах, но могут брать угля до 1000 тонн. С хорошей парусностью они должны ходить порядочно без паров, несмотря на свои два винта. Машины и котлы прикрыты стальной палубой в 1,5 дюйма; более лёгкие листы также прикрывают погреба для боевых запасов. Угольные ящики расположены так, что увеличивают средства защиты. Четыре таких крейсера почти окончены в настоящее время, и они представят собой важное прибавление к силам английского флота. Сравнивая их с фрегатом Inconstant 1866 года, можно заметить те громадные успехи, которые сделаны менее чем в 20 лет как в военном судостроении, так и в изготовлении орудий и их установки, а также в постройке морских машин. Но ещё более заметную картину быстрых успехов по названным отраслям морского дела можно увидать при сравнении крейсеров типа Leander с другими судами более современных проектов, о которых будет сказано ниже.
Тип крейсера Leander, между прочим, послужил основанием для проектов частью прикрытых крейсеров Chicago, Boston и Atlanta, теперь строящихся для флота Соединённых Штатов. В действительности Chicago есть увеличенный Leander, с такой же защитой, но более сильной артиллерией. Он имеет водоизмещение 4500 тонн и вооружён четырьмя 8-дюйм. и десятью 6-дюйм. орудиями. Boston и Atlanta, при длине 270 фут, ширине 42 фута, и водоизмещении 3000 тонн, имеют два 8-дюйм. и шесть 6-дюйм. орудий, и защищены над машинами и котлами стальной броневой палубой в 1,5 дюйма толщины.
Эти «частью прикрытые» крейсера значительно лучше неброненосных судов, так как их жизненные части не так легко уязвимы огнём разрывных снарядов. Преимущества эти получают ещё большее значение, если вспомнить, что введение бомбических и скорострельных орудий на судах развивается очень быстро. В будущих морских сражениях действием огня разрывных снарядов будут пользоваться не только для поражения орудийной прислуги и команд на палубах, но и для повреждения и разрушения самых корпусов атакуемых судов. Можно вообразить себе уничтожение или потопление большого неброненосного судна, подобного фрегатам Inconstant или Tourville, огнём гораздо меньшего крейсера, прикрытого броневой палубой, имеющего большую скорость, и вооружённого только лёгкими орудиями и скорострельными пушками прежде, чем первое будет в состоянии нанести какой-нибудь существенный вред своему противнику. А в виду этих соображений, постройка неброненосных судов не может быть более защищаема, разве только судов маленьких и имеющих специальное назначение.
Канонерские лодки, канонерские суда (gun vessels или клипера), и суда малых размеров для минного дела можно продолжать строить без броневой защиты. Возможно впрочем, что и быстроходные клипера или крейсера типа предложенного и выстроенного заводом сэра Армстронга и К° окажутся ещё полезными для некоторых целей. Эти суда, при водоизмещении только в 1300 тонн, носят по два 25-тонных орудия с гидравлическими приспособлениями для действия оными, и несколько лёгких орудий, и, при хорошем запасе угля, достигают скорости в 16 узлов. Но, за этими исключениями, все неброненосные суда должны считаться устарелыми, и защита против разрывных снарядов является теперь совершенно необходимой.
Частное прикрытие, в свою очередь, скоро уступит место полному прикрытию, и появится новый тип военных судов, число которых будет быстро возрастать.
Под прикрытым (protected) судном в настоящее время разумеют такое, у которого прочная стальная палуба, прикрывающая жизненные части судна от огня разрывных снарядов и скорострельных пушек, простирается от форштевня до кормы, и у которого машины, котлы, паровые трубы, рулевой привод и другие важные части помещаются под прикрытием сказанной палубы. У различных судов броневая палуба и верхние надстройки размещаются неодинаково. Polyphemus можно считать прикрытым бронёй судном, но на нём нет жилой части над так называемой черепашьей спиной, и боевое вооружение состоит из мин и нескольких скорострельных пушек. В действительности Polyphemus и стоит одиноким образцом, и вероятно таковым останется. Но вслед за проектом этого судна были составлены чертежи судов такого типа, который был бы вполне мореходным, хорошо вооружён артиллерией и минами, и хорошо защищён прочной стальной палубой. Как и следовало ожидать, новые проекты были представлены независимо и одновременно разными лицами, но первое практическое осуществление вполне прикрытого судна явилось в крейсере Esmeralda, проектированном и выстроенном для чилийского флота фирмой "сэр Армстронг, Митчел и К°". Этот крейсер был заложен два года тому назад, и только теперь окончены вполне успешные испытания его машин и артиллерии, при сдаче его комиссии, назначенной чилийским правительством с целью наблюдения за его постройкой.
Esmeralda — судно умеренной величины. Его размерения очень близки к корветам Volage и Active. Длина 270 фут., ширина 42 фута, и водоизмещение 3000 тонн. Стальная палуба простирается по всей длине судна; кроме того, защита жизненных частей судна усилена угольными ящиками над броневой палубой, и под главной или жилой палубой. Корпус стальной, и разделён на множество непроницаемых для воды отделений. Форштевень оканчивается шпироном, который скреплён с передней оконечностью броневой палубы. Машина состоит из двух независимых горизонтальных механизмов, расположенных под броневой палубой. Четыре паровых котла, с двумя топками в каждом из их концов, а равно все паровые трубы также помещаются под стальной палубой. Машины изготовлены на заводе Р. и В. Гоуторна, и на пробе дали самые удовлетворительные результаты. В машинах весьма много существенных нововведений, и, между прочим, имеются приспособления для действия машинами при искусственной тяге, когда требуется наибольшая скорость хода; впрочем, и при естественной тяге получается очень большая скорость хода.
Артиллерия крейсера Esmeralda чрезвычайно тяжёлая, принимая в соображение малую величину судна; вся установка орудий сделана по наиболее совершенным образцам. Все орудия верхней палубы приходятся на высоте от 15 до 16 фут над водой. Носовое погонное орудие, 10-дюймовое завода Армстронга, весит 25 тонн, и заряжается сзади; при заряде в 230 англ. фунт. (254 р. ф.), снаряд в 450 англ. фунт. (498 р. ф.) может, около дула, пробивать железную броневую плиту в 21 дюйм толщины. Орудие это поставлено на центральном поворотном станке, с гидравлическими приспособлениями для действия и поворотов орудия, а также для подъёма боевых запасов из крюйткамеры и погребов, и для заряжания. Непрерывный обстрел орудия по горизонту составляет 240°, по 120 градусов в обе стороны от линии киля. Такое же 10-дюйм. орудие поставлено в корме, с такими же углами обстрела. На задней оконечности платформы каждого орудия имеется стальной щит, который охраняет комендора от огня штуцеров и скорострельных пушек, и из-за этого щита комендор может следить за поворотами орудия и производить выстрел. Около казённой части каждого орудия также устроены прочные и неуязвимые для скорострельных пушек коробки, внутри которых производятся, под прикрытием, все приёмы заряжания орудия. Последнее может быть исполнено и вручную.
В средней части судна размещено шесть с казны заряжающихся 6-дюйм. орудий Армстронга, по три у каждого борта. Орудия эти также стоят на центральных поворотных станках новейшего образца, расположенных на полукруговых площадках, выступающих за бортом; таким образом обеспечивается горизонтальный обстрел в 130° для каждого орудия. На передних частях станков укреплены прочные стальные щиты, охраняющие орудийную прислугу от огня штуцерного и скорострельных пушек.
На оконечностях мостика поставлено по одной 6-фунтовой скорострельной пушке завода Армстронга, и на сетках поставлены ещё пушки Гатлинга и Гочкисса (число тех и других не упомянуто).
Мачт на крейсере две, и на них боевые марсы, с которых можно действовать скорострельными пушками. Особенного внимания заслуживает то обстоятельство, что на крейсере Esmeralda все люди, которые действуют малокалиберными пушками, защищены стальными решётками, и что вспомогательной артиллерией можно безопасно пользоваться одновременно с главной; к тому же, установка орудий позволяет иметь для действия каждым орудием очень ограниченное число прислуги, которая, как выше объяснено, находится за хорошим прикрытием.
Над штурманской рубкой поставлена башня, непробиваемая снарядами скорострельных пушек; изнутри башни можно управлять крейсером как во время боя, так и при обыкновенных обстоятельствах. Рулевой привод гидравлический, системы завода сэра Армстронга; источник силы для рулевого привода тот же, что для действия орудиями. Ручной привод к рулю также имеется.
Все подробности устройства приспособлений по части управления судном и орудиями были предметом самых серьёзных обсуждений, так как преследовалась общая цель — уменьшить число команды, по возможности менее подвергать её действию неприятельских выстрелов, и защитить заряды пороха от огня штуцеров и скорострельных пушек. Конечно, в данном случае было легче всё это устроить, так как одна и та же фирма строила судно и изготовляла орудия; этим устранены были столь обычные переделки, производимые очень часто, когда интересы заводчиков расходятся.
Главная палуба, на высоте около 4,5 фут от воды, предназначена для офицерских кают и для жилья команды; для этой цели палуба просторна и хорошо приспособлена. На этой же палубе передаются боевые запасы для 6-дюйм. орудий, к которым заряды и снаряды подаются просто вручную. Между главной палубой и броневой устроены угольные ящики, которые, вместе с ямами ниже броневой палубы, вмещают в совокупности около 600 тонн угля, достаточного на плавание в 6000 миль по 10 узлов, или 8000 миль по 8 узлов.
В боевом отношении снабжение крейсера возможно полное. Имеется большой электрический фонарь для освещения горизонта, а также электрическое освещение внутри судна. Когда крейсер ходил на пробу 15-го июля (н. ст.), то он был в полном грузу, с порохом, провизией и проч. На пробе присутствовало три члена адмиралтейств-совета — адмирал Брандреш, контролёр флота, адмирал сэр Ричардс и г. Рендел. Последний особенно интересовался испытаниями, так как он составлял чертежи крейсера и наблюдал за его постройкой до оставления фирмы Армстронга и перехода на службу в адмиралтейство. Кроме того присутствовали: начальник морской артиллерии, капитан Хопкинс, и многие представители кораблестроительного и механического отделения адмиралтейства. Со стороны чилийского правительства на крейсере находилась приёмная комиссия под председательством капитана Линча. Также присутствовали на пробе представители иностранных флотов, включая итальянского и японского. Испытания для определения скорости производились при искусственной тяге на протяжении 11-ти морских миль, от устья р. Тайн до Ньюбиггена. Первый переход дал скорость в 18,11 узла, и второй 18,45 узла; среднее 18,28 узла. Во всё время испытания полным ходом машина действовала без малейшей задержки; пару было достаточно, и тяга в кочегарных умеренная. При всех скоростях замечено полное отсутствие сотрясений, и движение судна в воде не сопровождалось никакими особыми волнами, столь обычными при испытаниях броненосцев. Скорость хода признана очень большой по сравнению с величиной судна, и принимая в соображение то обстоятельство, что крейсер находился в полном грузу.
Можно с уверенностью сказать, что в данное время Esmeralda самый быстроходный крейсер. Посыльное судно Iris, будучи в полном грузу, развило скорость около 18 узлов. Но надолго ли Esmeralda сохранит за собой первенство в скорости — предсказать очень трудно ввиду быстрых успехов в военном судостроении. Поворотливость крейсера также испытывали при различных скоростях, и оказалось, что судно слушается руля превосходно, как при гидравлическом приводе, так и при ручном.
В заключение был произведён ряд выстрелов из каждого орудия, батарейными зарядами, для определения прочности как установки орудий, так и смежных с орудиями частей судна. Всё обошлось благополучно, и ни одна заклепка не тронулась даже при стрельбе из 10-дюйм. орудий.
Сравнивая крейсер Esmeralda с корветами Volage и Active той же величины, но проектированными около 18 лет тому назад, автор замечает между ними следующую громадную разницу. На крейсере Esmeralda гораздо сильнее артиллерия, имеется броневая палуба, и скорость на три узла более. С другой стороны, корвет Volage имеет деревянную обшивку, покрытую медными листами, и хорошую парусность, между тем как Esmeralda не имеет обшивки, и только лёгкий рангоут. Но как боевая машина, крейсер Esmeralda, несравненно сильнее не только корвета Volage, но и фрегатов Inconstant и Shah, крейсеров типа Leander и недавно заложенного Chicago, которые имеют на 50% большее водоизмещение.
Тип крытого бронёй крейсера, первым готовым образцом которого является Esmeralda, сразу завоевал себе сторонников. Фирма Армстронга, Митчеля и К° строит и вскоре окончит для итальянского флота крейсер Giovanni Bausan, который очень похож на крейсер Esmeralda, только имеет несколько большие размеры. Кроме того, фирмой недавно заложены два крейсера больших размеров, с сильнейшей артиллерией, более толстой броневой палубой и большей скорости; эти крейсеры строятся по чертежам г. Уайта, по заказу японского правительства.
В Италии также идёт постройка двух судов по образцу Giovanni Bausan; во Франции недавно спущен крейсер Sfax с броневой палубой, а в Англии, на казённых верфях, строится сразу четыре крейсера типа Mersey, также крытых броневой палубой.
Мнения могут быть различны относительно особенностей военных судов этого класса. Можно спорить о наиболее выгодном для них артиллерийском вооружении, о расположении и толщине броневых палуб, о парусности и других частных подробностях. Некоторые могут считать эти суда годными для замены броненосцев, другие могут принимать их только как суда вспомогательные броненосным судам. Но всякий согласится, что, принимая во внимание их умеренные размеры, большую скорость хода, сильные средства обороны и наступления, большие запасы угля и хорошие морские качества, эти крейсеры пригодны для самой разнообразной службы, и должны умножаться. Это особенно верно по отношению к английскому флоту, в котором существует большая потребность в быстроходных крейсерах для охраны торговли и общей морской службы. Короче сказать, крытый бронёй крейсер должен играть в современном флоте роль фрегатов во флотах дней минувших.
Итальянский крейсер Giovanni Bausan. (Морской сборник №07 1885.)
По сведениям газеты Times, новый итальянский крейсер Giovanni Bausan, состоящий под командой Его Высочества герцога Генуэзского, должен был, уже совсем готовый, выйти из Англии в Италию в конце мая месяца.
Крейсер выстроен на верфи сэра Армстронга, Митчеля и К°, на р. Тайн, и вообще имеет сходство с крейсером Esmeralda, выстроенным на той же верфи для чилийского флота, в 1884 году. Чертежи крейсера составлены г. Ренделем, служащим теперь гражданским лордом английского адмиралтейства. Размерения корпуса следующие:
Длина 280 фут. 0 дюйм. Ширина 42 фут. 0 дюйм. Углубление18 фут. 6 дюйм. Водоизмещение около 3100 тонн.
Таким образом, Bausan на 10 фут длиннее и приблизительно на 150 тонн тяжелее чилийского крейсера. Увеличение размеров позволило положить более толстую палубную броню над машинами, котлами, погребами для боевых запасов, и над рулевым аппаратом; кроме того, введено сильное минное вооружение. Броневая палуба в 1,5 дюйма толщиной, расположена вся под водой, и служит основанием для главных угольных ящиков. Для увеличения остойчивости и плавучести, по бортам, у ватерлинии, сделаны клетчатые коридоры, наполненные пробкой.
Артиллерия состоит из 25-ти тонных 10-дюймовых орудий, заряжаемых с казны и поставленных в носу и в корме, с гидравлическими приспособлениями для их действия и заряжания; шесть 4-х тонных 6-ти дюймовых орудий установлены по бортам, на станках Альбини с центральными поворотными штырями. Кроме того, на палубе стоят две 6-ти фунтовые скорострельные пушки завода Армстронга, и несколько пушек Норденфельта и Гочкисса. По одной скорострельной пушке поставлено в вращающихся башнях на марсах, где прислуга защищена от огня скорострельной артиллерии. Подобная же защита в виде толстых стальных щитов, имеется и для прислуги больших орудий крейсера и для капитанской боевой рубки.
По минной части имеется один подводный аппарат в носу, ниже тарана, и два надводных, на палубе, также в носовой части. Гидравлические аппараты поставлены не только для действия большими орудиями, но и для рулевого привода и для подъёма больших шлюпок и вообще значительных тяжестей.
Машина и котлы изготовлены на заводе Гоуторна. На официальной пробе, произведённой 9-го мая (н. ст.), под наблюдением комиссии итальянских офицеров, крейсер Bausan ходил, в продолжении полных шести часов при действии искусственной тяги, тогда как по правилам английского адмиралтейства полагается для такой тяги только 4 часа на больших судах и 3 часа на миноносках. Во время испытания машины делали средним числом 116,5 оборотов; число индикаторных сил было более 6000, и средняя скорость хода 17,5 узлов.
По образцу Giovanni Bausan, в Италии строится одновременно три крейсера. Etna, Vesuvius, и Stromboli.
Новые японские крейсера. (Морской сборник №11 1885.)
В майской хронике текущего года было сообщено о постройке на верфи Армстронга, Митчеля и К° двух японских крейсеров. Из них Naniva-Kan был спущен на воду 18-го марта (н. ст.), а второй, по имени Takachiko-Kan, спущен 16-го мая. Второй крейсер, подобно первому, имеет следующие размерения: Длина 300 фут. 0 д. Ширина 45 фут. 11 д. Среднее углубление 18 фут.2 д. Водоизмещение 3600 тонн.
Машина двухвинтовая, завода Гоуторн, в 7500 индикаторных сил, должна развить скорость хода от 18 до 18,5 узлов. Артиллерия заказана Армстронгу, и состоит из двух 10,25 дюйм. 28-тонных и шести 6-дюймовых 5-ти тонных орудий, а также из двенадцати скорострельных пушек на палубе и четырёх на марсах. Минных аппаратов будет четыре, один в носу, один в корме и по одному у каждого борта.
В нынешнем же году, 31-го марта, с казённой верфи в Иокоске спущен на воду крейсер смешанной конструкции, следующих размерений:
Длина между перпендикулярами 208 фут. 0 дюйм. Наибольшая ширина 34 фут. 11 дюйм. Глубина трюма 23 фут. 0 дюйм. Углубление 15 фут. 0 дюйм. Водоизмещение 1476 тонн.
Машина горизонтальная, смешанной системы, в 1600индикаторных сил. Ожидаемая скорость от 12 до 13 узлов. Артиллерия — два 26 см. орудия Круппа и пять 12 см.орудий, не считая некоторого числа картечниц. Минные аппараты у каждого борта. Офицеров и команды 249 человек.
(«Times»)
p.s. Это всё, что я нашёл в доступных сейчас "Морских Сборниках".