[image]

Чилийский крейсер "Эсмеральда" (японский "Идзуми") новая эпоха крейсеростроения

С.О.Макаров назвал его "Идеальная боевая машина"
 
1 18 19 20 21 22 26
+
+1
-
edit
 

ironclad

втянувшийся

nvlom> А я был прав.
Что сказать... Ошиблись. А фото потрясающе информативное - не только кили, ещё барбет, "балкон", угольные лацпорты по борту, винты, рули, шлюпки, дефлекторы...

nvlom> Насладившись...
Только начал писать хвалебную речь, а тут... :D
   
+
+7
-
edit
 
+
+5
-
edit
 

nvlom

втянувшийся

Забыл убрать галочку уменьшения размера, повторяю:
   
+
-
edit
 

ironclad

втянувшийся

...а тут...
...ещё фотографии.
nvlom! Большое Спасибо! Бесценные снимки, не перечислить, сколько всего проясняется.
   
+
-
edit
 

nvlom

втянувшийся

по Эсмеральде 5 шт. вообще в 3 ночи после долгого поиска надыбал, не соображая что они большого размера, скачал и пошел спать. Теперь не помню где нашел.
   

IBeRUS

аксакал
★★
nvlom> по Эсмеральде 5 шт. вообще в 3 ночи после долгого поиска надыбал, не соображая что они большого размера, скачал и пошел спать. Теперь не помню где нашел.

Блин,жалко-то как!Но ничего,я думаю,все равно найдутся - ведь район поисков известен,желаю успеха!Даже то,что уже появилось - просто колоссальное достижение,в сравнении с тем,чем мы располагали в начале нашего исследования.
(мое письмо в "личку" получил?)
   8.08.0
+
+4
-
edit
 

Antoine

втянувшийся

nvlom> по Эсмеральде 5 шт.
На самом деле, 7. Она там проходит как Esmerelda.
nvlom> Теперь не помню где нашел.
Northumberland County Council Archive (Northumberland County Council Archive Homepage)
   
+
-
edit
 

IBeRUS

аксакал
★★
Antoine> На самом деле, 7. Она там проходит как Esmerelda.

Спасибо,но почему-то у меня показывает только 6 фотографий :eek:
Прикреплённые файлы:
Безымянный.jpg (скачать) [1276x916, 204 кБ]
 
 
   8.08.0
+
+4
-
edit
 

Antoine

втянувшийся

IBeRUS> Спасибо,но почему-то у меня показывает только 6 фотографий :eek:
Еще одна фотография (весьма известная) подписана так: square-rigged schoolship in River Tyne, full ceremony of sailors and paddle steamers.

   
+
-
edit
 

ironclad

втянувшийся

Антуану +1 в Репутацию!
Прикреплённые файлы:
Нанива 8.jpg (скачать) [640x480, 55 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 25.01.2012 в 01:50
RU ironclad #25.01.2012 01:44  @ironclad#25.01.2012 01:42
+
-
edit
 

ironclad

втянувшийся

Фото.
Прикреплённые файлы:
Нанива 01.jpg (скачать) [785x566, 50 кБ]
 
Нанива 02.jpg (скачать) [787x566, 53 кБ]
 
 
   

nvlom

втянувшийся

Northumberland County Council Archive (Northumberland County Council Archive Homepage)
 

спасибо это то. Только зашел я туда как то, через заднее крыльцо.
   
+
+4
-
edit
 

ironclad

втянувшийся

nvlom и Antoine молодцы, но и я без дела не сидел:

(Брук упоминал о большой статье, анонимно написанной Уайтом, и напечатанной в Таймс во время испытаний корабля на скорость.)
Крытые бронёй крейсера. (Морской сборник №09 1884.)
В газете «Times» от 6-го августа помещена статья одного корреспондента, под названием «Protected Cruisers». Автор, несомненно хорошо знакомый с делом, даёт в этой статье очень отчётливое представление о постепенных переходах в постройке крейсеров различных типов, начиная с 60-х годов и до настоящего времени, когда стали строить крейсера крытые бронёй, или так называемые protected cruisers. Статья интересна не только многими подробностями по военному судостроению, но и описанием нового крейсера Esmeralda, а потому мы приводим её в полном переводе.
До недавнего времени, пишет «корреспондент», военные суда подразделялись на две большие группы, броненосные и неброненосные суда. Введение брони произвело временный перерыв в постройке неброненосных судов больших и средних величин, а до 1866 года в Англии не было заложено ни одного судна без брони, выше корветского ранга. Действия американцев повели к перемене в Европе. Разрушительная карьера крейсера Alabama послужила поводом к проекту судов типа Wampanoag, быстроходных, тяжело вооружённых, неброненосных крейсеров, которых несколько было заложено в 1863 году и скоро выстроено к окончанию междоусобной войны. Эти суда, водоизмещением около 4000 тонн, при ходе в 16 узлов, должны были иметь большой запас угля, хорошую парусность, и тяжёлую артиллерию. Относительно огня разрывных снарядов эти суда были одинаково беззащитны как их предшественники, потому что машины, котлы и погреба для боевых запасов не имели никакой защиты, за исключением той, которая достигалась помещением их ниже ватерлинии; артиллерия же и орудийная прислуга не имели вовсе защиты. Проектированные, первоначально, как разрушители морской торговли, эти суда были в состоянии сражаться со всяким неброненосным судном, а преимущество в ходе давало им возможность уходить от броненосных судов. Некоторые начальствующие лица были склонны верить тому, что эти крейсеры могут отваживаться на бой даже с броненосными судами, на дальних дистанциях, но перевес во мнениях был решительно против такого взгляда.
Ответом Англии вызову американцев был проект быстроходного фрегата Inconstant в 1866 году, и начало, вскоре за тем, постройки быстроходных корветов Volage и Active. В промежуток времени от 1867 до 1874 года к флоту Англии было добавлено некоторое число «быстроходных неброненосных крейсеров», имевших скорость от 15 до 17 узлов и водоизмещение от 3000 до 6000 тонн. В настоящее время Англия имеет в хорошем состоянии фрегаты Inconstant и Shah, и корветы Raleigh, Boadicea, Bacchante, Euryalus, Rover, Active и Volage; все эти суда оказались положительно удачными, между тем как их первообразы типа Wampanoag или совершенно не удались, или оставлены гнить на верфях.
Французские корабельные инженеры последовали примеру Англии, когда, по окончании войны с Германией, началась серьёзная перестройка французского флота. Крейсера 1-го класса Duquesne и Tourville представляют снимки с фрегата Inconstant, а Duguay-Trouin и ему подобные очень похожи на корвет Active. Другие европейские флоты также занялись постройкой быстроходных крейсеров, но вообще ограниченных размеров. Италия имеет Christoforo Colombo и Flavio Gioja; Германия — Freya; Голландия — крейсеры типа Atjeh и Австрия — Radetzky и Laudon. Но прежде чем позднейшие из экземпляров этих классов были окончены, многие начали уже серьёзно оспаривать политику расходования очень больших денежных сумм на постройку судов без броневой защиты, и вскоре затем появились соперничающие друг с другом проекты судов умеренных размеров, хорошей скорости и сильной артиллерии, в которых жизненные части предлагалось защитить бронёю против огня разрывных снарядов.
Адмиралу Попову и русским морским начальникам принадлежит честь первого практического шага в этом направлении. Их крейсера с поясной бронёй, типа «Генерал-Адмирал», были заложены около 12-ти лет тому назад, и первое такое судно было спущено на воду в 1873 году. Умеренного водоизмещения (около 4600 тонн) и хорошо вооружённые, эти крейсера защищены у ватерлинии поясом брони от 6 до 7 дюймов толщины; пояс возвышается на несколько фут над водою, где он встречает бронированную палубу. Машины, котлы, крюйт-камеры, бомбовые погреба и рулевые приводы защищены, таким образом, от огня разрывных снарядов. Орудия с их прислугой не защищены. Скорость (14 узлов) была менее, чем у неброненосных крейсеров, с которыми они предназначены бороться, и в этом заключается серьёзный недостаток русских бронированных крейсеров. Запасы угля большие и мореходные качества очень хорошие. В английском флоте Shannon подходит ближе по величине к русским крейсерам с поясной бронёй, но он значительно сильнее по броневой защите и артиллерии, и обладает меньшей скоростью. Расположение поясной брони на Shannon'е также отличается, и его следует считать скорее броненосцем для отдалённых заграничных станций, чем крейсером. В японском флоте имеется два корвета, которые выстроены в Англии по чертежам сэра Рида, и спущены на воду в 1877—78 годах; они имеют неполную поясную броню, вообще меньше русских крейсеров и не так хорошо защищены.
Основная мысль защищать жизненные части военного судна, хотя бы при условии оставлять артиллерию неприкрытой, была выдающимся образом заявлена во время прений в английской адмиралтейской комиссии 1871 года по вопросу о проектировании военных судов. Адмиралы Эллиот и Райдер настойчиво предлагали употребление «броневой палубы» вместо толстой бортовой брони, и комиссия, в своем окончательном рапорте, обращала большое внимание на вероятные выгоды такой системы, если её совместить с другими приспособлениями, предназначенными для обеспечения плавучести и остойчивости судна, в случае повреждения его в бою.
В броненосцах с центральной цитаделью, образцом которых служит Inflexible, такая система защиты применена в оконечностях, и только три или четыре года спустя она введена на судах малых размеров. Корветы типа Comus, спущенные на воду в 1878 году, — первые экземпляры судов «частью прикрытых»; таких судов Англия имеет теперь довольно большое число на воде, начиная с крейсеров типа Leander, в 3750 тонн водоизмещения, и кончая маленькими шлюпами, в одну пятую этой величины.
Можно думать, что корветы типа Comus были проектированы в виду постройки вышеупомянутых японских корветов с частною поясною бронею. Г. Барнаби и его товарищи по кораблестроительному совету предпочли заменить бортовую броню японских корветов полуторадюймовой стальной палубой, расположенной немного ниже ватерлинии и простирающейся по длине судна над машинами, котлами и погребами для боевых запасов. Угольные ящики были также устроены с расчётом увеличить защиту жизненных частей судна. Корветы типа Comus оказались очень удачными для предназначенной им службы на отдалённых заграничных станциях. Они ходят от 13 до 14 узлов под парами, держатся порядочно под парусами, и хорошо вооружены артиллерией; но эти корветы не предназначались быть быстроходными крейсерами, и недостаточно приспособлены для этой цели. Тип крейсера Leander, напротив, предназначен именно для этой службы. Класс этот явился последствием постройки быстроходных посыльных судов, Iris и Mercury, начатых около 1875 года, и развивших беспримерную скорость в 18 узлов в полном грузу, или 18,5 в неполном.
Крейсеры типа Leander имеют водоизмещение 3750 тонн, длину 300 фут, ширину 46 фут, и, в полном грузу, вероятно достигнут скорости от 16,5 до 17 узлов. Они имеют десять 6-дюйм. орудий и 725 тонн угля при обыкновенных обстоятельствах, но могут брать угля до 1000 тонн. С хорошей парусностью они должны ходить порядочно без паров, несмотря на свои два винта. Машины и котлы прикрыты стальной палубой в 1,5 дюйма; более лёгкие листы также прикрывают погреба для боевых запасов. Угольные ящики расположены так, что увеличивают средства защиты. Четыре таких крейсера почти окончены в настоящее время, и они представят собой важное прибавление к силам английского флота. Сравнивая их с фрегатом Inconstant 1866 года, можно заметить те громадные успехи, которые сделаны менее чем в 20 лет как в военном судостроении, так и в изготовлении орудий и их установки, а также в постройке морских машин. Но ещё более заметную картину быстрых успехов по названным отраслям морского дела можно увидать при сравнении крейсеров типа Leander с другими судами более современных проектов, о которых будет сказано ниже.
Тип крейсера Leander, между прочим, послужил основанием для проектов частью прикрытых крейсеров Chicago, Boston и Atlanta, теперь строящихся для флота Соединённых Штатов. В действительности Chicago есть увеличенный Leander, с такой же защитой, но более сильной артиллерией. Он имеет водоизмещение 4500 тонн и вооружён четырьмя 8-дюйм. и десятью 6-дюйм. орудиями. Boston и Atlanta, при длине 270 фут, ширине 42 фута, и водоизмещении 3000 тонн, имеют два 8-дюйм. и шесть 6-дюйм. орудий, и защищены над машинами и котлами стальной броневой палубой в 1,5 дюйма толщины.
Эти «частью прикрытые» крейсера значительно лучше неброненосных судов, так как их жизненные части не так легко уязвимы огнём разрывных снарядов. Преимущества эти получают ещё большее значение, если вспомнить, что введение бомбических и скорострельных орудий на судах развивается очень быстро. В будущих морских сражениях действием огня разрывных снарядов будут пользоваться не только для поражения орудийной прислуги и команд на палубах, но и для повреждения и разрушения самых корпусов атакуемых судов. Можно вообразить себе уничтожение или потопление большого неброненосного судна, подобного фрегатам Inconstant или Tourville, огнём гораздо меньшего крейсера, прикрытого броневой палубой, имеющего большую скорость, и вооружённого только лёгкими орудиями и скорострельными пушками прежде, чем первое будет в состоянии нанести какой-нибудь существенный вред своему противнику. А в виду этих соображений, постройка неброненосных судов не может быть более защищаема, разве только судов маленьких и имеющих специальное назначение.
Канонерские лодки, канонерские суда (gun vessels или клипера), и суда малых размеров для минного дела можно продолжать строить без броневой защиты. Возможно впрочем, что и быстроходные клипера или крейсера типа предложенного и выстроенного заводом сэра Армстронга и К° окажутся ещё полезными для некоторых целей. Эти суда, при водоизмещении только в 1300 тонн, носят по два 25-тонных орудия с гидравлическими приспособлениями для действия оными, и несколько лёгких орудий, и, при хорошем запасе угля, достигают скорости в 16 узлов. Но, за этими исключениями, все неброненосные суда должны считаться устарелыми, и защита против разрывных снарядов является теперь совершенно необходимой.
Частное прикрытие, в свою очередь, скоро уступит место полному прикрытию, и появится новый тип военных судов, число которых будет быстро возрастать.
Под прикрытым (protected) судном в настоящее время разумеют такое, у которого прочная стальная палуба, прикрывающая жизненные части судна от огня разрывных снарядов и скорострельных пушек, простирается от форштевня до кормы, и у которого машины, котлы, паровые трубы, рулевой привод и другие важные части помещаются под прикрытием сказанной палубы. У различных судов броневая палуба и верхние надстройки размещаются неодинаково. Polyphemus можно считать прикрытым бронёй судном, но на нём нет жилой части над так называемой черепашьей спиной, и боевое вооружение состоит из мин и нескольких скорострельных пушек. В действительности Polyphemus и стоит одиноким образцом, и вероятно таковым останется. Но вслед за проектом этого судна были составлены чертежи судов такого типа, который был бы вполне мореходным, хорошо вооружён артиллерией и минами, и хорошо защищён прочной стальной палубой. Как и следовало ожидать, новые проекты были представлены независимо и одновременно разными лицами, но первое практическое осуществление вполне прикрытого судна явилось в крейсере Esmeralda, проектированном и выстроенном для чилийского флота фирмой "сэр Армстронг, Митчел и К°". Этот крейсер был заложен два года тому назад, и только теперь окончены вполне успешные испытания его машин и артиллерии, при сдаче его комиссии, назначенной чилийским правительством с целью наблюдения за его постройкой.
Esmeralda — судно умеренной величины. Его размерения очень близки к корветам Volage и Active. Длина 270 фут., ширина 42 фута, и водоизмещение 3000 тонн. Стальная палуба простирается по всей длине судна; кроме того, защита жизненных частей судна усилена угольными ящиками над броневой палубой, и под главной или жилой палубой. Корпус стальной, и разделён на множество непроницаемых для воды отделений. Форштевень оканчивается шпироном, который скреплён с передней оконечностью броневой палубы. Машина состоит из двух независимых горизонтальных механизмов, расположенных под броневой палубой. Четыре паровых котла, с двумя топками в каждом из их концов, а равно все паровые трубы также помещаются под стальной палубой. Машины изготовлены на заводе Р. и В. Гоуторна, и на пробе дали самые удовлетворительные результаты. В машинах весьма много существенных нововведений, и, между прочим, имеются приспособления для действия машинами при искусственной тяге, когда требуется наибольшая скорость хода; впрочем, и при естественной тяге получается очень большая скорость хода.
Артиллерия крейсера Esmeralda чрезвычайно тяжёлая, принимая в соображение малую величину судна; вся установка орудий сделана по наиболее совершенным образцам. Все орудия верхней палубы приходятся на высоте от 15 до 16 фут над водой. Носовое погонное орудие, 10-дюймовое завода Армстронга, весит 25 тонн, и заряжается сзади; при заряде в 230 англ. фунт. (254 р. ф.), снаряд в 450 англ. фунт. (498 р. ф.) может, около дула, пробивать железную броневую плиту в 21 дюйм толщины. Орудие это поставлено на центральном поворотном станке, с гидравлическими приспособлениями для действия и поворотов орудия, а также для подъёма боевых запасов из крюйткамеры и погребов, и для заряжания. Непрерывный обстрел орудия по горизонту составляет 240°, по 120 градусов в обе стороны от линии киля. Такое же 10-дюйм. орудие поставлено в корме, с такими же углами обстрела. На задней оконечности платформы каждого орудия имеется стальной щит, который охраняет комендора от огня штуцеров и скорострельных пушек, и из-за этого щита комендор может следить за поворотами орудия и производить выстрел. Около казённой части каждого орудия также устроены прочные и неуязвимые для скорострельных пушек коробки, внутри которых производятся, под прикрытием, все приёмы заряжания орудия. Последнее может быть исполнено и вручную.
В средней части судна размещено шесть с казны заряжающихся 6-дюйм. орудий Армстронга, по три у каждого борта. Орудия эти также стоят на центральных поворотных станках новейшего образца, расположенных на полукруговых площадках, выступающих за бортом; таким образом обеспечивается горизонтальный обстрел в 130° для каждого орудия. На передних частях станков укреплены прочные стальные щиты, охраняющие орудийную прислугу от огня штуцерного и скорострельных пушек.
На оконечностях мостика поставлено по одной 6-фунтовой скорострельной пушке завода Армстронга, и на сетках поставлены ещё пушки Гатлинга и Гочкисса (число тех и других не упомянуто).
Мачт на крейсере две, и на них боевые марсы, с которых можно действовать скорострельными пушками. Особенного внимания заслуживает то обстоятельство, что на крейсере Esmeralda все люди, которые действуют малокалиберными пушками, защищены стальными решётками, и что вспомогательной артиллерией можно безопасно пользоваться одновременно с главной; к тому же, установка орудий позволяет иметь для действия каждым орудием очень ограниченное число прислуги, которая, как выше объяснено, находится за хорошим прикрытием.
Над штурманской рубкой поставлена башня, непробиваемая снарядами скорострельных пушек; изнутри башни можно управлять крейсером как во время боя, так и при обыкновенных обстоятельствах. Рулевой привод гидравлический, системы завода сэра Армстронга; источник силы для рулевого привода тот же, что для действия орудиями. Ручной привод к рулю также имеется.
Все подробности устройства приспособлений по части управления судном и орудиями были предметом самых серьёзных обсуждений, так как преследовалась общая цель — уменьшить число команды, по возможности менее подвергать её действию неприятельских выстрелов, и защитить заряды пороха от огня штуцеров и скорострельных пушек. Конечно, в данном случае было легче всё это устроить, так как одна и та же фирма строила судно и изготовляла орудия; этим устранены были столь обычные переделки, производимые очень часто, когда интересы заводчиков расходятся.
Главная палуба, на высоте около 4,5 фут от воды, предназначена для офицерских кают и для жилья команды; для этой цели палуба просторна и хорошо приспособлена. На этой же палубе передаются боевые запасы для 6-дюйм. орудий, к которым заряды и снаряды подаются просто вручную. Между главной палубой и броневой устроены угольные ящики, которые, вместе с ямами ниже броневой палубы, вмещают в совокупности около 600 тонн угля, достаточного на плавание в 6000 миль по 10 узлов, или 8000 миль по 8 узлов.
В боевом отношении снабжение крейсера возможно полное. Имеется большой электрический фонарь для освещения горизонта, а также электрическое освещение внутри судна. Когда крейсер ходил на пробу 15-го июля (н. ст.), то он был в полном грузу, с порохом, провизией и проч. На пробе присутствовало три члена адмиралтейств-совета — адмирал Брандреш, контролёр флота, адмирал сэр Ричардс и г. Рендел. Последний особенно интересовался испытаниями, так как он составлял чертежи крейсера и наблюдал за его постройкой до оставления фирмы Армстронга и перехода на службу в адмиралтейство. Кроме того присутствовали: начальник морской артиллерии, капитан Хопкинс, и многие представители кораблестроительного и механического отделения адмиралтейства. Со стороны чилийского правительства на крейсере находилась приёмная комиссия под председательством капитана Линча. Также присутствовали на пробе представители иностранных флотов, включая итальянского и японского. Испытания для определения скорости производились при искусственной тяге на протяжении 11-ти морских миль, от устья р. Тайн до Ньюбиггена. Первый переход дал скорость в 18,11 узла, и второй 18,45 узла; среднее 18,28 узла. Во всё время испытания полным ходом машина действовала без малейшей задержки; пару было достаточно, и тяга в кочегарных умеренная. При всех скоростях замечено полное отсутствие сотрясений, и движение судна в воде не сопровождалось никакими особыми волнами, столь обычными при испытаниях броненосцев. Скорость хода признана очень большой по сравнению с величиной судна, и принимая в соображение то обстоятельство, что крейсер находился в полном грузу.
Можно с уверенностью сказать, что в данное время Esmeralda самый быстроходный крейсер. Посыльное судно Iris, будучи в полном грузу, развило скорость около 18 узлов. Но надолго ли Esmeralda сохранит за собой первенство в скорости — предсказать очень трудно ввиду быстрых успехов в военном судостроении. Поворотливость крейсера также испытывали при различных скоростях, и оказалось, что судно слушается руля превосходно, как при гидравлическом приводе, так и при ручном.
В заключение был произведён ряд выстрелов из каждого орудия, батарейными зарядами, для определения прочности как установки орудий, так и смежных с орудиями частей судна. Всё обошлось благополучно, и ни одна заклепка не тронулась даже при стрельбе из 10-дюйм. орудий.
Сравнивая крейсер Esmeralda с корветами Volage и Active той же величины, но проектированными около 18 лет тому назад, автор замечает между ними следующую громадную разницу. На крейсере Esmeralda гораздо сильнее артиллерия, имеется броневая палуба, и скорость на три узла более. С другой стороны, корвет Volage имеет деревянную обшивку, покрытую медными листами, и хорошую парусность, между тем как Esmeralda не имеет обшивки, и только лёгкий рангоут. Но как боевая машина, крейсер Esmeralda, несравненно сильнее не только корвета Volage, но и фрегатов Inconstant и Shah, крейсеров типа Leander и недавно заложенного Chicago, которые имеют на 50% большее водоизмещение.
Тип крытого бронёй крейсера, первым готовым образцом которого является Esmeralda, сразу завоевал себе сторонников. Фирма Армстронга, Митчеля и К° строит и вскоре окончит для итальянского флота крейсер Giovanni Bausan, который очень похож на крейсер Esmeralda, только имеет несколько большие размеры. Кроме того, фирмой недавно заложены два крейсера больших размеров, с сильнейшей артиллерией, более толстой броневой палубой и большей скорости; эти крейсеры строятся по чертежам г. Уайта, по заказу японского правительства.
В Италии также идёт постройка двух судов по образцу Giovanni Bausan; во Франции недавно спущен крейсер Sfax с броневой палубой, а в Англии, на казённых верфях, строится сразу четыре крейсера типа Mersey, также крытых броневой палубой.
Мнения могут быть различны относительно особенностей военных судов этого класса. Можно спорить о наиболее выгодном для них артиллерийском вооружении, о расположении и толщине броневых палуб, о парусности и других частных подробностях. Некоторые могут считать эти суда годными для замены броненосцев, другие могут принимать их только как суда вспомогательные броненосным судам. Но всякий согласится, что, принимая во внимание их умеренные размеры, большую скорость хода, сильные средства обороны и наступления, большие запасы угля и хорошие морские качества, эти крейсеры пригодны для самой разнообразной службы, и должны умножаться. Это особенно верно по отношению к английскому флоту, в котором существует большая потребность в быстроходных крейсерах для охраны торговли и общей морской службы. Короче сказать, крытый бронёй крейсер должен играть в современном флоте роль фрегатов во флотах дней минувших.

Итальянский крейсер Giovanni Bausan. (Морской сборник №07 1885.)
По сведениям газеты Times, новый итальянский крейсер Giovanni Bausan, состоящий под командой Его Высочества герцога Генуэзского, должен был, уже совсем готовый, выйти из Англии в Италию в конце мая месяца.
Крейсер выстроен на верфи сэра Армстронга, Митчеля и К°, на р. Тайн, и вообще имеет сходство с крейсером Esmeralda, выстроенным на той же верфи для чилийского флота, в 1884 году. Чертежи крейсера составлены г. Ренделем, служащим теперь гражданским лордом английского адмиралтейства. Размерения корпуса следующие:
Длина 280 фут. 0 дюйм. Ширина 42 фут. 0 дюйм. Углубление18 фут. 6 дюйм. Водоизмещение около 3100 тонн.
Таким образом, Bausan на 10 фут длиннее и приблизительно на 150 тонн тяжелее чилийского крейсера. Увеличение размеров позволило положить более толстую палубную броню над машинами, котлами, погребами для боевых запасов, и над рулевым аппаратом; кроме того, введено сильное минное вооружение. Броневая палуба в 1,5 дюйма толщиной, расположена вся под водой, и служит основанием для главных угольных ящиков. Для увеличения остойчивости и плавучести, по бортам, у ватерлинии, сделаны клетчатые коридоры, наполненные пробкой.
Артиллерия состоит из 25-ти тонных 10-дюймовых орудий, заряжаемых с казны и поставленных в носу и в корме, с гидравлическими приспособлениями для их действия и заряжания; шесть 4-х тонных 6-ти дюймовых орудий установлены по бортам, на станках Альбини с центральными поворотными штырями. Кроме того, на палубе стоят две 6-ти фунтовые скорострельные пушки завода Армстронга, и несколько пушек Норденфельта и Гочкисса. По одной скорострельной пушке поставлено в вращающихся башнях на марсах, где прислуга защищена от огня скорострельной артиллерии. Подобная же защита в виде толстых стальных щитов, имеется и для прислуги больших орудий крейсера и для капитанской боевой рубки.
По минной части имеется один подводный аппарат в носу, ниже тарана, и два надводных, на палубе, также в носовой части. Гидравлические аппараты поставлены не только для действия большими орудиями, но и для рулевого привода и для подъёма больших шлюпок и вообще значительных тяжестей.
Машина и котлы изготовлены на заводе Гоуторна. На официальной пробе, произведённой 9-го мая (н. ст.), под наблюдением комиссии итальянских офицеров, крейсер Bausan ходил, в продолжении полных шести часов при действии искусственной тяги, тогда как по правилам английского адмиралтейства полагается для такой тяги только 4 часа на больших судах и 3 часа на миноносках. Во время испытания машины делали средним числом 116,5 оборотов; число индикаторных сил было более 6000, и средняя скорость хода 17,5 узлов.
По образцу Giovanni Bausan, в Италии строится одновременно три крейсера. Etna, Vesuvius, и Stromboli.


Новые японские крейсера. (Морской сборник №11 1885.)
В майской хронике текущего года было сообщено о постройке на верфи Армстронга, Митчеля и К° двух японских крейсеров. Из них Naniva-Kan был спущен на воду 18-го марта (н. ст.), а второй, по имени Takachiko-Kan, спущен 16-го мая. Второй крейсер, подобно первому, имеет следующие размерения: Длина 300 фут. 0 д. Ширина 45 фут. 11 д. Среднее углубление 18 фут.2 д. Водоизмещение 3600 тонн.
Машина двухвинтовая, завода Гоуторн, в 7500 индикаторных сил, должна развить скорость хода от 18 до 18,5 узлов. Артиллерия заказана Армстронгу, и состоит из двух 10,25 дюйм. 28-тонных и шести 6-дюймовых 5-ти тонных орудий, а также из двенадцати скорострельных пушек на палубе и четырёх на марсах. Минных аппаратов будет четыре, один в носу, один в корме и по одному у каждого борта.
В нынешнем же году, 31-го марта, с казённой верфи в Иокоске спущен на воду крейсер смешанной конструкции, следующих размерений:
Длина между перпендикулярами 208 фут. 0 дюйм. Наибольшая ширина 34 фут. 11 дюйм. Глубина трюма 23 фут. 0 дюйм. Углубление 15 фут. 0 дюйм. Водоизмещение 1476 тонн.
Машина горизонтальная, смешанной системы, в 1600индикаторных сил. Ожидаемая скорость от 12 до 13 узлов. Артиллерия — два 26 см. орудия Круппа и пять 12 см.орудий, не считая некоторого числа картечниц. Минные аппараты у каждого борта. Офицеров и команды 249 человек.
(«Times»)

p.s. Это всё, что я нашёл в доступных сейчас "Морских Сборниках".
   
+
+4
-
edit
 

nvlom

втянувшийся

спасибо за морской сборник.
Я наберусь наглости и доложу оставшиеся фотографии:
   
+
+3
-
edit
 

IBeRUS

аксакал
★★
Пока уважаемое сообщество "переваривало" потрясающие фотографии "Эсмеральды",работа над чертежом крейсера продолжается.В результате творческих изысканий и дополнительно "всплывшим" материалам,практически завершена теоретическая часть.Вот так выглядит носовая оконечность "Идзуми".Хотелось бы услышать мнение коллег по возможным ошибкам,дабы вовремя их устранить.
Прикреплённые файлы:
Идзуми нос.jpg (скачать) [1226x1826, 264 кБ]
 
 
   8.08.0
+
+3
-
edit
 

nvlom

втянувшийся

дас ис фантастиш!

Вдруг пригодится, Продольный разрез Фиерамоска:
   
+
+2
-
edit
 

ironclad

втянувшийся

Может, пригодится при вычерчивании кормы?

«На выставке в Тайнемауте 1882 года демонстрировались концевые валы [гребные] стальных валопроводов «Эсмеральды», и те, кто их видел, хорошо помнят их огромную длину и превосходное качество. Их длина была необычайно большой по двум причинам: первое, очень совершенная форма корабля; и второе, исключительно большое расстояние винтов от корпуса. Поэтому, было решено установить на каждом борту по два поддерживающих кронштейна; и в этом отношении «Эсмеральда» напоминает «Iris» и «Mercury», хотя схема расположения её валопроводов другая.» «Engineer», 1884.

"Chao Yung" на стапеле:
http://www.tomorrows-history.com/images/content/NE/NE0500210001.jpg [not image]
Giovanni Bausan:
Прикреплённые файлы:
Нанива.jpg (скачать) [1247x878, 244 кБ]
 
 
   
+
-
edit
 

IBeRUS

аксакал
★★
ironclad> Может, пригодится при вычерчивании кормы?

Спасибо,конечно пригодится,и не только для кормы!Информации лишней не бывает,а тут,как говорится "курочка по зернышку..."
   8.08.0
RU Вованыч_1977 #07.03.2012 22:25  @IBeRUS#16.02.2012 10:48
+
+2
-
edit
 
Поляки в мартовском номере MSiO статью по "Эсмеральде" дали (автор - Тадеуш Климчик).
Прикреплённые файлы:
111.jpg (скачать) [1368x764, 224 кБ]
 
 
   8.08.0
RU IBeRUS #08.03.2012 01:05  @Вованыч_1977#07.03.2012 22:25
+
+1
-
edit
 

IBeRUS

аксакал
★★
Вованыч_1977> Поляки в мартовском номере MSiO статью по "Эсмеральде" дали (автор - Тадеуш Климчик).

Вот как тут не возмущаться - еще мы не до конца все обработали,а эти робяты уже статеюшку тиснули!Судя по приведенной схеме,очень похоже на плагиат с наших разработок...Но,слава Богу,ошибки они те же самые оставили,что и на первовыложенных схемах.А правду мы им не скажем,во всяком случае пока!
Вовчик,а полностью статейку всунуть сюды или в личку могешь?Уж больно шибко они разрезвились,точно тут на форуме паслись,ведь раньше они интерес к этому кораблику как-то не проявляли!
   7.07.0
RU Вованыч_1977 #08.03.2012 02:19  @IBeRUS#08.03.2012 01:05
+
-
edit
 
IBeRUS> Вовчик,а полностью статейку всунуть сюды или в личку могешь?

Давай, я тебе лучше ссылку на сам журнал дам :) . Просто поляки как-то хитро сканируют - при копировании из pdf-файла "вылезает" сжатая по высоте картинка (и это в лучшем случае). Что-то видно намудрили - дабы пираты не сильно радовались. Я и эту-то графику только через PrtSc и выцепил.
   8.08.0
RU Вованыч_1977 #08.03.2012 02:21  @Вованыч_1977#08.03.2012 02:19
+
+3
-
edit
 
RU IBeRUS #08.03.2012 03:35  @Вованыч_1977#08.03.2012 02:21
+
-
edit
 

IBeRUS

аксакал
★★
Вованыч_1977>> Давай, я тебе лучше ссылку на сам журнал дам :) .

Спасибо,брат - содрал!Буду изучать...
   7.07.0
+
+2
-
edit
 

ironclad

втянувшийся

IbeRUS> Судя по приведенной схеме,очень похоже на плагиат с наших разработок.
Уверен, что не плагиат, слишком много ошибок. Грубая переделка давно известной схемы.

IbeRUS> Вот как тут не возмущаться - еще мы не до конца все обработали,а эти робяты уже статеюшку тиснули!
В статье Климчика очень много написано о фирме Армстронга, людях, связанных с ней, других кораблях фирмы; здесь ничего подобного не выкладывалось.
Об «Эсмеральде» же написана чепуха: на мостиках 6-фунтовые пушки Гарднера калибра 57 мм., противоминное вооружение - 5 револьверных Гочкисов, много интересного про подводные и надводные торпедные аппараты «Эсмеральды», с упоминанием чилийских и японских источников... ;)
Похоже, у Т. Климчика давно были заготовки статьи, наша работа, самое большее, могла спровоцировать всплеск интереса моделистов к этому кораблю, вот Климчик и поторопился напечатать свою статью, пока новые материалы её не обесценили.
Возможно, отсюда взяли только пару-тройку фотографий, ничего больше.

Если кто-то читает по-польски и может отделить зёрна от плевел, пусть выложит фрагменты, которые выглядят интересными.
Ещё меня интересует, не написал ли Климчик чего-то необычного, экзотического про катер, который первоначально получила «Эсмеральда» (На форумах это поминали несколько лет назад, а недавно я сам наткнулся на недостоверный материал).

Большая часть материала, выложенного нами в этой теме, прекрасно известна многим на той же Цусиме, судя по намёкам, мелькавшим в сообщениях многолетней давности. (Я не просто так предлагал задать вопросы «Цусимцам»).

Иберус! Можешь сформулировать, где проходит грань между материалом, который надо выкладывать на форум и теми данными, которые лучше передавать в личку, а на форум выложить только после создания модели?
   
Это сообщение редактировалось 08.03.2012 в 22:00
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU ironclad #08.03.2012 23:21  @ironclad#08.03.2012 21:54
+
-
edit
 

ironclad

втянувшийся

Несколько глав из Питера Брука "Корабли на экспорт".:

Японский «Цукуси» (бывший чилийский «Артуро Пратт»), китайские «Чаоюн» и «Янвэй».

Основные сведения.
Идея маленьких, быстрых, небронированных, тяжеловооружённых кораблей была изложена в «закрытой и секретной» записке, написанной, вероятно, Стюартом Ренделлом в конце 1870-х. После выдвижения доводов о том, почему надо отказаться от бортовой брони, в записке пропагандировалась идея о размещении машин и котлов ниже ватерлинии «с лёгкой защитной палубой, расположенной немного ниже ватерлинии, предотвращающей их заливание». «Вооружение такого корабля незащищено, но, работающее от гидравлического привода, оно требует немного людей и, благодаря простоте конструкции, меньше подвержено повреждениям».
«Небронированный крейсер может быть построен на вышеизложенных принципах, имея следующие размерения и характеристики. Водоизмещение 1200-1400 тонн, осадка 15 футов, скорость 15 узлов, 2 независимых двигателя, двухвинтовой». Записка продолжалась рекомендацией, что «вооружение должно состоять из двух 25-тонных орудий Армстронга нового типа, казно- или дульнозарядных, обеспечивающих круговой сектор обстрела независимо от движения корабля, а, кроме того, из четырёх меньших, но мощных орудий, гатлингов, минных паровых катеров, и т.д.». Нос будет усилен для таранных ударов, цена будет 80-100 тысяч фунтов, а время постройки 15-18 месяцев.
Завершалась записка тем, что эти корабли рассматриваются не как канонерские лодки, «но как независимые элементы сил флота, имеющие обязанности совершенно разные с обязанностями канонерок. Эти более тяжёлые корабли смогут, используя сочетание высокой скорости с орудийной мощью, выслеживать и преследовать броненосцы, выбирая позицию и время для атаки… пять этих новых кораблей могут быть выстроены по цене одного броненосца. Вместе они представят собой силу большую, чем броненосец».
Первый из трёх кораблей, выстроенных по этим идеям, был заложен для Чили, следующие два для Китая. Два орудия главного калибра этих кораблей были, за исключением огромных дульнозарядных орудий «Инфлексибла» и «Дуилио», самыми сильными из морских орудий. Корабли были быстры для своих размеров, а их высокая скорость в 16 узлов была достигнута, впервые на военном корабле, с помощью искусственной тяги, создаваемой закрытой кочегаркой. Защита обеспечивалась стальной палубой ниже ватерлинии, отверстия в которой либо имели герметичные люки, либо были окружены коффердамами высотой 3 фута 6 дюймов. Пространство между этой палубой и орудийной было разделено семью главными поперечными переборками, для дополнительной защиты в нём были устроены кладовые и бункера; по бортам машинных и котельных отделений также размещались угольные бункера.
Чтобы добиться так многого в ограниченном водоизмещении, чем-то пришлось пожертвовать, и надводный борт этих кораблей был таким низким (в носу 5 футов), что для увеличения мореходности «Цукуси» был оснащён временным надстроенным полубаком, что полностью лишило носовое орудие носового сектора стрельбы. Присутствие нарисованной пятиконечной звезды на фотографиях означает, что первоначально полубак был установлен для перехода в Чили, оставаясь до прибытия «Цукуси» в Японию, где он и был снят. Неизвестно, была ли оснащена подобным образом китайская пара, но Адмиралтейство узнало, что на переходе у берегов Китая один из двух кораблей шёл с носом, погружённым в воду на 3 или 4 фута, а оба катера были повреждены, один переломился надвое. Департамент разведки Королевского Флота сделал заключение, что они были выстроены легковесно и что «на близкой дистанции корпус, конечно, будет изрешечён огнём митральез». Скорость в 16 узлов не могла поддерживаться долго, максимум 3 часа, она была для чрезвычайных ситуаций или боя. Скорость в 15 узлов могла поддерживаться 5 часов, требуя искусственной тяги, так что максимальная эксплуатационная скорость была только 13 узлов. Правда, в начале карьеры «Чаоюн» прошёл 172 мили со средней скоростью 15 узлов.
Другое ограничение возможностей тройки кораблей было то, что оба их тяжёлых орудия были установлены в неподвижных башнях, что допускало относительно небольшие углы их наведения: в носовом и кормовом секторах стрельбы - по 22° в каждую сторону от диаметральной плоскости, в бортовых секторах - по 35° к носу и корме от траверза. Заряжание и горизонтальное наведение осуществлялись гидравлическим приводом, но вертикальное наведение было ручное. Для заряжания орудия отводились на позицию вперёд и назад, что приводило к низкому темпу стрельбы. Для крейсеров это тяжёлое вооружение было совершенно неподходящим.
Орудия главного калибра стреляли 400-фунтовым снарядом, усиленный заряд в 180 фунтов давал скорость у дула в 1837 футов в секунду. Полный заряд в 140 фунтов давал скорость у дула в 1700 футов в секунду. Боезапас для орудий главного калибра состоял из 34 обычных бомб, 10 шрапнелей, 36 закалённых бомб, 14 закалённых снарядов и шести картечных снарядов. Зарядов было 50 усиленных в 180 фунтов и 50 полных в 140 фунтов. 40-фунтовки снабжались 12 обычными бомбами, 30 сегментными снарядами, 30 шрапнельными снарядами и 10 картечными.
Сэр Вильям Армстронг в своей президентской речи в Обществе Гражданских Инженеров в 1881 году был предсказуемо оптимистичен в отношении возможностей этих кораблей, призывая Королевский Флот обзаводиться множеством маленьких, быстрых, небронированных легковесных кораблей. Он процитировал высказывание Эдварда Рида о кораблях класса «Цукуси»: «среди кораблей Английского Флота, носящих достаточное для сражения с ними вооружение, нет ни одного, который может в погоне догнать их или избежать их нападения, когда осторожность требует отступить».
«Таймс» (26 июля 1881 года) обнародовала отчёт об их ходовых и артиллерийских испытаниях, одобрительно отозвавшись об их маневренности. С работающими задним ходом двигателями они могли остановиться, пройдя 1,5 длины корпуса. А с одним двигателем, работающим передним ходом, и вторым, работающим задним, они разворачивались на длине корпуса. «Таймс» заключила, что, хотя слишком многого от них ждать не приходится, «пробивная способность и дальность их орудий… превосходят те же любого корабля, кроме орудий английского «Инфлексибла» и итальянского «Дуилио». Небронированные вооружённые корабли нельзя даже на миг сопоставить с ними, а среди бронированных ни один не сравнится с ними по скорости.… Таким образом, их крайне мощное вооружение сделает их злейшей угрозой самым крупным небронированным кораблям, а превосходство в скорости, дальнобойность и мощь артиллерии позволят им в какой-то степени бороться с броненосцем, так как они могут легко выбирать удобную им дистанцию боя, а благодаря миниатюрности их будет очень трудно поразить; ни в каком случае одиночный снаряд не сможет вывести их из строя, благодаря их подводной и прочей защите». «Таймс» заключает, что в роли застрельщиков или кавалерии «они окажутся ценным дополнением к кораблям первого класса».

Служба: «Цукуси».
Был заложен для Чили как «Артуро Пратт», но, из-за успешного хода морской войны с Перу, Чили либо устроило его продажу, либо, прекратив платежи, потеряло право собственности; он был куплен японским правительством 16 июня 1883 года, возможно, в ответ на приобретение его систершипов Китаем. Нет других записей его участия в Японо-Китайской войне 1894-95 годов, кроме того, что он входил в Четвёртый Летучий Отряд, при Ялу не был, но участвовал в бескровном захвате залива Талиенвань к востоку от Порт-Артура. Во время Русско-Японской войны «Цукуси» сыграл важную роль в захвате позиций у горы Наньшань [ Бой под Кинчжоу ], подавив русские орудия, затем некоторое время служил сторожевым кораблём в Ньючванге [ Инкоу ]; во время Цусимского сражения входил в состав Седьмого Отряда контр-адмирала Ямады (Третья Эскадра), но, поскольку отряд размещался в Западном проходе Корейского пролива, он не принял активного участия в бою. «Цукуси» был вычеркнут из списка действующих судов 25 мая 1906 года, служил учебным кораблём в Куре и был разобран примерно в 1910 году.

Служба: «Чаоюн» и «Янвэй».
Ли Хунчжан решил усилить свой северный флот кораблями, способными атаковать. Так же как и с «Алфавитными», ответственность за заказ и наблюдение за постройкой была возложена на Джеймса Кемпбелла, агента Роберта Харта в Лондоне. Понадобилось убеждать китайцев, что большие орудия должны быть казнозарядными. Стюарт Ренделл объяснил, что высота орудийных башен, длина орудий, наличие тарана на одном конце и руля на другом сделали применение дульнозарядных орудий непрактичным. Малый размер кораблей препятствовал их оснащению минным катером с торпедами Уайтхеда, также существовала опасность взрыва торпед из-за неправильного обращения; поэтому взамен Ренделл предложил катер с шестовой миной.
Пара отправилась из Ньюкасла в Китай 9 августа 1881 года под китайскими флагами, с китайской командой и под началом адмирала Китайского Флота Тинга. В середине октября они достигли цели, но не без происшествий, так как «Янвэй» истратил весь уголь и два дня дрейфовал в Средиземном море, потерял винт в Суэцком канале и сел на мель на реке Кантон; последние два случая по вине местных лоцманов.
Во время службы в Китайском Флоте обслуживанием канонерок пренебрегали, так что котлы износились, а орудийный порох к моменту битвы при Ялу был 13-летней давности и совершенно негоден. В битве при Ялу, 17 сентября 1894 года, адмирал Тинг выбрал для боя построение в линии фронта, усугубив эту ошибку тем, что расположил слабейшие корабли на флангах; таким образом, «Чаоюн» и «Янвэй» оказались в опасной позиции, крайними на правом фланге флота. Четыре самых быстрых японских корабля: «Ёсино», «Нанива», «Такатихо» и «Ицукусима» (все, кроме последнего, постройки Армстронга), собранные в «Летучий Отряд», поставили палочку над «Т» китайской линии и атаковали правый фланг, открыв огонь с 3000 ярдов. Несмотря на это, большие пушки китайской пары ещё некоторое время стреляли, но уже безрезультатно; позже, в тот же день, «Чаоюн» затонул, а тяжело повреждённый «Янвэй», с совершенно выгоревшей верхней палубой, выбросился на берег. Оставленный командой, он был уничтожен японцами на следующий день после боя.

Улучшенный «Цукуси».
В феврале 1881 года Армстронг разработал проект увеличенного, сильнее вооружённого и более мореходного корабля типа «Цукуси». На каждом борту он нёс по дополнительному 4,7-дюймовому орудию и имел полубак, так что носовое 10-дюймовое орудие не имело носового сектора стрельбы, но его углы наведения в бортовых секторах были на 20° больше, чем на «Цукуси». Кормовое 10-дюймовое орудие тоже имело 90° углы наведения в бортовых секторах, но в кормовом секторе стрельбы угол наведения всего по 7° на каждый борт от диаметральной плоскости. Высота надводного борта в носу была 16-17 футов, а в корме 7 футов.
Размерения были: 230 ф.(между п.п.) Х 37 ф. ширины [70,1 м. Х 11,28 м.]. Высота корабля до тентовой палубы 21 фут 9 дюймов [6,63 м.].

«Эсмеральда».

Основные сведения.
«Эсмеральда» может рассматриваться как дальнейшее развитие кораблей класса «Цукуси». Как и они, корабль нёс только стабилизирующие паруса, имел мощные орудия главного калибра и был выстроен из стали. Но, в отличие от прародителей, «Эсмеральда» была мореходным кораблём с большей на два узла скоростью, надводным бортом на пять футов выше, усиленной артиллерией среднего калибра и значительно расширенным радиусом действия. Это был первый современный бронепалубный крейсер.
Он привлёк большое внимание, его посетил Принц Уэльский, а газета «Таймс» во время испытаний «Эсмеральды» на скорость напечатала длинную статью, анонимно написанную В.Г. Уайтом, старшим кораблестроителем Армстронга. «Эсмеральда» послужила стимулом к разработке более совершенного класса бронепалубных крейсеров типа «Мерсей», первых в Королевском Флоте, разработанных Уайтом незадолго до его ухода из Адмиралтейства к Армстронгу. Пятнадцатью годами позже сэр Натаниэль Барнаби, предшественник Уайта на посту Директора Военно-Морского Строительства, написал, что крейсера этого типа «сделали две замечательные вещи… они принесли успех фирме Армстронга, так как крейсера вроде «Эсмеральды», иногда с узкой полосой бортовой брони, но гораздо чаще без, сейчас (примерно в 1899 году) в большом почёте у всех флотов. Второе, они привели к увеличению скорости всех военных кораблей и к отказу от парусов».
Выгнутая бронепалуба шла по всей длине корабля. Её толщина была 1 дюйм над машинами и котлами и 0,5 дюймов спереди и сзади. Своим передним концом она подкрепляла таран. Дополнительная защита обеспечивалась угольными бункерами по бортам и углём, сложенным в пятифутовом пространстве между бронепалубой и нижней палубой (кубриком). Также по ватерлинии шёл пробковый пояс, теоретически предназначенный ограничить поступление воды в случае пробоины, но на практике ничего не стоящий. Поскольку бронепалуба была ниже ватерлинии, она не обеспечивала плавучести, остойчивости и дифферентовки корабля в случае пробоины, а могла только предотвратить повреждение котлов и машин осколками или проникновение осколков в погреба.
Все орудия главного и среднего калибра находились на верхней палубе, в 15-16 футах над поверхностью воды. В 60 футах от носа и кормы располагались 25-тонные, 10-дюймовые казнозарядные орудия, стреляющие 450-фунтовым снарядом с 230-фунтовым зарядом. Эти два тяжёлых орудия устанавливались на станки с центральным штырём, с гидравлическим механизмом для наводки орудия и его перемещения вперёд-назад по направляющим. Позади направляющих была небольшая стальная загородка толщиной 1,5 дюйма, в которой находились управляющие гидравлическими механизмами рукоятки и механизм вертикального наведения орудия (от +12° до -5°). Эта загородка, вращающаяся вместе с орудием, образовывала защищённое помещение для наводчика и двух канониров. Неподвижная зарядная станция была защищена 2-дюймовыми листами, в ней находились три человека; для перезарядки орудия устанавливались в позицию вперёд и назад, затем отводились назад по направляющим, так что казённая часть каждого орудия уходила под прикрытие защищённого стального помещения, в котором находился гидравлический прибойник. От пола этого помещения вниз в погреба убегала стальная труба; снаряды поднимались гидравликой, а заряды ручной лебёдкой. Процесс заряжания, должно быть, был медленным. Шестидюймовые, 4-тонные, казнозарядные орудия на станках Вавассёра на центральном штыре располагались по три на каждом борту. Кроме того, на концах крыльев мостика находились 6-фунтовые скорострельные орудия, а митральезы Гарднера и Гочкиса были установлены на марсах и вдоль фальшбортов. Горизонтальные машины компаунд размещались в отдельных отсеках, четыре цилиндрических котла в двух отсеках. Курьёзным возвратом к старым обычаям были нарисованные фальшивые кормовые окна.
При таком малом водоизмещении многим пришлось пожертвовать, так что при нормальной загрузке высота борта была только 10 футов 9 дюймов, а двойное дно отсутствовало.
Адмиралтейство сильно критиковало её проект, сравнивая «Эсмеральду» с крейсерами класса «Мерсей», первыми бронепалубными крейсерами Королевского Флота, к невыгоде для последней. Рулевой привод только находился чуть ниже ватерлинии, но не был защищён бронепалубой. Угольные бункера не были разделены водонепроницаемыми переборками, как на «Мерсее», а так как перегрузочные проёмы не имели дверей и их пороги находились на уровне воды, то попадание по ватерлинии затопило бы обширные пространства, а пробковый пояс был бы тут же уничтожен, так как был тонок. Чтобы разместить котлы между дном и бронепалубой, трубки разместили над топками, что делало их более уязвимыми от действия артиллерийского огня, а для двойного дна не осталось места. Не было надлежащей боевой рубки, только пулестойкое сооружение весом в 6 тонн, в отличие от 50-тонной боевой рубки «Мерсея», к тому же не было запасного рулевого поста. Помещения для офицеров были превосходны, для команды в 200 человек хороши. Но окончательно её экипаж состоял почти из трёхсот и, должно быть, ютился в тесноте.
Отдел Военно-Морского Строительства произвёл сравнение «Эсмеральды» и «Мерсея» по абсолютным и относительным весам. Для последнего они посчитали 500 тонн угля, но в жизни он носил полный запас в 900 тонн. В третьей колонке приведены соответственно исправленные данные. «Эсмеральда» же, в отличие от «Мерсея», дана с полным запасом угля. Данные показывают, что на «Мерсее» для защиты предназначался намного больший вес, не только более толстая бронепалуба, но и 50 тонн боевой рубки, сравнительно с 6 тоннами «Эсмеральды»; соответственно, меньше веса было отведено машинам. Большее водоизмещение «Мерсея» позволило установить полубак и полуют, сделав его более мореходным.

«Эсмеральда», 3050 т. полн., / «Мерсей», 3065 т. по проекту, / «Мерсей», 4005 полн.,
2 Х 10-д., 6 Х 6-д. / 2 Х 8-д., 10 Х 6-д.
Процент/Тонны / Процент/Тонны / Процент/Тонны
Оборудование /5.7/174/7.62/275/6.87/275
Вооружение /7.64/233/7.49/270/6.74/270
Машины /20.82/635/15.81/570/14.23/570
Уголь /19.67/600/13.86/500/22.47/900
Броня /3.54/108/13.86/500/12.48/500
Корпус /42.63/1300/41.36/1490/37.45/1490

Когда «Эсмеральда» ещё строилась, японское правительство попросило сэра Эндрю Нобля из фирмы Армстронга уговорить чилийцев продать её. Чилийцы согласились, но только при условии, что выстроенный взамен корабль будет на 10 футов длиннее. Армстронг согласился с этим условием, но выставил своё, что чилийцы соглашаются на призовые выплаты за скорость начиная с 16 узлов; это сочли неприемлемым и сделка сорвалась.

Служба.
«Эсмеральда» сыграла важную роль в чилийской гражданской войне 1891 года, в господствующих на море силах Конгрессионалистов (повстанцев) она была одной из ключевых фигур. В феврале она обстреляла Иквик. В августе, в решающей битве этой войны, «Эсмеральда» обстреляла правительственные войска (Бальмаседистов) крупнокалиберными орудиями, внеся большое смятение в их ряды; правда, потери были невелики.
В марте 1894 года Эльзвикскому судостроительному заводу было предложено участвовать в конкурсе на переоснащение «Эсмеральды», которое должно было включать современные машины и котлы, обшивку тиком, добавление полуюта и полубака и современное вооружение. Переоснащение так и не состоялось, так как в ноябре 1894 года, во время Японо-Китайской войны, она была продана японцам через посредника - правительство Эквадора, передача состоялась на Галапагосских островах. Когда сведения о соглашении стали широко известны в Эквадоре, оно оказалось так непопулярно, что правительство президента Кордеро было свержено вооружённым восстанием.
«Эсмеральда» была переименована в «Идзуми»; корабль не принимал участия в Японо-Китайской войне. Его старые 6-дюймовые казнозарядные орудия были заменены 4,7-дюймовыми скорострельными в 1899 году, боевые марсы были сняты, поскольку считалось, что корабль обладает малой мореходностью; 10-дюймовые орудия заменили 6-дюймовыми скорострельными в 1901 году.
«Идзуми» принял активное участие в Русско-Японской войне в составе Шестого Отряда, входящего в Третью Эскадру. Вершиной карьеры стало участие в решающей Цусимской битве 27-28 Мая 1905 года. Крейсер находился в линии боевого охранения и был одним из первых кораблей, заметивших Русский Флот, несколько часов он следил за русскими кораблями, находясь в пяти милях по правому борту от флагманского корабля «Князь Суворов», регулярно сообщая о его действиях по беспроволочному телеграфу. Русские крейсера обменялись с «Идзуми» несколькими выстрелами, но в течение нескольких часов настоящей попытки отогнать его не было, после чего, выполнив бесценную работу по слежению, одиночка в итоге присоединился к остальным кораблям Шестого Отряда, которые подошли ему в помощь. После войны он был низведён к исполнению вспомогательных функций, а 1 апреля 1912 года выведен из состава флота.

«Джованни Баузан».

Основные сведения.
«Баузан» был первым современным итальянским крейсером, отнесённым к классу «Ariete Torpediniere» или «торпедный таран». Он был слегка больше «Эсмеральды» (10 футами длиннее), нёс дополнительно два 6-фунтовых скорострельных орудия и 3 минных аппарата. Одной особенностью, отличавшей его от систершипов, «Этны», «Везувио», «Стромболи» и «Етторе Фиерамоска» (построенных в Италии по чертежам Армстронга), был изогнутый кран позади второй трубы, предназначенный для спуска на воду лодок. Другой отличительной особенностью была форма его марсов. Получая новые дополнения, например, к мостикам, он с возрастом глубже садился в воду. В 1899 году его 5,9-дюймовые казнозарядные орудия были заменены 6-дюймовыми скорострельными 40 калибра, два из которых были сняты в 1904 году. В 1915 году его 10-дюймовые орудия и ещё два 6-дюймовых были сняты. В июле 1916 года он был полностью разоружён.

Служба.
«Джованни Баузан» под итальянским флагом покинул Тайн 21 мая 1885 года, чтобы присоединиться к «Squadra Permanente», оперативной морской эскадре Итальянского Королевского Флота. В 1887 и 1888 годах он принял участие в захвате Эритреи, большую часть времени плавая под флагом адмирала, командующего морскими силами в Красном Море. Позже провёл много времени в заграничных плаваниях, главным образом у берегов Северной и Центральной Америки. С 1905 по июнь 1912 года крейсер использовался как учебный корабль для подготовки кочегаров и механиков. Во время Итало-Турецкой войны 1912 года «Джованни Баузан» с 19 июня был флагманом в Киренаике и с четырьмя миноносцами выполнял задачи по патрулированию и огневой поддержке, затем использовался как корабль-опреснитель. Во время Первой Мировой Войны он служил гидроавиатранспортом в Бриндизи. Списанный в 1919 году, в марте 1920 года был продан на слом.

«Нанива» и «Такатихо».

Основные сведения.
Эти два корабля были увеличенными и сильно усовершенствованными «Эсмеральдами». Бронепалуба была поднята на два фута, так что при нормальной осадке она была на фут выше ватерлинии. По словам проектировщика, «отверстия в бронепалубе выведены выше ватерлинии, а её значительная продольная длина даст возможность при повреждениях в бою сохранить дифферент и остойчивость намного эффективнее, чем это может быть сделано при бронепалубе, полностью находящейся ниже уровня воды». Подъём бронепалубы стал возможен благодаря увеличению высоты борта до пятнадцати футов. Другим следствием увеличения высоты стало то, что орудия главного калибра стали располагаться на четыре фута выше и улучшилась мореходность кораблей. Двойное дно простиралось под машинными отделениями, кочегарками и погребами.
Японский Морской Комитет под председательством адмирала Ито был очень взыскателен в своих требованиях, настаивая на обеспечении десяти митральез Норденфельта 40.000 патронов, размещении 200 выстрелов для каждого из 10-дюймовых орудий и 450 выстрелов для 6-дюймовых. Ещё они хотели переделки якорей и их цепей, изменения конструкции корабля, с помещениями и припасами на экипаж в 325 человек вместо первоначальных 250. Наконец, они хотели скорости в 18 узлов вместо 17. Японцы не заказали орудия главного и среднего калибра у Армстронга, предпочтя им Крупповские. Станки для орудий главного калибра были улучшенными станками «Эсмеральды», идентичными установленным на «Виктории» и «Санспарейль».
После Японо-Китайской войны боевые марсы крейсеров были перемещены ниже верхушек труб, возможно, чтобы избежать влияния дыма, но, согласно Ф.Т.Джейну, из-за плохой мореходности. Как бы там ни было, но тогдашний главнокомандующий морскими силами в Китае, сэр Эдмунд Фримантл, сообщил, что они хорошо себя показали во время войны. Но, конечно, лучшая оценка, должно быть, это оценка командующего японским флотом адмирала Ито, который после сражения при Ялу написал Уильяму Уайту, восхваляя их качества как в качестве разведчиков, так и боевых кораблей, обращая особое внимание на их прочную постройку.
В начале века 5,9-дюймовые казнозарядные орудия Круппа, а в 1902 году и 10,2-дюймовки были заменены Эльзвикскими 6-дюймовыми скорострельными орудиями, так что «Нанива» и «Такатихо» оба несли однокалиберное вооружение из восьми скорострельных 6-дюймовок 45 калибра; примерно в это же время труба «Такатихо» была удлинена, судя по фотографиям, на четыре фута.

Служба: «Нанива».
В декабре 1891 года крейсер «Нанива» под командованием капитана (позже ставшего адмиралом флота) Того находился на Гавайях, охраняя японские интересы во время революции, свергнувшей последнего короля аборигенов. В июле 1894 года «Нанива», всё ещё под командой Того, принял участие в перестрелке с китайскими кораблями возле острова Пхундо, в результате которой был потерян шлюп «Гуанъи», а позже, в тот же день, потопил «Коу Шин», английский пароход, перевозивший китайские войска и снаряжение; всё это произошло ещё до какого-либо официального объявления войны. В решающей битве при Ялу, 17 сентября 1894 года, «Нанива» входил в состав «Летучего Отряда» адмирала Цубои. Он получил восемь или девять попаданий, но не понёс потерь. Впоследствии крейсер принял участие в осаде Вей-Хай-Вея.
Во время Русско-Японской войны «Нанива» был в Четвёртом Отряде, во Второй Эскадре, плавая под контр-адмиральским флагом. «Нанива» участвовал в бою с «Варягом» в Чемульпо 9 февраля 1904 года. Был он и в бою при Ульсане 14 августа, придя к концу боя и покинув его, чтобы прикончить подбитый «Рюрик».
При Цусиме, будучи флагманом отряда адмирала Уриу, «Нанива» был к концу главной боевой колонны, а позже был вынужден покинуть колонну из-за подводной пробоины. Он вернулся в отряд ночью, а на другой день принял участие в окружении рассеявшихся остатков Русского Флота, выдержав попадание 6-дюймового снаряда с подбитого броненосного крейсера «Дмитрий Донской».
После войны «Нанива» был низведён к исполнению вспомогательных функций. 6 июня 1912 года он сел на камни возле острова Броутона Курильской гряды, был выброшен на берег и полностью потерян. Исключён из списка флота 5 августа 1912 года.

Служба: «Такатихо».
Во время Японо-Китайской войны «Такатихо» входил в состав «Летучего Отряда» адмирала Цубои. В битве при Ялу он получил только одно попадание, не причинившее потерь и серьёзных повреждений. Во время Русско-Японской войны в Чемульпо был послан к берегу впереди основных сил адмирала Уриу для сопровождения транспортов с высаживающимися войсками. При Ульсане «Такатихо» получил одно попадание с тонущего «Рюрика», ранившее 13 человек. При Цусиме он входил в отряд адмирала Уриу и был поражён крупнокалиберным снарядом ниже ватерлинии. В 1907 году был перестроен в минный заградитель. В начале Первой Мировой Войны, во время осады Циндао, использовался для перевозки войск и снаряжения. В ночь на 18 октября 1914 года, имея на борту 120 мин, был торпедирован эсминцем S90 двумя торпедами, вторая из которых вызвала взрыв, разломивший «Такатихо», из команды спаслось трое.
   
1 18 19 20 21 22 26

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru